ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Денисова Л.А., учитель русского языка учитель русского языка и литературы МОУ,СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая мастерская технология обучения ЦельЦель Научны е идеи Системы действий учителя и учащихся РезультатыРезультаты Технологичес кие этапы Критерии.
Advertisements

Урок развития речи. Эссе. Письменное творчество 9 класс Педагогическая технология «Мастерская»
Я готовлю мастер - класс. Педагогические мастерские 1. «Индукция» («наведение») создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств.
Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
Технология «Творческая мастерская» copyright© МОУ "СОШ 58" г. Магнитогорска, 2009 г., Евтюхина О.А.
Педагогическая мастерская. 1. Вызов традиционной педагогике. 2. Личность с новым менталитетом. 3. Все способны. 4. Интенсивные методы обучения и развития.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Природные зоны холодного пояса 1.Где на Земле расположены холодные пояса? 2.Почему в полярных областях холодно?(наклон солнечных лучей) 3.Как называются.
Мастер – класс Технология педагогических мастерских Важно новые знания присоединять к тому, что ученик уже знает. Учиться- значит быть в поиске ответов.
Организация технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках АЯ ст. преподаватель кафедры иностр. языков Н.Н. Сонина.
Л ЕОНИД П АНТЕЛЕЕВ «Ч ЕСТНОЕ СЛОВО » Тема урока: Нравственный выбор героя.
Времена года Автор проекта: воспитатель Кузьменко С.А. и дети средней группы 1 МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида 78» уч.г.
Монякова Елена Вениаминовна Учитель русского языка и литературы Педагогический стаж – 24 года Стаж работы по предмету – 17 лет.
Технология французских мастерских. Разработана французскими педагогами /ЖФЭН/ ЖФЭН – «Французская группа нового образования» В России эта методика появилась.
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Описание природы. Зима" (урок развития речи)
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Описание природы. Зима" (урок развития речи) 1. Эпиграф:... Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые.
«Инновационные педагогические технологии в работе педагогов дополнительного образования»
Виды работ по подготовке учащихся 5-9 классов к новой форме итоговой аттестации в 9 классе.
Транксрипт:

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Денисова Л.А., учитель русского языка учитель русского языка и литературы МОУ,СОШ 11 и литературы МОУ,СОШ 11

Из истории технологии В 20-е годы XX века во Франции возникла Группа нового образования (ЖФЭН), поставившая своей целью разработку и внедрение в практику интенсивных методов обучения и развития ребенка. У истоков движения стояли знаменитые психологи: Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. На русской почве французская методика привилась, но «зазвучала» своеобразно. В начале 90-х годов группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства попытались адаптировать технологию и ввести в практику российского школьного образования. Наши «Мастерские» стали более приближены к изучению школьных предметов, к конкретным темам и урокам.

Цели и сущность Мастерская это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, без оценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Ее сущность заключается в том, что специально организованное педагогом РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЗВОЛЯЕТ УЧЕНИКАМ В КОЛЛЕКТИВНОМ ПОИСКЕ ПРИХОДИТЬ К ПОСТРОЕНИЮ («ОТКРЫТИЮ») ЗНАНИЯ, а также предоставляются учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих, проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Алгоритм работы В технологии мастерских разработан алгоритм в виде последовательности шагов, блоков деятельности. Основа алгоритма работы в «Мастерской» чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ним, рефлексии, сопоставление старых знаний со своими новыми открытиями и социализации: 1. Индукция – создание эмоционального настроя, создание личного отношения к предмету обсуждения. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация (индуктор). Индуктор надо соотнести с чувствами, мыслями, эмоциями, создать эмоциональный настрой, личное отношение к предмету обсуждения. Это может быть яркое слово (текст), фраза, мелодия, рисунок…

2. Работа с материалом: а) Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Главное на этом этапе должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие первобытного хаоса. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. Это «реконструкция» создание своего мира на основе «разобранных деталей». В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и словосочетания не более. Но это ключи к новому, еще недостроенному дому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл. Каждый человек индивидуальность, одна и та же информация вызывает разный отклик, разное понимание.

б) Социоконструкция – обсуждение и построение элементов проекта группой. Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному. в) Социализация - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. г) Разрыв - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником. 3. Рефлексия - самоанализ, анализ движения собственной мысли.

Типы «Мастерских» «Мастерская обучения творческому письму» «Мастерская построения знаний» «Мастерская ценностных ориентаций» «Мастерская в форме экскурсии в музей литературных героев»

МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА

Тема: Сочинение - описание «Наш край зимой» Цели урока: 1. Дать понятие о пейзажной зарисовке; закрепить и углубить представление об описании; закрепить навыки работы над сочинением-описанием. 2. Развивать мышление, внимание, логику речь учащихся, их коммуникативные способности. 3. Воспитывать интерес к литературным произведениям о Мурманской области. Оборудование урока: - стенд «Пейзажная зарисовка»; - репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний день», «Иней», К. Юона «Конец зимы», К. Коровина «Зимой», И. Шишкина «На севере диком»; - музыкальная запись «Времена года» Вивальди; - плакаты с определениями пейзажной зарисовки, с планом работы над сочинением-описанием.

Ход мастерской 1. Индуктор. ( Цель: создание атмосферы доброжелательности, сотворчества в общении. Вызов личных чувств и мыслей участников о предмете обсуждения). Звучит под музыку выразительное чтение отрывка из творчества Е. Двинина. «Далеко на севере нашей Родины, у штормового полукруга Белого и Баренцева морей, есть замечательный край. Одни называют его страной полуночного солнца, другие - царством полярной ночи. Половина этого края лежит севернее Верхоянска, который еще несколько лет назад считался мировым полюсом холода. Но и в январе здесь случаются дожди. Зато в середине июня с неба падают мокрые хлопья снега и многие озера еще скованы льдом. Северные ветры приносят сюда оттепель, а южные -похолодание. Тут много всяких чудес. Пчелы дают меда в четыре раза больше, чем на Кубани, а летучие мыши и совы охотятся при ярком свете солнца. В то время как наши южные моря - Каспийское и Азовское - находятся в ледовом плену, здесь с северной стороны морская волна свободно плещется в незамерзающих гаванях. Здесь находятся самые крупные за Полярным кругом города, самые северные в мире железнодорожные пути, уникальные месторождения некоторых минералов. Край этот заполярный – ( Мурманская область)». (СС в скобках не прочитывается учителем). А называется…..(пауза). Учащиеся предлагают концовку предложения.

- Обратите внимание на картины и фотоэтюды на доске. Что их объединяет? (Предложенные точки зрения обсуждаются и делается вывод.) - Предложите свои версии о цели сегодняшнего занятия. (Предложенные точки зрения обсуждаются и делается вывод). - Прежде чем мы обратимся к выполнению заданий урока, вспомним некоторые определения необходимые для написания сочинения (Обсуждение вопросов в группах, сравнение ответов с информацией учителя). Вопросы для обсуждения: - Что такое описание? - Что может быть объектом описания? (Природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурное сооружение, памятник и т. д.) - По какому плану строится описание? (1. Дается общее представление описываемого. 2. Описание его деталей, частей. 3. Отношение автора к тому, что он описывает.) - Что такое зарисовка? (Зарисовка то же, что и рисунок. Рисунок нарисованное изображение, воспроизведение чего- либо. Пейзажная зарисовка - изображение природы в живописи, в музыке, в литературе) А теперь вернемся непосредственно к теме урока. - Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание зимний пейзаж? Запишите слова - ассоциации на карточках. (Звучит фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Вивальди «Времена года». ( «Зима».) Учащиеся озвучивают слова, написанные на карточке в 1 столбике таблицы.) - Распространите слова 1 столбика. Запишите словосочетания во 2 столбик.

2. Самоконтрукция. ( Цель: создание гипотезы текста) Представьте себе, что вы юный корреспондент и вам поручили написать в школьную газету зарисовку на тему « Наш край зимой». Используя свои опорные слова или предложенные другими, выполните это задание. 3. Социализация. ( Цель: обнародование своего варианта, прослушивание других, сравнение представленных зарисовок.) 4. Разрыв. ( Цель: создание чувства неполноты своего текста, пополнение старого знания новой информацией, поиск ответов в литературных источниках.) - А как вы думаете, смогли ли мы в зарисовках передать особенности заполярной зимы, описать то, что только у нас есть? (Предложенные точки зрения обсуждаются и делается вывод.) - Прослушайте, пожалуйста, выразительное чтение литературных отрывков. Может они вам о чем-то напомнят.

1. «Узкий пролив сжат заснеженными каменистыми грядами. Вершины их начисто вымели ветры…Из-за западной гряды выглядывает невысокая округлая гора с багрово- красным обрывом! А на самой вершине ее стоит торчком громадный серебристый камень. Будто разыгрался какой-то озорной богатырь, поднял камень-скалу и с размаху всадил ее в ровную вершину. Куда ни взглянешь - всюду грузные гранитные массивы и рассеянные на их склонах камни. Издали они кажутся не крупнее обычных булыжников, хотя каждый из них весит по нескольку тонн. Размеры валунов становятся наглядны, когда возле какого- либо из них появляется человек или автомашина. На склонах и в расселинах сбиваются в кучки голые кустики. Но это не кустики, а деревья - северные березки. Как не похожи они со своими узловатыми стволами и тонкими крепкими сучьями на среднерусскую красавицу-березу! И все же маленькие, неказистые на первый взгляд деревца украшают короткое полярное лето, ра­ дуют глаз своей яркой и сочной листвой. Стоит березкам на берегу собраться погуще - и под ними по снежному насту уже разбросал свои путаные петли зайчишка, а хлопотливая белая куропатка расписала снег паутинно-тонкими узорами засорила трухой от расклеванных почек.» (Г. Кубанский) КОММЕНТАРИЙ. Гряда - ряд небольших гор, цепь холмов. Массивы - горная возвышенность с плоской вершиной, однородная по геологическому строению.

2. «Прямо от городка Колы широкая дорога поднимается в гору, падает в пустынные каменистые провалы, змеится среди скал, запорошенных снегом. Необычайные дали открываются глазу. Внизу, в изгибах своих, бурно стремится река. Обезображенные ветром деревья цепко лепятся на каменной почве. Прозрачен и чист воздух. В самой форме деревьев сказываются особенности суровой северной природы. Здесь нет раскидистых деревьев-великанов, в тени пышных ветвей скрывающих молодую зеленую поросль. Жидкие северные ели кажутся слабыми, больными. Но необычайная жизнен­ная сила заключается в этих изуродованных страдальцах. Силу северного ветра не выдержать величественным великанам. С великим упорством отстаивают на скудной каменной почве свою жизнь эти искореженные ветром деревья. Внимательному глазу величественным, прекрасным показывается северный ландшафт. Осенью и весною в многоцветном раскрасе северная лесная природа. В каждом листочке, в завитушках мха видится чудный узор… Взгляд наблюдателя не оскорбят здесь грубые краски. Все воздушно, вес призрачно и прозрачно, опустившимися на землю легкими облаками кажутся далекие каменные горы, освещенные призрачным светом зари».

3. «На черно-бархатном полотнище неба появились едва заметные тонкие белесые полоски! Вначале мало заметные, они стали множиться, делаться ярче и заметно расширяться, пока не сошлись друг с другом. Вскоре через все небо протянулась в плавных извилинах светящаяся фосфором лента. В теневых полупрозрачных впадинах сквозь нее прорезались огни ярких звезд, а непрозрачные места поочередно окрашивались в густомолочный цвет, когда их освещал медленно передвигавшийся розовый луч. Он шел от одно­го края ленты до другого, а затем возвращался обратно. Поморы с детства привыкли к причудам северного сияния. И все же в эту тревожную ночь зачарованно смотрели они, как по сине-черному небу, словно живая, переливалась золотисто-зеленоватая_полупрозрачная_полоса». (А.Линевский.) 4. «Пазори - северное сияние... У нас каждый переход столь обычного на Руси небесного явления означается особым метким словом. Так начало пазорей, когда на северной стороне неба начинает как бы разливаться бледный белый свет, подобный Млечному Пути, зовется отбелью или белью. Следующий затем переход, когда отбель сначала принимает розовый оттенок, потом постепенно багровеет, называется зорями. После зорей начинают обыкновенно разливаться по небу млечные полосы. Это называют лучами. Если явление продолжается, лучи постепенно багровеют и превращаются в яркие красные и других цветов радуги столбы. Эти столбы краснеют более и более, что наживается "багрецы наливаются". Столбы сходятся и расходятся - об этом говорится "столбы_играют". (П. Мельникое-Печерский.)

5. «Лиственницы, пихты и кедры неважно чувствуют себя на Кольском полуострове. Почему? Ведь на их родине, в Сибири, климат куда жестче? Оказывается, переселенным из Сибири хвойным как раз не, очень подходит относительно мягкий климат Кольского Заполярья. Зима здесь хотя и весьма долгая (восемь-девять месяцев), но с частыми оттепелями, с крепкими ветрами. Температура, близкая к нулю, да ветер провоцируют охвоенное дерево, побуждая его к жизнедеятельности, и оно начинает испарять влагу. А пополнить ее запасы дерево не в состоянии: корни, нагнетающие воду в ствол, в листья, ведь не действуют, они распростерты в промороженном грунте. Нарушение покоя дорого обходится дереву. Оно может по­терять за Кольскую зиму почти половину влаги, содержащейся в тканях, а это уже_для_дерева_губительно». (М.Ивин) 6. «Наши возвышенности географы называют тундрами. Говорят "Хибинские тундры" вместо "Хибинские горы", "Ловозерские тундры" вместо "Ловозерские горы". Почему это так? Потому, что это и на самом деле тундры. Зеленый пояс лесов на склонах гор неширок. На высоте трехсот-четырехсот метров скалы покрыты уже только лишайниками и мхами. А еще выше - на самых вершинах - царство голого камня. Эти лысые горы своеобразно красивы и украшают старую Кольскую землю. Недаром один из крупных горных массивов Мурмана называется Монче-тундра. В переводе на русский язык это означает Красивая тундра. (В. Двинин.)

5. Социоконструкция. ( Цель: построение проекта группой.) - Пришло время объединить силы и создать такие шедевры, что позавидуют даже великие писатели. Для этого сначала разделитесь, пожалуйста, на 2 группы. Обобщите свои ранее созданные зарисовки, просмотрите прочитанные тексты, выбирая из них нужный материал для сочинения. Напишите совместно новый текст. 6. Рефлексия. ( Цель: самоанализ действий, чувств, эмоции.) Обсуждение результатов занятия.

Подготовка и проведение мастерской в форме «Экскурсия в музей литературных героев»

Схема подготовки «экскурсии»: * Класс делится на группы по 4 6 человек, выбирая то или иное из предложенных учителем произведений (иногда позволяется предложить свое, если оно вписывается в общую тему). Дается определенное время на чтение этих произведений. * На уроке дети получают задание подготовить музейную экспозицию или по книге, или героя (героев) книги. Поиск деталей-экспонатов, цветовой гаммы «музея», звукового оформления_экскурсии. * На следующем уроке ученики получают окончательное задание: 1 ) подготовить экспонаты для демонстрации (эстетическое оформление; как в любом музее, этикетки для каждого пред­мета в духе времени, произведения); 2) расположить предметы так, чтобы в ходе экскурсии восстанавливался сюжет рассказа (ведь не все в классе читали его); 3) продумать «легенду» каждого экспоната (почему это важно для понимания характера героя, его роли, авторско­го замысла, идеи произведения); 4) предусмотреть «изюминку» сюрприз своей экскурсии (музыкальное сопровождение, инсценировки-иллюстрации, спецэффекты); 5) распределить роли в группе, оформить свои визитки и в соответствии с ними выступить на экскурсии (директор музея, экскурсовод, хранитель, реставратор, художник, автор, герой, посетитель музея и т.д. порой ребята придумывают настолько неожиданные роли, что экскурсия превращается почти в спектакль); 6) отхронометрировать время (1015 минут). Схема подготовки «экскурсии»: * Класс делится на группы по 4 6 человек, выбирая то или иное из предложенных учителем произведений (иногда позволяется предложить свое, если оно вписывается в общую тему). Дается определенное время на чтение этих произведений. * На уроке дети получают задание подготовить музейную экспозицию или по книге, или героя (героев) книги. Поиск деталей-экспонатов, цветовой гаммы «музея», звукового оформления_экскурсии. * На следующем уроке ученики получают окончательное задание: 1 ) подготовить экспонаты для демонстрации (эстетическое оформление; как в любом музее, этикетки для каждого пред­мета в духе времени, произведения); 2) расположить предметы так, чтобы в ходе экскурсии восстанавливался сюжет рассказа (ведь не все в классе читали его); 3) продумать «легенду» каждого экспоната (почему это важно для понимания характера героя, его роли, авторско­го замысла, идеи произведения); 4) предусмотреть «изюминку» сюрприз своей экскурсии (музыкальное сопровождение, инсценировки-иллюстрации, спецэффекты); 5) распределить роли в группе, оформить свои визитки и в соответствии с ними выступить на экскурсии (директор музея, экскурсовод, хранитель, реставратор, художник, автор, герой, посетитель музея и т.д. порой ребята придумывают настолько неожиданные роли, что экскурсия превращается почти в спектакль); 6) отхронометрировать время (1015 минут).

«Экскурсия в музей литературных героев» поможет учителю хотя бы чуть-чуть приблизить ученика к произведению, герою, писателю. Часто пользоваться такой формой организации уроков нельзя она требует большой кропотливой работы, подготовки и, так сказать, «материальной» и в какой-то степени артистической. Наверное, можно назвать это ролевой игрой, но не хочется слишком важен результат подобного_«урока». Экскурсия длится 12 урока в зависимости от количества групп, произведений. После выступления группы возможны и даже поощряются вопросы. Если подготовка занимала длительное время, жалко труд ребят, можно предоставить им возможность пригласить в свой музей ребят из других классов или других_параллелей. Как правило, в ходе таких экскурсий «музейные работники» совершенствуют свои экспонаты, что-то добавляют, что-то убирают, заводят книгу отзывов. Внешне Мастерская (ателье, демарш) напоминает проблемный урок, но строится по четко продуманной системе заданий, постепенно в ходе совместной работы дети как бы конструируют собственное, рожденное ими знание.

Литература Литература 1. Белов Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа Белов Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа Окунев А. Как учить не уча. СПб: Питер-Пресс, Окунев А. Как учить не уча. СПб: Питер-Пресс, Педагогика наших дней / Сост. В.П. Бедерханова. Краснодар, Педагогика наших дней / Сост. В.П. Бедерханова. Краснодар, Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. СПб, Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. СПб, Селевко Т.К. Альтернативные технологии. 5. Селевко Т.К. Альтернативные технологии. 6. Н.А.Волченко. К проблеме адаптации технологии «Новое образование» для классно-урочной формы обучения. 6. Н.А.Волченко. К проблеме адаптации технологии «Новое образование» для классно-урочной формы обучения. 7. Л.А. Музиянова. Творческие мастерские. 7. Л.А. Музиянова. Творческие мастерские. 8. Маккоева Г.Р. Технологии обучения.Педагогическая мастерская. 8. Маккоева Г.Р. Технологии обучения.Педагогическая мастерская.