Кузьмина Елена к.полит.н. зав.сектором Экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль государства в экономике России. Российская экономика уникальный формирующийся рынок, в том смысле, что по своей сути является усеченным вариантом.
Advertisements

Принимай инвестиционные решения САМ! Китай – новая надежда или "вторая Япония"?
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Выгоды Республики Казахстан от участия в интеграционных процессах (на примере Таможенного союза и Единого экономического пространства) Идиатуллина А.Д.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Российская экономическая модель План: 1.Ресурсная база российской экономики. 2.Структура российской экономики. 3.Российская экономическая модель. 4.Перспективы.
Май 2010 Д.Н. Ананьев, Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению "Правовые аспекты регулирования финансовых рынков.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Банки СНГ на пороге перемен Михаил Матовников, Генеральный директор Интерфакс-ЦЭА, Директор по корпоративному развитию группы «Интерфакс»
Миграция рабочей силы и денежные переводы в Таджикистан Зафар Бурхонов.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Министерство финансов Республики Молдова Среднесрочный прогноз расходов ( ) Краткий обзор.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ В 90-Е ГГ. XX СТОЛЕТИЯ.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
Экономические реформы в России. Этапы развития 1.Либерализация цен 2.Либерализация внешней торговли 3.Приватизация.
1 МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Особенности антикризисных.
Перспективы импортозамещения в российской экономике X Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен» Екатеринбург, 12 ноября 2015 г. С.А.Афонцев.
Транксрипт:

Кузьмина Елена к.полит.н. зав.сектором Экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН

Кыргызстан - беднейшая страна СНГ ВВП на душу населения в 2010 г. - менее 1000 долл. (840 долл. в 2010 г.) Уровень бедности % (по данным ООН).

Политическая нестабильность отсутствие внутренних резервов для восстановления реальной экономики.

доля промышленности снизилась до 14% (25% в 2000г.) доля сельского хозяйства - до 25,8% (34,2% в 2000г.) доля услуг увеличилась до 43,9% (29,6% в 2000г.) Основной прирост произошел в торговле (около 19%)

Активы банков в гг. увеличились в 2,4 раза, обязательства – в 2,2 раза. Доля иностранных коммерческих банков насчитывала более 2/3 активов банковской системы, что оказало позитивное влияние на развитие банков. Свыше 60% банковского капитала, было ассоциировано с казахстанским капиталом. На киргизском рынке работало 5 банков, капитал которых имеет казахстанское происхождение (Инэксимбанк (БТА Банк), Халык Банк Кыргызстан (Народный банк), Казкоммерцбанк-Кыргызстан (Казкоммерцбанк), АТФБанк-Кыргызстан (АТФБанк), ФинансКредитБанк). В 2008 г. кризис ликвидности казахстанских банков негативно сказался и на деятельности их дочерних структур в Киргизии.

Внешнеторговый оборот в предкризисный период имел устойчивое отрицательное сальдо. В страну завозились не только промышленные товары и машины, но и продукты питания, и предметы первой необходимости. Так, импорт нефтепродуктов и природного газа составлял 100 %, продовольственной пшеницы – свыше 55 %, растительного масла – свыше 67 %. Кыргызстан стал менее зависим от экспорта золота, так как доля экспорта других видов промышленной продукции значительно возросла. Наиболее доходной позицией во внешней торговле стал реэкспорт товаров народного потребления из Китая на рынки Центральной Азии и России. Согласно независимым оценкам объем совокупного реэкспорта составлял более 2 млрд долл., торговая маржа от реэкспорта - более 13%. Другой крупной статьей кыргызского экспорта стала продукция швейной и текстильной промышленности (более 6% от общего объема экспорта), 90% которой вывозится в Россию и Казахстан.

В 2009 г. кризисные явления ощутимо затронули экономику. Причина - серьезный экономический спад в России и Казахстане, с которыми особо связана кыргызская экономика, кроме того, основным направлением трудовой миграции, поставляющей значительные финансовые средства в страну, являются те же страны. С февраля по июнь 2009 г. шло снижение ВВП, а во втором полугодии обозначился постепенный рост в связи с ростом цен на золото. Из-за низкого потребительского спроса цены на товары и услуги остались без изменений по сравнению с декабрем 2008 г. Результаты принесли усилия правительства и Нацбанка, а также стабилизация цен на мировых рынках продовольственных товаров. Сом по отношению к доллару снизился на 10,6%. уменьшился кредитный портфель, коммерческие банки выдали на 2,8 % меньше заемных средств, чем в 2008 г. Общий объем частных трансфертов (90% занимают денежные переводы трудовых мигрантов) в 2009 г. составил 999,7 млн долл. За пределами страны работают порядка тыс трудовых мигрантов (700 тыс по данным Министерства труда, занятости и миграции населения). По данным экспертов, за 2009 г. мигрантами было переведено 1,2 млрд долл. Эта сумма сопоставима с бюджетом страны, но эти переводы не учитываются в официальной статистике.

Госбюджет серьезно пострадал от снижения спроса на продукцию со стороны России. Кыргызстан был вынужден обратиться за дополнительной внешней помощью. МВФ предоставил 100 млн долл. Была достигнута договоренность о выделении Россией финансовой помощи в размере более 2 млрд долл. Первые два транша республика получила – 150 млн долл. безвозмездного гранта позволили покрыть внутренний дефицит бюджета, и 300 млн льготного кредита были переданы в Фонд развития. В марте была принята Стратегия развития страны на гг., которая учитывает ухудшение мировых тенденций развития, включая рост цен на энергоносители и продовольственные товары. Акцент в экономической части Стратегии был сделан на энергетику; горную добычу; сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность; строительство; туризм; торговлю и стимулирование экспорта; транспортную инфраструктуру; связь и информатизацию; науку и инновации.

Власти проводили политику увеличения бюджетных расходов в рамках согласованного с МВФ нового механизма финансирования для преодоления внешних шоков: увеличение капиталовложений и снижение налогов, а также благодаря финансовой помощи России. По мере ослабления ценового давления (темпы инфляции снизились с 20,1% в конце декабря 2008 г. до 0% в декабре 2009 г.) началась либерализация денежно- кредитной политики. Рост ВВП в кризисном 2009 г. составил лишь 2,3%.

Валовый внешний долг на начало 2011 г., несмотря на значительное списание в рамках Парижского клуба, составляет более 2,6 млрд. долл. (более 60 % от ВВП). ВВП составил 4,6 млрд долл. (212,2 млрд сомов), реальный темп роста - 98,6%, который обеспечивался ростом в сфере промышленности на 109,8%, строительстве - 32,7% и сельском хозяйстве - на 97,2%. ВВП без предприятий Кумтора составил 45 млрд сомов. Временным правительством в конце мая в республиканский бюджет были внесены изменения по расходам на 4,3 млрд сомов

Потенциал экономики, основанный на экстенсивном развитии сельского хозяйства, дозагрузке старых производственных фондов и дешевой рабочей силе, практически исчерпан. Наиболее технологичные предприятия страны сконцентрированы в Бишкеке и в Иссыккульской области: они работают на ВПК России и финансируются ею. В последние годы активно развивались перерабатывающие предприятия для поставки продукции в Казахстан. Но их мощности малы, что препятствует покупке дорогостоящего и современного оборудования. Производители трикотажной отрасли утверждают, что готовы покупать дорогостоящее технологичное оборудование, но персонала, умеющего работать с ним, нет. Основная проблема - деиндустриализация. Помимо восстановления промышленности необходимо проводить ее модернизацию.

В стране сохраняется крайне низкий уровень инновационной активности. У бизнеса нет интереса к интеллектуальной составляющей инновационного процесса. Технологическая структура не поддерживается в должной мере денежно-кредитными и бюджетно-налоговыми инструментами государственной политики. Сформированы технико-внедренческие зоны, технопарков в Национальной академии наук и при Киргизско-российском Славянском университете но их влияние на развитие незначительны. Научно-инновационная деятельность регламентирована рядом законов и государственных программ, которые остались лишь декларациями без конкретных механизмов их осуществления. Государственные финансовые средства и работающие производства сосредоточены в руках президентской семьи и приближенных. Это усилило люмпенизацию населения и привело к перевороту в апреле 2010 г., что опять отодвинуло решение экономических проблем на неопределенный срок.

Объем теневой экономики в полтора раза превышает государственный бюджет и составляет порядка 60 млрд долл. в год. В стране дважды пытались легализовать капиталы (в 2007 г. и в 2009 г.). Результата это не дало. Происхождение капитала нужно было проверить. Даже если бизнесмен доказывал, что деньги у него появились не в результате терроризма и коррупции, то оставалось уклонение от налогов, за что предусматривалось наказание. Кроме того, провал первой амнистии был связан и с высоким налогом на легализованный капитал – 5%. Была и политическая подоплека недоверия бизнеса к легализации. Принятая новая редакция Конституции воспринималось бизнес средой как передел собственности. Что в принципе и произошло в 2010 г. В 2010 г. снова стал вопрос о легализации теневых капиталов. Был принят закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики». Их суть сводилась к осуществлению требований, норм и правил, предусмотренных законом о добровольной легализации. Дополнения получили Уголовно- процессуальный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс об административной ответственности, Законы «О введении в действие Налогового кодекса», «О государственной службе » и «О Социальном фонде». Но политическая ситуация летом 2010 г. вновь остановила эти процессы.

серьезно подорвали перспективы роста и привели к существенному увеличению потребностей в бюджетных расходах. Доноры обязались оказывать бюджетную поддержку до 2012 г., однако в среднесрочной перспективе необходимо восстановить бюджетную дисциплину для обеспечения приемлемого уровня государственного долга. Необходимо восстановить общее доверие к органам государственного управления и регулирования, особенно к регулятору банковского сектора, которое было серьезно подорвано при прежнем режиме, с тем, чтобы частный сектор мог вести с органами власти конструктивный диалог для улучшения инвестиционного климата. Во всех секторах экономики по-прежнему сохраняются серьезные проблемы в области создания эффективных институтов поддержки рынка. Для предприятий серьезную проблему все еще представляют глубоко укоренившиеся коррупция и кумовство. В области упрощения бюрократических процедур достигнут определенный прогресс, однако необходимо еще больше сделать для реализации этих изменений на практике. В последние годы развитие финансового сектора тормозилось слабым обеспечением соблюдения нормативных положений. Резко ухудшился инвестиционный климат. Общий уровень доверия инвесторов упал до рекордно низкой отметки в 95 (по шкале от 100 до +100). Больше всего респондентов беспокоили вопросы безопасности, охраны и терроризма, а затем предсказуемость правил, законов и норм.

Некоторые из мер, принятых новым режимом, который начал преследовать всех, кто считался связанным с прежним режимом («черные списки», конфискация имущества) подрывают веру в верховенство закона. Прежний режим проводил инфраструктурные реформы. Тарифы для населения повысились более чем в два раза, что полностью устранило бы необходимость перекрестного субсидирования и обеспечило бы достижение уровня окупаемости. Для смягчения воздействия повышения тарифов правительство также ввело компенсации. В декабре 2009 г. и феврале 2010г., соответственно, были приватизированы две региональные электрораспределительные компании «Северэлектро» («СЭ») и «Востокэлектро» («ВЭ»), которые были приобретены киргизской компанией «Чакан ГЭС». В феврале 2010 г. «Кыргызтелеком» («КТ»), обладающий фактической монополией на наземные линии связи, был продан консорциуму, в состав которого входили компании с неизвестным кругом собственников. Новый режим отменил повышение тарифов и вновь национализировал или аннулировал приватизацию. События в апреле и июне 2010 г. пагубно сказались на стабильности финансовой системы, наблюдается снижение качества кредитного портфеля, но сохраняются приемлемые уровни достаточности капитала. Учреждения микрофинансирования особенно сильно пострадали от волнений на юге страны: доля проблемных кредитов повысилась в июне до 5,9 % по сравнению с 1,6 % на конец мая.

Для иностранных инвесторов в настоящее время наиболее интересны цветная металлургия и пищевая промышленность, на долю которых приходится около 50 % всего объема инвестиций. В 2010 г. объем поступления прямых иностранных инвестиций по сравнению с 2009 г. снизился на 32,5% и составил 446,0 млн долл. В 2010 г. МВФ вложил в экономику страны 30 млн долл., Сумма поддержки АБР увеличена с 40 млн до 70 млн долл. на грантовой основе. Из них 40 млн. долл. на поддержание бюджета и 30 млн долл. на развитие. Но речь идет не о помощи в модернизации экономики, а лишь о помощи правительству в поддержании финансовой системы и поддержке беднейших слоев населения. В определенной степени состояние кыргызской экономики будет зависеть от темпов восстановления экономик России и Казахстана, по указанным уже причинам. Наибольшие перспективы развития ожидаются в золотодобывающей отрасли страны, поскольку наибольшие инвестиции вкладываются именно сюда, а цены на золото на мировых рынках продолжает расти. В 2011 г. началась работа по извлечению золота на 3 новых месторождениях на юге республики: месторождения Кара-Казык (Алайский район), Джамгыр (Ала-Букинский район) и Иштамберды. Возможно, произойдут подвижки в нефтегазовой отрасли, учитывая вложения, Китая, России и некоторых европейских стран в этот сегмент экономики.

Министерство экономического развития КР - Международный деловой совет Инвестиционный совет при Президенте КР - Министерство финансов КР -