* Взаимоотношение родителей и детей. Половое воспитание младшего школьника. * Педагог-психолог Хрипункова Н.И.
В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиции участников образовательного процесса, микроклимат взаимоотношений, методики и техники. А что же осталось? Остались РОДИТЕЛИ с их радостями, горестями, неразрешимыми проблемами, потребностью в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию специалиста. Остался РОДИТЕЛЬ, нуждающийся в сотрудничестве. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь?.. Ф.И.Тютчев.
Многочисленные исследования показывают, сколь важна роль семьи, взаимоотношений родителей и детей для психического здоровья детей. Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. На наш взгляд, семейное неблагополучие – одна из самых актуальных, тревожных и волнующих проблем. Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Это обусловлено тем, что семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. В семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным, идейным и культурным ценностям
* Увеличение количества детей с трудностями в обучении и поведении, нарушениями в эмоционально-личностной сфере, дезадаптацией в образовательном пространстве в целом, другими особенностями развития определяет необходимость совместной работы школы с семьей. * Жестокое обращение, неправильное воспитание, неблагоприятные отношения в семье, частые конфликты, отверженность ребенка от семьи, физическое насилие, а иногда и чрезмерная опека, и забота рождают отклонения в эмоциональной и поведенческой сферах жизни ребенка.
Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на формирование личности человека. От уровня общей и психолого- педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка.
* Скандалы - это страшно * Самое страшное воздействие скандалы оказывают на детей. Дети вырастают невропатами. Неуверенными в себе. Пугливыми, а иногда агрессивными. И конечно несчастными! * На ребёнке срывают раздражение те папы и мамы, которые видели то же самое в детстве на себе.
* Поэтому, на наш взгляд, многие трудности ребенка, должны решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего отношение к ребенку, мы разрешим его проблему, в нашем случае, исправим характерологические отклонения. * Как известно характер человека проявляется в системе отношений. Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами личности и характера.
Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми (особенно с близкими). Опосредованно, через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение к самому себе. Доминирование одного из этих друг друга опосредующих отношений выражает существенную черту характера и накладывает глубокий отпечаток на облик человека. Совместная деятельность родителя и ребёнка решает следующие задачи: Установление и развитие отношений родителя с ребенком. Улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
* Задачи взаимодействия * Эмоциональное сближение ребенка и родителя; * Предоставить детям и родителям возможность научиться правильно, выражать свои чувства и ориентироваться на них * Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов других, способности к критическому, но доброжелательному отношению к восприятию достоинств и недостатков других лиц.
* Задачи взаимодействия * Приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов. * Приобретение навыков аргументации, ясного и точного изложения своих мыслей, умения устанавливать деловые контакты.
* три важных момента: * Первый: «Размышления о себе самом». Основное назначение данной части – формирование навыков самоанализа, как у детей, так и у родителей, глубже и полнее разобраться в себе, научиться понимать себя, свои сильные и слабые стороны, задуматься над своей индивидуальностью и по возможности учиться корректировать свое поведение в будущем. * Второй: «Мир детский и мир взрослый», направлено на коррекцию взаимоотношений детей и их родителей, осознание и выработка адекватных форм детско-родительских отношений. * Третий: включает в себя психолого-педагогическое самообразование родителей по проблемам детско-родительских отношений.
Внутренний Внешний Интерес к процессу и результату деятельности Сила долга, обязанность, достижение определенного положения среди родителей Стремление к саморазвитию
ПОТРЕБ- НОСТИ УСИЛИЯ ДЕЙСТВИЕ ПООЩРЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
* Формирование самооценки * В процессе совместной деятельности ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что участвующий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. * Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. * Ребенок получает от родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
* Половое воспитание младшего школьника. * Добрый пример родителей * Мальчики подражают мужественности отца * Девочки – женственности матери * Здоровая семейная обстановка * Высказанную здравую точку зрения необходимо подтверждать на деле. * Это очень важно: родителям самим иметь правильное представление о взаимоотношении полов.
* Половые игры * Любопытство и стремление к приятным ощущениям побуждает детей к поискам и расследованиям. * Из-за неприличности делать это свободно, дети придумывают игры «доктор», «куча мала» и др. с целью ощущения физических контактов. * Всё это нормально и допустимо.
* Половые игры * Половой инстинкт существует уже в раннем возрасте * Попытка подавить проявления полового инстинкта не уничтожает желания, а лишь создаёт комплекс вины, вызывает беспокойство и стремление что-то делать тайком.
* невмешательство * До самого отрочества половые железы ребёнка не стимулируют половой инстинкт. Вот почему невмешательство родителей – лучшее лечение. * Вмешаться необходимо только тогда, когда ребёнок в чём -то переусердствовал, отвлечь его на более здоровые развлечения.
* Иными словами * Крайности в половых играх должны рассматриваться как предупреждение: что-то не функционирует в организме или психике ребёнка. * Мы поможем ему, если исправим другие стороны его поведения, которые казались нам менее значительными, но тем не менее был конфликт с ребёнком.
* 10 наставлений психолога * Не унывай! Унывающий обречен на неудачи. * Не бойся! Трус обречен на поражение. * Трудись! Другого пути к успеху не дано. * Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт. * Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и помни о близких. * Научись смотреть на себя и свои поступки как - бы со стороны, глазами других, и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения многих других людей.
* 10 наставлений психолога * Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам. * Избегай злых людей, ибо зло заразительно. * Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшим тебе добро. Неблагодарность – тяжкий грех. Слушай старших, и ты избежишь многих бед.
* 10 наставлений психолога * Не злись! Мы - гости в этом мире И если что не так,мирись. Будь поумнее – улыбнись, Холодной думай головой, Ведь в мире всё закономерно, Зло, излучённое тобой, К тебе вернётся непременно! * Храните эти наставления. Перечитывайте их. В них мудрость народов и веков.
* Взаимоотношения родителей и детей Половое воспитание младшего школьника * Педагог-психолог Хрипункова Н.И.