Понятие о перспективе. Простейшие геометрические тела.
Первое занятие, посвященное объемно- пространственному рисунку. На простейших геометрических телах рассматриваются принципы изображения в перспективе. Это скорее схемы, неоспариваемые «азбучные» истины, которые необходимо запомнить на данном этапе, чтобы, впоследствии не задумываясь, механически применять в работе. Именно поэтому не используются постановочные предметы. Как правило, ученики справляются со всеми заданиями в течение одного учебного дня.
ПОНЯТИЕ О ПЕРСПЕКТИВЕ. 1 этап 1. Провести линию горизонта (в любом месте писчего листа) и восстановить перпендикуляр (любой длины) ближайшего ребра параллелепипеда, пересекающий линию горизонта.
2 этап 2. Отметить на линии горизонта две точки схода А и В по разные стороны от ребра- перпендикуляра на любом расстоянии. Соединить концы отрезка, обозначающего ребро параллелепипеда, с точками А и В.
3 этап 3. Между линиями соединения восстановить еще два ребра на произвольных расстояниях от ближайшего.
4 этап. Соединить концы отрезков, обозначающих ребра с теми точками схода, с которыми они еще не соединены. Например, концы отрезка, ближайшего к точке А соединить с точкой В и наоборот. Точки пересечения вновь проведенных линий будут являться вершинами последнего четвертого ребра параллелепипеда.
5 этап 5. Выявить утолщенными линиями получившееся геометрическое тело, считая его прозрачным, причем видимые ребра выделить жирнее. Обозначить вершины параллелепипеда буквами CDEFGKLM.
Пример 6. Рассмотреть полученное изображение и отметить, что параллельные в реальной жизни ребра DM, CL, FK, EG сходятся в точке А и на рисунке параллельными не являются. Аналогичная ситуация с другой четверкой ребер DF, CE, MK, LG. Вертикальные же ребра сохраняют свою параллельность и перпендикулярность линии горизонта (так как мы принимаем, что параллелепипед лежит на горизонтальной поверхности и размеры его сравнительно невелики). Сходиться «вертикальные» ребра будут только при отображении длинномерного предмета: например, высотный жилой дом.
ПРОСТЕЙШИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА Построение куба
Построение куба - 2
Построение куба - 3
Построение цилиндра
Примеры
конус
Построение цилиндра.
Домашнее задание 1. Нарисовать проработанные на занятиях геометрические тела (куб, параллелепипед, конус, цилиндр) на листах писчей бумаги формата А-4 в количестве не менее трех предметов каждого вида. Предметы должны быть разного размера, прозрачны, построены и выявлены при сохраненных линиях построения. 2. Построить геометрические тела: шар, призма, усеченный конус, предварительно самостоятельно продумав этапы и элементы построения. Предметы должны быть разного размера, прозрачны, построены и выявлены при сохраненных линиях построения. Работа выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 в количестве не менее трех предметов каждого вида. 3. Поработать с отрицательными эмоциями. 1). Выбрать наиболее актуальную на данный момент и отобразить ее красками в любой технике, стараясь вложить весь мыслимый и немыслимый негатив. 2). Не торопясь разорвать раскрашенный лист на мелкие кусочки. 3). На чистом листе выложить из этих фрагментов «убегающего ежика». Недостающие элементы можно просто дорисовать в любом материале. 4). Придумать и записать историю о получившемся ежике.
Автор слайдовой поддержки Царева С.А. (учитель изобразительного искусства школы 6 г. Саранска Республики Мордовия)