Применение элементов технологии развития креативного мышления в обучении географии Учитель географии МОУ СОШ 14 пос. Ага - Батыр Курского муниципального района Степаненко Лариса Владимировна
Автор магистерской диссертации по теме « Экономико - географическая характеристика аграрно - периферийного района южно - российской провинции на примере Курского района Ставропольского края » программы элективного курса « Социально - географическое краеведение » урока « Соединенное королевство Великобритания и Северная Ирландия », опубликованного на сайте « Фестиваля педагогических идей »
Мало иметь хороший ум, главное - научить его использовать. Р. Декарт
Противоречия образования:
Задачи процесса обучения - обеспечение успешного достижения учащимися уровня географического стандарта ; - создание условий для углубленного изучения предмета одаренными детьми ; - создание условий для выявления и реализации способностей детей ; - формирование мыслительно - аналитических способностей школьников ; - воспитание в учащихся патриотизма, эстетического вкуса ; - формирование навыка « придумывания решений ».
Для овладения техникой креативного мышления требуется научиться изменять существующие модели, структурировать их по иному типу ( не стандартному ); стремиться к поиску альтернативного решения, не останавливаясь на уже достигнутом.
Ощущение счастья от познания самых обычных вещей с этого начинается обучение в школе. Ирина Фоменко, « Учитель года 2009»
Конструктор уроков Актуализация знаний привлекательная цель удивление отсроченная отгадка фантастическая добавка намеренная ошибка прием « Корзина » идей, понятий, имён … практичность теории
Повторение пройденного деятельностный подход повторение с расширением свои примеры опрос - итог пересечение тем
Домашнее задание задание массивом особое задание творческое задание
Коллективная учебная деятельность Поиск альтернатив - большее число различных решений ; - сравнение возможных решений ; - выбор альтернативы ; - перегруппировка данных. КВОТА !!!!!!!!!
+8 градусов Цельсия
Пустыня
Снятие искусственных ограничений
Восстанови природный комплекс Предложи варианты размещения ПК на планете. Как влияет деятельность человека на данный ПК ? Составь пищевую пирамиду в данной природной зоне
Рассуждение от противного Как изменятся остальные природные компоненты данной природной зоны, если местность будет на 1500 метров выше над уровнем моря ?
Определите страны
Дробление на части Составление алгоритма Этапы работы : Дробим ситуацию на отдельные эпизоды Строим материал в виде отдельных частей. + Возможность альтернативного выполнения одного и того же действия + Элементы можно КОМБИНИРОВАТЬ !!!! Формы работы : составление характеристик ; Определение координат ; Построение картограмм ; Составление графиков ;
Аналогия дается какая- либо система, необходимо придумать аналогичную, но используя другие объекты. Нарисовать схему … Описать ПК ….. Характеристика экономического района … Кодирование информации Схемы Графические конспекты
Графический конспект свойства живого природные комплексы 4Р4Р ост развитие размножение раздражимость Обмен веществ ПК Климат Рельеф и полезные ископаемые Внутрен - ние воды Почвы Растения Живот - ные
Прием «Кубик Блума» « вопросительный кубик » - почему - где - назови - предложи - придумай - поделись « деятельный кубик » - опиши - сравни - проанализируй - примени - приведи « за » и « против » - проассоциируй
Узнай задуманное Проектная деятельность Кластеры
Проекты учащихся МОУ СОШ 14 « Характеристика условий почвообразования п. Ага - Батыр Курского района » ( Степаненко Маргарита,2006); « Выявление причин изменения ареалов растений, внесенных в « Красную книгу Ставропольского края » в окрестностях пос. Ага - Батыр » ( Степаненко Маргарита,2007); « Анализ демографической ситуации Курского района Ставропольского края » ( Юмагулов Руслан, 2008);
« Формирование этнической структуры населения Курского района Ставропольского края » ( Толмачев Алексей,2008); « Характеристика основных типов почв п. Ага - Батыр Курского района Ставропольского края » ( Юмагулов Руслан, 2008); « Синантропные виды птиц. Отношение человека к пернатым соседям » ( Болов Мавледин, 2009);
« Изменение кормовых адаптаций синантропных птиц пос. Ага - Батыр Курского района Ставропольского края в связи с деятельностью человека » ( Болов Мавледин, 2009); « Дневные хищные птицы пос. Ага - Батыр Курского района Ставропольского края » ( Болов Мавледин, 2010) « У истоков российского флота » ( Колков Юрий, 2011) « Особенности зимовки перелетных птиц » ( Болов Мавледин,2011)
Желаю творческих успехов!