Бизнес-стратегии и социально- кадровая политика российских предприятий: отраслевой разрез 06-05-0005 Школа-семинар проектов «Учитель – ученики», май 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование модели системы УП (УЧР). Подходы. Сложности. Решения.
Advertisements

ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Формирование трудовых ресурсов туристических фирм Республики Беларусь Выполнила студентка магистратуры Сперанская Надежда Владимировна Научный руководитель:
Подготовила : Матвеева Ирина Группа : ПИ 2-1 м Предварительные результаты исследования.
Инновационное развитие и конкурентоспособность российских предприятий Инновационное развитие и конкурентоспособность российских предприятий И.Б.Гурков.
ОЦЕНКА И АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА.
Наволокина Валерия Карелов Дмитрий Группа УМЛ-213.
Предлагаем Вашему вниманию книжную выставку: «Эффективность менеджмента». На выставке представлены книги, в которых рассматриваются базовые концепции менеджмента.
ТЕМА 3 «СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»
Формирование кадрового потенциала экономики Санкт-Петербурга в современных условиях Дмитрий Семёнович Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости.
1. Безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами.
Разработано преподавателем статистики: Фроловой Т.А. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему «Антикризисное финансовое управление организацией (на примере ООО «Зигзаг»)»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Выпускная квалифицированная работа на.
Менеджер по персоналу - это человек, который отвечает за самое главное на предприятии или фирме - людей. Именно человеческий ресурс в современном мире.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Кадровая политика организации. Рабочее определение понятия кадровая политика Кадровая политика предприятия (организации) представляет собой совокупность.
Отдельные вопросы совершенствования системы материального стимулирования персонала на предприятиях электроэнергетики Отдельные вопросы совершенствования.
Транксрипт:

Бизнес-стратегии и социально- кадровая политика российских предприятий: отраслевой разрез Школа-семинар проектов «Учитель – ученики», май 2007 Гурков Игорь Борисович, профессор кафедры ОСМ, д.э.н. - руководитель проекта Участники проекта: Зеленова Ольга Игоревна Гольдберг Аркадий Станиславович Мутовин Александр Анатольевич

Постановка проблемы Аспекты исследования проблемы соотношения бизнес-стратегий предприятий и социально- кадровой политики (СКП) в России: социальные аспекты реструктуризации предприятий [Friebel and Guriev, 2000; Standing, 1996; Grosfeld et al., 1999; Brown and Earle, 2001, 2002; Moers, 2000]; взаимоотношения внутри предприятий при реализации стратегий [Clarke, 1995, 1996a, 1996b].

Цели исследования Построение типологии бизнес-стратегий российских предприятий Разнесение предприятий в соответствии с предложенной типологией, используя доступные данные массовых опросов Определение основных вариантов построения кадровых систем и социальных политик предприятий Выявление основных типов соотношений бизнес- стратегий, кадровых систем и социальных политик

Подходы к описанию соотношения стратегии предприятия и СКП «Стратегического соответствия» (strategic fit) «Стратегического растяжения» (strategic stretch)

Методы проведения исследования Зеленова Ольга Игоревна Старший преподаватель кафедры УЧР, к.э.н.

Методика анализа бизнес- стратегии фирмы Модель бизнес-стратегий, основанная на школе позиционирования [Минцберг и др., 2000] Основные действия фирмы предопределяются ее исходной позицией на релевантных рынках [Гурков, 2004] Метрика позиционирования фирмы – соотношение качества и удельных издержек, выступающее главным параметром конкурентоспособности бизнеса

Методика анализа СКП Авторская композитная метрика анализа СКП включающая следующие элементы: «Целеположенность» Легкость привлечения персонала «Требовательность» при найме Тип социального контракта Гибкость системы кадровой работы Экстенсивность социальных программ

Информационная база исследования База данных массового опроса руководителей российских предприятий – участников президентской программы 1570 предприятий 4405 респондентов

Группы предприятий Сферы экономической деятельности Количество предприятий Доля (%) Промышленная сфера Добывающая промышленность 251,6 Энергетика 241,5 Лесная промышленность 412,6 Химия, нефтехимия 312,0 Фармацевтика 342,2 Металлургия 130,8 Машиностроение и металлообработка 1026,5 Электротехническая 352,2 Пищевая 865,5 Легкая индустрия 493,1 Итого по группе 44028,0 Сфера услуг Стройиндустрия 1569,9 Сельское хозяйство 613,9 Розничная торговля и общепит 20913,3 Оптовая торговля 1439,1 Информационные технологии 1046,6 Консалтинговые услуги 1096,9 Образование, наука, культура 392,5 ЖКХ и услуги населению 694,4 Финансы и страхование 251,6 Транспортные услуги 422,7 Иные виды деятельности 17311,0 Итого по группе ,0 Итого

Содержание и результаты исследования Мутовин Александр Анатольевич Студент 4 курса, факультета менеджмента

Анализ бизнес-стратегий

Показатели анализа СКП «Целеположенность» Легкость привлечения персонала «Требовательность» при найме Тип социального контракта Гибкость системы кадровой работы Экстенсивность социальных программ

«Целеположенность» Степень ориентации руководства фирмы на поддержание занятости и уровня оплаты как самостоятельной важной цели функционирования фирмы Определялась, исходя из степени реферирования руководством фирмы целей «сохранение трудового коллектива» и «поддержание/повышение заработков работников» как «важные»

Легкость привлечения персонала Данный параметр является производным от конкурентоспособности условий труда, уровня оплаты и социальных благ Степень конкурентоспособности оценивалась по реферируемой сложности привлечения персонала

«Требовательность» при найме Количество параметров, принимающихся в расчет при принятии решения о найме как производственного (операционного) персонала, так и менеджеров Определялась исходя из количества параметров (опыт работы, образование, связи и т.д.), реферированных как «крайне важные» при решении о найме

Тип социального контракта Основан на экономическом, рациональном подходе (соглашение о цене труда) либо на эмоциональном подходе (соглашение об общих ценностях) [Rousseau, 1996; Conway and Briner, 2005] Определялся по реферируемой сложности изменения должностных инструкций и служебных обязанностей работников

Гибкость системы кадровой работы Интенсивность инноваций в области форм набора, оценки персонала, систем мотивации и т.д. Оценивалась по реферируемой интенсивности изменений в отдельных видах кадровой работы фирмы за последние годы

Экстенсивность социальных программ Количество и разнообразие финансируемых социальных программ Отмечались все реально финансируемые типы социальных программ

Типы СКП Инертный Стабильный Прагматик Демагог

«Инертный» Отсутствие проблем с обеспечением рабочей силой и изменением должностных обязанностей Низкий уровень требований к персоналу (как при подборе менеджеров, так и при подборе производственного персонала) Социальные программы не финансируются Обеспечение персонала высокими заработками не интересует руководство Задачи сохранения трудового коллектива реферируются руководством предприятия и относятся к приоритетам среднего уровня значимости Экономическое положение Объем инвестиций ИздержкиКачество Инновации Специфика управления Плохое НевысокийВысокие НизкоеМало Централизация

«Прагматик» Высокие требования при подборе персонала (более высокие, чем у других предприятий) Руководство в минимальной степени реферирует цель сохранения трудового коллектива и обеспечения высоких заработков работников Имеют проблемы с обеспечением рабочей силой Сотрудники работают в пределах жестко формализованного контракта (трудно изменять должностные обязанности) Максимально экспериментируют с кадровыми инновациями Финансируют намного больше социальных программ, чем иные предприятия Экономическое положение Объем инвестиций ИздержкиКачество Инновации Очень хорошее МаксимальныйСредние Очень высокое много

«Стабильный» Не испытывают особых проблем с персоналом Средний уровень требовательности при подборе персонала Большое количество финансируемых социальных программ Высокая важность сохранения трудового коллектива и обеспечения достойных заработков работникам Ограниченное (меньше среднего) количество инноваций в сфере управления персоналом Экономическое положение Объем инвестиций ИздержкиКачество Инновации Среднее МинимальныйВысокие НизкоеМало

«Демагог» Самые большие проблемы с обеспечением рабочей силой Проблемы с изменением должностных обязанностей персонала Высокая важность целей сохранения трудового коллектива и обеспечения высоких заработков работникам (выше, чем у других предприятий) Большое количество инноваций в сфере управления персоналом Количество финансируемых социальных программ меньше среднего Экономическое положение Объем инвестиций ИздержкиКачество Инновации Хорошее БольшойНизкие Высокое Очень много

Распределение выделенных типов социально-кадровой политики предприятий в отраслевом разрезе Сферы экономической деятельности Тип социально-кадровой политики Инертный ПрагматикСтабильный Демагог Добывающая промышленность 12,50 41,6733,33 Энергетика 20,8316,67 45,83 Лесная промышленность 26,837,3224,3941,46 Химия, нефтехимия 19,3512,9038,7129,03 Фармацевтика 29,4114,7120,5935,29 Металлургия 23,0838,4615,3823,08 Машиностроение и металлообработка 29,4120,5927,4522,55 Электротехническая 25,71 17,1431,43 Пищевая 21,1811,7627,0640,00 Легкая индустрия 34,696,1210,2048,98 Стройиндустрия 27,2714,2930,5227,92 Сельское хозяйство 29,5114,7524,5931,15 Розничная торговля и общепит 24,5215,3820,1939,90 Оптовая торговля 25,877,6922,3844,06 Информационные технологии 24,048,6513,4653,85 Консалтинговые услуги 28,0414,0221,5036,45 Образование, наука, культура 38,4610,2625,64 ЖКХ и услуги населению 39,1315,9421,7423,19 Финансы и страхование 52,0020,008,0020,00 Транспортные услуги 42,8616,6728,5711,90 Иные виды деятельности 36,8412,2815,7935,09

Распределение типов социально-кадровой политики предприятий в зависимости от численности персонала (%) Численность персонала предприятия Тип социально-кадровой политики Инертный ПрагматикСтабильный Демагог Менее 20 человек 36,79,820,233,3 От 20 до 50 человек 27,89,920,841,4 От 50 до 100 человек 26,013,525,035,5 От 100 до 500 человек 25,218,023,433,5 От 500 до 1000 человек 20,2 23,835,7 От 1000 до 3000 человек 21,032,123,5 Более 3000 человек 14,323,838,123,8 Всего в выборке 29,013,722,135,2

Тип социально- кадровой политики предприятия Дотац ии на питание Дотац ии на транс порт Оплата мед. страхования работни ков Оплата лечения Оплат а образования Оплата образования детей Оплата детсадов Оплата отдыха Допл ата к пенсии и Общее количество финансируем ых программ Инертный (1)0, , , , , , , , , , Прагматик (2)0, , , , , , , , , , Стабильный (3)0, , , , , , , , , , Демагог (4)0, , , , , , , , , , В целом по выборке 0,330,360,540,240,380,050,060,290,052,32 Социальные программы применяемые на предприятиях

Распределение стратегических типов предприятий Стратегический тип предприятия Количество предприятий Доля (%) Провальные 996,7 Средние 60541,2 Отличные 18412,5 Ботаники 25317,2 Халявщики 32722,23 Итого

Распределение типов СКП по стратегическим типам предприятий (% типов СКП в группе стратегического позиционирования) Стратегический тип предприятия Тип социально-кадровой политики Инертный ПрагматикСтабильный Демагог Провальные 41,8411,2228,5718,37 Средние 29,9513,6423,6332,78 Отличные 19,5716,8522,2841,30 Ботаники 28,5713,8919,8437,70 Халявщики 26,4614,4620,3138,77 Всего по выборке 28,4214,1122,4035,07

Статистический тест (тау Гудмана-Крускала) взаимосвязи стратегического типа и СКП предприятия Переменные ЗначениеЗначимость Вся выборка Тип социально-кадровой политики – зависимая переменная 0,010,00 Стратегический тип предприятия – зависимая переменная 0,000,07 Промышленные предприятия Тип социально-кадровой политики – зависимая переменная 0,020,07 Стратегический тип предприятия – зависимая переменная 0,010,31 Непромышленные предприятия Тип социально-кадровой политики – зависимая переменная 0,010,02 Стратегический тип предприятия – зависимая переменная 0,000,18

Определение типа СКП на примере конкретной компании Гольдберг Аркадий Станиславович Аспирант кафедры ОСМ

Сравнительная таблица типов СКП по основным показателям Показатели СКП Типы СКП ИПСД «Целеположенность» ( Высокие заработные платы / Сохранение трудового коллектива) -/+--/-+/+++/++ Легкость привлечения персонала «Требовательность» при найме -+ +/-? Тип социального контракта эмоциональный (+), экономический (-) +-+- Подвижность системы кадровой работы ? +-+ Финансирование социальный программ -+++-

Сравнительная таблица типов СКП по характеристикам компании Параметры Типы СКП ИПСД Экономическое положение плохоеочень хорошеесреднеехорошее Объем инвестиций невысокиймаксимальный минималь ныйбольшой Издержки высокиесредниевысокиенизкие Качество низкоеочень высокоенизкоевысокое Инновации маломногомалоочень много Специфика управления централизация???

Характеристика анализируемой компании ООО «ГЕМ» Отрасль – Легкая индустрия / оптовая торговля Сфера бизнеса – Одноразовые расходные материалы для лабораторий различного профиля Численность персонала – 60 человек Покрытие постоянных издержек – 70–80% Качество – высокое в сравнении с конкурентами (ориентация на европейские стандарты качества) Децентрализованное управление Многоэтапная система приема на работу Финансирование социальных программ - 2 % от годового оборота Инвестиции в развитие - 18 % от годового оборота Стратегический тип: Ботаник (Качество, Издержки )

Определение показателей СКП Показатели СКП ООО "ГЕМ" Типы СКП ИПСД « Целеположенность » ( Высокие заработные платы / Сохранение трудового коллектива) -/+-/+--/-+/+++/++ Легкость привлечения персонала «Требовательность» при найме /-? Тип социального контракта эмоциональный (+), экономический (-) Подвижность системы кадровой работы +? +-+ Финансирование социальный программ

Оценка положения компании Параметры ООО "ГЕМ" Типы СКП ИПСД Экономическое положение хорошее плохое очень хорошеесреднеехорошее Объем инвестиций большой невысокий максима льный минима льныйбольшой Издержки высокие средниевысокиенизкие Качество высокое низкое очень высокоенизкоевысокое Инновации много маломногомало очень много Специфика управления - централизация???

Выводы Подтвердилось наличие серьезного разрыва между стратегией и СКП российских фирм Фирмы, значимо различающиеся по уровню инновационности, почти не отличаются в вариантах построения СКП Ситуация «стратегического соответствия» не достигается автоматически – она является результатом целенаправленных действий менеджмента фирмы, комбинирующих отдельные параметры социальной и кадровой политики для наиболее устойчивого достижения результатов

Дальнейшие направления исследований Анализ стратегий (стратегических действий) российских компаний Проверка полноты показателей Разработка методического инструментария для использования типологии СКП на практике