Особенности быта татарского народа Подготовила: Аминова Винера Ибрагимовна, преподаватель татарского языка МБДОУ ДС 4, педагог первой квалификационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» с. Никольское Исполнители: Хаматнурова Алина ученица 9 кл Нургатина.
Advertisements

тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Афганистане и на Дальнем.
Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района.
МОУ « СОШ с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области » Номинация « История национального костюма » История национального татарского мужского.
Татары на Волге. Татары Изначально название монгольского племени века. Говорили на монгольском языке. Изначально название монгольского племени
НАРОДЫ МИРА УЗБЕКИ. Узбеки – самый многочисленный народ в Центральной Азии. Узбеки являются основным и коренным народом Узбекистана. Большое количество.
Тема :Народы проживающие в челябинской области.Знакомство с народным костюмом. Скоморохова Нина Геннадьевна. Воспитатель МДОУ 1.
Татары – тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России. Татары являются вторым по численности этносом после русских в РФ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Игринская средняя общеобразовательная школа 4» Национальные костюмы удмуртов Сиитова Галина Алексеевна Учитель.
У КРАШЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ С ЕВЕРА. Декоративное творчество с элементами художественного конструирования.
Гожан 2009 МОУ « Гожанская основная общеобразовательная школа Выполнили: Исламов Кирилл, Мерзляков Антон, Гиляурова Виктория. Руководитель: Кусаинова Екатерина.
Быт и обычаи. Жилище Жилища и быт основной части населения России в первой половине XIX века сохраняли черты прошедших времён. Дома городской знати и.
Башкаручы : 2 б сыйныфы укучылары. «Татар егете»
Подготовила Варламова Кристина Ученица 10 а класса МОУ « Кингисеппская гимназия » Руководитель Максимкина Светлана Евгеньевна.
Традиционное жилище народа мари. Марийский народ создал своеобразную, самобытрую культуру. По мере перехода к пашенному земледелию, распада родовой общины.
«ТАТАРЫ» Татары проживают в Республике Татарстан столица её Казань. Татарстан расположен в центре Российской Федерации в месте слияния двух крупнейших.
К концу ХVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами.
Узорная резьба была важным элементом украшения жилища. Изображения солнца и геометрических знаков, птиц, цветов и мифологических символов можно и сейчас.
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Народная праздничная одежда. Изобразительное искусство.
Транксрипт:

Особенности быта татарского народа Подготовила: Аминова Винера Ибрагимовна, преподаватель татарского языка МБДОУ ДС 4, педагог первой квалификационной категории МБОУ ДОД «ЦДТ» Асекеевского района Оренбургской области 2013 год

Традиционная одежда

Традиционная одежда Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубаха туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом.

Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень такого же кроя, но суконный.

Женские головные уборы отличались большим разнообразием - разнотипные богато украшенные шапочки. тюбетейка Головным убором мужчин была тюбетейка разных форм.

Кухня и домашняя утварь

Основу питания составляет мясо – молочная и растительная пища супы, заправленные кусочками теста блины-каймак. Древняя национальное блюдо - балеш с разнообразной начинкой

Процесс приготовления пищи сводился к варке или обжариванию (главным образом мучных изделий) в котле, а также выпеканию в печи. Все виды супов, каш и картофель в большинстве случаев варили в котле, В нем также кипятили молоко, готовили молочнокислый продукт корт (красный творог), а также жарили катламу, баурсак и т. д. Духовая же печь использовалась главным образом для выпекания мучных изделий, прежде всего хлеба. Обжаривание мяса (в жирах) для традиционной татарской кухни не характерно. Оно имело место лишь при изготовлении плова.

Среди бытовой утвари стала преобладать посуда из дерева. Ее делали в горно- лесных районах, богатых березой, липой и лиственницей. Из бересты делали туески, банки для хранения сметаны, лотки для муки, посуду для хранения муки, ягод, соли и т. п. Для приготовления пищи использовались вмазанным в печь чугунные котлы

В конце XIX – начале XX в. в состоятельных семьях появилась покупная металлическая, стеклянная и керамическая посуда. Чайники, самовары, кувшины стали привычными предметами в домашнем быту. Деревянная утварь оказалась вытеснена посудой заводского производства. Самовар с Шамаилом на скатерти в доме

Интерьер и внешний вид жилища татар

Особенностью внутренней обстановки татарского жилища были нары, расположенные вдоль всей передней стены избы. На них спали, ели, принимали гостей. На нары стелили коврики и половики, стены около нар украшали узорными полотенцами, пестрыми тканями, молитвенными ковриками. На нары складывали одеяла, подушки, перины, матрасы. В татарском жилище иногда был стол, но им для обеда не пользовались, его ставили для самовара и посуды. По линии матицы обычно вешали занавес, который при посторонних задергивался, отделяя женскую половину от мужской. Наличие женской половины в татарском доме было связано с мусульманским обычаем затворничества женщин.

Женская половина дома. Татары. Начало XX в

Художественное своеобразие и традиционная замысловатость народного творчества ярко проявляется и в татарском деревянном зодчестве, уходящем корнями в самую глубокую древность. Ворота

Старинные образцы деревянной резьбы в виде солнечных "сияний" и геометрических знаков, стилизованных изображений птиц с распростертыми крыльями и народных мифологических и космологических символов можно и сейчас видеть на старых домах и воротах, в наличниках деревянных домов.

Дом в глубине усадьбы. Ажурная решетка забора перед фасадом

Усадьба крестьян. Планировка дома в Г- образной форме Срубная клеть

Виды ворот: А - иннек капка Б - жил капка В – «татарские ворота» Г – «русские ворота» Д - срубные ворота Е - каменные ворота

Традиционные татарские деревни (аулы) располагались вдоль речной сети и транспортных коммуникаций. В лесной зоне планировка их была различной - кучевая, гнездовая, беспорядочная, деревни отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, наличием многочисленных тупичков.

Список литературы Список литературы 1. Исхаков Д. Татарская нация: история и современное развитие. – Казань: Академия наук Татарстана, Институт истории им. Ш.Марджани, Татары Среднего Поволжья и Приуралья / Отв. ред. Н. И. Воробьев, Г. М. Хисамутдинов. – М., Татары. Традиционное жилище - uic.ssu.samara.ru/povolzje/ tatari_Jilishe.htm 4. Аблямитова Л. Х. Прошлое и настоящее традиционного крымскотатарского костюма.// Ученые записки КГИПУ. - Симферополь: Доля, – Вып С Аблямитова Л.Х. Отражение идеала женской красоты в традиционном крымскотатарском костюме // Ученые записки КГИПУ. - Симферополь, Вып С Крымскотатарский национальный костюм: Фото // Очерки истории и культуры крымских татар. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2005: фото цв. 7. Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. - Симферополь: Таврия, с. : ил., порт. 8. Монастырлы Х. А. Одежда крымских татар // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Ч I. - Симферополь: Таврия-Плюс, С Не потерять себя, сохранив самобытность...:[О внешнем виде, сценических костюмах, национальной одежде крымских татар беседуют искусствовед Э. Черкезова и художник-модельер М. Люманова]// Голос Крыма июня. - С. 8. : цв.ил. 10. Челеби Э. Книга путешествий// Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть I. - Симферополь: Таврия - Плюс, С