Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность. Составитель учитель МБОУ Верх-Ирменская СОШ Митеханова Т.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательский проект как способ повышения мотивации обучающихся на уроках биологии Плониш Юлия Юрьевна, к.б.н., учитель биологии БОУ г. Омска «Гимназия.
Advertisements

формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные,
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Из опыта работы Филиппова Елена Анатольевна. проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях дополнительного образования и во внеурочное.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Метод проектов в начальной школе.. Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке.
Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность." Бернард Шоу "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность." Бернард Шоу Проектная.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
МОУ «Шумерлинская СОШ» Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов МКОУ «Спасбардинская ООШ»
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов Творческий отчёт по теме самообразования.
Проект как одна из форм реализации личностно- деятельностного подхода в воспитании и дополнительном образовании.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Комарова Елена Геннадьевна, заместитель директора по УВР, МБОУ ОШИ ООО, ЗАТО г. Североморск.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность. Составитель учитель МБОУ Верх-Ирменская СОШ Митеханова Т.Г. Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно- исследовательской деятельности.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства, развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно- методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста (учителя, родителей), в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)

Задачи проектно – исследовательской деятельности Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности: Рефлексивные Поисковые (исследовательские) Умения и навыки работы в сотрудничестве Менеджерские Коммуникативные Презентационные Умение отвечать на незапланированные вопросы

Проектно- исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога- руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.

План работы над исследовательским проектом 1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект) 1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта) Определение цели, формулирование задач Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.) Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап 2.1. Определение источников информации Планирование способов сбора и анализа информации Подготовка к исследованию и его планирование Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап 3.1. Предзащита проекта (в классе) 3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений Подготовка к публичной защите проекта: определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.); стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап 4.1. Публичная защита проекта Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы Итоговая конференция

Классификация творческих работ (типы работ): реферативные – написанные на основе нескольких литературных источников, предполагают выполнение задач сбора и представления максимально полной информации по избранной теме «Современные представления о…»

Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по определенной теме. В отличие от рецензии здесь не требуется разбора и оценки. Реферат представляет собой сокращенное отображение реферируемого произведения. Главным его достоинством является по возможности точное воспроизведение предмета реферирования. Если же при подготовке реферата автор хочет выразить свои мысли, то он должен с помощью тех или иных приемов (например, путем заключения в скобки указания своих инициалов) отличить их от содержания реферируемого произведения.

Реферат сходен с конспектом, но является, в отличие от него, видом самостоятельной работы, которая выполняется для предоставления на проверку, а его текст пишется по плану, согласованному с научным руководителем. В системе общего образования (в школах) так уж повелось, что термином «Реферат» обозначают все творческие работы учащихся. Однако это далеко не так. Существуют и другие типы исследовательских работ:

экспериментальные – написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, носят иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменений исходных условий: «Исследование зависимости…»

проектные (проектные разработки)– связаны с планированием, достижением в процессе некоторых действий определенного результата и описание этого результата (построение установки, нахождение объекта, социально – экологические акции): «Установление места нахождения…»

Проектная методика в начальной школе Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающими. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Этапы проектной деятельности мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующе - подготовительный(определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Данный вид работы помогает решать следующие задачи: занятость детей во внеурочное время; развитие интереса к творческой и исследовательской работе; привитие навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения. Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.

Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по различным принципам: по количеству учащихся; по времени проведения проекта; по месту проведения; по теме.

Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит на: конкурсах; праздниках; выставках; акциях; конференциях и т.д.

Виды проектов, которые мы можем предложить учащимся начальных классов: исследовательские; информационные; практико-ориентированные.

натуралистические описательные – направлены на наблюдение и качественное описание какого – либо явления по определенной методике с фиксацией результата без выдвижения каких – либо гипотез и без попыток интерпретации результата: «Учет количества…»

исследовательские – выполнение с помощью корректной, с научной точки зрения методики, имеют собранный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления, предполагают начальную неопределенность результата, которая устраняется в результате исследования: «Изучение особенностей развития…»

Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…. Очень часто учитель начальных классов слышит такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.

Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, создает благоприятные условия для начала исследовательской деятельности в начальной школе. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Исследовательскую работу классе можно начать с ориентирования своих учеников и родителей. На совместном собрании познакомить с технологией проектной деятельности, показать образцы проектов, раздать памятки по созданию проекта. Работой над проектом может стать задание на лето. Главное - не навязывать детям тему исследования. Каждый ребенок изучает то, что для него значимо. Дети с большим интересом исследуют повадки и характер животных. Им интересны темы космоса, многие хотят знать про динозавров, про происхождение своей фамилии и т. д.. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете. Но все равно они – исследователи, первооткрыватели!

Литература для учителя 1.Савенков А.И. Как научить младшего школьника приобретать знания. 2.Савенков А.И. Организация игр – исследований для младших школьников.// «Одаренный ребенок» 3, Савенков А.И. Исследовательская практика детей.// «Детское творчество» 5, 6, Савенков А.И. Я – исследователь. Самара: ООО «Учебная литература», 2007.