Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» городского округа Балашиха Московской области г. Балашиха 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Advertisements

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного учреждение общеобразовательного учреждение Столбовской средней общеобразовательной школы 2008 –
ЦЕЛЬ: создание воспитательно- образовательной среды и условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования. создание.
ГОУ СОШ 402 Школа с гимназическими классами, реализующая профильное обучение, работающая в режиме полного дня.
Раздел I Паспорт Программы развития Раздел II Содержание программы Раздел III Цель, задачи, основные направления, этапы программы развития, Раздел IV основные.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 г. Обнинска Стратегические направления развития школы.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
Вас приветствует МОБУ Петропавловская основная общеобразовательная школа.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
П Программа развития ОУ на ЗАДАЧИ: Создание на базе школы возможности получить качественное образование. Вовлечение обучающихся в реализацию.
Тема Формат подготовки аналитического материала «Информация о состоянии и развитии образовательного учреждения»
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» городского округа Балашиха Московской области г. Балашиха 2008

1. Определение уровня развития средней общеобразовательной школы 4 на основе анализа деятельности в рамках Закона РФ «Об образовании», программ развития образования МО и городского округа Балашиха; 2. Анализ учебной и воспитательной деятельности в свете подготовки к аттестации и аккредитации школы в 2008 – 2009 учебном году. Цели написания справки:

I. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. IV. ПРОДУКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. V. СОЧЕТАНИЕ ПРИНЦИПОВ ЕДИНОНАЧАЛИЯ С ДЕМОКРАТИЧНОСТЬЮ ШКОЛЬНОГО УКЛАДА. VI. ОТСУТСТВИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ. VII. ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВЫПУСКНИКОВ И МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА К УЧРЕЖДЕНИЮ. VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ БЕЗОПАСНОСТИ. IX. УЧАСТИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЯХ, КОНКУРСАХ, СМОТРАХ. X. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. XI. ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ САМОАНАЛИЗА. Содержание:

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для решения этой задачи в школе разработана и реализуется программа развития образовательного учреждения на период до 2010 г. Результативность выполнения программных задач по реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта определяется мониторинговыми исследованиями качества обученности учащихся, измеряемыми различными видами презентации знаний.

Диаграмма 1 Годы I ступень98%92% II ступень95%90%94% III ступень98% 85% В целом по школе97%93%90%

Диаграмма 2

Диаграмма 3 Классы Общеобразовательные классы Классы, обеспечивающие профильную подготовку Годы I ступень46%39%34% II ступень36%37%43%100% III ступень25%24%29%31%100% В целом по школе36%33%35%

Диаграмма 4 Предмет ыРусский языкАлгебраИстория Обществознани еФизика Иностранны й язык Годы II ступень61%54%68%70%58% III ступень54% 70%48%58%50%93%75%90%60% 75%80%

За последние три года в школе неуклонно уменьшается число неуспевающих. Качество обучения стабильно. В подтверждение данных выводов можно привести статистику исследований, проведенных независимыми экспертами при итоговой аттестации в новой форме в 9-х классах и в форме ЕГЭ в 11-х классах. Выводы: Годы Предметы Сдавали экзамен Положительно справились Сдавали экзамен Положительно справились Русский язык98%100%97%100% Алгебра98%100%97%100% Диаграмма 5

Диаграмма 6 Годы Предметы Сдавали ЕГЭ Положительно справились Сдавали ЕГЭ Положительно справились Сдавали ЕГЭ Положительно справились Русский язык4%100% Алгебра4%100%3%100% Информатика 30%100% Обществознание 3%100%25%100% История России 12%100% География 12%75%

Совершенствование структуры содержания образования; Разработку интегрированных курсов; Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения; Реализацию программы предпрофильной подготовки на 2-ой ступени образования и профильного обучения на 3-ей ступени образования; Интеграцию предпрофильной подготовки и профильного обучения с моделью «Школа полного дня – общеразвивающая школа». На основании социологических, педагогических и психологических исследований, проводимых в школе, выявлены возможности повышения качества образования через: Таблица 1 Медалисты 2005 – 2006 учебный год 2006 – 2007 учебный год 2007 – 2008 учебный год Кол-во% Золотая медаль--210% Серебряная медаль-13%15% Общее число медалистов -13%315% Динамика численности медалистов

Произошло увеличение количества учащихся, награжденных медалями «За особые успехи в обучении». Педагогический коллектив связывает данный факт с первыми выпусками учащихся по программам профильного обучения, где произошло не только усложнение учебного материала, но и его структурирование по профильному принципу, а данные по результативности поступления в вузы по профилю подтверждают факт успешности усвоения программ профильного обучения. Выводы:

Диаграмма 7 Результативность освоения программ профильного обучения на 3-ей ступени образования, определяемая динамикой поступления выпускников в профильные вузы.

Прослеживается высокий процент поступления в вузы выпускников, освоивших профильные программы. Факт успешного освоения программ подтверждается успешностью сдачи ЕГЭ (см. диаграмму 6). Экзамены были выбраны учащимися, предполагающими поступать в вуз по выбранному профилю. По итогам результативности поступления в высшие учебные заведения 100 % учащихся, сдававших ЕГЭ, использовали экзаменационные сертификаты и получили положительный результат. Учащиеся, успешно осваивающие учебные программы, участвуют в интеллектуальных конкурсах различного уровня и вида. Выводы:

Таблица 2 Учащиеся, занявшие призовые (1 – 3) места на городских и районных предметных олимпиадах в течение трех последних лет п/п Учебный год Фамилия, имя обучающегося КлассПредметМесто Еремина Дарья 10 АЛитератураI Юшкевич Алексей10 А Немецкий язык I Максимов Кирилл10 АМатематик а III

Учащиеся школы проявляют высокую социальную и творческую активность. Награды и победители в различных творческих и спортивных конкурсах и турнирах различного уровня 2006 Городские и районные: 1. Межевов Михаил – дипломант фотоконкурса «Золото осени» - за лучшую передачу света; 2.Павлов Алексей – I место в фотоконкурсе «Золото осени»; 3.Галкин Максим – II место в фотоконкурсе «Золото осени»; 4.Азарова Александра – III место в фотоконкурсе «Золото осени»; 5.Денёва Кристина – III место в фотоконкурсе «Золото осени»; 6.Школьная газета «Сфера разума» - Лауреат районного конкурса компьютерных работ «Моя малая Родина» в номинации «Электронные издания»; 7.Экологическая бригада «Ноосферка» - Лауреат районного конкурса компьютерных работ «Моя малая Родина» в номинации «Компьютерные презентации»; 8.Диплом Главы городского округа Балашиха за III место в конкурсе «Лучший школьный дворик»; 9.II место в интеллектуальной экологической игре «Своя игра» среди учащихся образовательных учреждений городского округа Балашиха; 10. I место в конкурсе компьютерных презентаций «Вредным привычкам скажем – нет!», посвященном Всемирному дню отказа от курения; 11. I место в исторической викторине «Мой город»; 12. Диплом I степени – Павлов Алексей в фотоконкурсе «Город моего детства»; 13. II место в игре «Экологическое казино»; 14. II место в конкурсе экологических агитбригад – агитбригада «Болото»; 15. I место в конкурсе компьютерных презентаций «День здоровья»; 16. II место в городской спартакиаде школьников; 17. II место в городской викторине «День здоровья»; 18. Диплом I степени в городском конкурсе творческих краеведческих работ «Мой город»; 19. Диплом I степени в городской викторине, посвященной первому полету человека в космос; 20. Диплом I степени в городской викторине, посвященной 65-летию Битвы под Москвой «История – в вопросах и ответах.

Областные: I место в турнире по футболу на приз Депутата Государственной Думы Д. Саблина. Всероссийские: Специальный приз жюри во Всероссийском Интернет- конкурсе буклетов школьных музеев. 2006

Городские и районные: 1.Горбова Евгения – I место – конкурс творческих работ «Моё родное Подмосковье»; 2.Моисеев Андрей – I место – конкурс сочинений «Лучше мамы друга нет»; 3.Булгакова Александра – I место – муиципальный конкурс сочинений «Природа и мы»; 4.Алексеев Леонид – III место – конкурс сочинений «Природа и мы»; 5.Маркелова Оксана – III место – конкурс сочинений «Природа и мы»; 6.Азарова Александра – I место – фотоконкурс «Мой город»; 7.Булгагова Александра – I место – конкурс сочинений «Моё Подмосковье»; 8.Мелкумян Диана – III место – «Моё Подмосковье» Областные: 1.Школьное лесничество – участник экологического форума учащихся восточной зоны Московской области «Моё родное Подмосковье»; 2.Сборная школы – I место – зональные соревнования по футболу. Всероссийские: 1.Экологическая агитбригада МОУ 4 руководитель – Сдвижкова Г.И. – III место в конкурсе экологических театров и агитбригад «Вернем Земле её цветы».

Городские и районные: 1.Команда девочек г.р. – I место –Первенство городского округа Балашиха по гандболу среди юношеских команд; 2.Команда МОУ «Школа 4» - I место – «Теоретическая подготовка» в соревнованиях «Школа безопасности»; 3.Команда МОУ «Школа 4» - I место – «Конкурс стенгазет» в соревнованиях «Школа безопасности»; 4. Команда МОУ «Школа 4» - I место – «Преодоление зоны заражения АХОВ» в соревнованиях «Школа безопасности»; 5.Школьная команда «олимпиада» (ЮИД) – III место – «Знаток ПДД»; 6.Школьная команда «импульс» (ДЮП) – III место – «Детям Балашихи – безопасную жизнедеятельность»; 7.Команда МОУ «Школа 4» - I место – «Школа безопасности» 8.Команда мальчиков г.р. – III место – Первенство городского округа Балашиха по гандболу; 9.Мелян Алла – Мисс «Молодежный центр 2008»(Конкурс «Девушки как звезды», Молодежный центр «Галатея»); 10.Команда МОУ «Школа 4» - III место – в зимних соревнованиях по туристическому многоборью; 11.Булгакова Александра – I место – конкурс творческих работ «Откуда я родом»; 12.Федоренко Ю. – II место - конкурс творческих работ «Откуда я родом»; 13. Пилютина Екатерина – III место - конкурс творческих работ «Откуда я родом»; 14.Кручкова М. – лауреат конкурса творческих работ «Откуда я родом» Областные: 1.Команда девочек – I место – областные соревнования по гандболу; 2.Новикова Анастасия, Пашко Елена, Бабушкина Евгения – V место – областной конкурс творческих работ «Эра фантастики»; 3.Кузнецова Александра – V место - областной конкурс творческих работ «Эра фантастики»; 4.Ивенская Екатерина – VI место - областной конкурс творческих работ «Эра фантастики»; 5. Макушкина Елена – VII место - областной конкурс творческих работ «Эра фантастики»; Всероссийские: 1.Шахов Денис – I место по России – «Золотое руно».

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. С 2004 г. Методическая служба школы занимается вопросами использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В результате был выработан основной подход к выбору педагогической технологии для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемая технология должна иметь качественную характеристику, так называемый «сертификат безопасности для здоровья» - это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

100 % учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения; 86 % учителей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно; 65 % учителей прошли специализированную подготовку для работы по программным комплексам, реализуемым в классах с предпрофильной подготовкой и профильным обучением; 75 % учителей прошли обучение по использованию информационно- коммуникационных технологий, 5 учебных кабинетов (помимо кабинета информатики) оборудованы компьютеризированными рабочими местами учителей, 3 – интерактивными досками; выработан механизм использования в обучающих целях всех предметов базового компонента компьютерного класса школы; в результате использования современных педагогических технологий повысилось качество обучения в классах с расширенным содержанием образования и стабилизировалась результативность качества обученности в целом (см. диаграммы и таблицы выше); по результатам психологических исследований за три года в 1,5 раза снизился уровень школьной тревожности и в 1,7 раза поднялся уровень мотивации к обучению. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Таблица 4 Образовательные технологии, используемые коллективом, их результативность ТехнологияПредмет % учителей, использу- ющих техноло- гию Результат использования технологии Перспективы развития школы в связи с использованием технологии Развивающее обучение Начальное обучение 70 %Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы для дальнейшего образования. Формирование компонентов образования профильной школы. Продолжение работы и развитие классов с физико- математическим и гуманитарно- правовым профилем. Открытие классов естественно-научного профиля. Формирование и развитие индивидуальных учебных траекторий. Из таблицы видно, что вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения, спроецированные в программе развития школы.

Разноуровневое обучение Математика (5-9 классы) Физика (7-9 классы) Химия (8-9 классы) 100 % Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с интеллектуальными возможностями. Разработка разноуровневых заданий. Формирование практико- лабораторной базы обучения в соответствии с использованием принципов разноуровневого обучения. Технология уровневой дифференциаци и на основе обязательных результатов Алгебра (7-9 классы) Физика (7-9 классы) Русский язык (5-9 классы) Биология (6-9 классы) Химия (8-9 классы) 100 %Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости. Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов. Развитие школы полного дня как инструмента повышения качества обученности.

Развитие исследовательски х навыков Элементы технологии используются на всех предметах базового компонента. Полностью используют на предметах: история, общество- знание, география, литература 100 %Развитие Исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов в виде реферата, доклада – самые успешные исследования на темы: «Подросток и курение», «Паспортизация деревьев пришкольного участка», «Исследование почв пришкольного участка», «Пехорка: исследование состояния воды», «Исследование содержания нитратов в овощах и фруктах». Развитие и преобразование научно- исследовательского отдела объединения старшеклассников клуб «Ноосфера и мы» в ученическое научно- исследовательское общество. Публикация лучших научно- исследовательских работ учащихся в школьной печати, районных изданиях, молодежных изданиях, выступление на конференциях учащихся.

Проектные методы обучения История, обществознание, география, биология, физика, химия, МХК 100 %Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов. Проекты социальной значимости с результатом: «Экологическая среда школы» - создание зимнего сада, публикация газеты «Сфера разума», видеофильма «Наша школа» на русском и немецком языках, бизнес-проекта обустройства и озеленения пришкольного участка, проведение ежегодной осенней экологической выставки «Природа и мы»; «Школьный музей» - создание музея истории школы и микрорайона, буклета «Наш музей», проекта пешей экскурсии «Я по улице иду», работа клуба «Истоки»; «Влияние интерьера на психологическое здоровье человека» - создание зеленых уголков, литературной гостиной, выставки художественного творчества и фотовыставки в коридорах школы, выработка требований к интерьеру учебного кабинета; «Моя будущая профессия» - разработка элективного спецкурса «Профессиональное самоопределение», разработка стратегии деятельности психологической службы по профориентации; «Мой школьный закон» - разработка законов школьной жизни, принятие их к действию, разработка кодекса чести учащегося школы. Использование элективных курсов и технологии: Как предоставление обучающимся права решения социальных проблем в рамках возможностей школы; Как практико- ориентированного курса на выбор будущей профессии с возможностью первичного погружения в будущую профессиональную деятельность.

Технология «Дебаты» История, обществознание, литература, иностранный язык 75 % Развитие навыков публичных выступлений Выступление на конференциях учащихся. Технология модульного и блочно- модульного обучения Биология (6-11 классы) Литература (9-11 классы) 45 %Усиление здоровьесберегающег о аспекта предметного обучения. Развитие использования технологии с последующей разработкой мониторинга.

Лекционно- семинарско- зачетная система История, право, обществознание, МХК 100 % Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Развитие школы полного дня как инструмента повышения качества обученности и сохранения здоровья обучающихся. Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр Начальное обучение, история, география, МХК 86 % Коллективная система обучения (КСО) Математика (5-9 классы) Физика ( 7-9 классы) 45 % Технология перспективно- опережающего обучения История100 %

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Все предметы базового компонента 75 % Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей, при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала. Формирование малых групп с индивидуальными планами (траекториями) обучения в процессе формирования профилей обучения на 3-ей ступени образования. Запрос на расширение доступа к сети Интернет, увеличение библиотечного фонда, электронных учебников и тестов. Информационно- коммуникацион-ные технологии Математика, алгебра, геометрия 85 %Использование: 1. Обучающих программ: Живая геометрия; Программа построения графиков Advanced Grapher; 3D Grapher. 2. Электронных учебных изданий: Открытая математика. Стереометрия; Математика, 5-11 кл.; 3. «1С: Репетитор»: Сдаем Единый экзамен. 4. Электронная библиотека Кирилла и Мефодия. Конструирование современного урока с использованием информационно- коммуникационных обучающих средств. Развитие навыка работы в Интернете. Разработка учащимися обучающих презентаций.

Здоровьесбере- гающие технологии Весь спектр базовых предметов 1- го, 2-го и 3-го звеньев обучения 100 % Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Развитие школы полного дня как инструмента здоровьесбережения учащихся.. Система инновационного оценивания «Портфолио» Весь спектр базовых предметов 100 %Развитие творческих способностей ребенка. Поддержание интереса к процессу обучения. Формирование индивидуального маршрута (траектории) обучения в зависимости от достигнутых предметных результатов с прописыванием личных ступеней развития каждого ребенка.

Технология дистанционного обучения Весь спектр базовых предметов 15 % Индивидуальная поддержка детей- инвалидов. Использование данной технологии в практике программной работы с длительно болеющими детьми и детьми- инвалидами, находящимися на домашнем обучении. Система музыкального творческого образования Кабалевского Музыка (2-7 классы) 50 % Развитие творческих способностей ребенка. Поддержание интереса к процессу обучения. Развитие творческих способностей ребенка. Поддержание интереса к процессу обучения Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Иностранный язык 100 %Развитие языковых коммуникативных навыков. Введение раннего обучения иностранному языку. Развитие языковых коммуникативных навыков.

Школа создает все необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования детям, проживающим в микрорайоне. Школа работает в шестидневном режиме (шестой день – день развивающего обучения). Таблица 5 Численность обучающихся в школе Классы и ступени Учебный год Количество классов ая ступень ая ступень ья ступень Общее количество обучающихся в школе

Таблица 6 Данные сохранности контингента учащихся Всего учащихся Учебный год На начало учебного года Конец учебного года Зачислено в течение года Оставлены на 2-ой гол546 Отчисления учащихся в течение учебного года Отчислено всего Причины отчисления: - Окончили соответствующую ступень образования и продолжили обучение в профессиональных ОУ 9 класс11 класс9 класс11 класс9 класс11 класс По семейным обстоятельствам По болезни Перевод в другое ОУ в связи изменением места жительства По неуспеваемости По совершению правонарушений Другие причины------

Из таблицы видно, что контингент обучающихся стабилен, движение учащихся происходит по объективным причинам и не вносит дестабилизации в процесс развития школы. Образовательное пространство школы охватывает детей с 6-летнего возраста и до 17 лет. Учитывая возможности блока дополнительного образования и в связи с тем, что школа является культурным центром микрорайона, занятия некоторых кружков могут продолжать посещать выпускники школы (школьное издательство «Родной мир», объединение Web-дизайна «Наш сайт», Совет музея школы и микрорайона, клуб «Истоки», объединение юных туристов, спортивные секции и др.), выступая в роли помощников преподавателей, а следовательно, возрастная граница охвата участвующих в учебно-воспитательном процессе школы гораздо шире. Это создает основу для плодотворного и имеющего долгосрочные перспективы сотрудничества с Центром дополнительного образования детей «Созвездие» и Центром творчества детей и юношества «Истоки». В рамках бесплатного дополнительного образования при участии фонда «Росток» школа предоставляет программы для развития творческих способностей детей дошкольного возраста: «Лепка», «ИЗО».

В настоящий момент школа сотрудничает с ДОУ микрорайона по кадровому и методическому обеспечению групп дошкольного развития и адаптации к обучению, но согласно проведенным исследованиям в целях определения количества детей, не посещающих детский сад, мы пришли к необходимости разработки программ предшкольного образования, выравнивающих стартовые условия для получения начального образования и делающих доступным качественное обучение на 1-ой ступени. Данный вывод лег в основу разработки 1-го модуля предшкольного образования в программе развития. Основное общее образование структурировано на основе российской федеральной программы трехуровневого образования: 1-ая ступень (уровень) – 1-4-е классы; 2-ая ступень (уровень) – 5-9-е классы; 3-ья ступень (уровень) – е классы. Базисный учебный план разработан с учетом необходимости выполнения государственного стандарта, образовательного социального заказа и запросов родителей. Классы сформированы с учетом обучения по вариативным программам в рамках базового образования.

Общеобразовательные классы реализуют государственные типовые программы с адаптированным тематическим планированием, в котором учитываются индивидуальные особенности классных коллективов, выбор педагогических технологий и всего комплекса психолого- педагогических мероприятий для работы в режиме базового образования. В рамках реализации программ предпрофильной подготовки на 2-ой ступени образования разработаны и используются программы спецкурсов, ориентирующих на знаниевое содержание будущей деятельности, на отработку основных учебных навыков, на подготовку к вступительным экзаменам по русскому языку, математике, информатике, физике, иностранному языку для продолжения образования в средних профессиональных учебных заведениях. На ступени основного общего образования школа ведет подготовку учащихся для вступительных экзаменов в колледжи. Подготовка ведется по единым учебно-методическим комплексам и программам.

По результативности итоговой аттестации за курс основного образования и вступительных экзаменов, через школьную систему предпрофильной подготовки образование продолжили: Таблица 10 Вид образовательного учрежденияУчебный год В средних профессионально- технических учебных заведениях, с которыми сотрудничает школа 17%18% В лицеях и колледжах г. Балашихи11%12%6% В лицеях и колледжах г. Москвы17%12%15% В профильных классах своей школы55%58%61% На 3-ей ступени образования школа функционирует в рамках эксперимента по профильному образованию. В процессе реализации профильного обучения школа формирует его начальную составляющую – предпрофильную подготовку, которая состоит из двух направлений: психолого-педагогическое исследование в рамках программы «Моя будущая профессия» (на этапе 8-9-ых классов); презентация и апробация спецкурсов по выбору учащихся во второй половине дня и в субботу (на этапе 8-9-ых классов).

Для осуществления предпрофильной подготовки в вариативную часть учебного плана 9-ых классов внесены спецкурсы по выбору учащихся: 8 классы: Введение в историю русского искусства; Медиа-культура: «Основы журналистики»; Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования»; Экологический практикум. 9 классы: Медиа-культура: «Основы журналистики»; Основы делового общения; Технология создания сайтов; Правоведение для несовершеннолетних; Экологический практикум; Многоаспектный анализ текста. Спецкурсы имеют модульный характер, что предусматривает переход ученика из одной группы в другую, а следовательно, увеличивает вариативность выбора учебной деятельности. В рамках блока дополнительного образования функционируют предметно- ориентированные кружки, где учащиеся расширяют возможности знакомства с различными видами деятельности, что является дополнением предпрофильной подготовки учащихся.

Учебный план 3-ей ступени образования имеет гибкую систему профильного обучения, предусмотрена возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. Спецкурсы носят универсальный характер, что дает возможность перехода из групп одного профиля в групповое обучение другого профиля (например, спецкурсы «Прикладная математика» и «Web-дизайн» возможны для изучения учащимися гуманитарного профиля, а экологически напрвленные спецкурсы - для физико- математического и гуманитарного). Структура плана включает в себя: базовый компонент, обязательный для учащихся всех профилей обучения; спецкурсы по выбору учащихся, сформированные с целью расширения базовых знаний для реализации профильных потребностей; элективные курсы по выбору учащихся, сформированные с целью получения дополнительной подготовки для сдачи ЕГЭ по предмету на профильном уровне.

Учебная неделя рассчитана на шесть учебных дней (суббота – день развивающего обучения). Для реализации принципа здоровьесбережения учащихся спецкурсы и элективные курсы, формирующие профиль, вынесены на вторую половину дня и субботу. Обязательный перерыв между часами инвариантной части учебного плана и его вариативной составляющей – минут, в течение которых в классах, работающих в режиме «полного дня» проходят динамические паузы. Учебный план составлен с учетом возможности формирования двух направлений обучения: гуманитарно-правового и физико- математического. Инвариантная часть учебного плана составлена на основе сохранения обязательного общеобразовательного минимума. Вариативная часть учебного плана предоставляет возможность выбора профиля обучения за счет дополнения учебного плана курсами по выбору. Обучение происходит в группах, формирующихся на основе индивидуальных образовательных запросов учащихся.

Обучение осуществляется по государственным программам для общеобразовательных учреждений, рекомендованным Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, а также для формирования профилей используются программы, входящие в комплекс программ Федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, профильного обучения. Программы и тематическое планирование спецкурсов обсуждены на заседаниях школьных методических объединений, завизированы предметными методистами. За основу взяты программы, рекомендуемые МИОО и опубликованные в программно-методических сборниках издательства «Дрофа» и др. Опубликовано в сборнике «Профильное обучение»; Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования/ Под ред. Д. и. н. проф. А. Ф. Киселева, М., Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», – с. 512.

в школе созданы условия, обеспечивающие выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, направленные на реализацию их потенциальных возможностей, позволяющие создать благоприятные условия для выбора молодыми людьми достойной профессии, всесторонней социальной адаптации; комплектование профильных классов на основе психолого- педагогических исследований и целенаправленной деятельности в рамках программы «Моя будущая профессия»; результаты обученности стабильны и качественны, что выявлено в процессе независимой аттестации (экзамены в новой форме – 9 классы и в форме ЕГЭ – 11 классы), анализа путей и форм продолжения образования; на основе проведенных исследований принято решение расширить количество профильных групп: в учебном году объявлен набор в три профильные группы: гуманитарно-правовую, физико-математическую и эколого-биологическую. Промежуточными результатами деятельности в рамках эксперимента по предпрофильной подготовке и профильному обучению можно считать то, что:

Таблица 12 Профиль Гуманитарно-правовойФизико-математическийЭколого-биологический Базовый компонент учебного плана – гуманитарный (33 часа) Базовый компонент учебного плана – физико- математический (33 часа) Базовый компонент учебного плана – естественнонаучный с исключением предмета «черчение» как непрофильного (33 часа) Элективные спецкурсы (3 часа): 1. Обучение сочинениям различных жанров (1 час). 2. Основы делового общения (1 час). 3. Художественная культура как часть духовной культуры (1 час). Элективные спецкурсы (3 часа): 1. Практикум по физике (2 часа). 2. Решение нестандартных задач по математике (1 час). Элективные спецкурсы (3 часа): 1. Эколого-биологический практикум (2 часа). 2. Изучение сложных тем программы по химии (1 час). В блоке дополнительного образования учащиеся 3-ей ступени продолжают обучаться по программам, введенным на этапе предпрофильной подготовки.

1. В результате исследования запросов родителей нашего микрорайона выяснилось, что реальный социальный заказ «спального района» не соответствует рынку профессий, востребованных на сегодняшний день. Социум ориентирован на массовое потребление, а связанная с этим потребность в материальных средствах ограничивает выбор ориентации на будущую самореализацию в профессии. Главный принцип – «денежность», а задачи самовыражения через профессиональную деятельность уже второстепенны. Отсюда вытекает задача следующего этапа работы экспериментальной площадки: влияние на формирование социального заказа, который в первую очередь должен быть связан с развитием личности будущего гражданина. 2. Учащиеся к окончанию 9-го класса готовы к выбору, но выбор часто связан не с личными способностями и возможностями, а с ориентиром на определенную моду и престижность. Следовательно, выбор необходимо формировать и начинать этот процесс надо уже с 6 – 7-го класса. Одновременно должна проводиться работа и с родителями, и с детьми. В ходе экспериментальной деятельности возник ряд проблем.

3. Есть и еще одна проблема: в условиях усиливающейся поляризации общества происходит процесс закрепления социального неравенства посредством квазидифференциации образования. Задача, стоящая перед педагогами нашей школы, заключается в том, чтобы в пределах своей компетенции снизить напряженность, связанную с этими вопросами. Школа предоставляет образовательные возможности обучения детей- инвалидов. Методическая служба школы разработала и успешно реализовала их обучение на всех трех ступенях образования. Программы адаптированы к возможностям каждого конкретного ребенка и спланированы под дальнейшее обучение. Так, в 2008 г.основную школу успешно окончили дети-инвалиды Бостан Денис и Бакуменко Яна, которые планируют дальнейшее обучение (3-ья ступень образования) в нашей школе. В 2005 г полную среднюю школу успешно окончил инвалид по заболеванию органов движения Сивков Ярослав.

Современный этап развития общества ставит перед школой новые сложные задачи, решить которые возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений и на основе четко спланированной деятельности. Видеть будущее учебного учреждения – важнейшая творческая задача педагогического коллектива, решение которой зависит от инновационной, исследовательской работы, способности и возможности изменить структуру, статус и назначение школы. В этом сложном процессе важную роль играет «Программа развития школы», ибо она определяет не только работу сегодняшней школы, но и помогает построить концепцию развития, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разработать направления, задачи перехода к новой школе, а также план на поэтапную их реализацию в течении ряда лет. С усилением материально-технической базы школа получила возможность не только выполнять узкофункциональное назначение как образовательное учреждение, но и смоделировать будущую перспективу развития как образовательного центра. С этой целью в 2006 г. творческая группа педагогов-новаторов взяла на себя задачу внести изменения в программу развития школы, которая была принята в 2004 году.

Таблица 13 Первая программа развития школы Вторая программа развития школы Концептуальная цель: Создание адаптивной воспитательно- образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка. Концептуальная цель: Формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для перехода школы из просто типовой общеобразовательной к стабильно инновационной школе, как наиболее полно соответствующей социальному заказу и условиям современного общества. Создание комплекс а условий для повышения качества образования в школе с учетом требований развития личности обучающегося и российского общества. Результаты, создающие базу для развития ЗадачиОжидаемые результаты Разработаны и внедрены в образовательную структуру школы адаптивные программы: Базовые общеобразовательные; «Школы – 2100»; Предпрофильной подготовки на 2-ой ступени образования профильного обучения на 3-ей ступени образования. Развитие поливариантных компонентов образовательной среды: дошкольный компонент – развивающее воспитание и первичные обучающие тренинги; базовый компонент – общеобразовательные программы (БУП-2004); профильный компонент; компонент дополнительного образования. 1. Эффективное функционирование поливариантных компонентов образовательной среды школы, а именно: базового; корреляционно-развивающего предпрофильного; профильного; дополнительного образования. 2. Создание базы для внедрения большего разнообразия профилей и перехода к индивидуальным образовательным траекториям в обучении школьников. 3. Подготовка концепции развития школы как центра образования и воспитания в микрорайоне. Из таблицы видно, что программы развития, реализуемые школой, имеют единую стратегическую цель и разработаны в соответствии с основными направлениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

Результаты, создающие базу для развития ЗадачиОжидаемые результаты Юный гражданин России с развитым интеллектом, высоким уровнем культуры, подготовленный к жизни в гражданском обществе и усвоению профессиональных и образовательных программ Разработано и внедрено новое содержание образования в школе в соответствии с адаптивными программами. Разработка и адаптация к целевым задачам школы программ базового образования и корреляция их с программами элективных спецкурсов и программами дополнительного образования. Освоение образовательных программ на доступном уровне с подготовкой личной «базы» для дальнейшего продолжения образования 1. Внедрены новшества в условия организации образовательного процесса с целью повышения качества образования: вынесение спецкурсов на вторую половину дня; введение шестого развивающего дня. 1. Развитие организационной структуры образовательного процесса: вынесение спецкурсов на вторую половину дня; введение шестого развивающего дня; организация шестидневной рабочей недели для классов 2-го и 3-го звена; апробация и введение модели «Школы полного дня» в х классах. Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития личности, развития ее способностей, мышления и деятельности. 2. Произошла реорганизация системы управления школой. Созданы общественные органы соуправления – Совет школы, Управляющий совет. 2. Развитие системы управления школой: наделение большими управленческими правами и обязанностями органов соуправления школой; изменения структуры методической работы – организация ШНИО и методических объединений. Усовершенствование системы школьного соуправления. Усовершенствовано ресурсное (материально-техническое, кадровое, научно-методическое) обеспечение воспитательно- образовательного процесса. Совершенствование ресурсного (материально- технического, кадрового, научно-методического) обеспечения воспитательно-образовательного процесса. Созданы органы ученического самоуправления – Совет старшеклассников. Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления; Клуб старшеклассников «Ноосфера и Мы». Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления. Освоены новые технологии обучения, воспитания и развития: личностно ориентированные, развивающие. Развитие профессионализма учителей через освоение современных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных. Совершенствование педагогического мастерства. Организация мониторинга эффективности использования педагогических технологий.

Базовыми ценностями демократического уклада школьной жизни являются: равенство возможностей для получения качественного образования учащимися школы, свобода выбора, терпимость, плюрализм, вовлечение в управление всех участников образовательного процесса

Деятельность всех органов самоуправления школы регламентируется локальными актами и зафиксирована в Уставе школы. Нет ни одного глобального вопроса, к решению которого не привлекались бы все участники учебно-воспитательного процесса.

В перерыве работы конференции действует Управляющий совет школы.

Выводы: Самоуправление в тесном сотрудничестве в школе способствует образовательному процессу. Наше учреждение – это Школа, где существуют порядок и дисциплина, имеются вековые традиции: родителям обучающихся нравится новаторство в школе: они откликаются на эксперименты, готовы помочь; в школе осуществляется разнообразная внеурочная деятельность обучающихся; обеспечено качественное питание; созданы условия для укрепления здоровья обучающихся; в школе уважают личность ребенка; в школе красиво и уютно. Ежегодно школа при подготовке к новому учебному году сдается на готовность с оценкой «отлично». 2005/06 учебный год – лауреат конкурса «Лучший школьный дворик» (3 место). 2006/07 учебный год – награждена дипломом 1-й степени и ценным подарком. 2007/08 учебный год – награждена 2-й степени и ценным подарком.

Родители как участники образова- тельного процесса активно включены в управление школьной жизнью через родитель- ские комитеты классов и школы, родитель- ские собрания.

Совет старшеклассников – орган ученического самоуправления, деятельность которого направлена на оказание содействия педагогическому коллективу школы в реализации основных воспитательных задач, сплочение коллектива, координирование работы классных ученических коллективов. обращение с предложениями и рекомендациями к Управляющему совету школы; принятие участия в работе Совета; участие членов Совета в работе педагогических советов; организация и проведение ученических конференций; участие в разработке совместно с педагогическим коллективом внутришкольных законов, правил и требований; контроль выполнения принятых коллективом решений; разработка, организация и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий; участие в районных, окружных, городских мероприятиях (смотрах) по организации ученического самоуправления; повышение уровня управленческой деятельности детско- юношеское объединение клуб «Ноосфера и мы».

Формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о работе Совета старшеклассников: «Закон школьной жизни»; «Модель выпускника»; «Правила поведения учащихся»; «Требования к внешнему виду учащихся»; «Закон коллектива». газета «Сфера разума»; отчеты председателей отделов Совета старшеклассников на заседаниях Совета и итоговых конференциях; публикация статей учащихся в районных газетах; сайт-страница в Интернете. Результаты разработаны и реализуются:

Методический совет: план повышения квалификации учителей выполняется на 100%; 85% учителей вовлечены в систему повышения квалификации на базе АПК и ПРНО; 100% учителей владеют и используют современные педагогические технологии (см. таблицу 4); 100% учителей вовлечены в творческую деятельность и участвуют в конкурсах различного уровня (см. таблицу 3); 90% учителей способны работать в инновационном режиме и прошли обучение в соответствии с потребностями Программы развития школы. реализует задачи методической работы, поставленные на 5-летие, на конкретный учебный год; направляет работу объединений; готовит и проводит внутришкольные семинары, педчтения, конкурсы «Учитель года» и т.д.; обобщает и внедряет передовой педагогический опыт, организует наставничество и руководит им; анализирует качество обученности учащихся, определяет пути коррекции; организует и проводит психолого-педагогические семинары, деловые игры; определяет деятельность педколлектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров. Результативность деятельности:

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Педагогический коллектив осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. Создание поливариантной образовательной среды идет в комплексе с решением проблемы здоровьесбережения. Никакое обучение невозможно, а тем более непрогнозируемо развитие, если нет здоровья. Для решения данных вопросов в школе разработана программа «Здоровье», которая является приложением к программе развития и имеет свой модуль в образовательной программе школе. Педагогический коллектив считает, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика – значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания. В соответствии с реализацией школьной программы «Здоровья» проводится постоянный мониторинг здоровья обучающихся.

Таблица 14 Результаты мониторинга «Здоровье» Наличие заболеваний в различных классахУчебный год 2005/062006/072007/08 Хронические заболевания при поступлении в 1-й класс 8%11% Хронические заболевания при переходе в 5-й класс 14%15%14% Хронические заболевания при выпуске из 9-го класса 17%18%15% Хронические заболевания при выпуске из 11- го класса 17%18% Количество детей-инвалидов3 человека

При анализе данной ситуации мы выделяем два факта. Промышленный пригород мегаполиса существенно влияет на здоровье проживающих здесь граждан (это подтверждается исследованиями независимых экологических организаций). Школа несет ответственность за здоровье будущих граждан России. На основании внутришкольного исследования можно констатировать, что «доля дидаксогенной вины» за состояние здоровья школьников в целом за все время обучения составляет 9%, из них на долю начальной ступени обучения приходится 6%, (в среднем по 1,5% каждый год обучения), на долю подростковых классов – 3% (в среднем по 0,6% каждый год обучения). Учитывая данные по Московской области, считаем эти цифры незначительными и стабильными. Развитие поливариантных компонентов образовательной среды должно способствовать сохранению здоровья учащихся.

Таблица 15 Заболевания, наиболее часто встречающиеся в анамнез учащихся школы Заболевания Учебный год 2005/062006/072007/08 Заболевания сердечно-сосудистой системы 11% 10% Заболевания органов зрения11%14%8% Лор-заболевания13% 10% Заболевания органов дыхания14%15%9% Ортопедические заболевания5%4%5% Урологические заболевания6%7%6% Кожные заболевания4% 2% Аллергические заболевания12%11%12% Неврологические заболевания2% 4% Заболевания эндокринной системы4% 6% Заболевания органов пищеварения8%10% Хирургические заболевания2% 1% Вегетососудистая дистония8% 9% Другое4% 3% Количество детей, страдающих двумя и более заболеваниями одновременно 3%4%6%

За последние годы увеличивается количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, причем есть дети, страдающие двумя и более заболеваниями (бронхиальная астма + аллергия + заболевания органов пищеварения). Процент нарушения состояния здоровья резко растет в начальной школе и повышается к окончанию школы, к системным соматическим заболеваниям добавляются проблемы, приобретенные в процессе обучения (сколиоз, близорукость, гиподинамия и др.). Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья.

Таблица 16 Причины Пути преодоления, закрепленные программой развития школы Результаты Внешкольные факторы Нарастающее влияние всего комплекса неблагоприятны х факторов внешней среды, загрязнение биосферы в районе. Активное участие в социальных проектах, направленных на оздоровление экологии городского округа Балашиха. Создание благоприятного микроклимата на территории школы, в школе, участие в уборке территории района. Проведение экологических исследований и выход с предложениями на уровень муниципалитета.

Школьные факторы Недостаточная сбалансированность управленческих решений и организации деятельности. Организация учебного процесса в соответствии с нормами техники безопасности. Организация мероприятий и условий по формированию у обучающихся здорового образа жизни. Использование базисного плана, позволяющего разумно регулировать учебные нагрузки с учетом развития и здоровья ребенка, с учетом его интересов и профилизации обучения (БУП-2004). Интенсификация работы психологической службы школы. Создание зон психологической разгрузки учащихся. Рациональное питание. Разработка оздоровительных мероприятий по профилактике и коррекции нарушения зрения учащихся. Профилактика алкоголизма и наркомании в процессе всех обучающих и воспитывающих мероприятий. Сотрудничество с районными поликлиниками (4, 7). Постоянный медицинский контроль и диспансеризации школьников, принимать действенные меры по недопущению в школе случаев инфекционных заболеваний. Организация горячего 2-разового питания, соблюдение питьевого режима, организация буфета и автомат соки-воды. Разработка и внедрение системы мер по поддержанию чистоты и порядка в школе и на пришкольной территории, соблюдение режима проветривания. Приведение в соответствие с санитарными правилами СП гигиенических аспектов организации учебно-воспитательного процесса. Соблюдение санитарно-гигиенических, санитарно-медицинских, противопожарных норм в образовательных учреждениях. Реализация государственных стандартов общего образования, обеспечивающих разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья учащихся. Обучение учащихся по программам, соответствующим их возможностям, способностям, уровню здоровья. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений через обеспечение комплектами новых парт, технологическим оборудованием школьных столовых и специальным оборудованием медицинских кабинетов. Повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи школьникам. Формирование в педагогическом коллективе понимания приоритетности проблем состояния и укрепления здоровья детей и подростков. Активизация деятельности по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни, введение курсов «Все цвета кроме черного» и «Поговорим о правильном питании». Создание и внедрение уже имеющихся и новых программ сохранения здоровья школьников. Улучшение питания школьников, увеличение охвата горячим питанием до 70% школьников (без учета буфетной продукции). Уменьшение числа курящих школьников. Организация школьных интерьеров по рекомендации психологов и врачей. Уменьшение процента школьников, показывающих высокий уровень школьной тревожности.

Недостаточное внимание к двигательной активности и физической культуре ребенка. Организация учебно- воспитательного процесса с учетом строгого соблюдения санитарно- гигиенических требований. Разработка графика каникул с учетом персональной нагрузки на образовательную программу. Проведение внутришкольного контроля за организацией двигательной активности на разных этапах обучения. Усиление физкультурно-массовой работы. Проведение общешкольных оздоровительных мероприятий – дней здоровья. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательной системы, коррекции осанки и т.д. (ЛФК). Разработка комплекса физкультурно-оздоровительной работы (динамический час, физкультпауза на уроках). Организация УВП с учетом СанПиН и в соответствии с программой обучения для классов общеобразовательных, профильных. Сокращение количества простудных заболеваний на 12%. Уменьшение случаев появления нарушения осанки на 6%. Организация «двигательных перемен» для учащихся 1-й, 2-й ступени образования.

Некоторая перегрузка учебным материалом. Построение учебно- воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий. Введение интегрированных курсов. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом физической возможности ребенка. Оптимизация учебной нагрузки. Рациональная организация урока. Индивидуализация педагогических воздействий учителя. Снятие перегрузки учащихся и освобождение времени на двигательную активность. Организация мониторинга охвата учащихся занятиями в спортивных секциях. Доведение уровня посещаемости кружков дополнительного образования до 97%. Создание индивидуальных учебных планов. Недостаточная компетенция педагогов в вопросах физиологических особенностей развития ребенка. Разработка комплекса совместных мероприятий с детской поликлиникой района по реабилитации и оздоровлению обучающихся. Подготовка педагогов к индивидуальной работе с детьми, имеющими психоневрологические нарушения. Организация работы постоянного семинара для педагогов по реализации программы «Здоровье».

Нарастающий социально- психологический стресс, связанный с необходимостью окончания школы и дальнейшего жизнеустройства. Организация педагогического лектория по вопросам психологического здоровья школьников. Организация прямого прикрепления психологов и медиков к конкретным группам обучающихся в зависимости от состояния их здоровья. Организация работы центра по профориентации учащихся. Реализация деятельности внутришкольного центра по профориентации и, как следствие, снятие психологической напряженности по выбору профессии.

Развитие школы формирует стойкое позитивное отношение к деятельности педагогического коллектива. Из данных социологических исследований можно сделать выводы. Школа в числе победителей (III место) районного конкурса, проводимого Администрацией городского округа Балашиха: «Лучший школьный двор»; На основе школьного мониторинга определения уровня и качества исполнения социально-образовательного заказа можно рассмотреть данные (в таблицу внесены цифры, характеризующие процент позитивных высказываний):

Таблица 17 п/ п Исследуемая проблема Учебный год Согласны ли Вы с положениями «Закона школьной жизни» 100% 2. Удовлетворены ли Вы деятельностью Управляющего совета школы --98% Устраивает ли Вас 3.Качество обучения88%92%97% 4.Качество преподавания82%96%97% 5. Качество организации учебно-воспитательного процесса 100% 6.Качество воспитательной работы100% 7. Качество работы объединений дополнительного образования 100% 8.Качество внеклассной работы90%96% 9.Качество школьного пространства100% 10.Уровень дисциплины100% 11.Качество организации безопасности в школе85%91%95% 12.Уровень психологического комфорта100% 13. Уровень поддержания межконфессиональной толерантности 70%85% 14.Качество профориентационной работы65%90% 15. Качество внутришкольного медицинского обслуживания 65%70%71% 16.Качество выполнения программы «Здоровье»85%90% 17.Качество и организация питания80%82%88%

Из таблицы видно, что подавляющее большинство родителей удовлетворено деятельностью школы, но остаются проблемы, на решение которых направляет свои усилия педагогический коллектив школы. Результаты мониторинга носят стимулирующий характер, побуждают к деятельности и дальнейшему развитию. Данный мониторинг организует ежегодно по стандартным опросным листам. Проводится в конце года перед заключительным общешкольным родительским собранием. Исследования проводит родительская общественность классов, она же делает выводы и вносит предложения школьному Совету. Лучшим доказательством позитивного отношения к школе могут служить благодарности вынесенные школе, публикации о школе в СМИ и т.д.

Приоритетным направлением в области организации условий безопасности школа считает совокупность мероприятий образовательного, административно-хозяйственного и охранного характера с обязательной организацией мониторинга: данные об ущербе для жизни и здоровья детей, связанные с условиями пребывания в ОУ; динамики чрезвычайных ситуаций; количества вынесенных предписаний со стороны органов контроля условий безопасности; доступности медицинской помощи; уровня материально-технического обеспечения безопасных условий в образовательной среде; развития нормативно-правовой базы безопасности образовательного пространства; кадрового и материального обеспечение предмета ОБЖ; уровня и качества проведения практических мероприятий, формирующих способность учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях.

Таблица 18 Результаты мониторинга данных об ущербе для жизни и здоровья детей, связанных с условиями пребывания в ОУ. п/п Ущерб для жизни и здоровья, связанный с пребыванием в ОУ Учебный год Травматизм, несущий последствия, опасные для жизни. Нет 2.Пищевые отравления в школьных столовых Нет Таблица 19 Результаты мониторинга чрезвычайных ситуаций п/п Чрезвычайные ситуации Учебный год ПожарыНет 2.Затопления, обрушенияНет 3. Отключения тепло-, электро- и водоснабжения по вине ОУ Нет 4.Угрозы взрывовНет

Таблица 20 Результаты мониторинга уровня материально-технического обеспечения безопасных условий в образовательной среде Таблица 21 Результаты мониторинга количества вынесенных предписаний со стороны органов контроля условий безопасности п/п Системы материально-технического обеспечения Учебный год Система водоснабженияСбоев нет 2.Система канализацииСбоев нет 3.Система отопленияСбоев нет 4.Система энергоснабженияСбоев нет 5.Телефонная связьЕсть случаи нерабочего состояния в связи с хищением телефонного кабеля. п/п Название проверяющей организации Учебный год Противопожарная безопасность Установить автоматическую противопожарную сигнализацию Установлена автоматическая противопожарная сигнализация с системой оповещения Нет 2.Инспекция по охране труда Нет 3.Санэпидемнадзор Пролонгировано 4.Городская служба лицензирования и аттестации, контрольный отдел. НетОУ соответствует условиям лицензирования Контрольный отдел ГСЛиА – подтверждение соответствия условиям лицензирования

Таблица 22 Результаты мониторинга доступности первой медицинской помощи п/п Название проверяемого подразделения Учебный год Организация работы медицинского кабинета в здании школы 100% 2. Укомплектованность медицинского кабинета лекарствами и средствами первой помощи 100% 3. Укомплектованность специализированных учебных кабинетов аптечками и средствами первой помощи 100% 4.Укомплектованность кабинетов средствами индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций 100%

Таблица 23 Результаты мониторинга уровня материально-технического обеспечения безопасных условий в образовательной среде п/п Материально-техническая база Учебный год Средства пожаротушения (огнетушители) Имеются в наличии 2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (ватно-марлевые повязки) рассчитаны на каждый кабинет по 35 штук Имеются в наличии 3. Стенд со средствами пожаротушения и необходимый инвентарь Имеются в наличии 4.Оборудование системой АПС- Имеются в наличии 5. Оборудование кнопкой тревожной сигнализации - Имеются в наличии 6. Оборудование системой телефонной связи Имеются в наличии 7.Оборудование кабинетов распашными решетками Имеются в наличии

Таблица 25 Результаты мониторинга кадрового и материального обеспечения предмета ОБЖ п/п Наименование проверяемых объектов Учебный год Кабинет ОБЖЕсть 2.Полоса препятствийЕсть 3.Спортивный городокЕсть 4.ТирНет 5. Материально-техническое оборудование преподавания курса ОБЖ (согласно государственным стандартам) 100% 6.Укомплектованность преподавателями, ведущими подготовку по основам военной службы 100%

Таблица 24 Результаты мониторинга развития нормативно-правовой базы безопасности образовательного пространства п/пМатериально-техническая база Учебный год Конституция РФ, законы об образовании РФ и Московской области, Трудовой Кодекс РФ, положение о школе, коллективный договор, программы образования Имеются в наличии 2.Паспорт безопасности школы Имеются в наличии 3. Инструкции по технике безопасности Имеются в наличии 4. Журналы по технике безопасности Имеются в наличии 5. Приказы, распоряжения Управления по образованию Имеются в наличии 6. Приказы, распоряжения по школе Имеются в наличии 7.Инструкции сотрудников охранного предприятия Имеются в наличии

Таблица 26 Результаты мониторинга проведения практических мероприятий, формирующих способность учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях п/пНаименование мероприятия Учебный год Штабные учения педагогического коллектива и вспомогательного персонала, обеспечивающего УВП Постоянно по плану школы 2. Учения по поэтапной эвакуации из здания Постоянно по плану школы 3.Проведение «Дня защиты детей» Постоянно по плану школы 4. Проведение занятий по изучению строения и работы огнетушителя со здачей зачета по данному вопросу среди педсостава и учащихся Постоянно по плану школы 5. Проведение практических занятий по оказанию первой медицинской помощи прострадавшим Постоянно по плану школы 6. Проведение инструктажа по противопожарной безопасности Постоянно по плану школы 7. Тренировочные занятия на случай террористического акта Постоянно по плану школы 8. Тренировочные занятия по эвакуации из школы при аварии с выбросом ТХВ (токсических химических веществ) Постоянно по плану школы 9.Участие в районных соревнованиях по ГО и ЧС Постоянно по плану школы

Система безопасности школы функционирует бесперебойно, находится в постоянном развитии, подвергается созидательному контролю со стороны органов государственного и общественного управления; Безопасные условия пребывания детей в школе помогает обеспечивать охранное предприятие «Мангуст», прошедшее тендер на охранную деятельность в детских учреждениях городского округа Балашиха. Выводы по статистическим данным:

Педагогический коллектив школы считает, что абсолютной истиной является утверждение: «Высоко взлететь сумел не орел, имеющий этот дар от природы, а человек, создавший летательный аппарат». Основываясь на данном тезисе, считаем, что для нашей школы позитивным результатом развития может выступать показатель уровня вовлечения в процесс творчества всех участников УВП и постепенное освоение высот интеллектуального Олимпа. Результативность данного процесса может быть подтверждена данными об участии в фестивалях, конкурсах, смотрах различного уровня (см. таблицы 2 и 3).

Таблица 27 Результативность развития педагогического творчества Александрова Марина Петровна, учитель истории – победитель регионального этапа конкурса ПНПО. Азарова Ольга Геннадьевна, учитель химии – победитель регионального этапа конкурса ПНПО; Александрова Марина Петровна, учитель истории – победитель регионального этапа конкурса ПНПО; Усанчикова Ирина Николаевна – победитель муниципального конкурса «Лучший учитель года» Сдвижкова Галина Ивановна – победитель муниципального конкурса ПДО «Сердце отдаю детям»

Таблица 28 Динамика участия обучающихся в школьном интеллектуальном марафоне п/пНаименование Учебный год Количество призовых мест участников по школе Количество призовых мест на 1-ой ступени обучения Количество призовых мест на 2-ой ступени обучения Количество призовых мест на 3-ой ступени обучения -68

Несмотря на недостаточно высокую результативность выступления школьников в интеллектуальных конкурсах, чему есть ряд причин, побуждающих к развитию, в школе сложилась хорошая практика внутришкольных интеллектуальных состязаний. Так уже в течение не одного десятка лет проводятся предметные недели, включающие в себя школьные олимпиады. Второй год проводится школьный интеллектуальный марафон. Результаты этих мероприятий активно освещаются в школьной прессе. Итоги подводятся на тожественных линейках с вручением грамот и подарков. Стимулирование мотивации к получению учебных достижений среди своих товарищей повышает потребность в самосовершенствовании. Ежегодно в школьных олимпиадах участвует до 75% учащихся школы.

В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит в конечном счете состояние общественного сознания и общественной жизни. Воспитательная парадигма школы требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. К настоящему времени в школе создана целостная воспитательная система. Разработаны направления: «Взаимодействие и сотрудничество в воспитательном процессе», «Семья и школа», «Школа радости», «Память», Здоровье – это здорово!», «Каникулы», «Социум» и др., посредством которых реализуется содержание воспитательного процесса.

В школе созданы условия для полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися: разработана личностно-ориентированная концепция воспитательной работы с учащимися, основанная на здоровьесберегающих технологиях структура работы Педагогического совета школы предусматривает обязательное вынесение вопросов, связанных с воспитанием учащихся, на рассмотрение всех участников образовательного процесса; в штатное расписание включены должности организаторов работы с детьми, вожатых, ПДО, занимающихся вопросами реализации концепции воспитания в школе; укомплектована материально-техническая база дополнительного образования (БДО); имеются в наличии площади, необходимые для внеурочной и кружковой работы; структурное подразделение, занимающееся вопросами дополнительного образования, укомплектовано квалифицированными кадрами. Дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, образовательные запросы и т. д. И здесь уже более десятка лет школа работает в тесном сотрудничестве с МОУ ДОД Центром «Созвездие».

Таблица 29 Динамика востребованности детско-юношеских объединений дополнительного образования по направлениям п/п Направленность дополнительного образования Учебный год Кол-во кружков Кол-во уч-ся Кол-во кружков Кол-во уч-ся Кол-во кружков Кол-во уч-ся 1.Научно-технические Физкультурно-спортивные Художественно-эстетические Туристско-краеведческие Эколого-биологические Историко-краеведческие Культурологические Естественно-научные Социально-экономические Всего:

Диаграмма 5 Показатели охвата учащихся ДО по возрастам Учебный год Количество учащихся в школе Количество учащихся в объединениях ДО Процентный состав ,05% ,10% ,25%

Блок дополнительного образования удовлетворяет социально- образовательный заказ в полном объеме; Динамика охвата учащихся школы объединениями дополнительного образования стабильна; Результативность презентации итогов работы объединений ДО высока. Выводы:

1. Школа функционирует стабильно в режиме развития. 2. Деятельность школы строится в соответствии с государственной нормативной базой и программно- целевыми установками Московского региона. 3. Педагогический коллектив на основе анализа и структурирования возникающих проблем умеет выстроить перспективы развития в соответствии с уровнем требований современного этапа развития общества. 4. Школа предоставляет доступное, качественное образование, воспитание и развитие в безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям каждого ребенка. 5. Качество образовательных воздействий осуществляется за счет эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

6. В управлении школой сочетаются принципы единоначалия с демократичностью школьного уклада. Родители являются активными участниками органов самоуправления школы. 7. Школа планомерно работает над проблемой сохранения здоровья школьников, стараясь не допускать отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся. 8. В школе созданы все условия для самореализации ребенка в урочной и внеурочной деятельности, что подтверждается качеством знаний и уровнем участия в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, смотрах различного вида. 9. Родители, выпускники и местное сообщество высказывают позитивное мнение о деятельности школы. 10.Результаты деятельности школы по различным направлениям, по реализации путей решения возникающих проблем могут быть транслируемы в другие учебные учреждения города и региона.