Техническое задание на создание презентации «РИФМА» Аудитория: поток студентов 1 курса ОГТИ ФФ (2 группы, 50 человек), очная форма обучения. Цель: студент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормы стихосложения Презентация по дисциплине Введение в литературоведение
Advertisements

Созвучие в окончании двух или нескольких слов. Виды рифм ПАРНАЯ сааб КОЛЬЦЕВАЯ абба ПЕРЕКРЕСТНАЯ баб.
1 3 Поэт обращается к четырехстопному ямбу, своему любимому размеру. Но как быть с группировкой стихов? Конечно же, обычная четырехстрочная строфа – катрен.
Маркова Т.Д. учитель русского языка и литературы.
(сонет) Творящий дух и жизни случай В тебе мучительно слиты, И меж намеков красоты Нет утонченней и летучей… В пустыне мира зыбко-жгучей, Где мир мираж,
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ А.С. ПУШКИНА «К ЧААДАЕВУ» Подготовила ученица 9 «А» класса Машукова Ксения.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Болдинская осень
Стихотворный размер. Стихотворение поэт А. С. Пушкин Рифма, строфа.
Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
Стихи Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных.
Понятие рифмы Учитель русского языка и литературы Терлеева Елена Александровна МОУ Троицкая СОШ Чеховского района Московской области.
Чем отличается проза от поэзии? Рифмы. История стихосложения.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Мир и человек в лирических произведениях. Ритм стихотворения. Двухсложные размеры стихотворения. Изучаем лирический род литературы.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Понятие рифмы. Буря мглою небо кроет, Стопа стихотворный Метр размер Вихри снежные крутя… Понятие стопы, метра и стихотворного размера.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
МОУ»Средняя общеобразовательная школа 87» Автор – составитель : учитель русского языка и литературы Логачева О.А. Новокузнецк, 2008.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Транксрипт:

Техническое задание на создание презентации «РИФМА» Аудитория: поток студентов 1 курса ОГТИ ФФ (2 группы, 50 человек), очная форма обучения. Цель: студент будет иметь представление о сущности и особенностях рифмы. Цель: студент будет иметь представление о сущности и особенностях рифмы. Структура презентации: Титульный лист Титульный лист План лекции «РИФМА» План лекции «РИФМА» Содержательные слайды Содержательные слайды

Время проведения презентации – 1,5 часа Метод – экранная презентация

АВТОР Литвинюк М.А., к.ф.н., доцент кафедры ЛТиМОЛ Литвинюк М.А., к.ф.н., доцент кафедры ЛТиМОЛ

план 1. П онятие о рифме. 2. Р ифма по клаузуле. 3. Т очность рифмы. 4. С пособ рифмовки.

1. Понятие о рифме. Рифма является одним из четырёх ритмических показателей стихотворной речи. СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ стих метр рифма строфа

Рифма – это звуковой повтор, чаще всего на уровне клаузул – окончаний стиха, включающих последний ударный слог и следующие за ним (если они есть) безударные. Реже встречаются внутренние рифмы – на уровне полустиший.

2. Рифма по клаузуле. Рифмующиеся клаузулы обозначают одинаковыми (по значению) буквами алфавита. В зависимости от характера клаузулы выбирают при этом строчные а б в…; строчные а б в…; прописные АА ББ ВВ…; прописные АА ББ ВВ…; прописные со штрихом (штрихами) буквы АА ББ. прописные со штрихом (штрихами) буквы АА ББ.

Нерифмованные (холостые) стихи обозначаются «ха»: х ХХ ХХ ХХ Нерифмованные (холостые) стихи обозначаются «ха»: х ХХ ХХ ХХ

Мужская клаузула Женская клаузула Дактилич еская клаузула Гипердакт лирическая клаузула одно сложная два сложная трёх сложная четырёхс ложная абвгде…АБВГДЕ… А Б В Г… А Б В …

3. Рифма по точности. Степень точности рифмы зависит от совпадения/несовпадения звуков в клаузуле (с учётом ударного и всех заударных). ТОЧНА Я ЗАМЕЩ ЁННАЯ ПРИБЛ ИЗИТЕЛ ЬНАЯ УСЕЧЁН НАЯ НЕТОЧ НАЯ СОВПА ДЕНИЕ ЗВУК. РАЗНЫЕ СОГЛ. РАЗНЫЕ ГЛАСН. ОТСУТС ТВИЕ ЗВУКА РАЗНЫ Е ГЛ. И СОГЛ.

4. СПОСОБ РИФМОВКИ По характеру сочетания рифмующихся стихов различают разные способы рифмовки. Парная рифма рифмуются рядом находящиеся стихи аББ АААБББ абв

Безумных лет угасшее веселье А Мне тяжело, как смутное похмелье. А Но, как вино – печаль минувших дней б В моей душе чем старее, тем сильней. б Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе В Грядущего волнуемое море. В (А. Пушкин)

Перекрёстная рифмующиеся стихи чередуются Аб Аб абвабв абвгабвг Перекрёстная с парной ААб ААб а БаБ

Кот поёт, глаза прищуря, А Мальчик дремлет на ковре, б За окном играет буря А Ветер свищет на дворе. Б (А. Фет)

КОЛЬЦЕВАЯ рифмуются крайние стихи АхА кольцевая с парной АбА а БББа

О, для тебя я сделаюсь поэтом! А Готов писать и прозой и стихами, Б Распоряжаться мыслью и словами Б И рифмы в ряд нанизывать сонетом. А (А. Фет)

Кольцевая с перекрёстной Аб АбА Кольцевая с перекрёстной и парной Аб АбА

Товарищ, верь: взойдёт она, а Звезда пленительного счастья, Б Россия вспрянет ото сна, а И на обломках самовластья Б И на обломках самовластья Б Напишут наши имена! А (А. Пушкин)

Заключение Вариации способов рифмовки, рифм по клаузуле и точности создают разнообразные ритмические рисунки стиха, по-разному выражая заключённое в них содержание.