Исследовательская и проектная деятельность младших школьников» (Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Жуковская ООШ» Волковой Раисы Александровны)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Advertisements

«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Исследовательская деятельность детей с ОВЗ Этапы работы над проектом. Алгоритм оформления исследовательских работ учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Этапы работы над проектом. Алгоритм оформления исследовательских работ учащихся.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских мероприятиях. Потребность.
Проектно-исследовательская деятельность школьников Этапы работы над проектом.
Метод проектов как средство формирования познавательных умений младших школьников.
Теория и практика проектно - исследовательской деятельности в школе.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Выполнила: Ореховская И. И. Учитель.
«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся начальной школы.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Сущность понятия Проект (латин. «projectus») - «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Дистервег МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Тема: «Родителям о проектной деятельности» Презентацию составила учитель начальных классов Еремеева Оксана Владимировна.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Проектная деятельность в начальной школе (родительское собрание) Разработала: заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ 109» г. Перми Ашлапова Л.В.
Использование возможностей Глобальной школьной Лаборатории во внеурочной деятельности Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 20 г.Новочеркасск.
« Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках программы « Я - исследователь» Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Солнцевская.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Транксрипт:

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников» (Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Жуковская ООШ» Волковой Раисы Александровны) МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

АКТУАЛЬНОСТЬ Российское образование развивается « Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики»

Государственные стандарты общего образования нового поколения ставят новые цели и задачи образования: формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Ведущую роль должны играть деятельные технологии обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная деятельность.

Портрет выпускника дошкольник - начальная школа Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой. Пифагор

Проектно-исследовательская деятельность-это Проектирование собственного исследования Выделение целей и задач Выделение принципов отбора методик Планирование хода исследования Определение желаемых результатов

Проект как метод обучения Учебный проект – совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой - либо проблемы, значимой для участников проекта

Создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем, а также способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ

ГИПОТЕЗА Метод проектов позволит наименее ресурсов затратным способом создать natural environment (« естественную среду », т. е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным ) для формирования компетентностей учащихся если : - модель работы будет включать дидактический комплекс развития психологической готовности учащихся начальных классов, этапы его реализации ( диагностический, проектировочный, организационно - деятельностный, итоговый );

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников ; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач

Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям Содействовать успешной адаптации учащихся в 5- ом классе Формировать класс как учебное сообщество Развивать учебно - познавательную мотивацию Развивать индивидуальность каждого Привлечь внимание родителей Реализовать право ребенка на творчество ЗАДАЧИ

Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого не до загруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала « тоски » по интеллектуальной загрузке.

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» – Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «Почему?». С. Я. Маршак

Тема может быть : фантастической ( ребенок выдвигает какую - то фантастическую гипотезу ); экспериментальной ; изобретательской ; теоретической.

Тема должна быть… интересна ребенку …выполнима, приносить пользу …оригинальна …работа должна быть выполнена максимально быстро

Что мне интересно больше всего ? Чем я хочу заниматься в первую очередь ? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время ? О чём хотелось бы узнать как можно больше ? Чем я мог бы гордиться ?

Формы продуктов проектной деятельности справочник; газета; журнал; альбом; гербарий; карта; экскурсия; игра; сценарий праздника; костюм; макет; модель; сувенир; мультимедийный продукт; учебное пособие и др.

Формы презентации проектов демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода; защита реферата; сюжетно-ролевая игра или экскурсия; праздник или инсценировка; демонстрация учебного пособия и т.п. Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.

План работы Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование ? Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы ? Цель. Что я хочу исследовать ? Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование ? Задачи исследования. Дата и место проведения моего исследования. Методика работы. Каким образом я проводил исследование ? Описание работы. Мои результаты исследования. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал ? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. Использованная литература. Приложение, презентация

Структура учебного исследования 1. Выбор темы исследования 2. Выдвижение гипотез 3. Поиск и предложение возможных вариантов 4. Сбор Материала 5. Обобщение полученных данных 6. Подготовка Проекта 7.Защита Проекта

Уровни реализации «исследовательского обучения» Простой Средний Высокий

Роли участников проектной деятельности Простой уровень Простой уровень Взрослый Ребёнок Ставит проблему Находит решение Намечает стратегию и тактику ее решения

Роли участников проектной деятельности Средний Средний Взрослый Ребёнок Ставит проблему Намечает стратегию и тактику ее решения. Находит решение

Роли участников проектной деятельности Высокий Взрослый Ребёнок Партнёр ученика Ставит проблему Намечает стратегию и тактику ее решения. Находит решение

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от « взрослой » конференции, здесь необходимо создать « ситуацию успеха » для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

По результатам опроса ЧЕМУ УДАЛОСЬ НАУЧИТЬСЯ ? - РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ ; - АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ; - ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА ; - ДОДЕЛЫВАТЬ ВСЁ ДО КОНЦА ; - ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ - РАССМАТРИВАТЬ ТЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

Для ученика проект - это Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала ; Деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы

Для учителя проект - это Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета. Форма организации учебного процесса. Философия образования : цели и деятельности, результатов и достижений. Педагогическая Технология : комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся. Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь

ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ Проект « Осень в лесу »

Тема: МОЯ РОДОСЛОВНАЯ Тип проекта: исследовательский Учебный год: 2008/2009 Была проделана большая поисковая работа о своих дедушках и бабушках, о тех, кто жил раньше: расспросы родственников о предках записаны подробно в альбоме; были собраны документы, фотографии из семейных архивов. 1. Была изучена специальная литература по истории русских фамилий. 2. Подготовка и защита исследовательской работы на научно-практической конференции. 3. Создание презентации на электронном носителе. 4. Создание генеалогического дерева «Древо жизни».

Проект: Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.С.Пушкина

Проект: «Здравствуй, Осень Золотая!»

Игровая программа (проект): «Что вам надо? Шоколада!»

Проект урока-конференции по литературному чтению ЛЮБИТЕ ЖИВОЕ И БЕРЕЖНО К НЕМУ ОТНОСИТЕСЬ ! Человек - творение природы. И то, как он к ней относится, зависит его жизнь на планете Земля. МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ » ( А. СЕНТ - ЭКЗЮПЕРИ )

Дрожецкая Алина,ученица 3 класса-участница конференции научного общества учащихся Арбузовского образовательного округа (Проект»Моя записная книжка»)

Участники конференции научного общества учащихся Жуковской школы

Критерии успеха работы над проектом Достижение конечного результата; Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний; Сплоченность участников команды; Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного; Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.

Помните!!! Подходите к проведению работы творчески. Не сдерживайте инициативы детей. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций. Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !