Эвенки коренной народ Российской Федерации. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Самоназвание эвенки, ставшее официальным этнонимом в 1931.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Границы современного расселения Эвенков: на Западном.левобережье Енисея, на Севере Заполярная тундра между Енисеем и Леной, на Востоке южная часть Охотского.
Advertisements

Долганская сказка Урок литературного чтения 2 класс.
Ненцы. Не́нцы (устаревшее самоеды) народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Не́нцы (устаревшее.
5 класс Среди различных коренных малочисленных народов Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья наиболее представительной этнической общностью являются эвенки.
Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
Манси Презентация приготовлена 9 «Б» классом. Происхождение этнонима Манси - самоназвание, означает "человек". Внешнее название «вогулы» происходит от.
Эвенки. Работу выполнила Ученица 9 класса Б Средней школы 7 Лебедева Лиза.
Ханты в XVIII веке. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах, Александровском.
Ханты в XXIвеке. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах, Александровском.
Коренные жители Австралии .
Н АРОДЫ СЕВЕРА Работу выполнила ученица 8«А» класса Маслова Елизавета.
>;) Вам, наверно, кажется, что правила записи чисел и правила вычислений с ними всегда были такими же, как сейчас. На самом деле, люди сначала очень.
9 класс Тема « Дальний Восток ». Эвэнк ( самоназвание ), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. чел.). Живут от побережья Охотского моря на востоке до.
Наш Красноярский край на карте России Образован 7 декабря 1934 года.
важный атрибут национальной ненецкой мужской одежды, главной функцией которого является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает.
Первобытные предки человека напоминали обезьян. Большие изменения произошли около 2 млн.лет назад. Найденные каменные орудия труда того времени свидетельствуют,
Классный час для учащихся начальной школы. На территории четырёх государств: России, Норвегии, Финляндии и Швеции издавна проживают саамы. Старое русское.
Занятия и быт восточных славян. Занятия восточных славян Основные занятия славян : Земледелие Скотоводство Рыболовство и охота Бортничество и собирание.
Первые жители Карелии Первичное заселение края. Археологические памятники Курс "Моя карелия" Проводилова О.В.
Автор: Нифталыев Фарид ученик 8 «Б» класса. Содержание: Ханты и манси Образ жизни Типы хозяйства Образ жизни Предметы домашнего обихода и пища Календарь.
Транксрипт:

Эвенки коренной народ Российской Федерации. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Самоназвание эвенки, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название - тунгусы. Отдельные группы эвенков были известны как орочоны, бриары, манегры, солоны. Язык эвенкийский, принадлежит к тунгусо- маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры. Повсеместно распространен русский язык, многие эвенки, живущие в Якутии и Бурятии, говорят также на якутском и бурятском языках.Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Есть основания в качестве непосредственных предков эвенков рассматривать забайкальский народ увань, который, согласно китайским хроникам (5-7 века н. э.), обитал в горной тайге к северо- востоку от Баргузина и Селенги.В процессе расселения по просторам Сибири тунгусы сталкивались с местными племенами и, в конечном счете, ассимилировали их. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы. Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (17 век) оценивалась приблизительно в человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 г , при этом родным языком считали тунгусский человек, остальные русский (31.8%), якутский, бурятский и другие языки. Характерная особенность в расселении эвенков дисперсность. В стране насчитывается около сотни населенных пунктов, где они живут, однако в большинстве поселений их численность колеблется от нескольких десятков до человек. Населенных пунктов, где эвенки живут относительно крупными компактными группами немного.

Занятия эвенков Основой хозяйства эвенков было сочетание трех видов деятельности, а именно: охоты, оленеводства, рыболовства, которые тесно связаны и взаимно дополняли друг друга. Весной эвенки подходили к рекам и до осени промышляли рыболовством, осенью уходили в глубь тайги, и в течение всей зимы занимались охотничьим промыслом. Объекты охоты: дикий олень, лось, медведь, пушные звери, боровая дичь. Вплоть до 19 в. некоторые группы эвенков охотились при помощи лука и стрел. В 19 в. кремневое ружье стало важнейшим охотничьим оружием. Из охотничьего инвентаря следует отметить такие предметы, как пальма - палка с широколезвенным ножом, поняга - деревянная доска на лямках для переноски тяжестей за плечами, нарта-волокуша. Охотились в специальной промысловой одежде, передвигались на лыжах. Обязательно присутствовала собака. Оленеводство в хозяйственном комплексе эвенков играло подсобную роль. На них эвенки совершали перекочевку внутри тайги к месту зимнего промысла и обратно, к месту летней стоянки. Оленей очень берегли и старались не забивать на мясо. Рыболовство было в основном летним промыслом, хотя эвенки знали также и зимний подледный лов. Ловили при помощи "морд", сетей, били острогой, сохранялся архаический способ охоты на рыбу с помощью лука и стрел. Лодки изготавливали из дерева, гребли обычно одним веслом с широкой лопастью. Мясо и рыбу ели в свежем, вареном или жареном виде и заготавливали впрок, летом пили оленье молоко. От русских, эвенки научились готовить мучные изделия.Из оленьих шкур изготавливали тонкую замшу "ровдугу". Кузнечное дело было известно каждому эвенку, но существовали и кузнецы - профессионалы. Была развита домашняя обработка шкур, кости, рога; делали домашнюю утварь из дерева и бересты, плели сети из крапивы, владели кузнечным делом. В настоящее время в качестве народных промыслов развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла, вышивка, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте.

Традиционное жилище Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких переносных жилищах - чумах. Стационарный зимний тип жилища, характерный для полуоседлых эвенков-охотников и рыболовов, - голом пирамидальной или усеченной-пирамидальной формы. Летним постоянным жилищем охотникам и рыболовам служило корьевое четырехугольное жилище из жердей или бревен с двускатной крышей. Южные эвенки, скотоводы-кочевники Забайкалья жили в переносных юртах бурятского и монгольского типа. Были распространены летние и зимние шалаши, покрытые корой. Как правило, в большинстве случаев, использовалась лиственничная кора. В качестве покрытия конического шалаша могла использоваться береста и сено. Зимние шалаши строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги. Как правило, остов шалашей при перекочевках, перевозился эвенками с одного места на другое. Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2 м, в высоту 2-3 м. Остов переносного шалаша покрывался сверху специальными покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались тисками, сшитые же из оленьих шкур, ровдуги или рыбьих кож - нюками. В прошлом внутри шалашей устраивали очаг. В конце XIX и начале XX вв. устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие. Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах. Традиционные жилища используются только на промыслах.

Верхняя одежда эвенков отличалась большим многообразием. Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя - серо-коричневого цвета, белого с темным, реже - белого цвета. Применяли также кожу лося. Для отделки использовали также белую шкуру оленя и белый камус. Проследим исторические особенности одежды у эвенков. Интересно отметить, что одежда коренного населения соответствует климатогеографическим особенностям местности. Для народов севера была характерна двойная меховая одежда глухого покроя. Одежда - одинаковая для мужчин и женщин - была распашная и именовалась в литературе обычно "фраком". Национальная одежда Делали ее из одной целой некоренной шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части шкуры представляли собою узкие полки. В верхней части шкуры делали вертикальные надрезы-проймы для вшивания рукавов, на плечах располагали швы. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Рукава делали узкие, с узкими проймами и ластовицами, с обшлагами и пришивными рукавицами. Подол одежды сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем перед. По подолу одежды, по полам вниз от пояса, на спинке от плеча вдоль проймы рукава пришивали длинную бахрому из козьей шерсти, по которой скатывалась дождевая вода. Одежду украшали мозаикой из меховых полосок, бисером и полосками из окрашенной ровдуги и тканей. Мужская и женская одежда различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, у женского - прямой. Обувью служили Олочи из кожи, сукна или ровдуги летом и оленьего меха зимой. Самой же распространённой обувью являлись и являются унты меховая обувь у народов Севера и Сибири. Головным убором эвенкийских женщин является капор

Культ животных Культ животных, особое к ним отношение, почитание их. Широко распространен у всех народов Севера. Связан как с тотемизмом, так и с промысловыми обрядами, в некоторых случаях это синкретичный культ, возникший на основе различных форм религии, а также страха перед грозными хищниками (медведь, волк). У всех народов Севера в высшей степени развит культ медведя. У многих северных народов культ животного основан на тотемическом представлениях о родстве группе людей с тем или иным из животных: к ним обращались как к родственникам – «дедушка», «бабушка», «отец», «мать», «дядя», считали, что эти животные когда- то были людьми, что они могут превращаться в людей; этих животных нельзя убивать, запрещалось, есть их мясо. Если же это случалось, необходимо собрать кости (их не дробили, а разделяли по суставам), череп и захоронить, чтобы животное возродилось. Среди народов Севера находим множество примеров культа тотемных животных. Культ животных связан и с другой древнейшей формой религии – анимизмом. У большинства народов Севера культ животного связан с промысловым культом: представления о близости животных и человека, понимании животными человеческой речи и в связи с этим иносказательная форма общения при сборах на охоту и на охоте; подставные имена животных, на которых охотятся, различные охотничьи запреты и правила, призванные умилостивить зверя; отведение вины на других за охоту и умерщвление зверя; вера в духов-хозяев животных, моления и жертвоприношения им с просьбами о благополучии промысла; амулеты из частей тела животных; обряды возрождения животных, связанные с широко бытующим мифом об умирающем и воскресающем звере и направленные на то, чтобы обеспечить себя добычей в будущем..

Народные поверья 1. Нельзя ходить по огню. 2. Огонь костра нельзя колоть, резать острыми предметами. Если не соблюдать и противоречить этим приметам, то огонь потеряет силу своего духа. 3. Детям говорили: "Не играй огнем, иначе огонь может рассердиться и сделать так, что ты постоянно будешь мочиться". 4. Свою старую одежду, вещи нельзя выбрасывать и оставлять на земле, а надо уничтожить вещи путем сжигания. Если не соблюдать этих правил, то человек всегда будет слышать плач своих вещей и одежды. 5. Если берешь у куропаток, гусей и уток яйца из гнезда, то обязательно два-три яйца оставляй в гнезде. 6. Остатки добычи (птиц, различных животных) нельзя разбрасывать на том месте, где ты ходишь и живешь. 7. В семье нельзя часто ругаться и спорить, потому что огонь вашего очага может обидеться, и вы будете несчастны. 8. Твой плохой поступок в жизни - это самый большой грех. Этот поступок может отразиться на судьбе твоих детей. 9. Вслух много не говори, не то твой язык заработает мозоль. 10. Не смейся без какой-либо причины, иначе вечером будешь плакать. 11. Сначала посмотри на себя и уже, потом осуждай других. 12. Где бы ты ни жил, где бы ни был, плохо отзываться о климате нельзя, так как земля, на которой ты живешь, может разгневаться. 13. Свои волосы и ногти после стрижки не бросай где попало, иначе после смерти будешь блуждать в надежде найти их. 14. Без причины злиться и ненавидеть людей нельзя. Это считается грехом и поэтому в старости может обернуться твоим одиночеством. Пожилые эвенские женщины старались сохранить и передать своим детям и внукам свою веру. Из поколения в поколение целеустремленно наставляли и контролировали соблюдение правил поведения, согласно народной мудрости и приметам.

Обряд добывания удачи "Синкэлэвун, хинкэлэвун, шинкэлэвун" был характерен для всех групп эвенков. Он представлял собой магическое забивание изображения парнокопытного животного. Его выполняли только охотники. В случае неудачи на охоте охотник связывал из прутьев изображение оленя или лося, приготавливал маленький лук, стрелу и уходил в тайгу. Там он ставил изображение животного и стрелял в него с небольшого расстояния. Если стрела попадала, то охота предстояла удачной, тогда охотник имитировал разделку туши, часть её он обязательно прятал, а часть уносил с собой, чтобы из стойбища отправиться на охоту. У эвенков почти всех районов в этом обряде принимал участие шаман. В этом варианте присутствовал древний способ охоты - накидывание аркана, он производился перед тем, как охотник стрелял из лука по изображению. Шаманы развили обряды, добавляя к ним хождение к духу хозяину тайги для "прошения" у него животных,а также обряд очищения охотников. Обряд представлял собой восьмидневную охотничью мистерию-погоню за божественным оленем, его забивание и приобщение к его мясу. Шаманы добавили к этому обряду гадание, предсказание и обновление частей шаманского костюма и атрибутов. Существование этого обряда определяло почитание эвенками оленя и лося. Они верили, что души съеденных животных воскреснут, и их пошлет обратно на Землю добрых дух - хозяин Верхнего мира и дух хозяин тайги. Рассматривая взаимосвязи традиционных танцев с религиозными представлениями, а также с различными аспектами и компонентами материальной, духовной культуры и жизнедеятельности эвенков, раскрывается традиционное хореографическое искусство как одного из проявлений взаимосвязи этнопедагогики и народно-художественной культуры.

Народные приметы Суровые условия жизни заставляли эвенов больше прислушиваться к самому себе, присматриваться к окружающей среде, примечать в ней необычное и делать определенные выводы по каждому конкретному случаю. Вот, например, приметы, связанные с охотой. Охотник собрался на охоту. Огонь громко треснул (хин кэн) - быть беде, несчастью. Опытный, мудреный жизнью охотник, услышав это - задумывался: как быть, ехать, или не ехать? Некоторые люди гадали на углях погасшего огня. Брали две тряпки и один уголек: в одну заворачивали уголек:, а другую просто заворачивали без угля и обе тряпочки привязывали к двум концам шнура, закручивали шнур в одно целое, а потом потихоньку раскручивали. Если уголек будет с правой стороны, то задуманное охотником желание будет положительным, а если с левой - отрицательным. Обращали внимание на поведение оленя. Если олень зевает в правую сторону, то ожидается удачный день, а если в левую - неудачный. Если олень резвится в лютый мороз, значит назавтра будет теплая погода. Чтобы узнать о своем будущем, гадали на оленьей лопатке. Горячий уголь клали на середину лопатки, от нагревания появлялись трещины, которые подсказывали, что ожидает человека в будущем. Если маленький ребенок периодическиикает - жди удачной охоты. Ребенок, наклонившись, смотрит назад через ноги - ждите гостя издалека, и если собака крутится вокруг себя в надежде поймать свой хвост, то также ждите гостя. Об охоте, о завтрашних планах нельзя говорить вслух, чтобы не сглазить, не навлечь на себя беду. Без необходимости торопиться, спешить не следует - можешь быстро прожить свою жизнь. Быть слишком удачным, счастливым считается плохим признаком, так как природа знает, что жизнь твоя коротка, поэтому тебя одаривает в меру. Нельзя смеяться над больным и слабым человеком, иначе все обернется к тебе. Нельзя насильно брать у человека какую-нибудь вещь, иначе сам можешь остаться без ничего.