А) Требованиями жизни в современном информационном обществе, отраженными в образовательных стандартах Б) Потребностями подготовки к ЕГЭ, ГИА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
Advertisements

Документально-методические комплексы (ДМК) по истории: принципы разработки, использования на примере вводной темы.
Под умением в педагогической литературе понимаются освоенные учеником способы выполнения действия.
Работа с историческими источниками Историк никогда не исчерпает документ до конца, он всегда может обратиться к ним с новыми вопросами или заставить их.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
« Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении истории и обществознания»
Модель компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход-это попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление у обучающихся.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
Текст учебника как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
Формирование учебно- информационных умений на уроках истории Юркин Виктор Юрьевич, учитель истории.
Учебник – это основное средство обучения. Дидактические функции учебника: Мотивационная Информационная Контрольно-корректирующая.
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
Транксрипт:

А) Требованиями жизни в современном информационном обществе, отраженными в образовательных стандартах Б) Потребностями подготовки к ЕГЭ, ГИА

А.В. Хуторский: умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать ее

С познавательной компетентностью С коммуникативной компетентностью

ОСНОВНАЯ ШКОЛАСРЕДНЯЯ ШКОЛА Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно- следственных связей. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

ОСНОВНАЯ ШКОЛАСРЕДНЯЯ ШКОЛА Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно- смыслового анализа текста. Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации.

ОСНОВНАЯ ШКОЛАСРЕДНЯЯ ШКОЛА Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),

ОСНОВНАЯ ШКОЛАСРЕДНЯЯ ШКОЛА Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Отделение основной информации от второстепенной. Критическое оценивание достоверности полученной информации, Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

ОСНОВНАЯ ШКОЛАСРЕДНЯЯ ШКОЛА Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Изучение и анализ письменных источников – основной способ познания, присущий исторической науке; При изучении истории, обществознания, права школьники имеют дело со многими специфическими видами источников, навыки использования которых не формируются в рамках других учебных предметов

ОСНОВНАЯ ШКОЛАСРЕДНЯЯ ШКОЛА использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

ОСНОВНАЯ ШКОЛАСРЕДНЯЯ ШКОЛА соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно- следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

ОСНОВНАЯ ШКОЛАСРЕДНЯЯ ШКОЛА давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

Действующие стандарты и примерные программы не содержат рекомендаций, конкретизирующих поэтапную последовательность формирования умений и навыков, составляющих основу информационной компетентности (приводятся только требования на момент окончания ступени обучения)

(источник: История с древнейших времен до наших дней: Программа кл. Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, Н.Н. Лазукова. – М.:Вентана-граф, 2006)

1. Умение работать с текстовыми историческими источниками 5 кл. Различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники. Находить историческую книгу по автору и названию 6 кл. Различать первичные источники (летописи, законы) и вторичные источники (научно- популярная, справочная, художественная литература)

7 кл. Различать мемуары, документы делопроизводства. Характеризовать источник (вид источника, автор, название, время создания) 8 кл. Различать программы политических партий, произведения общественной мысли, статистический материал. Находить в указанных текстах необходимую для учебной работы информацию. Давать библиографическое описание издания 9 кл. Составлять список литературы по заданной теме

5 кл. С опорой на вопросы учителя изучать фрагмент учебного исторического текста и извлекать из него нужную информацию. Выделять главные мысли текста. Различать повествовательный, описательный и обобщающий тексты. 6 кл. По плану изучать фрагмент повествовательного или описательного текста. Находить незнакомые слова и определять их значение. Определять основные вопросы (структуру) содержания. Различать достоверную и вымышленную информацию. Ставить к тексту репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала)

7 кл. По плану самостоятельно изучать учебные и описательные тексты. Извлекать из них опосредованную информацию, делать выводы. Ставить к источнику продуктивные вопросы (требующие анализа и объяснения). Оценивать полноту информации в источнике по заданной теме. 8 кл. По плану изучать тексты, содержащие суждения, оценки, теоретические положения. Самостоятельно изучать тему по двум взаимодополняющим источникам: уяснять и точно воспроизводить смысл интерпретации фактов автором каждого из источников, систематизировать, обобщать учебную информацию.

9 кл. По плану сопоставлять информацию в адаптированных альтернативных повествовательных источниках и осуществлять обоснованный выбор информации из них.

2. Умение работать с учебником 5 кл. Пользоваться оглавлением, аппаратом ориентировки учебника. Объяснять тему параграфа и называть пункты его плана 6 кл. Объяснять логику построения содержания параграфа учебника (по подзаголовкам параграфа). Определять структуру (план) отдельных пунктов учебника 7 кл. Объяснять место темы параграфа в главе, разделе учебника. 8 кл. Объяснять логику построения содержания учебного курса по оглавлению учебника 9 кл. По оглавлению сопоставлять структуру построения учебников Всеобщей и Отечественной истории

5 кл. Самостоятельно читать текст учебника повествовательного или описательного характера и уяснять значение понятий, терминов. 6 кл. Самостоятельно читать, извлекать информацию повествовательного или описательного характера по тому или иному пункту параграфа из основного текста и дополнительных компонентов учебника (иллюстраций, карт, документов и т. д.), систематизировать сведения 7 кл. Самостоятельно читать, объяснять содержание текста параграфа (повествовательного или описательного характера), используя все информационные возможности учебника, систематизировать сведения

8 кл. Самостоятельно отбирать и систематизировать материал по теме параграфа для повторения содержания главы учебника 9 кл. Сопоставлять факты, изложенные в учебнике, с другими подходами по данному вопросу. Обосновывать свой отбор исторических сведений. Систематизировать материал учебника по сквозным вопросам учебного курса

5 кл. Под руководством учителя выделять в тексте учебника ведущие идеи, факты, имена собственные, понятия, обязательные для усвоения 6 кл. Самостоятельно выделять обязательные для усвоения единицы фактологических знаний основного текста параграфа учебника 7 кл. Самостоятельно выделять все основные единицы знаний параграфа учебника, обязательные для усвоения 8 кл. По вопросам определять (формулировать) единицы обобщенных знаний, характеризующие основное содержание главы учебника 9 кл. Самостоятельно выделять единицы знаний, характеризующие основное содержание главы учебника

3. Умение работать с вещественными и изобразительными источниками 5 кл. Различать вещественные и изобразительные источники изучаемой эпохи. С опорой на памятку давать описание вещественных памятников истории и культуры, сюжетных и типологических учебных картин, исторического пейзажа. Под руководством учителя извлекать из этих источников историческую информацию: определять функциональное предназначение вещественных памятников, содержание сведений об исторических фактах и явлениях

6 кл. Различать первичные (подлинные) памятники культуры изучаемой эпохи и вторичные (созданные в последующее время) вещественные и изобразительные источники (в том числе видеоматериалы). С опорой на памятку давать описание архитектурных памятников, изобразительных источников изучаемой эпохи, извлекать из данных видов источников историческую информацию.

7 кл. Осуществлять отбор изображений памятников истории и культуры по заданной теме, давать им описание, извлекать информацию. Относить памятники культуры к определенному стилю (жанру). Соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими историческими данными. Определять достоверность отражения прошлого в изобразительных источниках

8 кл. Извлекать историческую информацию из средств учебн. наглядности и изобразит. источников эпохи, включая фотодокументы, карикатуры. Относить памятники культуры к определенным художественным направлениям в искусстве. Давать оценку информационной значимости памятников истории и культуры как исторических источников. 9 кл. Извлекать историческую информацию из вещественных и изобразительных источников любых видов, включая кино-, видео-, компьютерные материалы. Обобщать и систематизировать знания по теме, получаемые из различных источников. Различать историческое и эстетическое описания и оценки памятников истории и культуры

4. Умение локализовать объекты в пространстве, работать с картой 5 кл. Различать историческую и физическую карту, карту- схему. Читать легенду исторической карты. Показывать сто­роны и части света, территорию страны, населенные пункты и др. 6 кл. Показывать населенные пункты, давая словесное описание их местоположения, изменение границ государства. Определять на карте границы своего региона, края 7 кл. Различать и показывать географические объекты, связанные с изучением экономических, социально- политических вопросов истории стран 8 кл. Показывать группы стран регионов мира, объединенных по историко-географическим признакам 9 кл. Извлекать и анализировать историческую информацию из любых видов карт, включая политические карты

5 кл. Под руководством учителя извлекать информацию из карт, карт-схем (города, битвы), информацию о местоположении государств, населенных пунктах, ходе событий 6 кл. Самостоятельно извлекать из карты (карты-схемы) непосредственную информацию о ходе исторического события, о местоположении историко-географических объектов 7 кл. Определять на основе сопоставления карт различных периодов изменения в хозяйственной и социально- политической жизни страны 8 кл. На основе карты давать объяснения (устанавливать причинно-следственные связи) событий и явлений: делать опосредованные выводы об исторических фактах 9 кл. Самостоятельно использовать карту как источник исторических знаний

5 кл. Устанавливать на основе картографических сведений связь между природными условиями и занятиями людей. Относить известные исторические объекты к восточной или античной цивилизации 6 кл. Относить известные исторические объекты к культурному наследию изучаемых стран и народов 7 кл. Устанавливать связи между географическим положением страны и ее экономиче­скими, социаль­ными и политическими факторами (условиями) развития 8 кл. Устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и ее международной политикой 9 кл. Определять значение географического фактора на развитие различных сфер жизнедеятельности общества

5. Умение письменной фиксации материалов 5 кл. Уметь составлять простой план пункта параграфа учебника. Заполнять хронологическую таблицу. Выполнять задания в рабочей тетради. Выполнять простые тестовые задания. Давать письменный ответ на вопрос описательного или повествовательного характера 6 кл. Составлять развернутый план пункта параграфа. Создавать символьный конспект, логические схемы под руководством учителя. Заполнять сравнительные, синхронистические таблицы. Давать характеристики личностей, памятников культуры.

7 кл. Делать краткие выписки из книги, оформлять цитаты. Составлять развернутый план параграфа или адаптирован­ного исторического текста 8 кл. Создавать таблицы, самостоятельно определяя названия граф и столбцов. Составлять тезисы, конспект по материалу учебника 9 кл. Конспектировать первоисточник, лекцию. Владеть разными видами письменной фиксации учебного материала

Заполнение пропусков в тексте на основе логического понимания его смысла Предложить учащимся самостоятельно изучить очередной непройденный параграф и письменно ответить на три вопроса к тексту: Вопр. 1 - требует выборочного воспроизведения материала Вопр. 2 – требует подробного пересказа какой-то части параграфа Вопр. 3 - готового ответа в тексте нет; для ответа необходимо провести несложный анализ содержания и сделать выводы

Упражнения на развитие навыков смыслового чтения: 1. Прочитайте текст и постарайтесь определить его главную мысль […] 2. Какой из предложенных ниже вариантов названия текста наиболее точно отражает главную мысль? 3. Прочитайте приведенные текст(ы), проанализируйте их, выделяя главную мысль каждого текста (отрывка). Запишите результат в виде названия к каждому тексту.

Упражнения на развитие навыков смыслового чтения: 4. Заполните пропуски в тексте, использовав слова из предложенного списка (формат задания В6 ЕГЭ по обществознанию) Вариант: Дополните предложение с помощью наиболее подходящей группы из трех (четырех) слов. (Приводится предложение с тремя (четырьмя) пропусками и на выбор – несколько вариантов сочетания трех(четырех) слов для подстановки на место пропусков)

Упражнения на развитие навыков смыслового чтения: 5. Составление вопросника к тексту: Перед школьниками ставятся задачи: - прочитать текст; - выделить в нем главные мысли; - сформулировать их в виде вопросов; - с помощью составленного вопросника кратко пересказать текст.

Виды заданий, направленных на диагностику и отработку навыков сворачивания информации: Представить текстовую информацию в виде таблицы, графика, схемы, ряда символов и т.д. Оформить презентацию к уроку; Свернуть текст в опорный конспект, шпаргалку Придумать развивающий канон и т.д.

Виды заданий, направленных на диагностику и отработку навыков разворачивания информации: Прочитать схему, таблицу, опорный конспект; Решить развивающий канон; «Прочитать» систему понятий, выраженную в структурно-логической схеме;

Развивающий канон – форма задания, представленная 6 элементами, один из которых неизвестен: Василий Шуйский гг. Алексей Михайлович ? Екатерина Великая гг.

I. Задания на проверку понимания прочитанного : 1. Тест с выбором ответов. 2. Тест с альтернативными ответами. 3. Тест с ограничениями на ответы. 4. Толковый словарь темы. 5. Календарь событий. 6. Синхронистическая таблица. 7. Хронологические задачи. 8. Тест последовательности. 9. Историческая карта. 10. Простой план параграфа. 11. Текст с ошибками. 12. Кроссворды, чайнворды, ребусы.

II. Задания на образную реконструкцию исторических фак­ тов: 1. Картинный план. 2. Иллюстрации параграфа, рисунки на сюжеты учебного текста. 3. Комиксы, отражающие последовательность и суть описываемых в параграфе исторических событий. 4. Словесные портреты исторических деятелей. 5. Изложение исторических событий от имени одного из их участников, свидетелей, современников или потомков. 6. Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки. 7. Словесная и образная стилизация исторической информации («дневники», «письма», «мемуары», «листовки», «газеты», «проспекты» и т. п.). 8. Выражение главной идеи параграфа в новом названии учебного текста и его пунктов.

III. Задания на анализ учебного текста, на различение фактов и их авторского толкования: 1) Развернутый план. 2) Сравнительно-обобщающая таблица. 3) Конкретизирующая таблица. 4) Логическая схема. 5) Познавательные задания на определение авторских подходов к оценке исторических фактов, их сопоставление в вариативных учебниках.

IV. Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений: Выскажите предположение, почему Наполеон отказался от мысли отменить крепостное право в России, хотя во время итальянского похода гг. он отменил в завоеванной стране феодальные порядки? Разделяете ли вы точку зрения авторов учебника на то, что революции гг. способствовали процессу формирования правовых государств в Европе?

Исторический источник - свидетельство прошлого, попадающее в сферу внимания исследователя, которое может быть использовано как основание для какого- либо утверждения о прошлом. Документ письменный исторический источник

Типы вопросов к документам в современных учебниках истории: Вопросы репродуктивного плана «Как в документе объяснена победа русских войск в битве на Чудском озере? Что говорится в документе о личности Александра Невского?» Вопросы, акцентирующие авторскую позицию К отрывку из «Повести временных лет»: «Как автор документа относится к обычаям разных племен? Отдает ли он кому-либо предпочтение?»

Типы вопросов к документам в современных учебниках истории: Вопросы, нацеливающие на критическое восприятие источников: К фрагменту «Повести о разорении Рязани: «Историкам не ясно, существовал ли в действительности Евпатий Коловрат. Можно ли судить об этом на основании данного свидетельства летописи? Имеются ли в документе сведения, которые можно отнести к легендарным, и сведения, которые можно считать достоверными?»

Типы вопросов к документам в современных учебниках истории: Вопросы, ориентирующие на ценностные аспекты изучаемой темы: К летописному рассказу об убийстве князя Андрея Боголюбского: «Как относится к убийству князя летописец? В чем состоят вероятные причины, мотивы его отношения?»

«Именно вопрос, который задает историк, позволяет возвести в ранг источников и документов те или иные следы, оставленные прошлым. До того, как в отношении них ставится вопрос, следы прошлого даже не воспринимаются как возможные следы чего бы то ни было» (А.Про).

К важнейшим свойствам письменных источников можно отнести: субъективность - зависимость от людей, составляющих и изучающих документы, неисчерпаемость - многообразие информации в содержании документов и «между строк», открытость – возможность постановки самых разных вопросов и непредсказуемость ответов на них, чувствительность к разным способам исследования.

1. Анализ документов, ориентированный на видовое разнообразие письменных исторических источников. (Каждый вид документов «требует» адекватного отношения к себе со стороны исследователя).

Когда, где и почему появился этот документ? Подробно опишите исторические условия его создания. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке и его жизни и деятельности? Выделите и объясните основные (новые) понятия, употребляющиеся в тексте документа. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах? К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа? На этом основании оцените его значимость. *. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т. п.

Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? К чему призывает и что осуждает автор документа? Интересы какого слоя населения он выражает? Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами? Каковы последствия реальные или прогнозируемые вступления в жизнь этого документа? Дайте историческую оценку документу.

Какие исторические факты излагаются в документе? Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. Определите время, в которое происходили описываемые события, в том числе перевод одной системы счета лет в другую. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

По документу определите отношение автора к излагаемым событиям. Как позиция автора связана с характером этого документа и обстоятельствами его создания? В чем позиция автора совпадает (не совпадает) с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение (несовпадение) можно объяснить? Оцените научную (познавательную) значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или с другими

Кто автор документа? Каково его социальное положение? должность? занятия? причастность к описываемым событиям? Какому историческому событию посвящен документ? Что увидел автор? Как он относится к происходящему? Подтвердите свои рассуждения словами текста и другими деталями. Чем вы объясните именно такое отношение автора к описываемым событиям? к его участникам?

В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту? Почему такое случается? Разделяете ли вы мнение автора? Доверяете ли его свидетельствам? Почему да или нет? В какой мере этот документ может быть использован в качестве исторического источника?

Текст: Из очерка М. Горького «О русском крестьянстве» Вопросы: 1. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время создания этого произведения и существования крестьянства в том виде, каким его представил М.Горький. 2. Какой образ российского крестьянства создает автор очерка? Что представляется вам в этом социальном портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?

3. Какой части территории России свойственна такая характеристика крестьянства? Свой ответ аргументируйте. 4. Какие ценности, по мнению А.М.Горького, присущи западноевропейскому крестьянству, а какие – российскому? Выпишите их в соответствующие графы сравнительной таблицы. 5. Чем, по словам писателя и авторитетных для него источников, объясняются существенные различия в ценностных установках крестьянства России стран Западной Европы?

6. С какими из этих объяснений вы согласны, а с какими - нет? Какие суждения и выводы, на ваш взгляд, обусловлены мировоззрением А.М.Горького, его общественно-политическими идеалами, нормами и устоями современного ему общества? 7. К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор очерка? Какими источниками он воспользовался в работе над очерком? (Некоторые источники указаны в данном произведении, о происхождении других подумайте сами.) 8. Насколько он оказался объективным и беспристрастным в своей характеристике русского крестьянства, или автор совершенно к этому не стремился?

2. Разбор документов в связи с особенностями структуры их содержания. В документе могут быть представлены: факт-событие, факт-явление, факт-процесс, хронологические сведения, картографические сведения, имена собственные, ссылки на источники или на чье-то мнение, цитаты из источников, понятия разной степени обобщения, относительно устоявшиеся и принятые в науке объяснения причинно-следственных связей, авторские интерпретации фактов, оценочные выводы.

3. Тест на понимание прочитанного. Пример: Из Статута [устава цеха] парижских ткачей 1. Никто в Париже не может быть ткачом, если не купил право заниматься этим ремеслом у короля… 3. Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий, а вне дома не может иметь никакого … 17. Старшина и двое присяжных… должны смотреть, имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать мастерство своему ученику … 26. Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су … 31. Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок … 47. Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа 12 денье…

1. Каково значение цеховой организации средневекового города? 1) закреплялась корпоративная организация общества 2) только цех мог обеспечить потребности королевской власти 3) цех финансировал организацию мастерских и производство товаров 4) Полностью ликвидировалась социальная мобильность 2. Как, согласно статуту, можно было стать ткачом в Париже? 1) купить право заниматься этим ремеслом у короля 2) обратиться с просьбой к цеховым мастерам 3) представить цеху свой шедевр – лучшее произведение 4) построить в городе дом и открыть там мастерскую

3. Кто наблюдал за деятельностью мастеров-ткачей? 1) члены городского совета 2) мэр и городская милиция 3) старшина и двое присяжных 4) священник церковного прихода 4. Каким образом, согласно статуту, ограничивалось производство парижских ткачей? 1) запрещалось подмешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка 2) устанавливались штрафы за нарушение правил статута 3) контролировалась способность мастера обучать ученика 4) устанавливалось максимальное количество станков и время работы

5. С какой целью ограничивалось вступление в цех новых мастеров и производство действующих мастерских? 1) минимизировалась конкурентная борьба 2) город поддерживал свою закрытость от внешних воздействий 3) только так можно было гарантировать качество товаров 4) церковь контролировала прием новых цеховых мастеров да 6. Как статут защищал покупателей тканей? 1) ткачам запрещалось работать до и после захода солнца 2) устанавливалась единая ширина ткани, требования к составу ткани 3) ученикам-подмастерьям запрещалось изготавливать ткани 4) устанавливалось, что в каждой мастерской может быть три станка

4. Исследование документа с точки зрения заявленных в нем субъектов: (документ может отражать взгляды участников, непосредственных современников исторических событий, или их потомков). Документ представляет собой своеобразную форму диалога между всеми этими субъектами.

На страницах исторического источника очень часто присутствуют: реальный персонаж (герои) конкретного события, о котором рассказывается в документе; его современники, которые помогают или препятствуют действиям этого персонажа, одобряют или порицают, обличают их …; «первый автор» - летописец, историк, или просто свидетель исторического события, материалами которых пользуется автор документа; «второй автор» - непосредственный автор данного источника, который открыто выражает (и даже навязывает читателю) свои мысли по поводу этого события или, наоборот, пытается скрыть от нас свое отношение к происходящему.

5. Сопоставление двух и более документов по одному явлению, событию 6. Определение значимости исторического документа в познании прошлого и перспектив дальнейшего изучения затронутой в нем проблемы (гносеологический подход)

Информационная ценность документа: Что я узнал(а) из источника? О чем рассказывает этот источник? Перспективы уточнения/расширения информации источника: Какие вопросы возникли: - по содержанию документа? - к автору документа? - по обстоятельствам создания документа? и т.п.

Аксиологическая и праксиологическая ценность источника: Что нового я узнал (а) из источника? Как этот документ помогает мне понять прошлое и настоящее? Чем этот источник уникален в изучении истории,..? и т.п.

Перспективы дальнейшего исследования темы: Что еще в связи с этим документом мне хотелось бы узнать? В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить? О чем источник умалчивает? Что и почему скрывает автор? Какие другие источники мне могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы...? и т.п.

6. Многоуровневый анализ исторических документов (О.Ю.Стрелова)- комплексный подход к изучению источника на основе вопросов атрибутивного, историко-логического, критического, аксиологического и праксиологического характера.

Позволяет существенно расширить возможности использования документа как источника информации и средства активизации мышления учащихся Может использоваться как основа организации лабораторных учебных занятий, в ходе которых специальным образом подобранные документы и система заданий к ним выступают как основной источник информации

1. «Паспортизация» или атрибуция источника вопросы, которые помогают установить: - личность автора документа, - время, место и обстоятельства его создания, хранения, публикации и находки, - определить вид данного источника.

2. Историко-логический анализ содержания источника - вопросы на «выборочное чтение» источника, предполагающие работу с информацией, «лежащей на поверхности текста». Эти вопросы задают определенный угол зрения для выделения главного, существенного в изучаемом источнике: - фактов, о которых рассказывает автор документа, - причин и следствий, связываемых с этими фактами, - авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого

3. Аксиологический анализ письменного источника - вопросы, связанные - с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций, свойственных народам, культурам, социальным группам, историческим деятелям или общественно- политическим организациям, которые представлены в документе, - с изучением ценностных установок самого автора документа

4. Критический анализ письменного источника вопросы, направленные на внутреннюю критику источника. На этом этапе работы с документом исследователь - подвергает сомнению его достоверность, - пытается понять мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами, - оценить степень надежности и объективности документа в освещении исторических фактов

5. Праксиологический анализ источника вопросы, проясняющие ценность источника в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы.

Походы Святослава. Из «Повести временных лет» В год 971. Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим войнам: «Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно, братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город». И сказали греки: «Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань на всю дружину и скажи, сколько вас, чтобы разочлись мы по числу дружинников твоих». Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал им Святослав: «Нас 20 тысяч». Но прибавил 10 тысяч: ибо было русских всего 10 тысяч. И выставили греки против Святослава 100 тысяч, и не дали дани.

И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их, - сильно испугались такого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые срама не имут. Если же побежим, - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о свих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали.

Как называется документ и к какому виду источников он относится? «Паспортизация» источника В каком веке летописец записал этот рассказ? «Паспортизация» источника Подсчитайте, сколько примерно веков и лет разделяют поход Святослава и летописный рассказ об этом историческом событии. «Паспортизация» источника На карте (с.43) определите примерное расположение города Перяславец. На территории какой страны он находился? «Паспортизация» источника

С какими народами воевал князь Святослав в 971 году? Каковы были, по словам самого Святослава и летописца, цели этого похода? Поиск ответа на вопросы, лежащего «на поверхности» текста Каковы были правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе? (Используйте слова и словосочетания: «крепостные стены», «осада», «клятва», «клич», «выкуп», «вызов», «воинская честь» и другие). Поиск ответа на вопросы, лежащего «на поверхности» текста Подумайте, почему князь Святослав обращается к своим воинам со словами «братья и дружина»? Какие еще части текста и как свидетельствуют об отношениях князя и дружины? Аксиологический анализ

Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте. Критический анализ источника Как автор рассказа о Святославе относится к своему герою и русской дружине? Найдите в тексте источника характерные слова и выражения. Аксиологический анализ Автор учебника заявляет, что «Святослава отличали прямота, честность и скромность» (с.42). Не противоречат ли этой оценке слова князя о том, что в его дружине 20 тысяч воинов? Аксиологический анализ

В тексте документа найдите слова, передающие отношение его автора к «грекам». Попробуйте объяснить, почему у летописца сложилось подобное мнение о греках? Насколько оно, на ваш взгляд, объективно и справедливо? Аксиологический анализ Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах князя Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков? Аксиологический анализ Что нового помог вам этот документ узнать о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами, об источниках по древней отечественной истории? Праксеологическая оценка ценности документа в школьном курсе истории