ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ лекции Швецова Ирина Николаевна Сыктывкар 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Advertisements

Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Хозяйственная деятельность организации (по ФЗ «О бухгалтерском учете») Совокупность материальных и денежных ценностей,
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Анализ финансовой отчетности предприятия. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно погашать свои внешние.
Модуль 2 «Управление финансовыми ресурсами корпораций» Тема 1 «Управление финансовым капиталом корпорации (организации)»
Статистика прибыли и рентабельности. Анализ эффективности производства предполагает сопоставление затрат и результатов производственной деятель- ности.
Швецова Ирина Николаевна Сыктывкар Коуз Р.определяет фирму как «…систему отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Оперативная защитная ( абсорбирующая ) распределительная регулирующая связана с поддержанием непрерывности деятельности организации направлена на защиту.
Анализ источников формирования капитала. Основными источниками информации для анализа формирования и размещения капитала предприятия служат отчетный бухгалтерский.
Анализ движения денежных потоков Денежный поток – это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия ДС в процессе хозяйственной.
Бюджет доходов и расходов в планировании на предприятии 1.
Анализ чувствительности Внутренняя устойчивость проекта - прогнозируемые значения выгод и затрат и соответствующие показатели состояния проекта, при которых.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Отношения, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами называются финансовыми отношениями. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия.
Лекция 10. Стратегия управления финансами Стратегический менеджмент.
Транксрипт:

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ лекции Швецова Ирина Николаевна Сыктывкар 2013

Цель, тематика курса и литература Цель: изучить основы принятия финансовых решений, в т.ч. Узнать принципы управления финансами на предприятии и научиться проводить экономические расчеты для обоснования финансовых решений. Тематика курса: Финансовое управление организацией. Управление финансовым капиталом. Управление реальными инвестициями. Управление оборотным капиталом. Управление финансовым результатом. Управление финансовыми инвестициями. Финансовая стратегия организации. Основная литература: Бадокина Е.А. Финансовый менеджмент: Уч.пос. - Сыктывкар, – 256 с. Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Е.С.Стояновой.-М., с. Дополнительная литература: Брег С. Настольная книга финансового директора. М., с. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ. Учебное пособие. М Фицджеральд Р.Управление финансами предприятий для менеджеров. Руководство по планированию, контролю и принятию решений. М.:Баланс-Клуб, с.

Тема 1. Финансовое управление организацией Финансы и денежные фонды организации Цель, задачи и функции финансового менеджмента на предприятии. Финансовый механизм. Организация финансового менеджмента на предприятии. Взаимосвязь финансового, производственного, инвестиционного менеджмента (с/и)

Финансы и денежные фонды организации Финансы: Отношения между субъектами экономической деятельности; Связаны с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Фонды Элементы Фонды собственных средств уставный капитал добавочный капитал резервный капитал фонд накопления фонд потребления амортизационный фонд Фонды заемных средств кредиты банков займы юридических и физических лиц кредиторская задолженность Оперативные денежные фонды для выплаты заработной платы для выплаты дивидендов для платежей в бюджет Таблица 1 Денежные фонды организации

Финансовые отношения и принципы Финансовые связи компании; Обусловлены формированием, распределением и использованием денежных фондов. Внутренние и внешние финансовые отношения. Финансовая концепция - система основных принципов, на которых базируются финансовые отношения. Самостоятельность; Самоокупаемость; Материальная заинтересованность; Материальная ответственность; Обеспечение рисков финансовыми резервами. Финансовая отчетность => отражение финансовых отношений и финансовой концепции.

Иллюстрация Баланс условного предприятия на отчетную дату, млн. руб. Актив На начало отчетного года На конец отчетного года Пассив На начало отчетного года На конец отчетного года I. Внеоборотные активы III.Капитал и резервы Нематериальные активы 22Уставный капитал Основные средства Добавочный капитал Незавершенное строительство Резервный капитал 3234 Доходные вложения в материальные ценности Нераспределенная прибыль Долгосрочные финансовые вложения Итого по разделу III Итого по разделу I IV. Долгосрочные обязательства II. Оборотные активы Займы и кредиты Запасы Отложенные налоговые обязательства НДС по приобретенным ценностям Прочие долгосрочные обязательства Дебиторская задолженность (более 12 мес.) Итого по разделу IV Дебиторская задолженность (до 12 мес.) V. Краткосрочные обязательства Краткосрочные финансовые вложения Займы и кредиты Денежные средства Кредиторская задолженность Итого по разделу II Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов Доходы будущих периодов Итого по разделу V Баланс Баланс

Финансовый менеджмент: цель, задачи и функции Финансовый менеджмент: Система управления финансовыми отношениями организации, которая включает анализ, планирование, руководство и контроль за финансовым положением предприятия. Совокупность принципов и методов принятия финансовых решений на основе проведения специальных финансовых расчетов (эффект финансового левереджа, анализ безубыточности и пр.). Цели финансового менеджмента: Выживание организации; Избежание банкротства и крупных финансовых неудач; Максимизация рыночной стоимости фирмы; Максимизация прибыли; Обеспечение высокой доходности акционерного капитала; Рост выручки от продаж; Снижение расходов. Задачи финансового менеджмента: Формирование достаточного объема финансовых ресурсов; Эффективное использование финансового капитала; Управление денежным оборотом; Максимизация прибыли; Снижение финансовых рисков; Финансовое равновесие предприятия, которое заключается в достаточном уровне самофинансирования и формировании оптимальной структуры капитала. Функции финансового менеджмента: 1 подход Управление формированием денежных фондов; Управление распределением денежных средств; Контроль финансовых потоков. 2 подход Планирование Организация Руководство Контроль

Финансовый механизм Финансовые методы финансовый учет и анализ планирование контроль Финансовые рычаги прибыль доходы расходы себестоимость цена дивиденды проценты Нормы права федеральное законодательство постановления Правительства Информация внутренняя финансовая документация, данные управленческого учета, финансовой отчетности. Таблица 3 Элементы финансового механизма

9 Планирование Процесс определения целей и путей их достижения Во времени носит характер: Долгосрочный (определяются общие цели фирмы и стратегия); Среднесрочный (на 5 лет, выбор средств для выполнения намеченных целей; определяется кадровая политика, производственная стратегия, финансовая политика, маркетинговая стратегия); Краткосрочный (на год с детализацией по кварталам и месяцам имеет несколько форм: Процесс разбивки среднесрочных планов на краткосрочные. При этом, обычно на год, составляются производственный план, финансовый план, план по маркетингу; Разработка политики и механизмов регулирования в случае возникновения возможных ситуаций в будущем; Бюджетное планирование. Бюджет представляет собой финансовый план, который служит руководством и средством контроля над будущими операциями.

10 Организация Процесс распределения работы среди работников, групп работников, подразделений и т.п. и координация их действий. Распределение работы в принципе означает создание формальной структуры, причем, наряду с формальной складывается и неформальная структура организации.

11 Руководство Компоненты: Мотивация – создание стимулов для работы Лидерство – способность генерировать идеи Коммуникация – передача и обмен информацией Принятие решений – выработка идей и выбор различных альтернатив

12 Контроль Процесс, обеспечивающий эффективное достижение целей организации В функцию входит: сбор, обработки и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин; разработка мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей. Формы контроля: Функциональный подход (стратегический контроль, тактический контроль) Ресурсный подход (контроль финансовых ресурсов, материальных ресурсов, человеческих ресурсов, информационных ресурсов) В итоге: финансовый контроль, производственный контроль, маркетинговый контроль, контроль качества.

Нормативное регулирование Определяет условия формирования финансовых отношений компаний. Направления: Создание предприятия: ФЗ «Об акционерных обществах» 208-ФЗ от ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» 14-ФЗ от Формирование информационной базы управления финансами: ФЗ «О бухгалтерском учете» 129-ФЗ от Налоги; Амортизация: ПБУ 6/01 «Учет основных средств» ПУБ 14/2000 «Учет нематериальных активов» Кредитные операции: Положение «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (утв. ЦБ РФ 54П от ) Денежное обращение и формы расчетов: «Положение о безналичных расчетах в РФ» (утв. ЦБ РФ 2П ) «Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» (утв. ЦБ РФ 14П от ) Валютное регулирование: ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 173-ФЗ от Инвестиции: ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» 39-ФЗ от Рынок ценных бумаг: ФЗ «О рынке ценных бумаг» 39-ФЗ от Страхование: ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» от Банкротство и ликвидация: ГК, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 127-ФЗ от

Организация финансового менеджмента на предприятии Зависит от размеров предприятия. Структура финансового менеджмента для среднего предприятия: Зам. директора по экономике и финансам Экономист (денежные потоки, расчеты с клиентами, оценка инвестиционных проектов, привлечение финансирования); Бухгалтер (учет, отчетность, затраты, оплата труда, налоги).

Тема 2. Управление финансовым капиталом Финансовые ресурсы и финансовый капитал Сравнительный анализ и структура источников финансирования Финансовый рынок как способ привлечения финансового капитала Финансовый левердиж Теории структуры капитала и основные концепции финансового менеджмента

Финансовые ресурсы и финансовый капитал Финансовые ресурсы – совокупность собственных денежных доходов и поступлений из вне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитие производства. Капитал - часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершению кругооборота. Здания, сооружения, оборудование и ресурсы, используемые в производственном процессе – физический капитал. Акции, облигации, кредиты, позволяющие покупать физический капитал – финансовый капитал Рис.1 Кругооборот финансовых ресурсов

Собственные источники финансирования Уставный капитал Сумма средств, инвестированная в коммерческую организацию; Предназначена для обеспечения уставной деятельности. Добавоч- ный капитал Прирост стоимости внеоборотных активов в результате переоценки; Эмиссионный доход. Средства могут быть использованы на погашение сумм снижения стоимости внеоборотных активов; на увеличение уставного капитала; распределение сумм между учредителями. Резерв- ный капитал В акционерном обществе создается в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала путем обязательных ежегодных отчислений от чистой прибыли до достижения им размера, установленного уставом. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом. Средства фонда направляются на покрытие убытков, погашение облигаций общества и выкуп акций общества в случае отсутствия иных средств. Нераспре- деленная прибыль Часть чистой прибыли фирмы, которая не была распределена акционерам и осталась в распоряжении фирмы в соответствие с решение собрания акционеров. Таблица 4 Формы собственного капитала

Способы Достоинства Недостатки Эмиссия акции долевой источник финансирования; закрепляется права владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. подготовка документации и соблюдение требований к компании («Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (утв. Приказом ФСФР 07-4/пз-н от ); государственная пошлина при регистрации (ст , Ч.II, НК РФ); вознаграждение андеррайтеру; формирование подразделения, которое будет ответственно за работу с акционерами; мероприятия по росту капитализации компании и поддержанию имиджа. Реинвести- рование прибыли моментальный источник финансирования. может отсутствовать; за реинвестирование прибыли акционеру могут попросить более высоких доходов в будущем. Таблица 5 Способы привлечения собственного капитала

Заемные источники финансирования Форма заемного капитала Способы привлечения Достоинства Недостатки Займы и кредиты Банковский кредиты, ст.819 ГК и заключение кредитного договора -затраты сводятся только к выплате процентов и комиссии за сопровождение. -условия платности, срочности и возвратности; -требуется обеспечение; -должны быть налажены взаимоотношения с банком. Займ, ст.807, 809 ГК и заключение договора займа -срочность напрямую не предусмотрена; -договор может не предполагать выплату процентов. -право на получение с заемщика процентов сохраняется. Эмиссия облигаций, ст.816 ГК -долговой инструмент финансирования; -основные инвестиционные свойства: ликвидность, надежность и доходность; -создает публичную кредитную историю; -исключает зависимость от одного инвестора и уменьшает вероятность потери контроля над компанией; -долгосрочные ресурсы; -самостоятельное установление периодичности и длительности сроков погашения; -более широкий круг инвесторов позволяет привлечь более дешевые ресурсы. -эмиссия ограничена величиной уставного капитала, а в сумме большей необходимо дополнительное обеспечение (ст.102 ГК); При отсутствии обеспечения размещение облигаций допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов. Таблица 6 Формы и способы привлечения заемного финансирования

Форма заемного капитала Способы привлечения Достоинства Недостатки Креди- торская задол- жен- ность Спонтанная кредиторская задолженность -устная договоренность об отсрочке (рассрочке) платежа. -возможны скидки при условии наличной оплаты. Векселя, ст.815 ГК -эквивалент для оперативных расчетов при нехватке наличных; -не требуется регистрации в ФСФР, нет пошлины; -можно использовать не только для расчетов, но и для привлечения средств; -формируется кредитная история; -нет ограничений суммарного объема выпуска и срока их обращения. -бумажная форма; -если использовать как источник финансирования: требования к компании, привлечение консультанта. Рассрочка (отсрочка) по уплате налогов, ст.64 НК Изменение срока уплаты налога при наличие оснований -установлена плата. Таблица 6 (продолжение) Формы и способы привлечения заемного финансирования

Финансовые рынки Рис. 2. Финансовые потоки Привлечение ресурсов: Уставный капитал <= эмиссия акций <= фондовый рынок Долгосрочные обязательства <= эмиссия облигаций <= фондовый рынок Краткосрочные обязательства <= кредитный договор <= кредитный рынок Размещение ресурсов: Внеоборотные активы <= финансовые вложения <= фондовый рынок Оборотные активы <= краткосрочные финансовые вложения <= фондовый рынок, кредитный рынок, депозитный.

Финансовый леверидж объективный фактор, возникающий у предприятий, использующих заемный капитал, позволяющий получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Уровень финансового левереджа: процентное изменение чистой прибыли (прибыли, принадлежащей акционерам), вызванное процентным изменением операционной прибыли до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль. где: FL- сила воздействия финансового рычага EPS - изменение операционной прибыли на одну акцию I- сумма процентов за кредит Экономический смысл: финансовый леверидж показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль в расчете на одну обыкновенную акцию при изменении операционной прибыли на 1%. Соответственно: чем больше объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплаченная по ним сумма процентов и тем выше уровень финансового левереджа и финансового риска, связанного с предприятием. (1)

Эффект финансового левереджа отражает уровень дополнительно генерируемой прибыли собственным капиталом предприятия при различной доле использования заемных средств. показывает прирост чистой рентабельности собственного капитала за счет привлечения единицы заемных средств. Если при этом дифференциал финансового рычага отрицателен, то каждая единица заемного капитала уменьшает чистую рентабельность собственного капитала. назначение показателя: определять оптимальный для предприятия объем привлекаемых заемных средств, выбрать допустимые условия кредитования где: D` - заемный капитал; E - собственный капитал; RA - чистая рентабельность активов; h - ставка процента по заемному капиталу; Т - ставка налога на прибыль, в %. Плечо рычага характеризует силу воздействия финансового рычага. Чем больше величина заемных средств, тем больше плечо, и тем сильнее влияние заемного капитала Дифференциал характеризует превышение чистой рентабельности активов над ставкой процента по кредиту, скорректированной на налоговую защиту. Величина дифференциала характеризует риск кредитора. Чем больше значение дифференциала, тем меньше риск кредитора и наоборот (2)

Теории структуры капитала Классическая теория структуры капитала Теоремы ММ в условиях отсутствия и присутствия налогообложения (Модильяни Ф. и Миллер М., 1958) Модели стационарного соотношения Учет вероятности банкротства (Майерс С. (1984), Краус, Литценберг, Скотт, Ким, Брэдли) Влияние ликвидационных издержек на выбор структуры капитала (Хауген, Сенбет) Модели ассиметричной информации Инвестиционные модели Теория иерархии (Гордон Дональдс (1961)) Модель Майерса и Мэйлафа Модель Краскера (1986) Модель Нарайанана (1988) Сигнальные модели Модель Росса Модель Лелэнда и Пайла (1972) Модели агентских издержек Модель Дженсена и Меклинга (1976) Модель Дженсена (1986) Модель Гроссмана и Харта (1982) Модель Харриса и Равива (1990) Модель Шульца (1990) Модель Даймонда Модель Хириеляйфера и Такора Модели корпоративного контроля Классическая теория Модель Харриса Равива Модель Шульца Таблица 7 Систематизация теорий структуры капитала

Теорема I ММ Рис. 3. Влияние долговой нагрузки на рыночную стоимость компании при отсутствии налогообложения Рис. 4. Влияние долговой нагрузки на рыночную стоимость компании при налогообложении

Оптимальная структура капитала в моделях стационарного соотношения Рис. 5. Влияние долговой нагрузки на рыночную стоимость компании при налогообложении с учетом вероятности банкротства

Тема 3. Управление реальными инвестициями Основные фонды и источники их финансирования Реальные инвестиции: особенности и формы Политика управления реальными инвестициями Инвестиционные проекты: содержание, виды, основные разделы Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов Определение ставки дисконта

Основные фонды и источники их финансирования Материальная база и технический уровень производства. Состав: Основные средства Нематериальные активы Стоимость погашается путем начисления амортизации. Источники финансирования: Собственные средства Первоначальный уставный капитал Прибыль Амортизация Эмиссия акций Средства фондов, сформированных из прибыли Долгосрочные заемные средства Кредиты и займы Облигации Векселя Инвестиционный налоговый кредит Субсидии из бюджета Лизинг

Амортизационная политика Амортизация – отражение в стоимости актива процесса его износа. Элемент денежного потока в составе поступления денежных средств от продаж. Норма амортизации – та доля стоимости актива, которую необходимо отнести на себестоимость продукта в отчетном периоде. Способы начисления амортизации: В бухгалтерском учете: линейный, уменьшаемого остатка, по сумме числе лет, пропорционально объему продукции (ПБУ 6/01); линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции (ПБУ 14/2000); В налоговом учете: линейный и нелинейный (ст НК РФ). Амортизационная политика как документ.

Реальные инвестиции Характеризуют вложение капитала в воспроизводство основных средств, нематериальных активов, в прирост запасов ТМЦ и в др. области, связанные с операционной деятельностью предприятия. Управление реальными инвестициями осуществляется через инвестиционных проекты. Задача состоит в том, чтобы обеспечить подготовку, оценку и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов.

Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: утв. Мин.экономики РФ, Мин.финансов РФ, Гос.комитетом РФ по строит., арфихтект. и жилищной политике 21 июня 1999 г. ВК критерия оценки эффективности инвестиционных проектов: финансовая оценка; экономическая оценка.

Финансовая оценка инвестиционных проектов Анализ ликвидности проекта в ходе его реализации. Ликвидность – способность проекта своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся финансовым обязательства, включая все выплаты, связанные с его осуществлением. Финансовая оценка основывается на исследовании 3-х форм отчетности: Отчет о прибылях, отчет о движении денежных средств, баланс. Структура форм соответствует структуре форм стандартной финансовой отчетности, но отражает прогнозное состояние.

Экономическая оценка инвестиционных проектов Определение доходности проекта. Методы оценки эффективности проекта: Простые методы оценки эффективности: Простая норма прибыли (ARR); Простой срок окупаемости (PP). Методы дисконтирования: Текущая стоимость проекта (NPV); Индекс рентабельности (PI); Внутренняя норма доходности (IRR); Срок окупаемости с учетом дисконта (DPP).

Простые методы оценки эффективности Простая норма прибыли (ARR): ARR с позиции чистой прибыли (по отчету о прибылях): Средняя ожидаемая чистая прибыль/Средний объем инвестиций ARR с позиции денежного потока (по отчету о движении денежных средств): Средний чистый денежный поток/Средний отток денежных средств Если: ARR>0, то проект принимаем; ARR<0, то проект отклоняем. Простой срок окупаемости (PI): расчет кумулятивного денежного потока и нахождение того момента, когда он будет равен 0.

Методы дисконтирования r – ставка дисконта; CF – ожидаемый приток (отток) денежных средств за периоды времени Если: NPV=0, то проект возможно принять; NPV>0, т.е. приведенные доходы>приведенных расходов и проект принимаем; NPV<0, т.е. приведенные доходы<приведенных расходов и проект не принимаем. Рис. 6. Зависимость NPV от ставки дисконта (3) CIF – ожидаемый приток денежных средств; COF – ожидаемый отток денежных средств. Если: PI=1, то проект возможно принять; PI>1, то проект принимаем; PI<0, то проект не принимаем. (4) Текущая стоимость проекта (NPV) Индекс рентабельности (PI)

Внутренняя норма доходности (IRR) в котором r – неизвестное. Решая уравнение, находим r, которое соответствует IRR проекта. IRR чаше всего находится методом аппроксимации: более низкая ставка дисконта; более высокая ставка дисконта; NPV проекта при более низкой ставке дисконта; NPV проекта при более высокой ставке дисконта. Если: IRR= цена капитала проекта, то проект возможно принять; IRR>цена капитала проекта, то проект принимаем; IRR>цена капитала проекта, то проект не принимаем. (5) (6)

Тема 4. Управление оборотным капиталом Оборотный капитал организации. Политика финансирования оборотного капитала и модели формирования собственных оборотных средств. Потребность в оборотном капитале. Оптимизация запасов. Управление дебиторской задолженностью. Управление денежными потоками и методы управления денежным оборотом организации.

Оборотные средства Оборотные средства: Обеспечивают ритмичность и непрерывность процесса производства и обращения. Имущественные ценности, сформированные за счет оборотного капитала. Средства, потребляемые в течение одного операционного цикла. 2 раздел актива баланса. Ликвидность оборотных активов. Оборотный капитал характеризует денежную стоимость, авансируемую в различные виды текущих затрат предприятия и возмещаемую в результате кругооборота из выручки от продаж. Рис.7. Кругооборот оборотного капитала

Операционный, производственный и финансовый циклы Показатели, характеризующие оборот оборотных средств: Период оборота = Средняя величина оборотных активов / Однодневную выручку от продаж Коэффициент оборачиваемости = Выручка от продаж / Средняя величина оборотных активов Расчет длительности операционного, производственного и финансового циклов: Операционный цикл: Продолжительность операционного цикла в днях = период оборота остатков денежных активов и краткосрочных финансовых вложений + период оборота запасов сырья, материалов и пр. + период оборота готовой продукции + период оборота (продолжительность инкассации) дебиторской задолженности Производственный цикл: Продолжительного производственного цикла = период оборота запасов сырья, материалов и пр. + период оборота незавершенного производства + период оборота готовой продукции. Финансовый цикл: Продолжительность финансового цикла (цикл денежного оборота) = продолжительность производственного цикла + период оборота дебиторской задолженности - период оборота кредиторской задолженности.

Источники финансирования оборотных средств Собственные средства Чистый оборотный капитал Прочие Заемные средства Кредиты Займы Векселя Рассрочка (отсрочка) поставщикам Рассрочка (отсрочка) по уплате налогов Доходы будущих периодов Факторинг Политика финансирования. Агрессивная; Консервативная; Умеренная.

Чистый оборотный капитал и текущие финансовые потребности Чистый оборотный капитал (рабочий, работающий капитал, собственные оборотные средства) с точки зрения активов: текущие активы - текущие пассивы отражает ту часть оборотных активов, которая покрыта собственными средствами и долгосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал с точки зрения пассива: собственные средства + долгосрочные обязательства – внеоборотные активы собственные средства и долгосрочные обязательства превышают внеоборотные активы на эту величину: сумма превышения остается на формирование собственных оборотных средств. Оставшуюся часть оборотных активов, если она не покрыта денежными средствами, надо финансировать в долг.

Дебиторская задолженность Виды дебиторской задолженности: В зависимости от сроков: краткосрочная; долгосрочная. По видам задолженности: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; авансы выданные; прочие дебиторы Информация: Баланс и Приложение к нему. Факторы, влияющие на величину дебиторской задолженности. Политика управления дебиторской задолженностью.

Факторинг Поставщик заключает с банком договор факторинга. Поставщик информирует покупателя о заключении договора факторинга и подписывается приложение к договору продаж, в котором указывают, что оплата будет поступать на счета банка. Поставщик отгружает товар покупателю и оформляет счет – фактуру. Поставщик передает банку счет- фактуру и другие документы по требованию банка. Банк осуществляет факторинговый платеж поставщику и взимает комиссию за операцию согласно договору. Покупатель в установленные сроки рассчитывается за товар, перечисляя денежные средства в банк. В случае неплатежа покупателя банк списывает сумму задолженности со счета поставщика. Рис. 8. Схема факторинга Требования банка к предприятию: Кредитоспособность, определяемая на основании данных финансовой отчетности клиента – поставщика; Обороты по расчетному счету; Срок отсрочки платежа до 1 года; Предпочтительно, чтобы покупатели были постоянными и поставки осуществлялись на регулярной основе.

Денежные потоки Денежные потоки - совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств по хозяйственной деятельности (Бланк И.А., с.129). Чистый денежный поток = положительный денежный поток – отрицательный денежный поток. Факторы формирования денежных потоков: Внешние факторы Товарный рынок Финансовый рынок Налогообложения Практика кредитования поставщиков и покупателей Внутренние факторы Длительность операционного цикла Инвестиционные программы Амортизационная политика Менталитет собственников и менеджеров. Различие показателей прибыли и денежного потока обусловлено тем, что в бухгалтерском учете статьи отражаются не в момент поступления или выплаты денег, а в момент совершения операции.

Сбалансирование и увеличение денежного потока В краткосрочном периодеВ долгосрочном периоде Ускорение платежного оборота: Ценовые скидки Предоплата Сокращение сроков кредита Инкассация просроченной задолженности Факторинг Увеличение положительного потока: Увеличение акционерного капитала Долгосрочные кредиты Продажа финансовых активов Продажа или сдача в аренду основных средств Замедление: Увеличение сроков оплаты поставщикам Аренда Пролонгация кредитов Снижение отрицательного потока: Сокращение инвестиционных программ Отказ от финансовых вложения Снижение постоянных затрат. Избыточный денежный поток Расширение инвестиционных программ Финансовые вложения. Досрочные погашение досрочных кредитов. Баланс денежных потоков по времени: приход раньше, чем расход. Сбалансирование денежного потока Увеличение чистого денежного потока Снижение постоянных издержек Снижение уровня переменных издержек Налоговая политика Ценовая политика Ускоренная амортизация Продажа непрофильных активов Претензионная работа.

Тема 5. Управление финансовым результатом Управление доходами и расходами Операционный леверидж Дивидендная политика

Доходы ПБУ 9/99: доходы - увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Виды доходов : доходы от обычных видов деятельности (выручка от продаж); прочие доходы. Доходы – не все денежные поступления. Выручка от продаж определяется с учетом денежных поступлений, дебиторской задолженности (при продажах в кредит), скидок покупателям и с исключением поступлений, не признаваемых доходами. Начисленная и оплаченная выручка от продаж. Факторы формирования и изменения выручки от продаж. Оплата счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, п/ф, запасных частей, топлива, энергии Отчисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды Выплата заработной платы в установленные сроки Возмещение износа основных средств и нематериальных активов Прибыль Возмещение затрат на производство продукции Чистый доход Таблица 8 Направления использования выручки от продаж

Расходы Характер расходов: Текущие Долговременные (инвестиции) Расходы - уменьшение экономических выгод (ПБУ 10/99). Виды расходов : расходы от обычных видов деятельности (база формирования себестоимости); прочие расходы. Группировка расходов по обычным видам деятельности по экономическим элементам: Материальные затраты Затраты на оплату труда Отчисления на социальные нужды Амортизация Прочие затраты. Расходы, затраты, издержки: Расходы: уменьшение платежных средств или имущества предприятия, имеют отношение к деятельности предприятия, являются расходами периода. Затраты: ресурсы на производство продукции и трансформируются в себестоимость продукции, относятся к конкретному продукту. Факторы изменения: внутренние и внешние. Классификация расходов. Системы управления затратами: стандарт костинг, директ костинг, таргет костинг.

Принципы управления доходами и расходами Увеличение доходов; Снижение расходов, но при соблюдении качества и обеспечении нормального объема продаж; Формирование положительного денежного потока доходов при отсрочке отрицательного потока расходов.

Прибыль Прибыль: Стоимостной показатель. Форма дохода на вложенный капитал. Не является гарантированным доходом. Плата за риск. Остаточный доход = совокупные доходы - совокупные затраты. Приказ Минфина 34 н: бухгалтерская прибыль (убыток) - конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса. В ст.247 НК: прибылью в признаются для российских организаций – полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Экономическая прибыль = денежные поступления – денежные выплаты (Колчина Н.В.) Функции и роль прибыли. Факторы прибыли. Виды прибыли (форма 2) Классификация прибыли в экономической литературе

Иллюстрация Отчет о прибылях и убытках условного предприятия за отчетный период, млн. руб. Показатели За отчетный период За аналогичный период предыдущего года Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (258)(315) Валовая прибыль Коммерческие расходы -- Управленческие расходы (3226)(2522) Прибыль (убыток) от продаж Прочие доходы и расходы Проценты к получению Проценты к уплате (17)(192) Прочие доходы Прочие расходы (40689)(14358) Прибыль (убыток) до налогообложения Отложенный налоговый актив -- Отложенное налоговое обязательство (4)(78) Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи (13886)(3455) Иные аналогичные обязательные платежи 2216 Прибыль (убыток) от обычной деятельности Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) СПРАВОЧНО Постоянное налоговое обязательство (6534)(266) Базовая прибыль (убыток) на акцию 0,40110,2942 Разводненная прибыль (убыток) на акцию 0,40110,2942

Формирование, распределение и использование прибыли Формирование прибыли (форма 2). Объект распределения – прибыль до налогообложения Уплата налога на прибыль Создание резервного фонда Увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли Создание специального фонда для выплаты дивидендов по привилегированным акциям Выплата доходов учредителям Формирование фондов и резервов для финансирования потребностей развития производства и социальной сферы Объекты использования: Прибыль в резервном фонде Средства специальных фондов и резервов в составе нераспределенной прибыли.

Анализ безубыточности Условия: Затраты: постоянные и переменные. Постоянные издержки не изменяются при изменении объема производства. Переменные издержки на единицу продукции не изменяются (линейная зависимость переменных затрат от объема производства). Цена единицы продукции не изменяется (линейная зависимость выручки от продаж от объемов производства). Не изменяется производительность. Элементы: Порог рентабельности (точка безубыточности) Запас финансовой прочности Операционный леверидж Рис.9. Линейная модель безубыточности

Порог рентабельности и запас финансовой прочности Порог рентабельности (точка безубыточности): Такой объем продукции, при реализации которого выручка от продаж покрывает совокупные затраты. В этой точке выручка не позволяет получить прибыли, но и убытки отсутствуют. Натуральный объем продаж для достижения нулевой прибыли = Постоянные издержки (Цена единицы – Переменные издержки на единицу) Решение основных задач анализа безубыточности: Определение объема продаж для получения целевой прибыли. Определение цены для окупаемости затрат и получения целевой прибыли. Запас финансовой прочности: Снижение объема продаж до попадания в зону убытков. Абсолютный запас финансовой прочности: Выручка от продаж – Порог рентабельности в ден.ед. Относительный запас финансовой прочности: (Выручка от продаж – Порог рентабельности в ден.ед.) Выручка от продаж (7)

Операционный леверидж Коэффициент операционного левереджа показывает соотношение удельный вес постоянных затрат в общей сумму операционных затрат предприятия: Коэфф.операц.левереджа= Постоянные затраты Общая сумма операционных затрат При данном коэффициенте операционного левереджа определяется коэффициент силы воздействия операционного рычага (коэффициент покрытия): Сила воздействия операционного рычага показывает во сколько раз при данном коэффициенте операционного левереджа увеличится (снизится) прибыль от продаж при возможном увеличении (снижении) выручки от продаж на 1%. (8) (9)

Дивидендная политика Выплата доходов учредителям: Вопрос распределения прибыли, управления денежными потоками, рыночной стоимостью компании. Теории дивидендной политики: Модилиани Ф. и Миллер М. = на дивидендную политику не следует обращать внимания при управлении прибылью. Гордон М. и Линтнер Д.= текущий доход лучше, чем доход, отложенный на будущее из-за риска => лучше увеличивать дивиденды. Сигнальная теория = дивиденды увеличивают рыночную стоимость компании. Соответствие дивидендной политики составу акционеров = учет ожиданий собственников. Факторы дивидендной политики: Инвестиционные возможности предприятия (инвестиционные программы). Возможности формирования средств из альтернативных источников (кредитоспособность, резервы собственного капитала, сформированные ранее). Налогообложение. Финансовый леверидж. Размер прибыли и рентабельность собственного капитала. Дивиденды конкурентов. Платежи по долговым обязательствам. Вероятность утраты контроля. Подходы Типы Консер- вативный Остаточная Политика стабильного размера дивидендных выплат Умеренный Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды Агрессивный Политика стабильного уровня дивидендов Политика постоянного возрастания размера дивидендов Таблица 10 Типы дивидендных политик

Дивидендная политика условного предприятия Рис.10. Величина дивидендов руб./акцию условного предприятия за гг. Показатели Чистая прибыль, тыс. руб Доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, % 0,420,280,680,240,482,3110,27 Таблица 11 Доля дивидендов в чистой прибыли условного предприятия за гг.

Тема 6. Управление финансовыми инвестициями Финансовые инструменты и финансовые инвестиции. Методы оценки финансовых активов, доходности и риска. Подходы к управлению портфелем финансовых инвестиций.

Оценка финансовых активов Финансовые активы – акции, облигации и пр. ценные бумаги. Каждый финансовый актив обладает: Рыночной стоимостью; Реальной (справедливой, внутренней) стоимостью. Базовая модель оценки внутренней стоимости финансовых активов (DCF): V 0 - реальная стоимость финансового инструмента; CFt – возвратный денежный поток по финансовому инструменту; r – норма доходности, которая может быть получена на рынке по финансовому инструменту с таким же уровнем риска; n – периоды формирования возвратного потока по финансовому инструменту. Если V 0 <P, то рыночная цена завышена и покупка ценных бумаг нецелесообразна. Если V 0 >P, то рыночная цена занижена и ценную бумагу необходимо покупать. (10)

Подходы к управлению портфелем финансовых инвестиций Портфель финансовых инвестиций – совокупность различных финансовых инструментов. Виды портфелей: Портфель дохода – сформирован по критерию максимизации прибыли в текущем периоде, вне зависимости от темпов прироста инвестированного капитала в будущем; Портфель роста – сформирован по критерию максимизации темпов прироста инвестированного капитала в долгосрочной перспективе вне зависимости от уровня прибыли в текущем периоде. Критерии формирования портфеля: Максимизация прибыли; Уровень риска; Ликвидность. Требуется диверсификация портфеля, т.е. вложения должны осуществляться в различные финансовые инструменты.

61 Harry M. Markowitz родился: 24 August 1927, Chicago, IL, USA Университет: City University of New York, New York, NY, USA Премия : «за пионерскую работу в области финансовой экономики» Область: Финансовая экономика Вклад: Разработка микро теории управления портфелем для индивидуальных инвесторов Современная теория портфеля – теория Гарри Марковица

Диверсификация эффективна только тогда, когда корреляция между включенными в портфель рынками имеет отрицательное значение. Инвесторы действуют рациональным способом и при наличии выбора предпочитают портфель с меньшим риском при равном уровне прибыльности или выбирают портфель с большей прибылью, при одинаковом риске. Для данного уровня риска есть оптимальный портфель с наивысшей доходностью, и таким же образом для данного уровня доходности есть оптимальный портфель с наименьшим риском. Портфель, доходность которого может быть увеличена без сопутствующего увеличения риска или портфель, риск которого можно уменьшить без сопутствующего уменьшения доходности, согласно Марковицу, неэффективны. Выбор портфеля инвестором зависит от степени неприятия риска инвестором иначе говоря, от желания взять на себя риск.

63

64 Тема 7 Управление финансовыми рисками Предпринимательский риск. Классификация финансовых рисков. Методы оценки финансовых рисков. Политика управления финансовыми рисками.

65 Сущность и классификация финансовых рисков Риск (фр. risque, от итал. risilorischio) означает возможную опасность потерь, вытекающую из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека. Риск как экономическая категория представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны 3 результата: отрицательный (убыток), нулевой, положительный (прибыль).

66 Риск и неопределенность Факторы неопределенности: отсутствие полной информации, случайность, противодействие.

67 I.Чистые риски 1.1.Природно-естественные 1.2. Экологические риски 1.3. Политические риски 1.4. Транспортные риски 1.5. Имущественные риски 1.6. Производственные риски 1.7. Торговые риски

68 II. Финансовые риски 2.1.Риски, связанные покупательной способностью денег Инфляционный риск Дефляционный риск Валютный риск Риск ликвидности 2.2. Инвестиционные риски риск упущенной выгоды Процентный риск Кредитный риск Биржевые риски Селективные риски Риск банкротства

69 Какие риски и как следует учитывать при разработке и реализации финансовой стратегии организации? Сфера стратегического управления активами Реальные инвестиции Финансовые вложения Наращивание оборотных средств Сфера стратегического управления капиталом Наращивание собственных ресурсов Обеспечение финансовой гибкости и формирование «цепочки» кредитов в разных банках

70 Методы оценки рисков субъективная оценка вероятной (ожидаемой) величины максимального и минимального дохода (убытка); нахождение математического ожидания; метод корректировки нормы дисконта с учетом дисконта, RADR, Risk adjusted discount rate approach; метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности); анализ чувствительности критериев эффективности (NPV, IRR и др.); метод сценариев; анализ вероятностных распределений потоков платежей; деревья решений.; метод Монте-Карло (имитационное моделирование)

71 Политика управления рисками Варианты действий по отношению к риску: Риска можно избежать, т.е. просто уклониться от мероприятия, связанного с риском. Однако, избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли. Управление риском, т.е. использование различных мер, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

72 Основные этапы управления рисками

73 Тема 8 Основы антикризисного управления Экономико-правовое содержание и факторы банкротства организации. Методы диагностики вероятности банкротства организации. Политика финансового оздоровления организации.

74 Экономико-правовое содержание и факторы банкротства организации Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство (Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от N 127-ФЗ ) К числу общих признаков банкротства Закон относит наличие у должника долга по не исполненным в течение трех месяцев денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей, минимальный размер которых должен в совокупности составлять для юридических лиц не менее руб. (ст. 33 Закона).

75 В систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"; Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации"; Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства"; Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих";

76 Некоторые судебные акты Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами"; Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

77 Для определения признаков банкротства применялась методика, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий", утратившим силу в апреле 2003 года, и Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установления неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий при Госкомимуществе России от 12 августа 1994 г. 31-р.

78 Методы диагностики вероятности банкротства организации Диагностика состояния предприятия это учение о методах и принципах распознавания нарушений в экономических, финансовых и управленческих механизмах работы предприятия

79 Подходы к предсказанию банкротства количественный – базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами, а также используется при оценке таких показателей вероятности банкротства, как цена предприятия, коэффициент восстановления платежеспособности, коэффициент финансирования труднореализуемых активов. качественный – основан на описании причин и условий деятельности предприятий на логическом уровне, исходит из данных по обанкротившимся компаниям и сравнивает их с соответствующими данными исследуемой компании.

80 Основные модели диагностики вероятности банкротства предприятия Модели количественного подхода Модели качественного подхода 1. Двухфакторная Z – модель Э. Альтмана 2. Пятифакторная модель (Z-счет) Э. Альтмана 3. Четырехфакторная модель Р.Таффлера 4. Система показателей У. Бивера 4.1. Коэффициент Бивера 4.2. Рентабельность активов 4.3. Финансовый леверидж 4.4. Коэффициент покрытия активов чистым оборотным капиталом 4.5. Коэффициент покрытия 5. R-счет Р.С. Сайфулина и Г.Г. Кадыкова 6. Шестифакторная модель О.П. Зайцевой 1. метод Дельфи 2. метод "Мозгового штурма" 3. Матрица "Мак Кинси" 4. Матрица БКГ 5. SWOT-анализ 6. А-счет Аргенти

81 Тема 9 Финансовая стратегия и финансовая политика организации Методы экономической диагностики эффективности управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовая стратегия и финансовая политика.

Оценка финансового состояния – в основе разработки финансовой политики Финансовое состояние – уровень сбалансированности отдельных структурных элементов активов и капитала предприятия, а также уровень эффективности их использования. Цель оценки – выявление резервов. Задачи оценки финансового состояния: Получение комплексной картины деятельности организации; Выявление тенденций изменения активов, капитала, доходов, расходов и прибыли организации; Выявление признаков несостоятельности; Составление пояснительной записки.

Принципы и методы оценки финансового состояния Принципы оценки: Использование данных финансовой отчетности организации. Расчет всех базовых коэффициентов. Динамика расчетов. Точность расчетов. Учет отдельных показателей внешней среды (темп инфляции, ставка рефинансирования для оценки упущенных выгод). Методы оценки: Горизонтальный анализ Вертикальный анализ Коэффициентный анализ: Коэффициенты финансовой устойчивости Деловой активности Рентабельности Ликвидности Рыночной активности.

84 Сущность финансового планирования Финансовое планирование – процесс разработки финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде. Системы планирования: прогнозирование финансовой деятельности (до 3-х лет); текущее планирование финансовой деятельности (на 1 год); оперативное планирование финансовой деятельности (квартал).

85 Цикл финансового планирования Прогнозирование динамики внешних факторов, определяющих спрос на продукцию и уровень ее будущих производственных расходов (конкуренция, инфляция, процентные ставки). Прогноз доходов и расходов фирмы, потоков денежных средств, оценка потребности в получении средств из внешних источников на основе выявленных внешних факторов, инвестиционных затрат, уровня производства, затрат на маркетинг и научные исследования, выплаты дивидендов. Определение показателей эффективности фирмы. Анализ план – факт (бюджетный анализ). Поощрение сотрудников по итогам года.

86 Бюджетирование и система бюджетов предприятия Бюджетирование в широком смысле – система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности предприятия по центрам ответственности и или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами. В узком смысле бюджетирование - процесс составления бюджетов, которые являются одним из видов планов. Цели бюджетирования: прогнозирование финансовых результатов хозяйственности деятельности, финансовой состоятельности, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов; определение наиболее предпочтительных для дальнейшего развития предприятия бизнес-проектов, экономическое обоснование бизнес-проектов, а также решений об уровнях их финансирования из внутренних и внешних источников; анализ эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц. Стандартизация процесса с помощью бюджетных форм, инструкций, процедур.

87 Система бюджетов предприятия Система операционных бюджетов Система финансовых бюджетов Дополнительные бюджеты Вспомогательные бюджеты Специальные бюджеты Бюджет продаж Бюджет запасов готовой продукции Бюджет производства Бюджет прямых материальных затрат (закупок материалов и производственных запасов) Бюджет прямых производственных затрат Бюджет общепроизводственных расходов Бюджет себестоимости реализованной продукции Бюджет коммерческих расходов Бюджет управленческих расходов Прогнозный бухгалтерский баланс Прогноз отчета о прибылях и убытках Бюджет движения денежных средств План капитальных затрат (инвестиционный бюджет) Кредитный план (план привлечения финансовых ресурсов) Налоговый бюджет Бюджет распределения прибыли Бюджет отдельных проектов и программ Таблица 12 Система бюджетов предприятия Бюджет предприятия (главный бюджет): смета взаимосвязанных бюджетов; раскрывает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других операций в планируемом периоде; включает 2 основных блока: система операционных бюджетов и система финансовых бюджетов.

Финансовая стратегия и финансовая политика Финансовая стратегия – совокупность правил принятия финансового решения в целях обеспечения устойчивого роста и развития фирмы в желаемом направлении. Цель разработки финансовой стратегии – обеспечение своевременно и в полном объеме деятельности организации финансовыми ресурсами в долгосрочной перспективе, обоснование путей выгодного размещения высвобождаемых финансовых ресурсов в ходе операционной и инвестиционной деятельности, для крупных корпораций – рост рыночной стоимости бизнеса. Финансовая политика – документ, выступающий формой реализации финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах ее осуществления.

89 SWOT-анализ Силы Слабости Возможности Угрозы Внутри фирмы Вне фирмы

90 Метод SWOT - анализа Сильные стороны – совокупность умений работников, их навыков, опыта, организационных ресурсов, конкурентных возможностей (активы организации в конкурентной борьбе). Слабые стороны – отсутствие чего-то важного для функционирования организации или нечто, ставящее ее в неблагоприятное условие (пассивы). Слабые стороны могут быть: в отсутствии четкого видения перспектив развития и в устаревших методах управления; в недостатке умений и таланта лиц, принимающих решения и низкой реализуемости принимаемых решений; в недостаточной квалификации исполнителей и значительном дефиците бюджета организации; в недостаточном имидже организации среди населения, в неудовлетворительной информационной работе. Возможности – предоставляемые внешней средой условия деятельности и проявляются в использовании сильных сторон организации и укреплении слабых. Угрозы проявляются в наличии более дешевых технологий у конкурентов, во внедрении конкурентами в производство лучших продуктов и их реализации, в повышении процентных ставок, в возможном поглощении другой организацией, в изменении курсов иностранных валют, в политических переменах в стране и т.п.

91 GAP: шаги анализа и ликвидация разрыва между желаемой и прогнозируемой деятельностью Предварительное формулирование целей деятельности на 1, 3, 5 лет Прогноз динамики прибыли в увязке с установленными целями для существующих предприятий Установление разрыва между целями и прогнозами Определение альтернатив осуществления инвестиций для каждого предприятия и прогноз результатов Определение общих альтернативных конкурентных позиций для каждого предприятия и прогноз результатов Рассмотрение инвестиций и альтернатив ценовой стратегии для каждого предприятия Согласование целей стратегии каждого предприятия с перспективами портфеля в целом Установление разрыва между предварительными целями деятельности и прогнозом для каждого предприятия Уточнение профиля возможных приобретений новых предприятий Определение ресурсов, необходимых для таких приобретений, и характера их возможного влияния на имеющиеся в портфеле предприятия разработки Пересмотр целей и стратегии существующих предприятий в целях создания этих ресурсов.

92 LOTS: компания должна стремиться и уметь приспособить свои действия к требованиям покупателей Метод LOTS включает детальное, последовательное обсуждение ряда проблем бизнеса на различных уровнях и различной степени сложности: от корпоративной миссии компании в целом до индивидуального проекта внутри предприятия. Этапы анализа касаются: Существующего положения Стратегии Долгосрочных целей Краткосрочных целей Методов и объектов анализа Кадрового потенциала Плана развития Организации менеджмента Отчетности.

93 PIMS (Profit Impact of Market Strategy) – метод анализа влияния рыночной стратегии на прибыль PIMS представляет собой попытку обобщить все переменные, которые влияют на долгосрочную прибыльность компании. Считается, что эта модель, использующая около 30 переменных, позволяет выявить около 67% факторов успеха компании. Модель состоит из базы данных, охватывающих почти 3000 предприятий. Можно сравнить данные, характеризующие деятельность предприятий, функционирующих в соответствующей отрасли, с данными эмпирического материала модели.

94 Решающие факторы прибыльности в PIMS

95 Изучение профиля объекта Профиль – сумма характеристик объекта анализа, благодаря которым он известен целевой группе потребителей. Корпоративный профиль – образ компании или ее продукция в глазах целевой группы. Профиль – средство или инструмент визуального анализа объекта.

96 Профиль характеристик фирмы Характеристика фирмы Оценка характеристик от 0 (min) до 100 (max) Прогрессивность Ресурсы Творческое решение проблем Активность маркетинга Лидерство в отрасли Компетентность консультантов Умение решать сложные проблемы Качество услуг Цены Доверие к фирме Специализация в немногих областях Широкая компетенция фирмы

97 Анализ McKinsey 7S Стратегическое положение фирмы рекомендуется оценивать по следующим показателям: ­ Относительный размер ­ Рост ­ Доля рынка ­ Позиция ­ Сравнительная рентабельность ­ Чистый доход ­ Технологическое состояние ­ Образ (реальность, воспринимаемая извне) ­ Руководство и люди. 7 Факторов, влияющих на развитие фирмы: стратегия, навыки и ценности, структура фирмы, системы (правила, процессы), кадры (структура, опыт), стиль действий. Привлекательность рынка рекомендуется оценивать по следующим показателям: ­ Абсолютный размер ­ Рост рынка ­ Широта рынка ­ Ценообразование ­ Структура конкуренции ­ Отраслевая норма прибыли ­ Социальная роль ­ Влияние на окружающую среду ­ Юридические ограничения.

98 Матрица «стратегическое положение/привлекательность рынка» McKinsey Стратегическое положение фирмы Привлекательность рынка Хорошее СреднееПлохое Высокая Инвестировать/ расти Господствовать /отсрочить Средняя Зарабатывать/ защищаться Низкая Зарабатывать/ защищаться Снять урожай/ отказаться