Практикум «Логопедическая и специальная коррекция детей с ОВЗ в ДОУ, в условиях ФГОС ДО» Воспитатель: Дудко О.В. МДОУ д/с 6 «Светлячок»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда МБДОУ «Детский сад 36» г. Краснокамск Учитель – логопед: Коломиец Н.А.
Advertisements

Учитель-логопед МКДОУ 5 «Одуванчик» Талалаева Е.Ю.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Подготовила учитель-логопед : МАДОУ «Детский.
. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми Учитель-логопе д МБДОУ 146 г.Тула Кандакова С.Н.
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Учитель: Паршенкова Татьяна Николаевна.
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда ГБОУ «Ялгинский детский дом-школа» Учитель – логопед: Колотухина М. А.
Физическое развитие дошкольников с нарушениями речи Хохлова Марина Васильевна МБ ДОУ Д/с 249.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Подготовил а учитель-логопед Варягина Светлана Ивановна.
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике Тищенко Л.В. Учитель-логопед КГБС(К)ОУ школа-интернат 8 вида 11 п. Ванино.
Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни ДОКЛАД учителя-логопеда МОУ СОШ 24 г. Подольска Пановой Любови Сергеевны В рамках.
«Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду» Презентацию подготовила воспитатель:Коробенкова Оксана Викторовна.
Применение игр и упражнений оздоровительной направленности в работе воспитателя. Воспитатель ГБДОУ 8 Центрального района, г.С-Пб Багдонас Светлана Виталиюсовна.
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
Использование элементов Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста Учитель – логопед: Куулар Чойганмаа Кок-ооловна.
Конкурс презентаций «Наша дошкольная жизнь» Номинация «Растём здоровыми» Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда»
Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.
Организационно-педагогическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда в специализированной группе. Учитель-логопед МБДОУ.
Транксрипт:

Практикум «Логопедическая и специальная коррекция детей с ОВЗ в ДОУ, в условиях ФГОС ДО» Воспитатель: Дудко О.В. МДОУ д/с 6 «Светлячок»

Целевой раздел (обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательных отношений) Содержательный раздел (обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательных отношений) Организационный раздел (обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательных отношений) Содержание коррекционной работы отражается в целевом, содержательном разделе Основной общеобразовательной программы ДОУ. Структура Основной общеобразовательной программы ДОУ с учетом ФГОС

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей ( далее - образовательные области ): социально - коммуникативное развитие ; познавательное развитие ; речевое развитие ; художественно - эстетическое развитие ; физическое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Коррекционная работа и /или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Развитие ребенка с ОВЗ идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально- психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально- бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).

Это обусловлено комплексом причин: Органические; Функциональные; Психоневрологические; Социально – психологические.

физическое развитие детей с речевыми недостатками - нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата; - нарушение дыхания и голосообразования; - нарушение общей и мелкой моторики; - расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; - повышенная утомляемость; - заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);

психическое развитие детей с речевыми недостатками - нарушение оптико – пространственного праксиса; - неустойчивость внимания; - расстройство памяти (особенно слуховой); - несформированность мышления; - задержка развития воображения.

Коррекционные технологии. Арт - терапия. лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Музыкотерапия. Сказкотерапия. Она несёт в себе важное психологическое содержание « любовь, добро и счастье », переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Психогимнастика. Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Вам могут пригодиться в трудную минуту упражнения на расслабление, снятие напряжения. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Библиотерапия. Лечение книгой, формирование поведенческой реакции. Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

здоровье сберегающие технологии (логопеды) Дошкольникам с речевыми нарушениями необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания. В играх и упражнениях на развитие дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него. Без звука хорошо тренируются мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие гигиенического дыхания. При смысловой и эмоциональной речи организация работы дыхательных мышц весьма многообразна. В связи с этим мы развиваем разнообразные комбинации вдохов и выдохов. Закрепление правильного речевого дыхания синхронизируется с движениями глаз, пальцев рук. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

оздоровительный массаж пальцев регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм, указательного - активизирует деятельность желудка, среднего - кишечника, безымянного - нормализует функцию печени, мизинца - стимулирует работу сердца.

С помощью мячиков - ёжиков, грецких орехов, массажных щёток, шестигранных карандашей или катушек из-под ниток ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж стимулирует речевое развитие, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. Упражнения для развития тактильной чувствительности -Ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т.д.); -С закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии); Игры с крупами (играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли). Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения - координированными. Главное - руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость. -Упражнения с пшеном в стакане. Очень любят дети кашу «варить». Помешивая каждым пальцем руки крупу в стакане. При этом необходимо следить за тем, чтобы двигался только палец, а не сама кисть.

технология биоэнергопластики – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Когда артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Например, упражнение Трубочка-улыбка (тренировка губных мышц).

технология биоэнергопластики Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет "один" губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму "трубочки"; на счет "два" губы растягиваются в стороны (как в улыбке), не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует нужно больше тренировать их в движении вперед). Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва. Движение кисти руки педагога: собрать все пальцы в щепоть, на счет "два" пальцы врозь, веером.

артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

развитие общей моторики Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Су – джок терапия - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» - связанные с этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапия может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.

массаж это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: - массаж и самомассаж лицевых мышц; - массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; - плантарный массаж (массаж стоп); - аурикулярный массаж (массаж ушных раковин); - массаж язычной мускулатуры.

самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

релаксация специальный метод, появившийся за рубежом в х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

значение коррекционных технологий в логопедии: повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала. улучшается развитие общей и мелкой моторики. повышается речевая активность. происходит увеличение уровня социальной адаптации.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!