КПК ГОУ ДПО « Сар ИПК и ПРО» по дополнительной образовательной программе учителей технологии г. Балашова Саратовской области МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕХНОЛОГИИ (обслуживающий труд) «Святочная маска «коза» (работа с природным материалом) Подготовила: Старцева Л. Г. Подготовила: Старцева Л. Г. учитель технологии учитель технологии (II квалификационная категория (II квалификационная категория МОУ «СОШ п.Октябрьский МОУ «СОШ п.Октябрьский Балашовского района Балашовского района Саратовской области». Саратовской области». Дата проведения: 3 ноября 2009 года. Дата проведения: 3 ноября 2009 года.
ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить с природным материалом – соломой и работой бригадным способом. Познакомить с природным материалом – соломой и работой бригадным способом. Изготовить святочную маску козы для Рождественского представления. Изготовить святочную маску козы для Рождественского представления. Развивать творческое воображение. Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к народному творчеству, интерес к обычаям, коммуникативность. Воспитывать любовь к народному творчеству, интерес к обычаям, коммуникативность.
ПЛАН УРОКА: Введение. О соломе и о Рождестве. Введение. О соломе и о Рождестве. Организация работы в художественной мастерской «Народные промыслы». Организация работы в художественной мастерской «Народные промыслы». Изготовление маски «коза». Изготовление маски «коза». Защита изделия. Защита изделия. Рефлексия. Рефлексия.
Свясло - соломенный жгут
ВИДЫ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛОМЫ
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «Зима за морозы, а мужик за праздник»
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КОЛЯДА Мы не сами идем, Мы не сами идем, Мы козу ведем. Мы козу ведем. Где коза ходит- Где коза ходит- Там жито родит. Там жито родит. Где коза хвостом, Где коза хвостом, Там жито кустом. Там жито кустом. Где коза ногою- Где коза ногою- Там жито копною. Там жито копною. Где коза рогом- Где коза рогом- Там жито снопом. Там жито снопом.
КОЗА,КОЗЕЛ- символ и стимулятор плодородия. В то же время считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее. О.В.Белова
МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ» Директор- Старцева Л.Г. Директор- Старцева Л.Г. Бригадиры: Дец И.Р., Кулькова О.И., Старунова С.Г. Бригадиры: Дец И.Р., Кулькова О.И., Старунова С.Г. Контролер ОТК: Куракина Е.А. Контролер ОТК: Куракина Е.А. Художники-мастера: Захаровская О.Ю., Шишкина Н.А., Алферьева Л.Б., Набережнева А.В., Шичанина Э.А., Кудряшов Л.М., Столярова и др. Художники-мастера: Захаровская О.Ю., Шишкина Н.А., Алферьева Л.Б., Набережнева А.В., Шичанина Э.А., Кудряшов Л.М., Столярова и др.
ВИДЫ МАСОК КОЗЫ
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ СОЛОМА СОЛОМА НИТКИ НИТКИ НОЖНИЦЫ НОЖНИЦЫ ЛИНЕЙКА ЛИНЕЙКА ТКАНЬ ТКАНЬ ТУЛУП ТУЛУП
ОПИСАНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ маски « коза» 1. Возьмите толстый пучок в руки, длина его будет зависеть от желаемых размеров головы. Согните пучок пополам и перевяжите несколькими, взятыми вместе соломинами, а под них просуньте еще несколько соломин (жгутом) (I) и завяжите их внизу узлом, оставив свободные концы соломины (жгута).Соломины(жгут),завязанные на сгибе, вложите в общий пучокII 2. Возьмите еще соломины (жгут) и, обхватив ими пучок на некотором расстоянии, завяжите их (его) узлом, оставив свободные концы.III 3. Изготовьте рога: свейте 2 тонких пучка соломин, соедините их и перевейте соломинами, закрепив их концы. 4. Отогните верхний слой пучка, вставьте под него «рога» (III) и «уши» (IY),соединенные из пучка соломины (Y) 5. После этого перевяжите шею концами двух узлов и еще в двух местах.YIII 6. Чтобы сделать «бороду», отделите линейкой часть соломин внизу «головы»,проденьте по линейке 3 пучка соломы (YII), согните их внизу и перевейте жгутиком, концы которого свяжите вместе, а лишнее отрежьте. 7. Маска готова. В дальнейшем ее закрепляют на палке и по желанию украсьте ее. Вывернутый наизнанку тулуп, лапти завершат образ.
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЛЕКСИЯ Научились ли Вы технологии изготовления маски «коза»? Научились ли Вы технологии изготовления маски «коза»? Понадобятся ли Вам знания и умения,приобретенные на этом занятии, в дальнейшей Вашей деятельности? Понадобятся ли Вам знания и умения,приобретенные на этом занятии, в дальнейшей Вашей деятельности? Что Вы хотели бы пожелать учителю на будущее? Что Вы хотели бы пожелать учителю на будущее? Спасибо за внимание. Спасибо за внимание.