Свобода движений рук Участие в большой моторике Локализация объекта Дотягивание Простой захват Отпускание Действия без захвата Действия с простым захватом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормальное и патологическое развитие в раннем возрасте КафедраКПРД Лекция 1 Нормальное и патологическоеразвитие большой моторики Лекция 1 Нормальное и.
Advertisements

Педагогический совет 3 МДОУ Детский сад комбинированного вида 25 «Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к обучению грамоте и письму» Подготовил.
Овладение навыком письма Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Обучение письму – сложный вид работы.
Развиваем мелкую моторику-готовим руку к письму. Консультация для родителей. Подготовила учитель-логопед Снигирева Анна Николаевна.
МДОУ 17 учитель-дефектолог Ссюхина Л.Ю. Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников на основе технологий О. В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой.
Игры ребёнка рядом со сверстниками Приучение к объединению в игре с другим ребёнком Ситуации, общение Использование фольклора Элементы театрализованной.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Югорский.
Обследование восприятия и интеллектуального развития ребенка 3-5 лет.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования 2 Соблюдение требований к условиям реализации.
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук воспитателя МДОУ детского сада 3 Соколовой Анны Альбертовны г.Калязин, 2013г.
Бросок двумя руками и одной рукой от груди снизу сверху вниз добивание Все броски в баскетболе можно классифицировать по следующим категориям:
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. 1 год 6 мес.. Подбирает однородные предметы по величине, дифференцирует их («большой» – «маленький») Подбирает однородные.
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С ( к ) ОУ VIII вида Швецова Зинаида Владимировна педагог- психолог СКОУ VIII –го.
Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей младшего школьного возраста.
Учитель-логопед Ковылина С.А. Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Фото рекомендации для родителей. Составили: воспитатели гр. 3 Васильева Ж.В., Морозова Е.В.
Профилактика нарушений осанки Воспитатель логопедической группы ГБДОУ 18 поселка Молодежное Ольшанская Л.Я.
МОТОРНАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА. Моторная одаренность - способности к выполнению точных и/или быстрых координированных движений и их комбинаций,
Зачем нужны игрушки? Игрушка (по мнению взрослого) Предназначена для детского развития Должна быть ОБЯЗАТЕЛЬНО обучающей.
Образовательная деятельность 1 младшая группа «Топ – топ»
Транксрипт:

Свобода движений рук Участие в большой моторике Локализация объекта Дотягивание Простой захват Отпускание Действия без захвата Действия с простым захватом Манипулятивный захват Взаимодействие рук и доминирование Моторное планирование Физиологическая гипертония (угасает к 2-5 мес.) резко ограничивает движения рук у новорожденных Свободные движения рук – хаотические и некоординированные – признак угасания физиологической гипертонии Развитие тонкой моторики в норме

Свобода движений рук Участие в большой моторике Локализация объекта Дотягивание Простой захват Отпускание Действия без захвата Действия с простым захватом Манипулятивный захват Взаимодействие рук и доминирование Моторное планирование Участие рук в контроле равновесия: ограничивает свободу движений рук Контроль равновесия туловищем обеспечивает свободу движений рук Развитие тонкой моторики в норме

Свобода движений рук Участие в большой моторике Локализация объекта Дотягивание Простой захват Отпускание Действия без захвата Действия с простым захватом Манипулятивный захват Взаимодействие рук и доминирование Моторное планирование Развитие тонкой моторики в норме

Локализация объекта КафедраКПРД Локализация объекта актуальная, при действии стимула с 2-4 месяцев Локализация объекта (пространственное запоминание) - с 6-8 месяцев Развитие тонкой моторики в норме Основные аспекты развития тонкой моторики

Свобода движений рук Участие в большой моторике Локализация объекта Дотягивание Простой захват Отпускание Действия без захвата Действия с простым захватом Манипулятивный захват Взаимодействие рук и доминирование Моторное планирование КафедраКПРД Развитие тонкой моторики в норме

Простой захват КафедраКПРД Развитие качества захвата Рефлекторное хватание - до 1 мес. Угасание хватательного рефлекса, кисти все чаще раскрыты - с 1-3 мес. Произвольный захват без участия большого пальца- 4 мес. Захват с полным противопоставлением б.п мес. Захват щепотью- предмет не касается ладони мес. Точный пинцетный захват кончиками большого и указательного пальцев - 12 мес. Настройка кисти к захвату и контроль удержания Зрительная настройка кисти к захвату - 5-6мес. Кожная настройка кисти к захвату: дотронулся, ощупывает, берет – с 5-6 мес. Кожно-кинестетический контроль удержания захваченного предмета на весу: взял, сжимает, чувствует твердость и вес предмета, регулирует силу захвата – к 7 мес. Развитие тонкой моторики в норме Основные аспекты развития тонкой моторики

Свобода движений рук Участие в большой моторике Локализация объекта Дотягивание Простой захват Отпускание Действия без захвата Действия с простым захватом Манипулятивный захват Взаимодействие рук и доминирование Моторное планирование КафедраКПРД Развитие тонкой моторики в норме

Отпускание КафедраКПРД Навыки отпускания Ребенок может отпустить предмет при: -- помещении его в рот или при перекладывании в другую руку -5-6 м. -- давлении им на другой предмет 7-10 м -- касании им другого предмета -- помещении его над нужным местом 9-10 м. -- может бросить предмет в нужном направлении – 1г -1г4м Развитие тонкой моторики в норме Основные аспекты развития тонкой моторики

Действия без захвата КафедраКПРД Ребенок может: -- обследовать объект касанием ладонной поверхностью или кончиками пальцев -- обследовать объекты надавливанием или сжиманием -- стучать рукой по объекту -- толкать объект - после 5 м. -- держать предмет на ладошке - после 1г. Развитие тонкой моторики в норме Основные аспекты развития тонкой моторики

Свобода движений рук Участие в большой моторике Локализация объекта Дотягивание Простой захват Отпускание Действия без захвата Действия с простым захватом Манипулятивный захват Взаимодействие рук и доминирование Моторное планирование КафедраКПРД Развитие тонкой моторики в норме

Действия с простым захватом КафедраКПРД - это действия при которых захват не меняется Ребенок может: - поворачивать предмет, вращая кисть (и смотреть при этом на предмет) -с 4 м. - трясти объект (слушая издаваемый звук или наблюдая за ним) – 4 м. - тянуть предмет – с 8 м. - есть ложкой – 1г4м -1г6 м - пить из чашки м. …. Развитие тонкой моторики в норме Основные аспекты развития тонкой моторики

Манипулятивный захват КафедраКПРД Ребенок может: - крутить в пальцах предмет – с мес. (откручивает крышки на флаконах) - перемещать мелкий предмет из одной части кисти в другую с мес. - собирать несколько мелких предметов одной рукой с мес. - рисовать карандашом (с локальными точными движениями в кисти) - резать ножницами – к 3-м годам Развитие тонкой моторики в норме Основные аспекты развития тонкой моторики

Взаимодействие рук и доминирование КафедраКПРД Взаимодействие рук Ребенок может: сводить кисти вместе с 3 мес. - захватывать большие предметы двумя руками с 4 мес - поймать крупный объект двумя руками (большой мяч) напротив груди - поднимать и удерживать большие предметы двумя руками - перекладывать предметы из руки в руку 5 мес. - одной рукой держит предмет, другой щупает, вращает подвижные части и т.п. с. 6-8 мес - держать по предмету в каждой руке Развитие тонкой моторики в норме Основные аспекты развития тонкой моторики

Взаимодействие рук и доминирование КафедраКПРД Взаимодействие рук - хлопать в ладоши, обследовать объекты двумя руками, действуя ими по-разному - стучать предметами друг о друга - разъединять (или разрывать) предметы - вытаскивать предметы из коробки одной рукой, придерживая ее другой - держать предмет в одной руке, а другой рукой манипулировать с другим предметом - удерживать один предмет одной рукой и действовать с другим предметом другой рукой – (одной рукой держит стержень пирамидки – другой нанизывает колечки и.т.п). с мес. Развитие тонкой моторики в норме Основные аспекты развития тонкой моторики

Взаимодействие рук и доминирование КафедраКПРД Доминирование руки Слишком выраженное доминирование до 15 мес. может быть патологическим! Пространственное доминирование руки при дотягивании и захвате - после 5 мес. (одна рука берет предмет и со своей и с противоположной стороны) Доминирование руки в перцептивных действиях - после 5 мес. (может предпочитать при исследовании себя и окружающих объектов 1 руку. Обычно частота использования доминирующей руки достигает 60-80%.) Развитие тонкой моторики в норме Основные аспекты развития тонкой моторики

Взаимодействие рук и доминирование КафедраКПРД Доминирование руки Доминирование руки в простых функциональных действиях - после мес. (может чаще использовать 1 руку в специфических действиях с предметами, например – когда грызет сухарик или катает машинку.) Доминирование руки в жестах - после мес., (когда ребенок пользуется указательным и другими жестами может преобладать 1 рука) Доминирование руки в сложных бимануальных навыках, в манипулятивном захвате, в специфических навыках после мес. – в еде столовыми приборами, после мес. – в рисовании, после мес. – в разрезании ножницами Развитие тонкой моторики в норме Основные аспекты развития тонкой моторики

Свобода движений рук Участие в большой моторике Локализация объекта Дотягивание Простой захват Отпускание Действия без захвата Действия с простым захватом Манипулятивный захват Взаимодействие рук и доминирование Моторное планирование КафедраКПРД ….проявляется в поведении, включающем последовательность действий с объектами… - обычно это сложное подражание, навыки самообслуживания, бытовые действия… Развитие тонкой моторики в норме

ОБСЛЕДОВАНИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ (из TPBA, T.Linder, Univ. Denver 1999) КафедраКПРД 1. Мышечный тонус -Напрягается ли рука, пока другая совершает произвольные движения? -Открывается ли рот? Высовывается ли язык при концентрации внимания? -Кисти чаще открыты или закрыты? 2. Сила Способен ли ребенок поднимать тяжелые предметы? -Разбирает ли ребенок конструктор, если это требует усилий? -Может ли застегивать молнию? -Устает ли ребенок по мере повторения движений? 3. Контроль головы и туловища во время захвата и манипулирования -Способен ли ребенок удерживать голову и туловище прямо, играя с предметами -Использует ли ребенок руки для опоры при дотягивании?

КафедраКПРД 4. Навыки дотягивания Точность дотягивания -Есть ли гиперметрия при дотягивании? -Тянется прямо к предмету или совершает размашистые движения, иногда отталкивая предмет. Зрительное управление дотягиванием - смотрит ли ребенок на предмет перед тем как дотянуться? - наблюдает ли ребенок за рукой или предметом при дотягивании? ОБСЛЕДОВАНИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ (из TPBA, T.Linder, Univ. Denver 1999)

КафедраКПРД 5. Навыки хватания - использует всю кисть или кулак? - участвует ли большой палец? - Указывает ли одним пальцем? - Захватывает ли мелкий предмет большим и указательным пальцем? - Может ли ребенок взять сразу несколько предметов? 6. Отпускание - может ли перекладывать предмет из руки в руку? - нуждается ли ребенок в давлении игрушкой на поверхность или опоре запястья для начала отпускания? - может ли ребенок отпустить объект в воздухе? ОБСЛЕДОВАНИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ (из TPBA, T.Linder, Univ. Denver 1999)

КафедраКПРД 7. Билатеральное развитие - сводит ли ребенок руки спереди вместе? - Пересекает ли рукой среднюю линию, чтобы достать предмет с другой стороны? - Предпочитает ли ребенок пользовать одной рукой? --- нет разницы --- очень сильная разница 8. Манипулятивный захват - Может ли ребенок переориентировать объект в руке? - Может ли резать бумагу ножницами. Нанизывать кольца на пирамидку. складывать бумагу пополам, расстегивать большую пуговицу? ОБСЛЕДОВАНИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ (из TPBA, T.Linder, Univ. Denver 1999)

КафедраКПРД 9. Моторное планирование - подражает бытовым действиям? 10. Жесты и функциональные действия - пользуется ли жестами? - демонстрирует ли усвоенные функциональные предметные действия? ОБСЛЕДОВАНИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ (из TPBA, T.Linder, Univ. Denver 1999)

КафедраКПРД 1.Задержка или нарушение развития ТМ: локализации, дотягивания, захвата, билатеральной координации, латерализации, зрительно- моторной координации. 2.Спастический паралич 3.Атетоз (при дискинетическом параличе) 4.Апраксия, диспраксия 5.Патологическая асимметрия развития ПАТОЛОГИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ

КафедраКПРД Синдром Ретта – впервые описан в 1996 г (Андреас Ретт – австрийский педиатр) Эпидемиология: 1: : В основном заболевание связано с женским полом. Этиология: спонтанная мутация специфического гена. Клиника: В ряде случаев наблюдается нормальное развитие до 1,5 лет. Прогрессирование имеет фазы: Начальная фаза (6-18 месяцев) – замедление роста черепа, гипотония, потеря интереса к окружающему. Фаза быстрого регресса (1-2 года) – отсутствие общения, стереотипность поведения, эпизоды тревоги (особенно в незнакомых ситуациях), утрата имевшихся речевых навыков, ручная апраксия, стереотипные движения рук (заламывания или как при умывании), в 80% случаев – судороги.

КафедраКПРД ПАТОЛОГИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ Псевдостационарная фаза (3-4 года) – присоединяется атаксия и дискинезия, расстройства дыхания, стеретеотипное смачивание рук слюной, выпячивание языка, недостаточное пережевывание пищи (оральная апраксия), нарушается контроль за тазовыми функциями, бруксизм, ранний сколиоз. Стадия поздних нарушений моторики (ранний подростковый возраст) – мышечная атрофия, деформация суставов и позвоночника, потеря способности самостоятельно передвигаться.