РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА Даринская Лариса Александровна Д.п.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
Advertisements

« Коммуникативная деятельность – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
МДОУ д/с 1 комбинированного вида Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей (В соответствии с ФГТ) подготовила: ст. воспитатель.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Культура речи педагога «Искусство говорить с детьми» «Каждое произнесённое тобой слово – Живое. Оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объем,
Выполнили: Индюшкина Ольга, Салимова Ксения. Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и.
Русский язык и культура речи Тема 14. Публичная речь Т.Б. Фрик, Т.Б. Фрик, доцент каф. РЯЛ доцент каф. РЯЛ.
Словесные методы логопедического воздействия Подготовили: Банникова Юлия, Шабрамова Марина.
Речь человека-зеркало его общей культуры. Учиться говорить и писать нужно всё время. Д.С.Лихачёв Учиться читать, так же, как и писать, приходится всю.
ГОУ НПО ПУ 31 Гурьевск2009 Анисимова Т.В.. Цель доклада: Рассмотреть конкретные методические приёмы поведения такого воспитательного мероприятия как беседа.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Содержание воспитательной работы в коррекционной школе Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н., доцента.
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Транксрипт:

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА Даринская Лариса Александровна Д.п.н., профессор

Риторическая культура современного педагога это одна из составляющих его профессиональной культуры. Риторическая культура современного педагога это одна из составляющих его профессиональной культуры. В понятие «речевой облик» включается не только культура речи учителя, но и умение «владеть» аудиторией, соблюдать логику высказывания, уметь аргументировать и эмоционально воздействовать на слушателей, владеть искусством самопрезентации. В понятие «речевой облик» включается не только культура речи учителя, но и умение «владеть» аудиторией, соблюдать логику высказывания, уметь аргументировать и эмоционально воздействовать на слушателей, владеть искусством самопрезентации.

Педагогическая риторика: истоки и становление. Педагогическая риторика в своих логических, этических, эмоционально-позитивных проявлениях имеет глубокие исторические корни……… Педагогическая риторика в своих логических, этических, эмоционально-позитивных проявлениях имеет глубокие исторические корни………

Дефиниции общей и педагогической риторики Педагогико-риторический идеал – конкретизация идеала обще риторического. Главная задача: использование слова как средства получения знания и воспитания человека. Риторический идеал – исторически сложившаяся иерархически организованная система наиболее общих требований к речевому воспроизведению и речевому поведению.

Особенности педагогической риторики эпохи Возрождения, Просвещения и XIX в. «Риторики» Эразм Роттердамский «Разговоры запросто», Эразм Роттердамский «Разговоры запросто», Мишель Монтень «Опыты» Мишель Монтень «Опыты» ориентируют воспитанников именно на гармонизацию отношений. Задача учителя: пробудить любовь к знанию у ученика. ориентируют воспитанников именно на гармонизацию отношений. Задача учителя: пробудить любовь к знанию у ученика. Подавление страстей, всякого проявления аффекта, Подавление страстей, всякого проявления аффекта, Дж. Локк «Мысли о воспитании» Дж. Локк «Мысли о воспитании» Говорить доступно кратко и ясно, поощряя добрым словом. Говорить доступно кратко и ясно, поощряя добрым словом. Активизировать внимание с помощью вопросов. Активизировать внимание с помощью вопросов. Новизна сообщаемых сведений. Новизна сообщаемых сведений. Употребление приемов одобрения. Употребление приемов одобрения. «Антириторики» Ж. Ж Руссо « Эмиль, или о воспитании» Ж. Ж Руссо « Эмиль, или о воспитании» Авторитет и власть имеет только естественная необходимость, диктуемая силами природы. Авторитет и власть имеет только естественная необходимость, диктуемая силами природы. Не стоит давать воспитаннику каких-нибудь словесных наставлений, т.к. он должен извлекать это из опыта. Не стоит давать воспитаннику каких-нибудь словесных наставлений, т.к. он должен извлекать это из опыта. В. Г. Белинский. « Общая риторика» В. Г. Белинский. « Общая риторика» «Нравственность должна быть не в словах, а в деле». Нравственное воспитание состоит не в правилах морали, а под влиянием привычки. «Нравственность должна быть не в словах, а в деле». Нравственное воспитание состоит не в правилах морали, а под влиянием привычки.

Идеи педагогической риторики Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского. Н. И. Пирогов: «Суметь изложить предмет так, чтобы ученик его усвоил» Ушинский К. Д. «Воспитание должно быть народным…. Педагоги имеют прекрасные знания, но затрудняются в объяснении.» Н. И. Пирогов. Субъект- субъектная диалогическая модель Принципы : 1. Изложение предмета должно соответствовать: характеру самого предмета характеру самого предмета личности и степени развития ученика личности и степени развития ученика личности самого учителя. личности самого учителя. 2. Умение поддерживать и направлять внимание. 2. Умение поддерживать и направлять внимание. К. Д. Ушинский. Развитие дара слова. Принципы: 1. Принцип наглядности как условие эффективной речи. 2. Систематичность. 3. Двустороннее взаимодействие

Современные риторические законы Концептуальный Концептуальный Закон моделирования аудитории Закон моделирования аудитории Стратегический Стратегический Тактический Тактический Речевой Речевой Закон эффективной коммуникации Закон эффективной коммуникации Системно-аналитический Системно-аналитический Закон эмоциональности Закон эмоциональности

Концептуальный и стратегический законы риторики отражают принципы современной дидактики - целостности и интеграции, т.е. восприятие системно- структурированного знания на основе интеграции материалов разных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей; сознательность и самостоятельность обучения; отражают принципы современной дидактики - целостности и интеграции, т.е. восприятие системно- структурированного знания на основе интеграции материалов разных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей; сознательность и самостоятельность обучения; учат целенаправленному использованию учащимися содержательных интегративных знаний, умений и навыков; учат целенаправленному использованию учащимися содержательных интегративных знаний, умений и навыков; обеспечивают системное, глубинное видение мира, его цельного образа, лишенного дискретности. обеспечивают системное, глубинное видение мира, его цельного образа, лишенного дискретности.

Тактический закон риторики учит умению работать с фактами и аргументами, активизировать мыслительную деятельность собеседника; учит умению работать с фактами и аргументами, активизировать мыслительную деятельность собеседника; направлен на создание атмосферы эмоционального и интеллектуального сотворчества; направлен на создание атмосферы эмоционального и интеллектуального сотворчества; отражает диалоговость нашего сознания, обосновывает оптимальные пути субъект- субъектных отношений на основе коммуникативного сотрудничества, гармонизирующего диалога. отражает диалоговость нашего сознания, обосновывает оптимальные пути субъект- субъектных отношений на основе коммуникативного сотрудничества, гармонизирующего диалога.

Речевой закон риторики определяет критерии эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи и способы ее формирования и развития. определяет критерии эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи и способы ее формирования и развития. Важность данного закона определяется феноменом слова как средства познания мира и способа самовыражения человека как личности. Важность данного закона определяется феноменом слова как средства познания мира и способа самовыражения человека как личности.

Законы эффективной коммуникации и моделирования аудитории Законы эффективной коммуникации и моделирования аудитории определяют способы управления аудиторией и обратной связи в общении. определяют способы управления аудиторией и обратной связи в общении.

Системно-аналитический закон риторики устанавливает необходимость оценки и самооценки общения; устанавливает необходимость оценки и самооценки общения; связан с принципом рефлексии как важнейшей составляющей метода познания. связан с принципом рефлексии как важнейшей составляющей метода познания.

Закон эмоциональности Эмоциональность упоминается в перечне требований, предъявляемых к культуре речи учителя. Эмоциональность упоминается в перечне требований, предъявляемых к культуре речи учителя. Эмоциональный фон достигается за счет применения эмоционально-экспрессивной лексики, образности, различных поэтических средств, риторических тропов и фигур, фразеологических единиц, пословиц и поговорок, уместного юмора. Эта гамма эмоциональных оттенков педагогической речи дополняется также невербальными средствами (интонацией, мимикой, жестами, оказывающими не менее сильное эмоциональное влияние на учащихся). Эмоциональный фон достигается за счет применения эмоционально-экспрессивной лексики, образности, различных поэтических средств, риторических тропов и фигур, фразеологических единиц, пословиц и поговорок, уместного юмора. Эта гамма эмоциональных оттенков педагогической речи дополняется также невербальными средствами (интонацией, мимикой, жестами, оказывающими не менее сильное эмоциональное влияние на учащихся).

Все перечисленные риторические законы имеют ярко выраженную прикладную направленность; имеют ярко выраженную прикладную направленность; определяют основу современных инновационных технологий обучения; определяют основу современных инновационных технологий обучения; базируются на принципах гуманизации (формирование и развитие личности учащегося), аксиологизации (формирование общих и частных ценностных установок), целостности и интеграции (формирование языковой личности учащегося с учетом социальных, психологических, логических и нравственно-эстетических аспектов). базируются на принципах гуманизации (формирование и развитие личности учащегося), аксиологизации (формирование общих и частных ценностных установок), целостности и интеграции (формирование языковой личности учащегося с учетом социальных, психологических, логических и нравственно-эстетических аспектов).

Качества педагога-ритора: Уважение к учащимся Уважение к учащимся Эмоциональность Эмоциональность Способность к убеждению Способность к убеждению Высокая культура речи Высокая культура речи Способность и стремление к фасилитации (от лат. fasilite «помощь) Способность и стремление к фасилитации (от лат. fasilite «помощь)

Риторические приемы Приемы популяризации придают особый интонационный рисунок речи педагога и делятся на: Приемы популяризации придают особый интонационный рисунок речи педагога и делятся на: - лексические (метафоры, эпитеты, олицетворения, фразеологизмы); - синтаксические (сравнение, повтор); - структурные (риторический вопрос, вопросно- ответный ход речи, введение вымышленное автором речи и др.).

Приемы установления контакта Прием формирования композиции Прием формирования композиции Прием представления конструкции речи Прием представления конструкции речи Прием «анонсирование» Прием «анонсирование» Прием «затягивание изложения» Прием «затягивание изложения» Прием «неожиданный перерыв» Прием «неожиданный перерыв» Прием «вопрос к аудитории» Прием «вопрос к аудитории» Прием «обращение к отдельным слушателям» Прием «обращение к отдельным слушателям» Прием «приближение к слушателям» Прием «приближение к слушателям» Прием «идентификации» Прием «идентификации»

Прием формирования композиции Способы построения сообщения: Способы построения сообщения: - с кульминационным порядком (наиболее важные аргументы содержатся в конце выступления); - с антикульминационным порядком (выступление начинается сразу с наиболее веских аргументов); - с пирамидальным порядком (наиболее важная информация находится в середине выступления).

Выбор композиции Для начала 1. Начинают обращением к предмету. 2. Начинают временем (дня, года...). 3. Начинают местом. 4. Наконец, начинают случайностями, потом останавливают внимание на главном предмете.. Для середины 1. Располагайте части по мере увеличивающегося интереса. 2. Не смешивайте частей, и каждую мысль или картину, которая сама собой отделяется от другой, отделяйте новым предложением или новою строкою (в устной речи паузой). 3. Не входите слишком в подробности: они помрачают ясность. Для конца речи 1. Обращаться к предмету, прибавляя собственные чувства. 2. Если описание напоминало о близком подобии или противном, то оканчивать уподобляемым, или главным противного предметом, или близким применением. 3. Оканчивать речь «нравственною занимательною мыслью или высокою и выразительной истиной».

Прием представления конструкции речи на протяжении всей речи отмечать, в каком месте, на рассмотрении какого пункта вы находитесь. на протяжении всей речи отмечать, в каком месте, на рассмотрении какого пункта вы находитесь.

Прием «анонсирование» в начале и на протяжении речи ключевая информация анонсируется, т.е. постоянно поддерживается интерес к дальнейшему ходу речи. в начале и на протяжении речи ключевая информация анонсируется, т.е. постоянно поддерживается интерес к дальнейшему ходу речи.

Прием «затягивание изложения» мнимый уход в сторону, при котором докладчик, прежде чем приступить к изложению ключевой информации, дает другую, существенную для данной речи, но менее яркую, привлекательную. мнимый уход в сторону, при котором докладчик, прежде чем приступить к изложению ключевой информации, дает другую, существенную для данной речи, но менее яркую, привлекательную.

Прием «неожиданный перерыв» концентрация внимания длится в течение 20 минут, после чего наступает его естественное ослабление концентрация внимания длится в течение 20 минут, после чего наступает его естественное ослабление педагог прерывает изложение в неожиданном месте, делает отступление от темы, паузу-разрядку. педагог прерывает изложение в неожиданном месте, делает отступление от темы, паузу-разрядку. P.S. Этот прием используется с осторожностью, чтобы не утратить основную нить разговора.

Прием «вопрос к аудитории» Вопросы должны быть простыми для ответа, т.е. ответ должен быть просто «да» или «нет». Вопросы должны быть простыми для ответа, т.е. ответ должен быть просто «да» или «нет». Если аудитория молчит – педагог сам отвечает на заданный вопрос. Если аудитория молчит – педагог сам отвечает на заданный вопрос.

Прием «обращение к отдельным слушателям» оказывает активизирующее воздействие на всю аудиторию. Например: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?». оказывает активизирующее воздействие на всю аудиторию. Например: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?».

Прием «приближение к слушателям» не следует слишком далеко заходить в зал, так как это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. не следует слишком далеко заходить в зал, так как это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. Оптимальная глубина «захода» в зал – примерно треть его длины. Оптимальная глубина «захода» в зал – примерно треть его длины.

Прием «идентификации» об одном и том же говорится дважды, но по-разному. об одном и том же говорится дважды, но по-разному.

Что делать, если перебивают? Прием «взятия слова» - повышение громкости голоса, тона, убыстрения темпа речи, повторения начала фразы до тех пор, пока не замолчит перебивающий (до его первой паузы), а когда такая пауза наступает договаривание фразы до конца с последующим немедленным переходом к развернутому высказыванию. Прием «взятия слова» - повышение громкости голоса, тона, убыстрения темпа речи, повторения начала фразы до тех пор, пока не замолчит перебивающий (до его первой паузы), а когда такая пауза наступает договаривание фразы до конца с последующим немедленным переходом к развернутому высказыванию.

Что делать, если перебивают? Прием «удержания слова»: продолжать фразу (громкость и частота тона, темп речи при этом значительно повышаются), повторять ее всю или ее фрагмент. Прием «удержания слова»: продолжать фразу (громкость и частота тона, темп речи при этом значительно повышаются), повторять ее всю или ее фрагмент.

Что делать, если перебивают? Прием «обиженное молчание» используется для привлечения внимания и одновременного призыва к порядку: «Продолжайте, а я пока помолчу». Прием «обиженное молчание» используется для привлечения внимания и одновременного призыва к порядку: «Продолжайте, а я пока помолчу».

Практическое применение риторических правил составить портрет аудитории (возраст, уровень подготовки, мотивы слушания (обучения), социальный, половой, национальный состав и др. составить портрет аудитории (возраст, уровень подготовки, мотивы слушания (обучения), социальный, половой, национальный состав и др. «эффект первых фраз» «эффект первых фраз» «квантовый выброс» новой и оригинальной информации «квантовый выброс» новой и оригинальной информации принцип конкретности, т.е. четкое и ясное изложение информации принцип конкретности, т.е. четкое и ясное изложение информации принцип ясности принцип ясности «Учить - это всего лишь напоминать другим, что они знают это так же хорошо, как и ты».

Практические приемы техники убеждения Постоянный визуальный контакт Постоянный визуальный контакт Сопровождающие речь сигналы Сопровождающие речь сигналы Движения, жесты и мимика - гармоничны Движения, жесты и мимика - гармоничны Четкие и ясные формулировки Четкие и ясные формулировки Делать паузы в значительных местах Делать паузы в значительных местах Необходимость объяснений и комментариев Необходимость объяснений и комментариев Акцентировать внимание на основных положениях своей речи Акцентировать внимание на основных положениях своей речи Использовать только убедительные аргументы и повторять их Использовать только убедительные аргументы и повторять их Задавать вопросы Задавать вопросы Не позволяйте отнимать у вас инициативу Не позволяйте отнимать у вас инициативу

Ошибки «он работает здесь ряд лет» «он работает здесь ряд лет» «нам нужна подсобная литература по этой теме» «нам нужна подсобная литература по этой теме» «в тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху» «в тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху» «наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму» «наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму» «толпа людей», «сжатый кулак», «могучий богатырь» «толпа людей», «сжатый кулак», «могучий богатырь» «по-новому пересмотреть», «самый лучший» «равноправные права», «скажу свое личное мнение» «по-новому пересмотреть», «самый лучший» «равноправные права», «скажу свое личное мнение» «перспектива на будущее», «свободная вакансия», «памятный сувенир», «углубляется вширь» … «перспектива на будущее», «свободная вакансия», «памятный сувенир», «углубляется вширь» …

Невербальные техники речи Постановка правильного речевого дыхания Постановка правильного речевого дыхания Мимика и жестикуляция Мимика и жестикуляция Поза Поза

Если нельзя не говорить о том, о чем раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них. Исократ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!