Основные положения проекта Федерального закона «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» Копылов А.Е., Советник Председателя Правления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные положения проекта Федерального закона «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» Копылов А.Е., Советник Председателя Правления.
Advertisements

Политика Польши в области энергоэффективности и ВИЭ.
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Докладчик: начальник Департамента О.А. Рыбалко Смоленск, 2008 г.
2016 Ценообразование на розничном рынке электроэнергии (мощности). Расчет предельных уровней нерегулируемых цен.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Запасы углеводородов постепенно сокращаются, цены на традиционные энергоносители растут. Каким может быть выход из этой ситуации? Альтернативная энергетика.
«Новая тарифная политика РАО "ЕЭС России" путь к рынку» Заместитель Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Я.М. Уринсон «РАО «ЕЭС России» - открытая.
1 Энергопромсбыт. Ключевые направления 2 Снижение выбросов CO 2 в атмосферу Использование возобновляемых источников энергии Применение энергосберегающих.
1 "Инновационный потенциал российского распределительного электросетевого комплекса" г. Москва, 29 ноября 2011 г. Распределенная генерация, как элемент.
2012 г. Москва Государственное регулирование на оптовом рынке электроэнергии в 2012 году.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
Москва, 12 ноября 2010 года Особенности формирования тарифов в неценовых зонах оптового рынка и территориально изолированных системах.
РАЗРАБОТАЛА АНИШЕВА Л.А ГОД. План Функции цены Функции цены Классификация цен Классификация цен Виды цен в канале товародвижения Виды цен в канале.
1 1 Меры по стимулированию проектов по утилизации попутного нефтяного газа.
Расширенное заседание Консультативного Совета по Иностранным Инвестициям III Форум регионов России «Институты модернизации», 13 марта 2012 г. Вице-президент.
Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» 2 Постановление Правительства Российской Федерации от
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Новая модель оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода Россия, Москва, г.
НОВАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В КАЗАХСТАНЕ - РАСЧЕТНО-ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР ПО ВОЗОБНОВЛЯЕМЫМ ИСТОЧНИКАМ ЭНЕРГИИ АСТАНА, 2013 г.
Транксрипт:

Основные положения проекта Федерального закона «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» Копылов А.Е., Советник Председателя Правления ОАО «ГидроОГК»

2 Зачем России нужны ВИЭ? Запасы нефти и газа конечны Сжигание угля – плохая экология Цены на углеродное топливо в мире существенно выросли Себестоимость добычи углеродных источников энергии будет только расти, а возобновляемых – нет ВИЭ обеспечивают чистоту окружающей среды ВИЭ обеспечивают распределенную, децентрализованную, а, следовательно, более надежную энергосистему Создают новые рабочие места на малых и средних предприятиях Развивают технологии энергогенерации

3 Проект Федерального закона «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» Исходные предпосылки разработки проекта: проект должен отражать новые условия развития возобновляемой энергетики реалистичность мер поддержки встраивание механизма поддержки в идущий процесс реформы электроэнергетики минимальное использование средств федерального бюджета, упор на поддержку рынка разработка конкретного самовоспроизводящегося механизма поддержки генерации на основе ВИЭ использование (по возможности) опыта законодательного регулирования развития ВИЭ в других странах (Приложение)

4 Объект поддержки К возобновляемым источникам энергии относятся: энергия солнца энергия ветра энергия водных потоков, за исключением ГАЭС с использованием насосов для заполнения энергия морских приливов волновая энергия геотермальная энергия низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха и воды биомасса и отходы, за исключением получаемых в результате использования углеродного сырья и топлива.

Сравнительная таблица мер поддержки возобновляемых видов производства энергии в европейских странах* 1) В Дании с 2002 года государственная поддержка начала сворачиваться в связи с высоким достигнутым уровнем использования ВИЭ и задачей не столько увеличения установленной мощности, сколько замены агрегатов на более современные. 2) В Нидерландах поддержка по многим направлениям не возобновляется, масштабы сокращаются 3) RECS включает 135 членов из 23 стран, в т.ч. 18 европейских. *) Источник: RECS, Association of Issuing Bodies. The Basic Commitment, Release 2.2. June 7, 2004

6 Основные варианты мер поддержки Специальные повышенные тарифы на энергию ВИЭ. Тарифы устанавливаются государством наряду с обязательством распределительным компаниям покупать эту энергию у генераторов ВИЭ. Их повышенные расходы на закупку в дальнейшем «размазываются» между всеми потребителями пропорционально объемам закупаемой ими электроэнергии. Схема используется в большинстве стран, в Дании и Испании используются надбавки к рыночной цене вместо тарифа. Введение специальных квот на производство/потребление энергии от ВИЭ и контроль на основе специальных сертификатов. Квоты устанавливаются государством для всех или отдельных групп потребителей. За невыполнение квот применяются штрафы. Формируется вторичный рынок сертификатов. Налоговые льготы. В чистом виде используются в Финляндии и Мальте. В качестве дополнительных применяется во многих странах. Тендеры на объемы производства или проекты. В чистом виде почти не применяются (Ирландия), Франция недавно отказалась от использования

Общие выводы из анализа мер поддержки Страны даже с самыми либеральными экономиками, с разными типами организации электроэнергетических рынков разной степени зрелости широко используют меры поддержки возобновляемой энергетики Меры реально помогают достичь нового, более высокого уровня использования ВИЭ После достижения сопоставимого с традиционной энергетикой уровня можно начать отказываться от преференций в пользу возобновляемой энергетики (Дания, Нидерланды)

8 Принципы построения системы поддержки ВИЭ (1) Стимулирование производства энергии на основе ВИЭ для удовлетворения общественных потребностей путем ее продажи на соответствующих рынках Поддержка ограничена во времени (15 лет) и снижается на 4% (процентных пункта) ежегодно после 9-го года Уровень поддержки отличается для разных видов ВИЭ, а также различается по установленной мощности и условиям строительства и эксплуатации станций для отдельных ВИЭ Население не должно быть источником прямой и непосредственной поддержки.

9 Принципы построения системы поддержки ВИЭ (2) Поддержка должна обеспечить достижение установленных правительством долгосрочных целей производства и потребления энергии на основе ВИЭ Для контроля уровня достижения долгосрочных целей и установления обоснованности поддержки генераторов на основе ВИЭ создается система выпуска соответствующих свидетельств (сертификатов), подтверждающих возобновляемый характер произведенной (проданной) энергии Реализация господдержки может осуществляться в два этапа: для чрезвычайно низкого (начального) этапа развития энергетики ВИЭ и для этапа, когда энергетика ВИЭ занимает значимую долю в энергобалансе страны.

10 Принципы построения системы поддержки ВИЭ (3) Поддержке подлежит также комбинированное производство энергии на основе возобновляемых и не возобновляемых источников энергии Генераторы, работающие в режиме ТЭЦ получают дополнительную поддержку в виде увеличенной надбавки (стимулирование традиционных ТЭЦ, сжигающих топливо на основе ВИЭ вместе с углеродным топливом).

11 Формы господдержки в проекте Разработка Правительством РФ долгосрочных целей производства и потребления энергии на основе ВИЭ на 20 лет вперед по 5- летиям Резервирование 15% суммы средств федерального бюджета, идущих на финансирование инвестиций в ТЭК, на цели развития возобновляемой энергетики Создание и распределение средств целевого бюджетного фонда Разработка целевых государственных программ развития возобновляемой энергетики.

12 Новые элементы системы поддержки использования ВИЭ 1. Федеральный орган, уполномоченный Правительством на формирование политики в области ВИЭ 2. Целевой бюджетный фонд (ЦБФ) поддержки и развития использования возобновляемых источников энергии для сбора целевых отчислений и выплаты надбавок генераторам ВИЭ 3. Система выпуска свидетельств (сертификатов), подтверждающих возобновляемый характер произведенной энергии, для целей обязательного контроля её производства и подтверждения обоснованности претензий генераторов ВИЭ на получение надбавок их целевого фонда 4. Выпускающий орган (ВО) для таких свидетельств (сертификатов) 5. Система регистрации, аккредитации и аудита генераторов ВИЭ.

13 Существующие варианты бюджетной поддержки производства энергии ВИЭ Снижение стоимости активов –Ускоренная амортизация ( ст. 256, 257 НК, ст. 258, п. 4, ст. 259, п. 7) –Инвестиционные гранты из бюджета –Бесплатная передача федерального имущества Снижение долговой нагрузки –Отнесение долга на затраты –Выдача госгарантий по займам Оплата расходов развития полностью или частично (венчурные фонды, ОЭЗ и др.) Снижение налогового бремени Частно-государственное партнерство Государственная корпорация

14 Возможные источники компенсации Население – политически труднопроходимый вариант Федеральный бюджет - маловероятно Участники рынка электрической энергии Оптовые покупатели Генераторы, продавцы Системный оператор – появление дополнительных финансовых рисков АТС – запрещена купля-продажа энергии ФСК и/или сетевые организации – в пределах технологических потерь в сетях Комбинация источников

15 Поэтому необходим целевой бюджетный фонд поддержки и развития использования возобновляемых источников энергии Позволяет придать сбору статус федерального неналогового сбора и зафиксировать его уровень в тексте закона Фонд жестко связывает источники поступления и выплаты компенсаций генераторам ВИЭ Дает средства не вперед, а после начала производства энергии, т.е. по достижению конечного результата Выплаты жестко привязаны к объемам произведенной энергии на основе ВИЭ Позволяет в дальнейшем менять набор источников пополнения фонда

16 Целевой бюджетный фонд (2) Формируется: –на основе прогнозных заявок генераторов ВИЭ на предстоящий год по объемам их производства и по месяцам; –умножением объемов производства по видам ВИЭ и соответствующих надбавок за энергию ВИЭ получают прогнозную денежную величину фонда; –размер взносов покупателей пропорционален объемам покупки э/э на оптовом рынке и в сумме равен полагающейся в следующем месяце суммарной выплате генераторам ВИЭ из целевого фонда. Распределяется: –между генераторами ВИЭ –в соответствии с объемом проданной энергии ВИЭ и величиной надбавки; –на основании заявок генераторов и предъявленных свидетельств (сертификатов), выдаваемых уполномоченным органом (на основе СО, АТС) –Средства фонда за счет целевых взносов запрещено использовать на другие цели

17 Основные этапы схемы формирования средств целевого бюджетного фонда 1. Генераторы ВИЭ обязаны зарегистрироваться и получить аккредитацию в Выпускающем органе и целевом бюджетном фонде (ЦБФ) 2. Генераторы ВИЭ обязаны подать в ЦБФ заявки на прогнозный объём энергии, который они собираются продать в следующем году до даты завершения подготовки бюджета 3. Администрация ЦБФ рассчитывает его прогнозную величину для включения этой суммы в проект федерального бюджета на следующий год и расчета величины целевых отчислений в него 4. АТС передает (до даты завершения подготовки бюджета) в ЦБФ прогноз объемов продаж э/э на оптовом рынке для целей расчета удельного размера целевых отчислений покупателей (или сетевых организаций), приходящихся на единицу объема купленной на оптовом рынке энергии

18 Основные этапы схемы формирования средств целевого бюджетного фонда ВИЭ 1 ВИЭ 2 ВИЭ 3 ВИЭ 4 Оптовый рынок э/э Розничный рынок э/э АТС Покупатели Покупатели Целевой бюджетный фонд поддержки ВИЭ (расчет величины фонда на след. год) Прогнозные заявки на следующий год Отчисления Отчисления Данные Прогнозные заявки на следующий год Ставка отчислений в фонд Сумма сбора

19 Основные этапы схемы финансовой поддержки использования ВИЭ ВИЭ 1 ВИЭ 2 ВИЭ 3 ВИЭ 4 Оптовый рынок э/э Розничный рынок э/э Гарантирующий поставщик АТС Покупатели Покупатели Выпускающий орган Целевой бюджетный фонд поддержки ВИЭ Надбавки Отчисления Отчисления Деньги Продажа э/э Сертификаты

20 Надбавки за энергию ВИЭ Рассчитывались (всего 21), исходя из условий окупаемости всех затрат «среднего» генератора раздельно по видам ВИЭ с учетом использования реальных данных действующих станций и установок Введены различия по уровню установленной мощности и условиям строительства и эксплуатации, где целесообразно и доказуемо При расчетах надбавок кроме материалов РАО «ЕЭС России» использовались материалы ОАО «ЭНИН», ОАО «Янтарьэнерго», Чукотской и Воркутинской ВЭС, ЗАО «МНТО ИНСЭТ», ООО «Белый уголь», ЗАО Центр «Экономии ресурсов окружающей среды», ОАО «Геотерм», ГУ «Институт энергетических стратегий» и др. Расчеты сопоставлялись с действующими фиксированными тарифами и надбавками в других странах.

21 Надбавки за энергию ВИЭ (1) Сводная таблица величины надбавок по видам ВИЭ и условиям выплат Тип возобновляемого источника энергии Надбавка на 1 Мвтчас руб. 1. энергия солнца энергия ветра 2.1 ветроустановки, расположенные на площадках до 1000 м над уровнем моря ветроустановки, расположенные на площадках от 1000 м над уровнем моря и выше ветроустановки, расположенные на северных и приравненных к ним территориях энергия водных потоков 3.1 плотинные и деривационные ГЭС с вновь построенными ГТС или водоводами, или с реконструированными, доля затрат на реконструкцию которых превышает 65% остаточной стоимости этих ГТС, в т.ч. (при расположении в горах надбавка увеличивается на 32%): мощностью до 1 МВт (включительно) мощностью от 1 до 5 МВт (включительно) мощностью от 5 до 25 МВт (включительно)1 240

22 Надбавки за энергию ВИЭ (2) 3.2 плотинные и деривационные ГЭС с вновь построенными ГТС или водоводами, или с реконструированными, доля затрат на реконструкцию которых не превышает 65% остаточной стоимости этих ГТС, а также плотинные и деривационные ГЭС с вновь построенными ГТС, доля затрат на СМР которых в общей стоимости вновь построенной станции не превышает 40%, не включая стоимости монтажа оборудования, в т.ч. (при расположении в горах надбавка увеличивается на 32%): мощностью до 1 МВт (включительно) мощностью от 1 до 5 МВт (включительно) мощностью от 5 до 25 МВт (включительно) энергия морских приливов, в том числе: 4.1 приливные станции установленной мощностью до 500 МВт (включительно) приливные станции установленной мощностью от 500 до 1000 МВт (включительно) приливные станции установленной мощностью свыше 1000 МВт средне- и высокопотенциальная геотермальная энергия 3 115

23 Надбавки за энергию ВИЭ (3) 6. биомасса, в том числе: 6.1 методом прямого сжигания в пароэлектрогенераторах при условии конденсационного способа использования отработанного пара, в том числе: отходов лесного и деревообрабатывающего производства в виде специального подготовленного для сжигания производного продукта отходов растениеводства или отходов переработки растительного сырья твердых бытовых отходов, за исключением отходов, получаемых в процессе использования углеводородного сырья и топлива сухого птичьего помета и навоза животных без примесей сухого птичьего помета и навоза животных с органическими примесями методом сжигания биогаза от сбраживания помета птиц и навоза крупного рогатого скота и свиней, отходов полей аэрации, а также свалочного газа все установки на основе ВИЭ мощностью до 100 к Вт Не выпла- чивается 8. комбинированное производство электрической и тепловой энергии на основе ВИЭ и в комбинации с другими видами топлива 350

24 Дополнительные меры поддержки генераторов ВИЭ Генераторы до 100 к Вт мощностью рассчитываются по балансу потребленной и выданной в энергосистему электроэнергии, рассчитываемому по розничным ценам Генераторы ВИЭ в режиме ТЭЦ получают увеличенную надбавку за произведенную электроэнергию (350 руб.).

25 Система подтверждающих сертификатов Порядок обязательного подтверждения производства и потребления энергии ВИЭ, а также порядок выпуска и условия применения свидетельств/сертификатов устанавливается Правительством РФ Допускается также и добровольная система подтверждения использования ВИЭ Сертификаты подтверждают возобновляемый характер произведенной энергии и используются для подтверждения выполнения компаниями экологических или социальных обязательств по ее производству.

26 Система подтверждающих сертификатов (2) Выпускаются специальным уполномоченным органом (на базе СО) Основа для выплаты надбавок за энергию ВИЭ Могут также использоваться в дальнейшем для подтверждения факта потребления такой энергии Подтверждение происходит путем предъявления погашенных сертификатов Могут быть предметом купли-продажи (на площадке АТС), в т.ч. международной.

27 Приложения

28 Механизмы стимулирования возобновляемой энергетики в странах Европы и результаты их применения (1) Страна Лидирующие области технологий Комплекс стимулирующих механизмов Австрия Большой рост в технологиях биомассы (тепло и электроэнергия) и солнечного теплоснабжения Закон о СЗТЭ* на региональном уровне, теперь гармонизированный на национальном уровне (2003). Финансовое стимулирование и капитальные субсидии являются ключевым фактором роста использования технологий биомассы. Бельгия Большой относительный рост использования биомассы (относительно базового значения) Закон о СЗТЭ сначала на региональном уровне, теперь дополненный национальным RPS (Renewable Portfolio Standard), финансовые и капитальные субсидии. Дания Ветроэнергетика: крупнейший производитель, наибольшая пропорция в электробалансе и наибольшая в мире установленная мощность в прибрежной зоне. Также существенно увеличилась мощность когенерационных станций на биомассе. В настоящее время строительство ветроферм на земле замедлилось из-за насыщения. Закон о СЗТЭ, сильное стимулирование публичных инвестиций, совместные предприятия с бывшими государственными сетями, финансовое стимулирование – большой налог на энергию, от которого возобновляемая энергетика получает возврат по налогу. Также исторически сильная поддержка НИР и капитальных субсидий. Переход на RPS обсуждался, но теперь не планируется Финляндия Наибольший рост использования биомассы в абсолютных цифрах Фискальные (освобождение от налогов на биомассу и ветер) и капитальные субсидии (на солнечное теплоснабжение) *СЗТЭ – специальный закупочный тариф на энергию

29 Механизмы стимулирования возобновляемой энергетики в Европе … (2) Страна Лидирующие области технологий Комплекс стимулирующих механизмов Франция Ограниченный прогресс в развитии ветроэнергетики и теплоснабжении от биомассы. Лидирует в Европе по росту производства биотоплива Сначала тендеры, затем переход на СЗТЭ. Благоприятные фискальные тарифы для биотоплива введены ранее, чем во многих других странах ЕС. Неблагоприятные условия по подключению к сетям. Германия Наибольший объем ветроустановок в мире. Наибольший рост установки ветротурбин в мире. Наибольшая мощность установленных фотоэлектрических установок в ЕС. В настоящее время замедление роста ветроэнергетики в связи с недостатком места и снижением закупочных тарифов Закон о СЗТЭ сильно дифференцированный по технологиям. Капитальные субсидии и высокий закупочный тариф для фотоэлектричества. Исторически, стимулирование местного собственника и льготные кредиты. Потребность в грантах на фотоэлектрические установки превысила возможные ресурсы. Греция Умеренный прогресс в ветроэнергетикеСЗТЭ, фискальное стимулирование и капитальные гранты Ирландия Умеренный прогресс в ветроэнергетике Тендеры и фискальное стимулирование Италия Умеренный прогресс в ветроэнергетике Схема СЗТЭ, позднее дополненная RPS. Фискальное стимулирование и прошлые капитальные субсидии. Трудный опыт по обеспечению подключения ветроферм к сетям Голландия Сильный рост фотоэлектричества, солнечного теплоснабжения. Умеренный прогресс в ветроэнергетике Изначально только схема сертификации. Теперь она дополнена СЗТЭ (2003). Сильные фискальные стимулы и субсидии для домовладельцев и малых предприятий.

30 Механизмы стимулирования возобновляемой энергетики в Европе … (3) Страна Лидирующие области технологий Комплекс стимулирующих механизмов Португалия Умеренный абсолютные прогресс и высокий относительный рост установки ветротурбин Закон о СЗТЭ, налоговые преимущества Испания Существенный рост установки ветротурбин, занимает второе место в ЕС после Германии по установленной мощности ветротурбин. Такой же значительный рост фотоэлектричества, также второе место после Германии Закон о СЗТЭ, капитальные субсидии на региональном уровне и хорошие условия кредитования ветроэнергетики Швеция Сильный рост в распределенном теплоснабжении на биомассе и когенерация. Некоторый прогресс в ветроэнергетике, включая прибрежную. Исторически капитальные субсидии есть для ветроэнергетики и использования биомассы. Схема RPS недавно введена в действие. Освобождение от налога на энергию. Великобрит ания Умеренный прогресс в ветроэнергетике; в недавнее время прилагаются усилия для развития прибрежной ветроэнергетики, есть амбициозные планы ее развития Конкурентная система тендеров (NFFO) теперь заменена на RPS и освобождение от налогов. Ограниченные капитальные субсидии. Исторически много препятствий для ветроэнергетики США Заметный прогресс в ветроэнергетике во многих штатах и в фотоэлектричестве в некоторых штатах Начальным импульсом для ветроэнергетики были капитальные субсидии в Калифорнии в конце 80-х. Основным механизмом были федеральные налоговые льготы на производимую электроэнергию. RPS для ветроустановок в ряде штатов. Капитальные субсидии для фотоэлектричества в некоторых штатах.