Задание А 3 Морфологические нормы. В этом задании проверяется умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к ЕГЭ Морфологические нормы А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) полутораста книгам 2) опытные инженера 3) трех восьмых.
Advertisements

Культура речи Морфологические нормы Составила – учитель русского языка и литературы Сторожева Т.Ю.
Орфограммы существительных Булатова Л.П., учитель русского языка Русский язык 10 класс.
Ошибки в образовании формы слова. Нормативное образование и употребление падежный форм имен числительных Склонение имен числительных, обозначающих целые.
Задание А 3 Морфологические нормы - нормы употребления форм различных частей речи.
Морфологические нормы Нормы употребления форм различных частей речи.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Наиболее часто встречающиеся задания раздела А4 1.Употребление собирательных числительных 2.Падежные формы количественных числительных 3.Формы степеней.
Имя числительное Морфологические нормы, связанные с употреблением имени числительного.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Некоторые словообразовательные нормы. Тип ошибкиПримерПравильный вариант 1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих.
Морфологические нормы (задание А3). Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ИМЁН.
Образование частей речи Образование форм различных степеней сравнения прилагательных. НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней.
ПАМЯТКА ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый»,
Для начала склонения числительного необходимо определить его разряд.
Имя числительное – часть речи, которая обозначает отвечают на вопросы Количество предмета Порядок предметов при счёте Сколько? Какой ? количественное.
Имя числительное Выполнила ученица 10 класса «А» Кустова Дарья.
Правописание окончаний имён существительных. Орфоэпическая работа Задание: проставить ударение в словах, назвать имена существительные Баловать, диспансер,
Подготовка к ЕГЭ Часть 1. А 3. (Морфологические нормы) Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г.о. Звенигород Кузьмина.
Числительные вокруг нас Выполнил работу: Сербин Антон, 11 Б класс МБОУ «СОШ 90» ЗАТО Северск Томская область. Руководитель работы: Т.В. Изместьева.
Транксрипт:

Задание А3 Морфологические нормы

В этом задании проверяется умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. Чаще всего допускаются ошибки в образовании формы: 1) сравнительной и превосходной степени прилагательных; 2) собирательных числительных; 3) целых и дробных числительных; 4) родительного падежа числительных; 5) именительного и родительного падежа множественного числа существительных; 6) косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ!

Образование форм степеней сравнения прилагательных Сравнительная Превосходная Простая СложнаяПростая Сложная -ее, -ей Сильный - сильнее Более, менее Сильный – более сильный -ейш, -айш Сильный - сильнейший Самый, наиболее, всех Сильный – самый сильный Обратите внимание! · Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Неправильно говорить: наиболее умнейший, менее красивее, самый талантливейший и т.п. Правильный вариант: наиболее умный; менее красивый; самый талантливый.

Образование форм числительных Числительное Пример ошибок ПравилоПравильный вариант Сложные Шестьсот рублей При склонении у сложных числительных изменяются обе части (четырёхсот (р.п.), четыремстам (д.п.), четырьмястами (тв.п.), о четырехстах (п.п.), нет шестисот рублей, о четырёхстах книгах. составные Тремя тысячами пятьюстами восьмидесятью семью При склонении составных числительных изменяется каждое слово (трём тысячам семистам пятидесяти двум (д.п.), пятью тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью (тв.п); Тремя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью дробные При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (трёх (каких?) седьмых; пяти (каким?) девятым).

Образование форм числительных Числительное Пример ошибок ПравилоПравильный вариант полтора и полтораста Полторами стаканами, Числительные полтора (ж.р. полторы) и полтораста в им. и Вин.п.имеют указанную форму, а во всех остальных падежах форму полутора и полутораста (полторы чашки (и.п.), полутора чашек (р.п.), полтораста центнеров (и.п.), полутораста центнерами (т.п.)). Полутора стаканами, полутораста друзьям. сорок, девяносто, сто Девяностам тетрадям; о сороках событиях; Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: им.п. и вин.п. сорок, девяносто, сто, остальные падежи сорока, девяноста, ста. девяноста тетрадям; о сорока событиях; к ста книгам.

Образование форм числительных Числительное Пример ошибок ПравилоПравильный вариант собирательные Двое девчонок, семеро женщин, трое кошек Эти числительные употребляются только а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот; б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц; в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении «человек»): пятеро подозрительных лиц, трое ребят; г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро; д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж; д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат. Обратите внимание! Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных! Две девчонки, семь женщин, три кошки

Образование форм числительных Числительное Пример ошибок ПравилоПравильный вариант оба-обеК обоим старушкам, у обеих мальчиков Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям). к обеим старушкам, у обоих мальчиков

Образование форм глагола Пример ошибок Поклади в сумку, ехал быстрей, я победю его Запомните: а) формы повелительного наклонения глаголов: ехать - поезжай (-те); лечь ляг (-те); б) глагол класть употребляется только без приставки; в) глаголы с корнем -лож- только с приставкой (положить, выложить и т.п.). г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п. Правильный вариант: Положи в сумку, поезжай быстрей, смогу победить его

Образование форм местоимений Пример ошибок Посреди его, внутри них, ближе неё, ихняя судьба А) К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без Него, с Ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: вокруг Них, сзади Него. б) После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей. в) После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: старше его, лучше её. г) Обратите внимание! Притяжательное местоимение их имеет только эту форму! Ихний это ошибка! Правильный вариант: Посреди него, внутри их, ближе её, их судьба

Варианты падежных окончаний имен существительных Пример ошибок Двое сапогов, несколько румынов, взвод солдатов, пять бамперов, красивых полотенце в Сущ. м.р. 2-го скл. с основой на твёрдый согласный в род.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают: 1) парные предметы: варежки варежек (но: носки носков); 2) национальность (если основа оканчивается на н или р): армяне-армян, болгары болгар (но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); 3) воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но: минёров, сапёров); 4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов); 5) а также существительные ж.р. на -ня и на -це: башня башен, басня- басен; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев) Правильный вариант: Двое сапог, несколько румын, взвод солдат, пять ампер, красивых полотенец

Варианты падежных окончаний имен существительных Пример ошибок Молодые инженерА Окончание -ы ( -и) употребляется: а) у заимствованных существительных на -ер (-ёр): шофёры; б) у заимствованных неодуш. и одуш. сущ. на -тор, - сор: редукторы, конструкторы, инспекторы (но: директора, профессора); Правильный вариант: Молодые инженеры

Варианты падежных окончаний имен существительных Пример ошибок Кусок сырА Окончание –у ( -ю) употребляется: а) у вещественных сущ. при указании на количество: стакан чаЮ, ложка сахарУ (но: плантации чаЯ, запасы сахарА); б) у отвлеченных и собирательных сущ. в сочетании со словами много, мало: много шумУ, мало народУ Правильный вариант: Кусок сырУ

Варианты падежных окончаний имен существительных Пример ошибок Пять апельсин, вкусных яблоков Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п., мн.ч. имеют окончание -ов : лимонов, баклажанов (но: яблок) Правильный вариант: Пять апельсинов, вкусных яблок Существительные ср.р. на -ье в форме р.п., мн.ч. имеют окончание - ий: снадобье - снадобий, захолустье захолустий (но: платьев, устьев, низовьев, верховьев)

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в тридцати тетрадях 2) ярчайшим светом 3) они хочут 4) добрых людей 3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) полутораста книгам 2) толковые инженера 3) трех восьмых 4) наименее удобный 2

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) всех милее 2) ящик мандаринов 3) подошел к ему 4) жарких пустынь 3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) курсантских погонов 2) несколько платьев 3) с восьмьюстами семьюдесятью 4) лягте на пол 1

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) более честный 2) обеим подругам 3) много претензий 4) двум третьих стакана 4

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) много народу 2) семисот двадцати 3) группа англичан 4) директоры заводов 4

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) двести килограмм 2) выступали профессора 3) их предложения 4) более красивый 1

Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. 1) пара сапог 2) ехалте быстрее 3) шесть гусаров 4) мало народу 3 2

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) шире реки 2) наименее удобный 3) двадцать двое суток 4) выложите на тарелку 3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) двумстам сорока трем 2) рядом с ними 3) самый умнейший 4) плантации чая 3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) видели арабов 2) к обоим старикам 3) авторы пособий 4) пятьюстами рублями 4

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) приближаются выборы 2) трехсот девяноста писем 3) не реже двух раз 4) в двух тысяч восьмом году 4

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) построили катера 2) пара цапель 3) более тише 4) два ведра баклажанов 3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) не хотят ехать 2) несколько кочерёг 3) много басен 4) от биржи в сторону 4

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) после заморозков 2) менее сладкий 3) несколько арменов 4) клади аккуратнее 3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) семьюстами соснами 2) сладких яблок 3) более организованно 4) отряд партизанов 4

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) взвод солдатов 2) наиболее хорошие 3) четыре девочки 4) от синих сумерек 1

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) до полных потемок 2) двое татаров 3) менее доступный 4) младше их 2

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) пряники на меду 2) в полуторастах километрах 3) трое лисят 4) пара туфель 2

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) много дынь 2) более худшие привычки 3) мимо них 4) сумею убедить 2

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) смогу победить 2) кошка мурлычет 3) наиболее решительно 4) шла сзади его 4

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) трое племянниц 2) в девятистах сёлах 3) нет мест 4) несколько варежек 1

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) грамотные бухгалтеры 2) девятистами пятидесятью рублями 3) гляди в оба 4) простейшая задача 2

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в обеих руках 2) полезайте наверх 3) двое собак 4) сладчайший сон 3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) по их приказу 2) весёлые шоферы 3) глубочайшие моря 4) более пятиста ребят 4

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) к тысяча девятьсот сорок пятому году 2) самый простой 3) наклонился к ним 4) наиболее храбрейший 4

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) ляжьте ровно 2) полтораста дворов 3) недостает пятисот рублей 4) тончайший из них 1

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) двое очков 2) весьма медленно 3) ложи на стол 4) мастера своего дела 3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) высыпи мусор 2) пригляделся к ней 3) свиные окорока 4) моих раздумьев 4