Экспериментальная психология: психологический эксперимент Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экспериментальная психология: эмпирические методы исследования Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА 2012.
Advertisements

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Организация педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент Эксперимент – исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Оболочки тестов. Виды тестов и тестовые задания..
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Транксрипт:

Экспериментальная психология: психологический эксперимент Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА 2012

План 1. Понятие и виды психологического эксперимента. Понятие и виды психологического эксперимента. 2. Социально-психологические особенности эксперимента. 3. Алгоритм экспериментального исследования. 4. Тестирование как метод исследования. 5. Тестирование по экспериментальной психологии. Тестирование по экспериментальной психологии. Основные понятия: пилотажное исследование, конфирматорный и эксплораторный эксперименты.

Тестирование по экспериментальной психологии 1. Ассоциативным соответствием к «Т - данным» является: жизнь тест вопрос 2. Данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни, называются… L - данные Т - данные Q - данные 3. Данные, получаемые при помощи опросников, анкет,: L - данные Т - данные Q - данные

4. Метод, предполагающий длительное исследование одной и той же группы испытуемых, называется… лонгитюдным близнецовым психогенетическим архивным 5. Интроспекция - это… самонаблюдение внешнее наблюдение рефлексия экспериментальный метод 6. Исследование социальной структуры группы (коллектива) называется… социометрия наблюдение

7. Научное предположение, которое вытекает из теории и пока не опровергнутое и не подтвержденное, - это … контент-анализ гипотеза экстероспекция 8. Под праксеометрическим методом понимается… анализ продуктов деятельности экспериментальный метод интроспекция 9. Корреляционная связь, при которой уровень зависимой переменной соответствует уровню независимой переменной и изменяется в соответствии с ним, называется… прямой корреляционной связью корреляцией, обусловленной третьей переменной

10. К характеристикам метода наблюдения относятся: связь наблюдателя и наблюдаемого объекта эмоциональная окрашенность (пристрастность) сложность или невозможность повторного наблюдения создание мысленной модели объекта, явления 11. Классификация методов экспериментальной психологии Б.Г. Ананьева включает следующие группы методов: организационные эмпирические методы обработки данных интерпретационные теоретические 12. Рандомизация - это… стратегия формирования выборки, предполагающая случайный выбор и равные шансы испытуемых попасть в экспериментальную группу эмпирический метод психологии подтверждение экспериментальной гипотезы

13. К методам теоретического исследования относятся: индуктивный метод дедуктивный метод моделирование эксперимент 14. Переменные, изменяемые экспериментатором, … зависимые независимые побочные 15. Переменные, изменяемые под влиянием независимых переменных, называются… зависимыми независимыми побочными 16. Переменные, выступающие источником погрешности и влияющие на зависимую переменную, называются… зависимыми независимыми побочными

17. Параметры реальности, которые изменяются и/ или могут изменяться в экспериментальном исследовании, … переменные валидность рефлексия 18. Экспериментальная психология изучает: индивидуальные различия психики проблему методов психологического исследования психологические основы педагогической деятельности 19. Внутренняя валидность - это: соответствие реального исследования идеальному соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности отношение идеального исследования к реальности 20. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам… фальсифицируемости верифицируемости логической проверки экспериментальной проверки

1. Психологический эксперимент Это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, организуемая экспериментатором и направленная на исследование особенностей психики испытуемого. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.

Характеристики эксперимента Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Позволяет проверять гипотезы о причинно- следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.

Выбор метода исследования

Виды (планы) эксперимента Традиционные и факторные планы проведения эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном несколько. Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то проводят пилотажный эксперимент, результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. пилотажный Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, проводят решающий эксперимент.

Контрольный эксперимент - осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Формирующие, или обучающие, эксперименты - позволяют направленно формировать особенности психических процессов. Исследовательский (поисковый) эксперимент – эксплораторный. Подтверждающий эксперимент – конфирматорный.

Пилотажный эксперимент («поисковый эксперимент») Это пробно-поисковый тип исследования, проводимого до основного и являющегося его упрощенной формой: - обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, - уточняет наиболее важные гипотезы. Пилотажное исследование («зондаж») применяется для установления объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. В текстологии пилотажное исследование («протест») - средство выявления стандартов основного теста.

2. Розенцвейг С. – основоположник изучения социально- психологических аспектов эксперимента Одна из трудностей применения эксперимента: исследователь оказывается включенным в ситуацию общения с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. «Ошибки отношения к наблюдаемому» - связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции. «Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого» (мотивация тщеславия, любопытства…). «Ошибки личностного влияния экспериментатора».

Эффект плацебо (эффект Пигмалиона) (от лат. placebo - поправляюсь) - основан на механизмах внушения и самовнушения. Если испытуемые считают, что препарат или действия способствуют их выздоровлению, то их самочувствие улучшается. Эффект Хотторна – привлечение к Э. воспринимается как внимание лично к испытуемому (ожидаемое поведение). Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории: - Присутствие внешнего наблюдателя изменяет поведение испытуемого. - Эффект усиливается: если наблюдатель значим; при решении трудных задач (новые задачи – снижение продуктивности; простые навыки - повышение).

Меры контроля влияния личности экспериментатора: «Двойной слепой опыт» - экспериментальные процедуры в идентичных экспериментальных и контрольных группах проводит ассистент, не знающий о гипотезе исследования и о разделении групп. «Метод обмана» - испытуемым сообщаются ложные цели исследования. Метод «скрытого» эксперимента – эксперимент включается в повседневную жизнь испытуемого.

3. Алгоритм экспериментального исследования 1. Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи А и В. 2. Проводится поисковый эксперимент. 3. В случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если гипотеза подтверждается, то устанавливается корреляционная связь. 4. Проводится подтверждающий эксперимент. 5. Интерпретация и обобщение выводов исследования.

4. Тестирование как метод исследования Стандартизированное измерение индивидуальных различий. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование б) профессиональная подготовка и отбор в) психологическое консультирование Этапы тестирования 1) выбор теста (определяется целью тестирования) 2) его проведение (определяется инструкцией к тесту) 3) интерпретация результатов

Виды тестов Вербальные и невербальные (тест на словарный запас - вербальный, невербальный - тест, требующий определенных действий в качестве ответа). Индивидуальные и групповые тесты. Тесты достижений - это тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты интеллекта. Личностные тесты - это характерологические тесты, тесты на установление интересов, темперамента и др. Проективные тесты в результате дают «свободный» ответ, который не может быть расценен как "правильный" или "не правильный. Простые и сложные тесты различаются тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных под тестов. Критериально-ориентированные тесты позволяют оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, не сравнивая со среднестатистическими данными.

Способы построения тестовых заданий Открытые Закрытые На соотношение На упорядочение Таксономия Б. Блума (познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка)

Задание 1: Влияние эмоциональной окраски слов на произвольность запоминания (К.А. Рамуль) Цель (испытуемым не сообщается): выявление влияния эмоциональной окраски слов на их произвольное запоминание. Инструкция: постарайтесь запомнить зачитываемые экспериментатором слова. Запись во время прослушивания не допускается. Ход работы. Исследование проводится фронтально. Зачитывается список из 45 слов, состоящим из слов трех групп (по 15 в каждой группе): связанными с чувством удовольствия, с чувством неудовольствия и слова эмоционально нейтральные. Озвучивание проводится ровным, аффективно не окрашенным голосом, затем слушатели отвлекаются на 1-2 минуты и записывают зачитанные слова в порядке воспроизведения. После этого производится сверка записанных слов, объясняется цель работы и осуществляется анализ полученных результатов. Обработка результатов. Подсчитать общее количество правильно воспроизведенных слов, а также отдельно по каждой группе эмоционально окрашенных слов. Составить сводные таблицы по величинам N`, N``, N```. Высчитать соответствующие средние арифметические значения для всей группы испытуемых. Произвести количественный и качественный анализ индивидуальных и групповых результатов. Сделать выводы о влиянии образности и эмоциональной окраски слов на их запоминание.

Стимульный материал

Задание 2. Прочитайте описание эксперимента. Экспериментатор показывает ребёнку картинку и говорит: «Посмотри хорошенько, всё запомни, потом мне подробно расскажешь». После рассматривания картинка убирается и ребёнку предлагается ряд вопросов, направленных на выяснение полноты и точности восприятия (кто нарисован на картинке? Сколько человек? Как они были одеты? Где это происходит? И т. д.). В другом случае экспериментатор ориентирует восприятие ребёнка предварительными вопросами (посмотри, сколько человек тут нарисовано. Как они одеты? Где это происходит?). Затем, как и в первом случае, картинка убирается и ребёнку предлагают ряд вопросов для выяснения полноты и точности восприятия. В каком случае ответы ребёнка будут содержательнее? Почему? Как повлияют вопросы взрослого на полноту и глубину восприятия ребёнка?