Белорусский государственный университет Кафедра педагогики и проблем развития образования Лукина Александра Михайловна «Организационно-педагогические условия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Advertisements

Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Проектные задачи в начальной школе СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Основы проблемного обучения в начальной школе. Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность проблемного обучения в начальной.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Методы 1. Метод символьного «видения»(когнитивный – особенность в том, что применение метода приводит к созданию образовательной продукции, первичная цель.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
L/O/G/O РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Мастер-класс-технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности Мастер- класс- ярко выраженная форма ученичества у мастера, т.е.передача.
Авторы Колодина О. М., Яркина А. В. учителя начальных классов МОУ Цнинская СОШ 2.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
Родительское собрание на тему: «Проектная деятельность учащихся начальных классов» Работу выполнила: классный руководитель 1 класса Корнилова Любовь Николаевна.
1)создание благоприятного климата отношений партнерства учитель – ученик ; 2)развитие интереса к предмету, навыков самообразования ; 3)приобщение к творческой.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Организационно-педагогические условия формирования логического мышления в учебной деятельности Отчет о научно-экспериментальной работе Журавлевой Ларисы.
Мир 2014 Образовательной технологией называют способ реализации предусмотренного учебной программы содержания, представляющий систему форм, методов и средств.
Транксрипт:

Белорусский государственный университет Кафедра педагогики и проблем развития образования Лукина Александра Михайловна «Организационно-педагогические условия реализации эвристического обучения на уроках математики в средней школе» Руководитель: кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Жук Ольга Леонидовна Магистерская диссертация Минск 2008

Актуальность стратегия модернизации процесса обучения ориентирована от передачи ученику готовых знаний к их поиску и самостоятельному применению на практике, что и обеспечит продуктивный тип мышления учащегося и проблемно-исследовательский характер учебной деятельности. Как показывает опыт, эта задача решается разработкой и внедрением дидактической системы эвристического обучения (ЭО) в школе. Известно, что вопросы ЭО в разное время разрабатывали педагоги, психологи, философы: Сократ, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Я. А. Коменский и многие др. На современном этапе идеи ЭО разрабатываются А. В. Хуторским, А. И. Андреевым, М.М. Левиной, Г.И. Якубелем и др.

Задачи дипломного проекта Анализ литературы по проблеме Определение особенностей применения на уроках математики Разработка и внедрение эвристических заданий Обоснование и подтверждение значимости эвристического обучения

Методика исследования Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод теоретического исследования (анализ литературы по философии, педагогике, психологии, связанной с проблемой организации эвристической учебной деятельности школьников); метод наблюдения – прямого (непосредственно на уроках) и косвенного (через ознакомление с документацией, образовательными продуктами учащихся); анкетирование (на начальной и заключительной стадии педагогического эксперимента); метод экспертных оценок; беседа (с учителями, классными руководителями и учащимися); педагогический эксперимент.

Методы и приемы Метод гипотез Метод эвристического исследования Метод проектов Метод ученического планирования, целеполагания Методы самооценки и рефлексии Прием «Если бы…» Прием «Мозговой штурм»

Эвристические (открытые) заданияоткрытые отличие от традиционных задач, в которых правильный ответ сравнивается с ответами, полученными учениками; результат каждого ученика уникален и определяет творческое самовыражение учащегося; учитель предполагает лишь направления деятельности учеников; задания учащимся предлагаются в соответствии с их потребностями, интересами, предыдущей деятельностью.

Тема: «Подобие треугольников» Задание в учебнике: Найти высоту здания, если известна длина тени здания – 4 метра, высота стоящего рядом дерева – 8 метров, и тени дерева – 2 метра. Эвристическое задание: С помощью приема «мозговой штурм» исследовать проблему измерения высоты здания без специальных приборов.

Тема: «Иррациональные уравнения» Задание в учебнике Решите уравнения: а) б) в) г) д) Эвристическое задание: Даны уравнения: 1.Распределите эти уравнения на несколько групп по какому-либо признаку. 2.По какому признаку вы сгруппировали уравнения? 3.Чем отличаются решения каждой из групп? 4.В каких случаях не нужно находить ОДЗ? 5.Сформулируйте результаты в виде предписаний, подтвержденных примерами.

Эвристические задания: Составить рисованный фильм по теме «Построение пространственных фигур». Разработать и провести урок по теме «Сложение и вычитание многочленов». Организовать математический вечер фокусов «Это походит на волшебство… Но на самом деле это математика!». Разработать и провести игру для младших школьников «Причудливая логика».

Результаты: Кла сс Кол- во уч- ся Нашли ориги- нальный вариант ответа Дали недоста- точно обоснован- ный ответ Не ответили вообще к-вов %к-вов %к-вов % ,9724,1–– , , ,4628,6–– Заинтересованность предметом Самостоятельность при решении нестандартных заданий, умение работать в коллективе, находить решения в незнакомых учебных и практических ситуациях и др.

Условия реализации эвристического обучения на уроках математики: адаптация форм и методов к целям, теме и содержанию; разработка заданий и их сопоставление с целями урока; анализ данных и постановка учениками проблемы; разрешение проблемы; получение результатов, их защита, оценка и самооценка; коллективная рефлексия.

Спасибо за внимание