Китай в средние века Подготовил: Тасмурзин Т.М.. Династия Цзинь 265 – 420 гг. Династия Вэй 386 – 534 гг. Династия Суй 581 – 618 гг. Династия Тан 618 –

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древняя мудрость и изобретения китайцев История Древнего мира 5 класс Учитель МАОУ «Подгорнская СОШ» Кондратенко Ю.В.
Advertisements

Художественная культура Китая в эпоху Средневековья. Время открытий и изобретений Ученица Шутова Александра 8Г класса. Лицея 1523.
Ф ИЛОСОФСКО - РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ К ИТАЯ В середине I тыс. до н. э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались.
Давайте повторим! 1.Полуостров, на котором возникло индийское государство 2.Перечислить главные занятия жителей Индии 3.Какие культуры они выращивали?
История китайской живописи Презентацию подготовила Ученица 9 «А» класса Ильинской средней школы Потапова Саша.
Культура Китая. Особенности китайской культуры. Китайская культура - это одна из древнейших культур на планете. Именно она положила начало таким религиям,
Утверждение феодального строя в странах Западной Европы в IXXI вв. Чупров Л.А. МОУ СШ 3 с. К-Рыболов Приморского края.
Искусство Японии. Искусство любования особый учебный предмет в школе Всматриваться в привычное – и видеть неожиданное; Всмотреться в простое – и увидеть.
Путешествие в страну Корею. Корея, или Чосон (Страна Утреннего Спокойствия), расположена на Корейском полуострове, прилегающей материковой части и островах.
История Китая. Древний Китай.
Художественная культура Китая Автор: О.Р.Солодова Учитель МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Китай открывает путь на запад Урок окружающего мира в 3 классе по системе Л. В. Занкова Выполнила презентацию Н.П.Сапегина.
Удивительная Культура Китая Проект подготовлен Учениками 11 класса.
Древнекитайская цивилизация. Период развития могущественной китайской цивилизации охватывает более трех с половиной тысяч лет! За это время китайцы оказали.
Традиционные общества Востока Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.
Китайская Живопись. Китай всегда славился своей утонченностью, изысканностью и изяществом. И это отразилось на его культуре. Китай всегда славился своей.
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Подготовил ученик Дроздов Данил 6 A класса.
Китай на пути самоизоляции. По учебнику истории 10 класс.
Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в городах торговли Италии и сначала характеризовал почти любой денежный платеж. Далее данный термин получил интернациональное.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - ДАР НИЛА. Цель исследования: изучение государства Египет, его общественного и государственного строя времён Древнего, Среднего, и Нового.
Транксрипт:

Китай в средние века Подготовил: Тасмурзин Т.М.

Династия Цзинь 265 – 420 гг. Династия Вэй 386 – 534 гг. Династия Суй 581 – 618 гг. Династия Тан 618 – 907 гг. Династия Сун 960 – 1279 гг. Династия Юань 1271 – 1368 гг. Династия Мин 1368 – 1644 гг.

Землевладение и землепользование Во времена династии Цзинь Большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне – податными держателями государственных наделов: - податные первого разряда – мужчины и женщины от 16 до 60 лет, получившие наделы в пользование и податные наделы, урожай с которых целиком передавался государству в качестве налога и платы за землю; - податные второго разряда – все другие члены крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получившие наделы в половинном размере.

Во времена династий Вэй, Суй, Тан Надельная система (система «равных полей»): Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением – под посевы зерновых, конопли, посадку тутовых деревьев. Большая часть земли давалась лишь во временное пользование. Другая, незначительная передавалась по наследству. Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению. Система потерпела полный крах в 18 в. в связи с массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резервов казенных земель.

С 780 года введена новая система «двухразового налога»: Все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам своего землевладения. Сняты запреты с продажи, отменены переделы земли, что создавало новые возможности для роста крупно поместного землевладения. Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе которых гибли правящие династии

Ремесло Объединение страны привело к постепенному повышению роли городов. Если в VIII в. их насчитывалось 25 с населением около 500 тысяч человек, то в ХXII вв., в период урбанизации, городское население стало составлять 10 % общей численности страны. Урбанизация была тесно связана с ростом ремесленного производства. Особое развитие в городах получили такие направления казенного ремесла, как шелкоткачество, керамическое производство, деревообработка, выделка бумаги и крашение. Формой частного ремесла, подъем которого сдерживали мощная конкуренция казенного производства и всесторонний контроль имперской власти над городской экономикой, была семейная мастерская лавка. Торгово-ремесленные организации, а также лавки представляли собой основную часть городского ремесла. Постепенно совершенствовалась техника ремесла, менялась его организация появлялись крупные мастерские, оснащенные станками и применявшие наемный труд.

Торговля Развитию торговли способствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и выпуск медной Монеты установленного веса. Налоговые поступления с торговли стали ощутимой статьей государственных доходов. Увеличение добычи металлов позволило правительству Сун выпустить наибольшее за всю историю китайского средневековья количество звонкой монеты. Активизация внешней торговли приходилась на VIIVIII вв. Центром морской торговли был порт Гуанчжоу, связывавший Китай с Кореей, Японией и прибрежной Индией. Сухопутная торговля шла по Великому шелковому пути через территорию Центральной Азии, вдоль которого были устроены караван-сараи.

Государственная политика в отношении внутренней торговли не была последовательной. Частная торговая деятельность признавалась легальной и доходной для казны, однако общественное мнение считало ее недостойной уважения и требовавшей систематического контроля со стороны властей. Само же государство вело активную внутреннюю торговую политику. Казна принудительно закупала товары по низким ценам и распределяла продукты казенных промыслов, продавала лицензии на торговую деятельность, сохраняла систему монопольных товаров, содержала императорские лавки и насаждала государственные "торговые поселения". Основой денежной системы страны оставались в этот период ассигнация и мелкая медная монета. Запрет на использование золота и серебра в торговле хотя и ослаблялся, но, однако, довольно медленно. Четче, чем в предыдущую эпоху, обозначаются хозяйственная специализация районов и тенденция к расширению казенного ремесла и промыслов. Ремесленные объединения в этот период постепенно начинают приобретать характер цеховых организаций. Внутри них появляются письменные уставы, возникает зажиточная прослойка. С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Их первым владением на одном из южно китайских островов стало Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в пригороде Гуанчжоу англичане основали одну из первых континентальных факторий, ставшую центром распространения английских товаров.

В 1279 году установилось монгольское правление династии Юань. Монголы поставили себе на службу китайскую бюрократическую организацию, приспособленную для выкачивания налогов с податного крестьянства. В это время резко возросла численность рабов, оброчных невольников.

Социальная структура общества В социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословно-классовые группы: - «благородные» люди; - «добрые» люди; - «подлые» люди

Законодательство Большая работа по систематизации законов была проведена в уйском (VI в.) и танском (VII в.) Китае. При династиях Суй ( гг.) и в первый период правления Тан кодексы подвергались пересмотру каждое царствование. Первым дошедшим до нас сводом законов был кодекс VII в. династии Тан ("Тан люй шу-и"). Новая активизация законодательной деятельности китайских императоров имела место в период правления всекитайской династии Сун в связи с усилением власти центрального правительства. В гг. было составлено "Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов", почти целиком повторяющее тан-ский кодекс. В связи со значительным увеличением текущего законодательства работа по классификации законов и постановлений продолжалась и в последующие годы. В конце XI в. в Китае было создано специальное бюро по пересмотру и классификации законов, которое, в частности, подготовило "Свод законов из 900 статей". В конце XIV в. увидел свет "Свод законов династии Мин", воспроизводивший многие положения предшествующих кодексов. Характерно, что эта практика не была изменена и после установления в Китае маньчжурской династии Цин ( гг.). Уже в 1644 году, после захвата маньчжурами Пекина, началась работа по изучению минского кодекса, одной из целей которой было внесение в него исправлений и изменений в соответствии с новыми политическими реалиями.

Основные черты права: Законодательство, в том числе и танское, не знало и разработанного института необходимой обороны, но освобождало от ответственности ближайших родственников сына, внука и пр., защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, ибо негативные последствия этих действий, вплоть до убийства нападавшего, не были продиктованы их преступной волей. В этом же ключе, например, оценивалось и преступное деяние слуги, совершенное по приказу хозяина. Требование "сыновьего благочестия" неизменно диктовало закрепление вышеуказанных норм в китайском законодательстве вплоть до XX в., также как и норм о признании преступным доноса на своих ближайших родственников и об освобождении от ответственности за укрывательство членов семьи, совершивших преступление. По тайскому кодексу смягчались, как правило, наказания за преступления по трем категориям лиц: "старым и малым", а также инвалидам. Но часто детям преступника грозила продажа в рабство. Женщины могли быть казнены, но не могли быть сосланы, а казнь беременной женщины отсрочивалась на 100 дней после рождения ребенка. Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности в свете конфуцианской морали покоилась в традиционном праве на концепции "10 зол", сложившейся в глубокой древности и пережившей века. При этом объектом преступного посягательства выступал ритуал, нарушение которого в форме непокорства, сыновьей непочтительности, несогласия и пр. определяло крайнюю расплывчатость уголовно- правовой нормы, дающей возможность самому судье оценивать тяжесть преступления, относить к той или иной ритуальной категории практически любое преступление. Это свойство "10 зол" во все века ценилось в Китае, где не испытывали уважения к писаному закону, не допускающему расширенного толкования правовой нормы. К первому из "10 зол" относился "заговор о. мятеже против государя", в категорию-которого мог быть отнесен сговор о любом причинении вреда императору. Главное в этой категории преступлений направленность преступного посягательства против императора, "сына неба", естественных "небесных" установлении. В том же плане трактовались последующие две формы зла. "Великое непокорство", бунт против существующих порядков и морали, конкретно к этой категории преступлений был отнесен умысел с целью разрушить, попытка разрушить или разрушение храма и могил предков императора или императорской резиденции. Третье зло "заговор, измена", означающие измену императору, государству, переход на сторону его врагов, мятеж, бегство из страны или попытка побега из осажденного города. Все лица, совершившие эти преступления, а также члены их семей считались "неисполнившими долг подданных". Преступники, их отцы и сыновья старше 16 лет подлежали смертной казни

Система управления В средневековом Китае получили дальнейшее развитие черты восточной деспотии, которые ярко проявились еще в древнем Китае. Традиционные основы системы высших и местных органов управления укреплялись и совершенствовались в это время главным образом за счет определенного разделения функций отдельных органов управления: общеадминистративных; надзорно-контрольных; судебных; военно-командных. Те или иные звенья этой системы подвергались перестройке, менялись их полномочия и названия в связи с изменением задач, стоящих перед государством.

Фундамент процветания централизованной империи в Китае заложили императоры династии Тан ( гг.), когда за счет земельной реформы, дававшей систематические поступления налогов в казну, а также использования бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в империи строились дороги, каналы, дворцы, храмы, целые города, а вместе с тем бурно развивалось ремесло и торговля, находившиеся под жестким контролем государства. Состав системы государственного управления средневекового Китая: император; Государственный совет; канцлеры - левый (старший) и правый (младший); 6 ведомств (министерств): чинов (назначений); обрядов; налогов (доходов); военное; судебное (наказаний); общественных работ.

Местное управление Империя Тан включала десять провинций (дао) - области (чжоу) - уезды (сянь). Все административные единицы различались по размерам сумм уплачиваемых налогов и соответственно делились на категории, что отражалось на статусе и количестве работавших в них чиновников, назначаемых из центра и контролировавшихся им. Административно-территориальное деление в минском Китае строилось на тех же принципах, но деятельность военно- бюрократического аппарата, его органов (связанных отношениями взаимной ответственности перед императором, соподчинения, контроля) на местном уровне, как и на уровне общеимперском, была значительно усложнена, в том числе и за счет усиления военных функций, что явилось прямой реакцией на недавнее иноземное господство. Местное управление в минском Китае строилось так, чтобы исключить сепаратизм, сосредоточение власти в руках одного человека, чтобы деятельность местных органов не только систематически проверялась, но и перепроверялась.

Судебные органы В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах административных, выполняющих судебные функции. В минском Китае сложилась относительно стройная иерархическая судебная лестница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей - выборный старейшина деревни. Большинство дел решалось в уездных управах-ямынях, где вершил суд уездный начальник. В случае недостаточности доказательств дело или откладывалось, или передавалось специальному следственному судье по уголовным делам, который по своему чиновничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию, где действовали особые судебно-правительственные органы: "управа административных дел", осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных дел; "управа по военным делам", где расследовались дела военных; "управа по рассмотрению судебных дел", т.е. по делам другого населения. Эта стадия в принципе была завершающей для рассмотрения большинства судебных дел. Только в том случае, если дело не было окончательно решено в области или провинции, оно направлялось в тот или другой столичный судебно-следственный орган. Здесь выносились решения от имени императора, которому докладывали о всех смертных приговорах. Император имел право объявлять амнистии, а также смягчать наказание.

Военная организация Принципы организации армии менялись на разных этапах развития средневекового государства в Китае под влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов. В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военнообязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения каралось смертной казнью. С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии, содержать конницу, комплектовавшуюся из тюрков, уйгуров и пр. Реформами Ван Аньши в XI в., главный смысл которых заключался в создании крепкого централизованного государства, вместо найма вводился рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась регулярная армия, находящаяся на содержании государства. Рекрутский набор существовал и в более поздние времена.

В Минской империи сохранялась старая система "войск округов" и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из военнопоселенцев, имевших надел, несущих службу до глубокой старости, а иногда и до самой смерти. Во все времена регулярные войска опирались на поддержку местных военных отрядов, общинных формирований, призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно действовали во время крестьянских волнений. Минские императоры широко прибегали к вспомогательным военным формированиям союзных государств, которые они или нанимали, или принуждали к несению службы во фронтовых районах. Во времена Мин армия непрерывно росла, в XVII в. она насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные соединения располагались по провинциям и в жизненно важных военных областях. Из базовых военных соединений периодически отбирались и специально готовились особые войска, несущие службу в столице, среди которых выделялись отряды личной императорской гвардии, призванной охранять императорский дворец. Другую специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта, приписываемые к каждому принцу.

В целях управления все воинские соединения были распределены между пятью военными округами, руководимыми находившимися в столице главными военными комиссариатами. Начальники главных военных комиссариатов, осуществлявшие контроль над военно- территориальными округами, входили в правительство. Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников назначался генералом или даже генералиссимусом. Постепенно, однако, развивалась система постоянного тактического командования, при этом личный состав концентрировался вдоль границ, портов и других стратегических пунктов.

Религия В средневековом Китае существовали три религиозные доктрины: буддизм, даосизм и конфуцианство. В эпоху Тан правительство поощряло даосизм: в 666 г. была официально признана святость автора древнекитайского трактата канонического сочинения даосизма Лао -цзы (IVIII вв. до н.э.), в первой половине VIII в. учреждена даосская академия. Одновременно усиливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуцианство, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием личного долга.

С середины XIII в. официальной религией монгольского двора становится ламаизм тибетская разновидность буддизма. Характерной особенностью периода было появление тайных религиозных сект. Прежнее ведущее положение конфуцианства восстановлено не было, хотя открытие в 1287 г. Академии сынов отечества, кузницы высших конфуцианских кадров, свидетельствовало о принятии ханом Хубилаем имперской конфуцианской доктрины.

В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает нео конфуцианство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими яркими чертами религиозной жизни страны были китаизация местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Внешняя политика Центральной внешнеполитической задачей Минского государства в XIVXV вв. было предотвращение возможности нового монгольского нападения. Не обходилось без военных столкновений. И хотя в 1488 г. с Монголией был заключен мир, однако набеги продолжались еще и в XVI в. От нашествия на страну войск Тамерлана, начавшегося в 1405 г., Китай спасла смерть завоевателя. В XV в. активизируется южное направление внешней политики. Китай вмешивается во вьетнамские дела, захватывает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 гг. в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Аравию и Африку совершается семь грандиозных экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ(1371 около 1434). В разных походах, он вел от 48 до 62 только крупных кораблей. Эти вояжи имели целью установление торговых и дипломатических связей с заморскими странами, хотя вся внешняя торговля была сведена к обмену данью и дарами с зарубежными посольствами, на частную же внешнеторговую деятельность накладывался строжайший запрет. Караванная торговля также приобрела характер посольских миссий.

Культурные достижения Средневековая культура Китая обладает такой же яркой самобытностью, как и культура Индии. Ее отличают многие, только ей присущие особенности. Сравнительно с индийским, средневековое китайское искусство выглядит более сдержанным и строгим. В нем больше ощутима поэтическая раздумчивость. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью ритмов изогнутых крыш. Китайская живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией неярких прозрачных красок. Буддийские статуи отличны спокойной важностью поз, достоинством лиц и жестов, мягкостью линий, лишенных повышенной динамики. В Китае была создана другая художественная система, накоплен иной запас выразительных средств.

Литература, театр, музыка Феодальный общественный строй сложился в стране очень рано, на рубеже 3 и 4 веков, а художественная жизнь достигла высокого расцвета еще тогда, когда в ряде стран Востока лишь только складывалась средневековая цивилизация. Средневековье – не только растянувшийся во времени период китайской истории, это также период огромного духовного подъема страны, время расцвета больших городов, строительства роскошных дворцов, парков и храмов. В эту эпоху возникли такие новые виды литературных сочинений, как городская новелла и роман, достигли большого совершенства поэзия и проза, театр и музыка, скульптура и зодчество, живопись и многообразные ремесла. Выросшее на основе древних традиций и неразрывно с ними связанное, средневековое китайское искусство в то же время далеко шагнуло вперед в своем стремлении познать действительность. Именно в эпоху феодализма китайские художники сумели создать неповторимые по мастерству и поэтичности художественные образы, отмеченные тонким вкусом и изяществом. Пробуждение интереса к разнообразным сторонам жизни человека и природы породило, с одной стороны, развитие повествовательной живописи и портрета, с другой – первых в мире пейзажных композиций, как бы проникающих в самую душу природы, показывающих жизнь лесных и горных чащ, зверей и птиц, их населяющих.

Открытия Эпоха феодализма отмечена в Китае и рядом новых, важных для своего времени открытий. Среди них можно назвать изобретение фарфора

Оружие, порох, ракеты Неправда, что китайцы использовали порох лишь для фейерверков. Он также использовался для военных целей. В 1288 г н.э. было изобретено первое орудие, а также использовались бомбы, гранаты, ракеты, мины и другие вооружения. Снятие отпечатков пальцев использовалось в Китае еще в 700 г. н.э.

Судоходство Император Суй, недолго правившей Китаем около 600 г. н.э., посвятил большую часть своего правления построению судоходного канала больше 30 метров в ширину и протяженностью 1600 км. Строительство канала было завершено менее чем за 25 лет ценой страшных человеческих жертв. Почти 5,5 млн. человек приняли участие в строительстве, и было подсчитано, что 2,5 миллиона человек умерли из-за суровости условий труда. Канал, простирающийся от Пекина до Ханчжоу, такой же судоходный сегодня, как и тогда. Китайский врач Хуа Тоцзян, родившийся где-то между 140 и 150 г. н.э., был первым врачом, который провел первую известную операцию под общим наркозом. Зелье, использованное для наркоза, представляло собой смесь из пеньки и крепкого вина.

Изобретение бумаги Бумага была изобретена евнухом Цай Лунь. Согласно официальной истории династии Хань (3 век н.э.), Цай Лунь получил аристократический титул после того как он представил императору образцы бумаги. В 751 г. н.э., китайские производители бумаги были захвачены арабами в Самарканде, а к 794 г. н.э. несколько бумажных фабрик работали в Багдаде. В Европе бумаги не было до 1590 г., когда первая английская бумажная фабрика была основана в Дартфорде.

Искусство и религия Как и в других феодальных государствах, искусство Китая было тесно связано с распространенными там религиозными представлениями. Основными учениями были укоренившиеся в древности конфуцианство и даосизм, а также дополнивший их в первых веках нашей эры буддизм. Однако китайская средневековая идеология гораздо меньше подчинялась церковным догмам, чем в европейских странах. Веротерпимость Китая определялась давним сосуществованием там многих сект и религиозных школ, вобравших в себя народные верования. В недрах этих школ и философских учений на разных этапах средневековья раскрывались новые стороны познания мира, углублялось его восприятие. Поколения китайских зодчих, ваятелей и художников, стремясь обобщить свои представления о законах мироздания, обращались то к скульптуре и рельефу, то к каллиграфии и живописи. На раннем этапе средневековья, например, представления об устройстве мира полнее всего связывались с буддийской пластикой и прекрасными небожителями – музыкантами и танцовщицами, земля мыслилась обиталищем множества добрых и злых духов, милосердных божеств- спасителей. Со временем, когда буддизм утратил свою ведущую роль, слившись с древними культами природы, образ Будды отождествлялся со всем мирозданием, а главное место в искусстве Китая заняла живопись, позволившая в более наглядной и поэтической форме раскрыть закономерности и красоту природы. Именно живопись определила своеобразие и значительность китайского средневекового искусства зрелой поры. Особенности искусства позднего средневековья – времени развития больших городов с их дворцами и многолюдными кварталами – отчетливее всего выявились в архитектуре и декоративных ремеслах.

Живопись Мир природы, рано ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков средневековья. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков ими была определена своеобразная форма картин – свитков, помогающих показать мир во всем его многообразии. Свитки не были постоянным украшением комнаты. Они хранились в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях. Горизонтальные свитки нужно было разматывать в руках подобно ленте, чтобы вникнуть в их содержание. Подобные свитки-повести перемежались подчас красивыми каллиграфическими текстовыми вставками, раскрывающими и дополняющими смысл живописи. Вертикальные свитки вешались для обозрения на стену, позволяя взгляду разом охватить изображенные на них просторы.

Секреты китайской живописи Китайские живописцы уже в 8 веке, наряду с прозрачными водяными минеральными красками, стали применять богатую оттенками черную тушь. Тогда же сложились и разные манеры письма: одна – тщательная «гун-би» («прилежная кисть»), фиксирующая все детали и показывающая зрителю мельчайшие подробности картины, другая – свободная и как бы незавершенная «сё-и» («живопись идеи»), позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник. В сочетаниях светлого, ничем не заполненного фона, гибкой, всегда очень точной линии и пятна таился секрет выразительных приемов китайской живописи. Поверхность бумажного или шелкового фона картины, легко впитывающая влажные краски и тушь, понималась живописцами то как пространство воздуха, то как спокойная гладь озера, то как туманная даль. Китайские пейзажные картины никогда не писались прямо с натуры. Они создавались по памяти и вбирали в себя все самые характерные черты природы, самые верные ее приметы. Отсюда и название, данное пейзажу в средние века, – «шань-шуй», то есть «горы-воды». Гора еще в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы – «ян», а вода связывалась с темным, мягким и пассивным женственным началом – «инь». Так в самом названии пейзажа воплотились важнейшие понятия древней натурфилософии.

Мир в перспективе Мир, увиденный китайским мастером в его огромности, диктовал и особые законы построения пространства. В средневековых китайских пейзажах применялась не линейная, а так называемая рассеянная перспектива. Живописец смотрел на открывающийся вид словно с высокой горы, отчего горизонт поднимался перед ним на необыкновенную высоту. Вытянутая форма свитка способствовала передаче огромного пространства. Для того чтобы создать впечатление дальних и ближних расстояний, художник делил картину на несколько планов, высоко поднятых один над другим. Таким образом, дальние предметы оказывались самыми высокими. На переднем плане размещалась обычно группа деревьев, скал или других крупных предметов, с которыми соотносились все части пейзажа. Планы связывались туманной дымкой или водным пространством, как бы отдаляющими на огромное расстояние дальние предметы.

Обыденность и красота Уже в ранние годы средневековые китайские мастера выработали многочисленные теоретические правила написания картин. Выраженные в форме поэтических трактатов, они обобщали лучшие достижения своего времени. Знаменитый мастер 8 века Ван Вэй в трактате «Тайны живописи» так раскрывал секреты живописца: «Порой на картине всего лишь в фут пейзаж он напишет сотнями тысяч верст», а касаясь законов перспективы, продолжал: «Далекие фигуры – все без ртов, далекие деревья – без ветвей. Далекие вершины – без камней: они, как брови, тонки – не ясны. Далекие теченья без волны: они – в высотах, с тучами равны. Такое в этом откровенье!»

Цветы-птицы Не все китайские картины, где изображена природа, можно назвать пейзажами. Рядом с классической формой изображения гор и вод складывались и другие формы – фрагменты природы или ее частные проявления. К ним принадлежит популярный в Китае жанр живописи «цветы-птицы», «растения-насекомые», своеобразно раскрывающий мир природы. Произведения этого жанра писались не только на свитках, но и на квадратных альбомных листах, на ширмах и веерах и изображали то птичку на ветке, то резвящихся козлят, то стрекозу, опустившуюся на широкий лист лотоса. Именно здесь китайские художники позволяли себе пристально, словно через увеличительное стекло, рассматривать каждое движение зверя или раскрывающегося цветка, бесконечно приближая их к зрителю и в то же время воплощая в этих маленьких сценах единую и цельную картину природы.

Мировосприятие Китайская средневековая живопись поражает своим многообразием, тонким и сложным пониманием природы. Зоркость видения и широта мировосприятия донесли до наших дней аромат китайской средневековой культуры, сделали ее близкой и понятной. Конечно, не все этапы долгой поры китайского средневековья были в равной мере плодотворными для развития искусства. Монгольское нашествие в конце 13 века, застойный характер феодализма на поздних стадиях его существования, а затем и колониальная политика западноевропейских стран тормозили поступательное движение китайского искусства. Тем не менее вклад Китая в историю мировой культуры весьма значителен.

Театральное искусство Становление театрального искусства Китая принято относить к началу XII века, однако в исторических источниках есть записи о существовании в период «Весны и Осени» ( годы до н. э.) артистов ю, умевших петь, танцевать, копировать внешность и повадки людей. В письменных памятниках последующих эпох часто встречаются термины чан-ю (певец, поющий актер) и пай-ю (комик, шут, лицедей). Из представлений этих актеров позже рождается новая форма представлений байси (сто представлений) или цзя одиси (бодание). Эти представления устраивались на открытом воздухе в большие праздники. В них входили разнообразные цирковые номера акробатика, фехтование, хождение по канату, состязание в силе, танцы с гигантскими макетами фигур животных.

Дальнейшее развитие песенно- танцевальных форм представлений происходит в Танскую эпоху (VIIIX века) Большой популярностью пользуются театрализованные танцевальные представления на исторические сюжеты «Танец с мечами», который исполняется и в современном театре сицюй. В представления включаются и пьески- диалоги комического характера. Здесь впервые появляются устойчивые амплуа находчивого остряка цань-цзюня и цаньгу. Танские представления носили импровизированный характер. Актеры пользовались яркими масками, специальными костюмами, реквизитом. При дворе императора Сюань-цзуна были созданы первые специальные учебные заведения «Грушевый сад», «Двор весны», где из детей опальных сановников и чиновников готовили музыкантов, певцов и танцоров для придворных представлений.

Книгопечатание

Боевое искусство самое известное боевое искусство мира (для простоты его часто просто называют "ушу"), давшее базу многим другим известным единоборствам Востока, даже за пределами Китая. Оно обвито множеством легенд и противоречивых сведений. Полное название (Шаолинь-сы цюань-шу) переводится как "Искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса".

Компас Модель китайского компаса ковшово- чашечного типа в Кайфэне, используемого в геомансии (разновидность гадания) во времена династии Хань (202 г. до н. э. 220 г. н. э.). В исторической аутентичности модели сомневается Ли Шухуа (en:Li Shu-hua).

Знаменитости Сюань-цзан (около ), китайский путешественник, буддийский монах. В совершил путешествие в Среднюю и Центральную Азию и Индию. В его соч. "Да Тан си юй цзи" ("Записки о странах Запада"), законченном в 648, содержатся многочисленные сведения по географии, этнографии, истории посещенных районов, в том числе Тянь- Шаня и Памира.

Ван Вэй китайский поэт, живописец, каллиграф, музыкант. Наряду с Ли Бо и Ду Фу является представителем китайской поэзии эпохи Тан.китайский Ли Бо Ду Фу Тан

Ли бо - поэт Летним днём в горах Так жарко мне - Лень веером взмахнуть. Но дотяну до ночи Как-нибудь. Давно я сбросил Все свои одежды - Сосновый ветер Льётся мне на грудь.

Одежда Главной одеждой мужчины был длинный халат, зимой – подбитый ватой, с глухим воротом и разрезами по бокам. Его надевали поверх короткой кофты и шаровар. Для богатых одежду шили из шелка и дорогих материй, для бедных – из простой ткани. Цвет и узор халата чиновника зависели от должности. На севере зимой богатые люди надевали собольи шубы, а бедняки утеплялись овчиной. Нижнего белья китайцы не носили. Женская одежда походила на мужскую: халат, кофта и шаровары, но сшиты они были из пестрой, яркой ткани. Жены чиновников поверх длинной юбки носили широкое платье с длинными рукавами и глухим воротом. Обувь была простой – матерчатые туфли на войлочной или тканной простеганной подошве. Среди придворных и богачей под влиянием кочевых народов входили в моду кожаные сапоги. Мужчины и женщины носили длинные волосы, которые связывали на макушке. Прически женщин менялись, но обычно замужние китаянки укладывали волосы в узел, украшая прическу шпильками и цветами. Одним из признаков женской красоты в Китае стали считать маленькие ножки. Чтобы они не росли, девочкам из богатых семей бинтовали ступни; становясь взрослой, женщина с трудом могла передвигаться.

Пища и напитки Издавна китайцы употребляли в пищу много проса и соевых бобов. Но основной пищей был рис, китайские кулинары готовили из него множество блюд. В отличие от монголов и других кочевых народов китайцы мало ели мяса, сливочного масла и сыра. Нарезанное маленькими кусочками или рубленное мясо входило в смесях с овощами, соусами и пряностями как приправа к рису. В Южном Китае, особенно на побережье, питались в основном рыбой – морской и речной, в свежем и консервированном виде. Китайская кухня была подлинным искусством. В богатых домах готовили необычные для европейца блюда: ласточкины гнезда, соленые креветки, утиные яйца, выдержанные месяц в рассоле, жареные воробьи, бульон из побегов бамбука и другое. На юге до реки Янцзы выращивали сахарный тростник, здесь умели делать различные сладости: торты, печенье, бисквиты. Китайцы знали много фруктов: апельсины, гранаты, финики, виноград, а также разные виды орехов. Еще в средние века любимым напитком стал чай.

Китай внес огромный вклад в развитие человечества Изобретения, которые по мнению самонадеянных европейцев созданы ими, на самом деле были задолго до них выстроены древней восточной цивилизацией. Компас, плуг и сеялка, стремена, бумага и печать, порох, противокорабельные ракеты, суда с гребными колёсами и многое другое оказывается существовало в Поднебесной империи сотни лет назад. Помимо четырёх великих изобретений (бумаги, пороха, компаса, книгопечатанья) древнего Китая, умельцы Поднебесной подарили нашей цивилизации следующие полезности: китайский гороскоп, барабан, колокол, арбалет, скрипку эрху, гонг, военные искусства «ушу», оздоровительную гимнастику цигун, вилку, лапшу, пароварку, палочки для еды, чай, соевый сыр тофу, шёлк, бумажные деньги, лак, зубную щётку из щетины, туалетную бумагу, воздушного змея, газовый баллон, настольную игру Го, игральные карты, фарфор и многое другое.

Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания (как ксилографии, так и наборного шрифта). Нижеприведенный список содержит эти и другие изобретения, которые впервые появились в Китае. Он не включает технологии, изобретённые в других странах и внедрённые в китайскую культурную сферу в результате контактов, такие как ветряная мельница с исламского Ближнего Востока или телескоп из Европы Нового времени. Он также не включает технологии, которые первоначально были изобретены в другом месте, но позднее были переизобретены китайцами в своем собственном качестве, как, например, цепной насос или одометр. Поскольку нет свидетельств того, что китайцы первыми изобрели письменность или календарь, такие изобретения, как китайское письмо и китайский календарь, также не упоминаются в этом списке. По этой же причине в список не попали китайская опера, китайская математика и китайская архитектура. Нет в списке и китайских открытий в области природных явлений, сделанных при изучении организма человека, других биологических организмов, или сделанных при изучении окружающей среды и солнечной системы

Китайцы изобрели оригинальные технологии в области механики, гидравлики, математики в приложении к измерению времени, металлургии, астрономии, сельскому хозяйству, конструированию механизмов, теорию музыки, искусству, мореплаванию и приёмам ведения войны. В Период Сражающихся царств ( гг. до н. э.) китайцы имели самые передовые технологии в металлургии, включая доменные печи с дутьём и вагранки, а кричный горн и кузнечно-пудлинговый процесс были известны во времена династии Хань (202 г. до н. э. 220 г. н. э.). Возникновение сложной экономической системы в Китае породило такое изобретение, как бумажные деньги во времена династии Сун ( гг.). Изобретение пороха (по крайней мере, в 10-м веке) вызвало ряд уникальных изобретений, таких как горящее копьё, наземные мины, морские мины, пищали, взрывающиеся пушечные ядра, многоступенчатые ракеты и реактивные снаряды с аэродинамическими крыльями. Используя навигационный компас и применяя известный с I века штурвал с ахтерштевнем, китайские моряки достигли больших успехов в управления кораблём в открытом море, и в XI в. они доплывали до Восточной Африки и Египта. Что касается водяных часов, то китайцы использовали анкерный механизм с VIII века, а цепной привод с XI века. Они также создали большие механические кукольные театры, приводимые в движение водяным колесом, колесо со спицами и торговый автомат, управляемый колесом с плицами.

Мудрое слово Один старый и очень мудрый китайский человек сказал своему другу: - Рассмотри комнату, в которой мы находимся получше, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета. - В комнате было много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей. Но мудрый китаец ему задал следующий вопрос: - Закрой-ка глаза свои и перечисли все вещи... синего цвета! - Друг растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!» На что мудрый человек ответил ему: «Открой глаза, осмотрись ведь в комнате очень много вещей синего цвета.» И это было чистой правдой. Тогда мудрый китаец продолжил: «Этим примером, я хотел тебе показать правду жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни. Запомни: если ты ищешь, плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего. Поэтому если всю жизнь ты будешь ждать и морально готовиться к худшему то оно обязательно произойдет с тобой, ты никогда не будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но всего будешь находить им новые и новые подтверждения. Но если ты будешь надеяться и готовиться к лучшему, то ты не будешь притягивать плохое в свою жизнь, а просто рискуешь всего лишь иногда быть разочарованным жизнь невозможна без разочарований. Ожидая худшее, ты упускаешь из жизни все то хорошее, что в ней на самом деле есть.