Белорусский государственный университет Кафедра педагогики и проблем развития образования Лукина Александра Михайловна «Организационно-педагогические условия реализации эвристического обучения на уроках математики в средней школе» Руководитель: кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Жук Ольга Леонидовна Магистерская диссертация Минск 2008
Актуальность стратегия модернизации процесса обучения ориентирована от передачи ученику готовых знаний к их поиску и самостоятельному применению на практике, что и обеспечит продуктивный тип мышления учащегося и проблемно-исследовательский характер учебной деятельности. Как показывает опыт, эта задача решается разработкой и внедрением дидактической системы эвристического обучения (ЭО) в школе. Известно, что вопросы ЭО в разное время разрабатывали педагоги, психологи, философы: Сократ, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Я. А. Коменский и многие др. На современном этапе идеи ЭО разрабатываются А. В. Хуторским, А. И. Андреевым, М.М. Левиной, Г.И. Якубелем и др.
Задачи дипломного проекта Анализ литературы по проблеме Определение особенностей применения на уроках математики Разработка и внедрение эвристических заданий Обоснование и подтверждение значимости эвристического обучения
Методика исследования Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод теоретического исследования (анализ литературы по философии, педагогике, психологии, связанной с проблемой организации эвристической учебной деятельности школьников); метод наблюдения – прямого (непосредственно на уроках) и косвенного (через ознакомление с документацией, образовательными продуктами учащихся); анкетирование (на начальной и заключительной стадии педагогического эксперимента); метод экспертных оценок; беседа (с учителями, классными руководителями и учащимися); педагогический эксперимент.
Методы и приемы Метод гипотез Метод эвристического исследования Метод проектов Метод ученического планирования, целеполагания Методы самооценки и рефлексии Прием «Если бы…» Прием «Мозговой штурм»
Эвристические (открытые) заданияоткрытые отличие от традиционных задач, в которых правильный ответ сравнивается с ответами, полученными учениками; результат каждого ученика уникален и определяет творческое самовыражение учащегося; учитель предполагает лишь направления деятельности учеников; задания учащимся предлагаются в соответствии с их потребностями, интересами, предыдущей деятельностью.
Тема: «Подобие треугольников» Задание в учебнике: Найти высоту здания, если известна длина тени здания – 4 метра, высота стоящего рядом дерева – 8 метров, и тени дерева – 2 метра. Эвристическое задание: С помощью приема «мозговой штурм» исследовать проблему измерения высоты здания без специальных приборов.
Тема: «Иррациональные уравнения» Задание в учебнике Решите уравнения: а) б) в) г) д) Эвристическое задание: Даны уравнения: 1.Распределите эти уравнения на несколько групп по какому-либо признаку. 2.По какому признаку вы сгруппировали уравнения? 3.Чем отличаются решения каждой из групп? 4.В каких случаях не нужно находить ОДЗ? 5.Сформулируйте результаты в виде предписаний, подтвержденных примерами.
Эвристические задания: Составить рисованный фильм по теме «Построение пространственных фигур». Разработать и провести урок по теме «Сложение и вычитание многочленов». Организовать математический вечер фокусов «Это походит на волшебство… Но на самом деле это математика!». Разработать и провести игру для младших школьников «Причудливая логика».
Результаты: Кла сс Кол- во уч- ся Нашли ориги- нальный вариант ответа Дали недоста- точно обоснован- ный ответ Не ответили вообще к-вов %к-вов %к-вов % ,9724,1–– , , ,4628,6–– Заинтересованность предметом Самостоятельность при решении нестандартных заданий, умение работать в коллективе, находить решения в незнакомых учебных и практических ситуациях и др.
Условия реализации эвристического обучения на уроках математики: адаптация форм и методов к целям, теме и содержанию; разработка заданий и их сопоставление с целями урока; анализ данных и постановка учениками проблемы; разрешение проблемы; получение результатов, их защита, оценка и самооценка; коллективная рефлексия.
Спасибо за внимание