Современный урок с учётом ограниченных возможностей здоровья школьника Андреева Галина Филипповна, педагог- психолог МБОУ «ООШ 6»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Урок как основная форма учебно-воспитательного.
Advertisements

Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Коррекционная направленность урока Зам. директора по УВР Соколова Л.Н. МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская.
«Организация деятельности педагога- психолога в условиях реализации ФГОС НОО»
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Школьная модель индивидуально ориентированного психолого- педагогического сопровож- дения обучающихся начальной школы при освоении ими основной образовательной.
Школьная модель индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровож- дения обучающихся начальной школы при освоении ими основной образовательной.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ в профессиональной деятельности педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения Методические рекомендации Подготовила.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
Социально-педагогическая компетентность Формирование социально- психологического климата, способствующего продуктивной деятельности и всестороннему развитию.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
«Психологическое сопровождение введения Федеральных государственных требований в практику работы дошкольных образовательных учреждений». Зубарева Эльвира.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Приготовила педагог-психолог МБОУ «Ржевская СОШ» Унковская А.Ю.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Транксрипт:

Современный урок с учётом ограниченных возможностей здоровья школьника Андреева Галина Филипповна, педагог- психолог МБОУ «ООШ 6»

На территории микрорайона Шалым, по соседству находятся две школы: основная общеобразовательная школа 6 и специальная коррекционная школа 19 VIII вида. Выпускники школы 19 обычно остаются на постоянное место жительства в Шалыме. Городская администрация для выпускников школы- интернат 3 школы- интернат 19 построили целый микрорайон по улице Кислородная для детей сирот.

Дети бывших воспитанников интернатов по достижении 7 лет и желанию родителей, зачисляются в 1 класс массовой школы. Для учителя начальных классов общеобразовательной школы такие дети являются «проблемными» школьниками. Обычно 15% этих детей не усваивают программный материал, либо очень медленно продвигаются в процессе обучения и воспитания. С разрешения родителей, либо законных представителей, школьников с ОВЗ приводят на районную медико- психолого- педагогическую комиссию.

Ежегодный отсев из школы 6 составляет 6 %. Комиссия рекомендует перевести учащихся на обучение по программе VII, VIII видов. Но на 1-3 года дети с ОВЗ обучаются в массовой школе, т.к. родители (законные представители) не дают согласия на обучение по другой программе. Это порождает большие трудности для учителя начальных классов общеобразовательной школы. Поэтому, чтобы хотя бы частично реализовать социальный заказ на обучение и воспитание детей с ОВЗ, владеющих знаниями, навыками, коммуникациями, позволяющими им активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики в общеобразовательной школе создана система психолого- педагогического сопровождения школьника в рамках введения ФГОС

Основным приоритетом работы школы становится создание психолого- педагогических условий способствующих реализации образовательной программы. К ним относится: -преемственность содержания и формы организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию; -учёт специфики возрастного психофизического развития школьников; -формирование и развитие психолого- педагогической компетентности педагогических, административных работников, родительской общественности; -Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: 1. Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников; 2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; 3. Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания; 4. Мониторинг возможностей и способностей школьников, выявление и поддержка детей с ОВЗ; 5. Формирование коммуникативных навыков;

6. Вариативность формы психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика консультирование, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Школьники с ОВЗ- это дети, для которых характерен основной общий недостаток: - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально- волевая сфера этих детей нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений ребёнка и деятельности. Часто наблюдаются отклонения в речевом развитии, нарушения в моторно- двигательной сфере.

Обоснование актуальности проекта разработки : «Современный урок с учётом ограниченных возможностей здоровья школьника» На протяжении столетий урок- это основная форма обучения и воспитания ребёнка. Главный недостаток старой формы обучения- это стандартная форма, ведущая к формализму передачи знаний. Отсюда психологический дискомфорт ребёнка, негативное отношение к процессу обучения. Современный урок должен научить ребёнка учиться, общаться, помочь ему осознать себя. Для этого школьник должен быть на уроке полноправным действующим лицом. Современный урок- педагогическое произведение. Качество урока зависит от степени подготовленности класса и педагогического мастерства учителя. Особенности психофизического развития школьников с ОВЗ требуют от учителя повышения эффективности учебного процесса. Учитель должен помочь ребёнку с ОВЗ усвоить такой круг образовательных знаний, которые он сможет применить к условиям социальной среды.

Однако эта среда имеет сложную структуру, и такому школьнику трудно социально адаптироваться. Поэтому при организации учебно- воспитательного процесса учитель руководствуется следующими правилами: 1. Обучение должно быть направлено на ослабление ограниченных возможностей здоровья ребёнка, на формирование его личностных качеств; 2. Широкое использование проблемных ситуаций; 3. Разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности на уроке; 4. Рационально сочетать словесные, наглядные и действенные методы; 5. Осуществлять коррекционно- развивающую работу на основе клинического и психолого- педагогическую изучения ребёнка, на основе индивидуального и дифференцированного подходов.

Кроме того необходимо соблюдать общедидактические требования: -учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения; - урок должен быть воспитывающим и развивающим; -на каждом уроке должна вестись коррекционно- развивающая работа; -изучаемый материал должен быть научным, достоверным, связан с жизнью и опираться на опыт детей; - на уроке должны осуществляться межпредметные связи; - урок должен быть оснащён техническими средствами, дидактическим материалом; - изучаемый материал урока должен соотноситься с уровнем развития ребёнка; - должен строго соблюдаться охранительный режим: 1. соответствие учебной нагрузки возрасту ребёнка, 2. проведение физминуток, 3. мебель должна соответствовать возрасту школьника, 4. соблюдение санитарно- гигиенических требований.

- урок должен способствовать решению основной задачи, как то оказать всестороннюю поддержку ребёнку с ОВЗ и способствовать его социальной адаптации.

Специальные требования к современному уроку с учётом ограниченных возможностей здоровья школьника: 1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов; 2. Упрощение обучения в соответствии с психофизическими возможностями ученика; 3. Осуществление повторности; 4. Максимальная опора на опыт ребёнка, на практическую деятельность; 5. Опора на более развитые способности ребёнка; 6. Создание оптимальных условий для организации деятельности учащегося: -рациональная дозировка содержания учебного материала; -правильный выбор цели и средств её достижения; -регулирование действий учеников; -побуждение школьников к деятельности; - развитие интереса; -чередование труда и отдыха.

Коррекционно- развивающие задачи урока Коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения... Коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения... Коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпическийй правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая «монологическая речь» ) через выполнение.... Коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпическийй правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая «монологическая речь» ) через выполнение.... Коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом и т. д.) Коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом и т. д.) Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения..... Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения..... Коррекция и развитие зрительных восприятий; Коррекция и развитие зрительных восприятий; Развитие слухового тактильного восприятия Развитие слухового тактильного восприятия Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений); Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений); Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установления логических и причинно- следственных связей планирующей функции мышления); Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установления логических и причинно- следственных связей планирующей функции мышления); Коррекция и развитие личностных качеств школьника, их эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки, умения выражать свои чувства и т.д.) Коррекция и развитие личностных качеств школьника, их эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки, умения выражать свои чувства и т.д.)

Заключение Чтобы удовлетворять требования общества, потребности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, потребности его родителей происходят существенные изменения в общем образовании России. Разрабатываются новые подходы к организации и содержанию современных форм методической работы, к деятельности психолого- педагогического сопровождения школьников с ОВЗ. Изучается и развивается система создания коррекционно- развивающей среды как формы активной комплексной помощи детям с ОВЗ, направленной на формирование социально- успешной личности.