1 СМ 2.1. Управление инновационным развитием организации (часть 2) 3. Выбор организационных форм управления инновационной деятельностью. 3.1. Влияние структуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Функция организации находит свое выражение в форме организационной структуры компании. Организационная структура компании – система управления, описанная.
Advertisements

Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Характерные черты организационных структур управления Кулагина Марина Сергеевна ДБМ-103.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Линейно-функциональная структура управления
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Бюрократический тип оргструктуры управления Главными концептуальными положениями рациональной бюрократии являются следующие: порядок, исходным моментом.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Организационные структуры управления. Организационная структура Установление норм, правил и процедур Рациональность организационной структуры Право принятия.
Создание собственного дела 1.Предпринимательская идея.
1 Стратегический менеджмент Лекция 13. Организационная структура компании как объект стратегических изменений.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Проблемы связанные с оценкой и реализацией ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
Лекция : Концептуальные основы менеджмента План: 1.Виды и уровни менеджмента. 2.Теоретические основы менеджмента. 3.Методологические основы менеджмента.
Транксрипт:

1 СМ 2.1. Управление инновационным развитием организации (часть 2) 3. Выбор организационных форм управления инновационной деятельностью Влияние структуры организации на ее инновационные возможности Инновационные стратегии и организационные формы реализации инноваций. 4. Мотивация и стимулирование инновационной деятельности Составляющие и принцип действия мотивационного механизма инновационной деятельности Формы и методы стимулирования инновационной деятельности Стимулирование высшего менеджмента организации к инновационной деятельности Организационно-экономические формы стимулирования инновационное активного поведения работников стр. Литература 1. Стадник В.В., Йохна М.А. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - К.: Академвидав, c. 2. Медынский В.Г Инновационный менеджмент: учебник - М.: ИНФРА-М, c. 3. Краснокутська Н.В. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - К.: КНЕУ, c. 4. Василенко В.О., Шматько В.Г. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - Київ: ЦУЛ, Фенікс, c.

2 3. Выбор организационных форм управления инновационной деятельностью Влияние структуры организации на ее инновационные возможности. Выделяют два типа организационных структур управления: Оргструктура управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой подчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

3 1. Бюрократический (механистический, централизованный) характеризуются жесткой иерархией власти в компании, формализацией правил и процедур, централизованным принятием решений, объективными критериями отбора кадров и вознаграждении.

4 1) линейную, которая состоит из взаимоподчиненных структурных звеньев, связи которых с высшими уровнями управления осуществляются через непосредственного руководителя по иерархии; это делает структуру малогибкой, инертной; 2) функциональную, что предусматривает четкую иерархию структурных звеньев, которые обеспечивают выполнение каждой конкретной функции управления на всех уровнях; это разбивает управленческий процесс на отдельные слабо связанные функции, тормозя, в частности, инновационные процессы; 3) линейно-функциональную, при которой при линейном менеджере работают группы специалистов, объединенные в отделы по функциональному признаку, которые должны нарабатывать рекомендации в соответствующих функциональных сферах; это повышает обоснованность управленческих решений и оперативность их реализации, которая важно для инновационных процессов; 4) дивизионные, что предусматривают выделение в организации относительно самостоятельных однородных структурных звеньев по продуктовым, территориальным признаками или классом потребителей; это дает возможность сконцентрировать усилие на развитии продукта, внося у него улучшающие инновации, или же разрабатывать маркетинг инновации с учетом особенностей потребителей соответствующего сегмента рынка.

5 Рис.1. Линейная организационная структура управления предприятия Рис.1. Функциональная организационная структура компании Руководитель организации Руководитель функционального подразделения Руководитель функционального подразделения Руководитель функционального подразделения ABCDEF Исполнители функций Рис.1. Линейно-функциональная организационная структура управления Схема продуктовой структуры управления Схема организационной структуры, ориентирован ной на потребителя Схема региональной организационной структуры

6 2. Органические организационные структуры, им присущи размытые границы управления, незначительное количество уровней управления, слабое использование формальных правил и процедур, децентрализацию принятия решений, амбициозную ответственность, неформальные межличностные отношения. К ним принадлежат структуры, которые характеризуются гибкостью во взаимодействии с внешней средой:

7 1) матричные, которые являются объединением структур организации по функциям (вертикальное) и проектам (горизонтальное); обеспечивает координацию действий при реализации нескольких инновационных проектов; 2) проектные, которые являются формами реализации инновационных проектов в пределах механистических организационных структур; 4) сетевые, построены по принципу организационно-экономической отделенности отдельных стадий технологического процесса; это повышает возможность их оптимального осуществления благодаря привлечению участников, которые выполняют каждую стадию процесса лучше всего. 3) Бригадная оргструктура управления представляет собой многоуровневую иерархическую систему бригад, каждая из которых состоит из менеджеров и специалистов-исполнителей 5) виртуальные - это существующая в компьютерных сетях связь между отдельными людьми, которые могут выполнять работу индивидуально, но связаны друг с другом и с основными корпоративными ресурсами, с коллегами, поставщиками, клиентами через коммуникационную и компьютерную инфраструктуры.

8 Руководитель организации Руководитель проекта Х Руководитель проекта Y ABCD Функциональные подразделения F4F3F2F1 F2F3F4 Подразделения по функциям процесса производства Функциональные подразделения Проектная структура управления Руководитель организации Руководитель подразделения 3 Руководитель подразделения 2 Руководитель подразделения 1 Другие функциональные службы Службы координации проекта Х Службы координации проекта Y Службы координации проекта Z Матричная структура управления Бригадная (кросс-функциональная) Сетевая Виртуальная

9 Организационные формы реализации инноваций в пределах имитационной стратегии. Они предусматривают создание организационных условий для внедрения новых изделий и технологий, которые не являются результатами собственных разработок и могут привлекаться путем приобретения инноваций, лицензий, предприятий-инноваторов, имитации инновации Организационные формы в рамках этой стратеги: 1. Приобретение инноваций. Инновация рассматривается как рыночный товар, который можно купить. Менеджер по инновациям является покупателем, деятельность которого направлена на оценку инновационных предложений, проверку возможностей их применение на собственном предприятии и на обсуждение условий контракта приобретения. 2. Приобретение лицензий. Здесь речь идет не о приобретении готовой инновации, а о праве на использование новой технологии или на изготовление нового изделия, патент на которые принадлежит третьему лицу Инновационные стратегии и организационные формы реализации инноваций. 3. Приобретение предприятия- инноватора. Это наиболее радикальный способ приобретения инноваций, к которому прибегают большие предприятия с мощным капиталом, которые таким образом ограждают свое текущее налаженное производство от новаций. 4. Имитация инновации. Является приемлемым в тех случаях, когда не поднимаются юридические права защиты инноваций. Стратегия имитатора состоит в поиске пригодных для имитации изделий или процессов, нахождении легальных путей обхода патентов и по возможности более скорого освоения новинки.

10 2. Организационные формы реализации инноваций в пределах защитной или традиционной стратегии. Предусматривают создание организационных и мотивирующих условий для постоянного усовершенствования существующего производственного процесса, предоставление материально-технических и финансовых ресурсов для разработки инноваций отдельными работниками вне планов предприятия или разработка инноваций совместно с другими предприятиями с целью их использования всеми участниками. Организационные формы в рамках этой стратеги: 1. Кружки качества. Это организационная форма привлечения рабочих к осуществлению инновационной деятельности через рационализаторство. Их создают в производственных структурных звеньях и направляют на решение конкретных проблем этих подразделов, обсуждая их на периодических (1-2 раза на месяц) заседаниях. 2. Рискованные подразделы компаний. Это небольшие автономно управляемые специализированные подразделы, которые создаются большими корпорациями с целью освоения новейших технологий. Финансирование осуществляется корпорациями. 3. Внутреннее предпринимательство (интрапренерство). Это разновидность рискованных подразделов. Сущность состоит в предоставлении работнику, который имеет перспективную идею относительно нового товара, возможности использования ресурсов предприятия для ее реализации. Такая форма дополняется мотивационным механизмом. 4. Исследование по заказу (договору). Предусмотрен заказ другой организации (как правило, небольшой наукоемкой фирме) или отдельному специалисту со стороны осуществления от лица и за счет заказчика исследований или конструкторских разработок. Целесообразно реализовывать в пределах механистической структуры. 5. Коллективные исследования. Являются удобной для организаций, которые не имеют соответствующих материальных, финансовых или интеллектуальных ресурсов, необходимых для самостоятельного осуществления инноваций, однако могут привлекаться к инновационному процессу, кооперируясь с другими предприятиями, например включаясь в работу кластеров за функциональным или отраслевым признаком.

11 3. Организационные формы реализации инноваций в пределах наступательной стратегии. Как правило, их используют большие организации (корпорации, концерны, ТНК). Наступательная инновационная стратегия требует наличия в организационной структуре предприятия собственных отделенных подразделов, которые занимаются исследованиями и разработками. Организационные формы в рамках этой стратеги: 1. Дивизионная организационная структура. Формируется на тех предприятиях, которые резко увеличивают масштабы своей деятельности и стремятся диверсифицировать производство. В этом случае на предприятии выделяют определенные структурные подразделы и наделяют их широкими правами относительно их деятельности. Вместе с тем администрация оставляет за собой право жесткого контроля за осуществлением общекорпоративной стратегии, научных исследований, инвестиций и т.п.. 2. Проектно-целевая структура. Может быть специфической формой существования организации, которые последовательно воплощает у жизнь инновационные проекты (венчурные фирмы), или временной организационной формой реализации инновационного проекта в пределах линейной, линейно- функциональной организационной структуры (например, при разработке масштабных организационных проектов по реорганизации производства, освоение технически сложного нового продукта и т.п.). 3. Матричная организационная структура. Целесообразная при условиях выпуска предприятием продуктов с коротким жизненным циклом (в рекламном бизнесе, в индустрии одежды обуви, которые должными отвечать модным тенденциям и обновляться не только каждый год, а и посезонное). Отображает закрепление в организационном строении фирмы двух направлений руководства - вертикального (управление структурными подразделами) и горизонтального (управление отдельными проектами или программами

12 4. Сетевые организационные структуры. Это эффективная организационная форма управления инновационной деятельностью предприятий, которые развивают бизнес по принципу организационно- экономической отделенности стадий технологического процесса, которые могут быть осуществлены как на самом предприятии, так и вне его границ. Виды: 1. Внутренние сети. Они дают возможность использовать внутри организации принцип свободного предпринимательства благодаря созданию организационных рынков, которые предусматривают взаимодействие между подразделами организации на основе рыночных цен. Например, подразделы - производители комплектующих - могут предлагать сборочным подразделам комплектующие по рыночным ценам. 2. Стабильные сети. За этой структуры значительную часть работ передают подстрочникам - лицам, которые находятся вне границ основной компании и выполняют работу за оплату. Такая форма сотрудничества дает возможность получить конкурентные преимущества, поскольку есть возможность избрать тех подстрочники, которые выполняют определенную работу лучше, чем подразделы фирмы. 3. Динамические сети. Эти сети распространенные в издательском деле, производстве одежды, электроники и т.п.. Главная компания за такой формы организации бизнеса руководит капиталом и другими организациями, будучи при этом ядром или "системным интегратором". Она привлекает внешних независимых разработчиков, производителей, поставщиков, дистрибьюторов и т.п.. Как правило, ее главные активы - уникальное воплощенные идеи, способность оперативно реагировать на внешние изменения и исключительно профессиональный менеджмент.

13 4. Мотивация и стимулирование инновационной деятельности Составляющие и принцип действия мотивационного механизма инновационной деятельности. Характеристика мотива: Мотив - актуализированная потребность человека, который побуждает ее к определенным действиям и поступкам, вследствие которых потребность может быть удовлетворена. 1. Мотивы формируются "внутри" человека и предопределяются многими факторами. Одни и те самые мотивы у разных людей служат причиной неодинаковые действий, и, наоборот, идентичные действия могут обуславливать разными мотивами. 2. Мотивы деятельности человека являются субъективными. Они формируются на протяжении продолжительного времени под влиянием воспитания, обучение и осознаются вследствие принятия индивидом доминирующих в обществе ценностей, которое влияет на определение его цели и путей ее достижение. 3. Мотивы могут принадлежать к материальной или моральной сферам. Соотношение разных мотивов, которые обуславливают поведение человека, определяет ее мотивационную структуру. У каждого человека мотивационная структура индивидуальная и зависит от уровня благосостояния, социального статуса, квалификации, должности, ценностных ориентиров и других факторов. За одних обстоятельств доминируют разные мотивы. Преобладание одних мотивов над другими формирует мотивационные преференции - то, чему субъект принятия решений при наличии нескольких альтернатив предоставляет преимущество.

14 Мотивация как процесс побуждения к деятельности охватывает и мотивы, и стимулы. При условиях, когда работа есть интересной для человека, когда она именно ее считает способом достижения собственных целей, мотивы не нуждаются в подкреплении стимулами. Если же человек выполняет определенную работу лишь с целью получения средств для существования, ее усилие необходимо подкреплять стимулами. Стимул - побуждение к действию, обусловленные внешними факторами. Мотивационный процесс - процесс перманентного влияния субъекта управления на поведение объекта управления через систему стимулов, которые формируют у объекта управления мотивы к такому поведению, которое обеспечивает достижение субъектом управления поставленных целей.

15 Мотивационный механизм инновационной деятельности. - система с обратной связью, которая охватывает совокупность стимулов, которые формируют у менеджеров организации мотивационные преференции относительно использования инноваций как основного средства получения организацией конкурентных преимуществ. Формирование мотивационного механизма инновационной деятельности организации предусматривает разработку эффективной системы стимулирования менеджеров всех уровней управления, которая опирается на оценку достигнутых в процессе реализации инноваций результатов. Она должны содержать: - систему стимулов для высшего уровня менеджмента, которая будет основываться на показателях повышения рыночной стоимости предприятия; - систему стимулов для менеджеров и специалистов функциональных служб, задействованных в процессе создания и внедрение новаций, в зависимости от их взноса в конечный результат.

16 Состав мотивационного механизма инновационной деятельности организации

17 Вопросы на срс: 4.2. Формы и методы стимулирования инновационной деятельности Стимулирование высшего менеджмента организации к инновационной деятельности Организационно-экономические формы стимулирования инновационное активного поведения работников