ФГОС в основной школе
Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Что является отличительной особенностью ФГОС? Меняется метод обучения (с объяснительного на деятельностный); Меняется подход к оценке результатов обучения (оцениваются не только знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты); Меняется система аттестации учителей (оценивается качество управления учебной деятельностью учащихся); Меняется система аттестации школ (оценивается качество организации перехода школы к реализации ФГОС НОО). Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Что такое универсальные учебные действия? общеучебные умения, общие способы деятельности, надпредметные действия и т.п.
Личностные УУД - готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, ориентация в жизненных ролях и межличностных отношениях (формируются во время выполнения заданий, в которых школьникам предлагается дать собственную оценку)
Регулятивные УУД – умение поставить учебную цель, задачу; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий; умение контролировать свои действия и соотносить способы действий с их результатами с заданным эталоном; умение корректировать свои действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; умение оценивать качество и уровень усвоения знаний (формируются при выполнении заданий, в которых обучающимся предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат с выводом в рамке)
Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; контроль и оценка процесса и результата деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжать, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование и т.п. (формируются в результате выполнения продуктивных заданий, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде)
Коммуникативные УУД- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Рабочая программа по предмету: Пояснительная записка, в которой определяются цели обучения по данному предмету в основной школе, раскрываются особенности содержания курса по истории на этой ступени образования, описываются структура курса и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, место предмета в базисном учебном (образовательном) плане; Содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на их изучение; Требования к результатам обучения и освоения содержания курса Примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 59 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала Оснащение учебного процесса
Пояснительная записка Место и роль исторического знания в образовании; Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 59 классов к жизни в современном обществе; Вклад данного учебного предмета в образование и развитие личности; Цели и задачи изучения истории в школе;
Содержание курса Отбор учебного материала для содержания примерной программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 59 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 59 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса: Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:… Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:… Предметные результаты изучения истории учащимися 59 классов включают:…
Примерное тематическое планирование Тема урока Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки уч-ся Вид и форма контроля УУД 1Свойства предметов. Сравнение предметов. Урок- экскурс ия Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал). Их сравнение. Уметь выделять предметы по различным признакам (цвет, форма, размер, материал), сравнивать их. Текущий, фронтальный Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличным признакам.
Примерное тематическое планирование Дата ТемаПланируемые результаты Формы контроля Виды проектной и исследовательской деятельности уч-ся Освоение предметных знаний (базовые понятия) УУД
Примерное тематическое планирование Раздел в предмете Цель (объем и глубина усвоения учащимися) Содержан ие Характеристика деятельности учащихся Способ проверки достижен ия Кол-во часов
Оснащение учебного процесса УМК (учебники, рабочие тетради, поурочные разработки) Методические пособия для учителя Дополнительная литература для учителя Дополнительная литература для учащихся Печатные пособия (демонстрационные таблицы) Информационно- коммуникативные средства (СД) Технические средства обучения (телевизор, компьютер, проектор, экран…) Учебно- практическое оборудование (аудиторная доска, штатив для карт, шкаф для хранения карт…) Специализированная учебная мебель (компьютерный стол…)