Методическое сопровождение введения ФГОС ООО Зам. директора по УВР МКОУ «Восходская сош» Белоусова Галина Леонидовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Advertisements

«Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС» ФГОС.
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
Педагогический совет 08/11/ 2013г. Новые технологии системно- деятельностного подхода в рамках перехода на ФГОС.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
Формирование УУД: от идеи к внедрению Тренинг Заместитель директора по УВР МОУ «Новостепновская школа» Яковлева Татьяна Васильевна Заместитель директора.
Современная школа должна ребенка: - научить учиться, - научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать.
Образовательное пространство. Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию.
Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1.
Основные вопросы: 1. Отличие современного урока от традиционного 2. Структура урока по ФГОС 3. Типология современного урока.
Принципы построения урока в системно- деятельностном подходе» Выполнила учитель технологии МКОУ ООШ с.Перетино Крамаренко О.Л.
У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ © ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска.
Современная школа должна ребенка: - научить учиться, - научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ) – ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Анализировать свои действия Обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание Самостоятельно принимать решения,
учебный год ПЕДСОВЕТ:. Задачи педсовета: подвести итоги по реализации плана мероприятий введения ФГОС ООО за учебный год; рассмотреть.
У РОК В РАМКАХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Жукова Н.П. МОУ Гимназия 4.
Практическая реализация стандартов второго поколения (формирование УУД: первый опыт и проблемы) Баронова Галина Ивановна, зам. директора по УВР МОАУ «СОШ.
Транксрипт:

Методическое сопровождение введения ФГОС ООО Зам. директора по УВР МКОУ «Восходская сош» Белоусова Галина Леонидовна

Цель и задачи методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС Цель: обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога Задачи : выявить затруднения, потребности и образовательные запросы учителей; обеспечить каждого учителя необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами; создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач внедрения ФГОС;

Методическое сопровождение введения ФГОС ООО уч. год содержание сроки Ответственный 1Педсовет «Создание условий для реализации ФГОС ООО» Май 2013Шмелёва В.В. 2Диагностика «Владение образовательными технологиями педагогами школы» Сентябрь Белоусова Г.Л. 3Консультации по составлению рабочих программ по ФГОС ООО, диагностике УУД в 5 классе Сентябрь Белоусова Г.Л 4Семинар «Требования к современному уроку. Составление технологической карты урока по ФГОС ООО» Октябрь Белоусова Г.Л Педсовет «Современный урок в ходе реализации ФГОС НОО и ООО» Февраль Белоусова Г.Л. 5Круглый стол «Современные воспитательные технологии» Апрель Волкава Л.В. 6Калейдоскоп открытых уроков по ФГОС в 1-3, 5 классах В т. года Руководители ШМО 7Педсовет « Итоги введения ФГОС ООО в 5 классе» Май Администрация школы

уч. год п/ п содержание сроки Ответственный 1Семинар-практикум «Требования к современному уроку» октябрь Белоусова Г.Л. 2 Педсовет «Развитие социально активной личности как средство повышения качества образования ноябрь Волкава Л.В. 3Педагогический КВНдекабрь Белоусова Г.Л. 4Педагогический тренинг «Учитель – ученик» январь Белоусова Г.Л. 5Консультация «Дистанционное обучение» февраль Белоусова Г.Л. 6Пополнение «Банк педагогических идей» (современный урок) март Методический совет 7Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в обучении как основа ФГОС» март Белоусова Г.Л., методсовет 8Педсовет «Обеспечение преемственности при введении ФГОС НОО и ООО» май Шмелёва В.В. методсовет

Педагогический КВН

Приказ Глав УО 1435/9 от года Апробация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Тема:«Формирование и развитие универсальных учебных действий»

Программа инновационной площадки по проблеме: «Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов» 1 раздел. Паспорт программы 1 Наименование программы инновационной деятельности Формирование универсальных учебных действий средствами учебного предметов история и обществознание 2 Дата и номер протокола педсовета ОУ об осуществлении инновационной деятельности 1 от г 3 Дата и номер приказа директора ОУ о создании инновационной площадки Приказ 57 от г 4 Разработчик программы Белоусов Сергей Васильевич 5 Цель инновационной деятельности Построение системы формирования УУД средствами учебного предмета история и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС 6 Задачи инновационной деятельности создание и апробация нового диагностического инструментария метапредметных результатов ФГОС, …………………….

2 раздел. Обоснование программы 3 раздел. Перечень действий по реализации программы инновационной деятельности

Инновационная площадка «Самообучающаяся школа» Программа саморазвития педагога Темы саморазвития: Реализация компетентностного подхода в обучении Образовательные технологии их применение контексте требований ФГОС ООО.

Технологии развития универсальных учебных действий технология проектно-исследовательской деятельности; технология проблемного обучения; информационно-коммуникационные технологии; технология критического мышления; технология разноуровневого обучения; технология обучения в сотрудничестве; технологии развивающего обучения; технология самостоятельной работы

Приоритеты в развитии УУД на учебных предметах Учебный предмет/ развитие Личностны х УУД Регулятивн ых УУД Познавател ьных УУД Коммуника тивных УУД Русский язык Самопознаниеи самоопределение Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка Общеучебн ые универсальные учебные действия Коммуника ция как взаимодействие, как кооперация Технология Смыслообр азование и смысла порождение Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка Постановка и решение проблемы Коммуника ция как кооперация

Типовые задания, направленные на развитие УУД УУДВиды задач Примеры заданий - на личностное самоопределение; на развитие Я- концепции; на смыслообразование; на мотивацию; на нравственно- этическое оценивание участие в проектах; - подведение итогов урока; - творческие задания; - зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; - мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; - самооценка события, происшествия; - дневники достижений Ответь на вопрос: чему я научился на уроке? - Подготовь устный ответ на вопрос, нужно ли человеку изучать родной язык. -Вспомни, каковы особенности текста- описания. Напиши о характере, душевных качествах близкого тебе человека -Прочитай стихотворение М. Лермонтова «Бородино». Подумай, что важнее для автора – передать…………..

Для формирования коммуникативных УУД составь задание партнеру; - отзыв на работу товарища; - групповая работа по составлению кроссворда; - «отгадай, о ком говорим»; - диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); - «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»

Мониторинг УУД (Адаптационная карта наблюдений к методике Э.М.Александровской и Ст. Громбах) п/ п 1 Фамилия, имяI критерий II критерий II критерий IV критерий Об щи й бал л Багрецова К. 2 Борисенкава А. 3……………………….

Диагностика школьной мотивации (Н.Г. Лускановой)

Сводная ведомость сформированности УУД учащихся 6 класса на начало учебного года Фамил ия, имя Познавательн ые УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Александровскаякритерий 1.1. Александровскийкритерий 1.4. Переслени Итог Александровскийкритерий 2.1. Александровскийкритерий 4Гинзбург Итог Александровскийкритерий 1.2Александровскийкритерий 1.3Александровскийкритерий 2.2.Ясюкава-Личностный КетеллаИтог Александровскийкритерий 2.3.Александровскийкритерий 3.1.Александровскийкритерий 3.2.Ясюкава-Личностный Кетелла ( Активность в общении)Ясюкава-Личностный Кетелла( Потребность в общении)Итого Итог 1Багрецов а К Борисен кава А. 3…………… ………….

Метапредметные результаты учащихся за учебный год Предмет Познавательн ые УУД % Коммуникати вные УУД% Регулятивные УУД % Личностные УУД % Русский язык Математика Английский язык История Изобразительно е искусство Физическая культура Технология Средний % 46,545,15266

Уровень сформированности УУД

Диагностический инструментарий Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л Э. М. Александровская, Ст. Громбах Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) Определение уровня развития словесно-логического мышления (Л. Переслени, Т. Фотекава (Познавательные УУД) Школьная мотивация Н.Г. Лускановой (Личностные УУД) Тест на оценку самостоятельности мышления Л.А. Ясюковой (Познавательные УУД) Тест Л.А. Ясюковой на оценку сформированности навыков чтения (П ознавательные УУД ) Методика самооценки и уровня притязаний Дембо- Рубинштейн

Диагностический инструментарий

Урок в ходе реализации ФГОС ООО «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Педсовет «Современный урок в ходе реализации ФГОС» Цель педсовета: мотивация педагогического коллектива на повышение профессиональной компетентности, на освоение новых технологий, на создание и разработку условий для реализации ФГОС Чему учить? Как учить? Для чего учить? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

В чем новизна современного урока ? Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; в центре внимания урока - дети; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. В чем новизна современного урока?

Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса. 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога«Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарность демократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные,индивидуальные Групповые, коллективные Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов.

«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов. 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания 7

Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Способностный» Характеристики образовательных процессов.. Заучивание, деятельность по алгоритму Поискавая мыслительная деятельность, рефлексия 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность, Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию, 8

« Системно-деятельностный подход как основа ФГОС » Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю Китайская мудрость Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Народная мудрость

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулировани е темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Технология деятельностного метода п/п Этапы урока Организующая роль учителя 1. Мотивация к учебной деятельности Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Организует подготовку уч-ся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1)актуализацию ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий, 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. 3. Выявление места и причины затруднения Организует выявление места и причины затруднения 1)организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение, 2)выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Формы организации деятельности по развитию УУД на урочных занятиях: урок-исследование, урок-лаборатория, урок творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок рассказ об учёных, урок защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей, урок-дискуссия; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера

Технологическая карта урока Это новый вид методической продукции, позволяющий обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта позволяет учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС; системно формировать у учеников УУД; проектировать свою деятельность на практике реализовывать метапредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов на каждом этапе освоения темы. Технологическая карта урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

Б. Шоу Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность

Спасибо за внимание!