Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к ЕГЭ Часть В. Обособленные члены предложения Автор: Захарьина Е.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Мамонтовская средняя общеобразовательная.
Advertisements

Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции. Цель урока : интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ Функции.
Художественный стиль Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир. Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных,
Художественный стиль Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир. Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных,
Уроки русского языка в 8 классе Автор: учитель Лебедева Евгения Игоревна, МОУ Новлянская основная общеобразовательная школа Заволжского района Ивановской.
Анализ текста по С. Качалкову «На этого человека нельзя смотреть без смеха…»
Сочинение на основе художественного текста (часть С ЕГЭ) МОУ «Лицей» Учитель русского языка и литературы высшей категории Майер Елена Николаевна Калачинск.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Литературный герой. Любое действующее лицо литературного произведения является литературным героем.
Автор: Макеева А.В. МОУ «Благодаровская СОШ». «Уроки доброты». Главный герой рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского». «Я написал этот рассказ в надежде,
УРОК 5 Тема :«Добро и зло». «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» Римлянам.
Государственная итоговая аттестация Комплексный анализ текста Сочинение-рассуждение С2.2.
Самый главный человек в нашей жизни- МАМА Презентация Шевердиновой Анастасии 5 «а» класс.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Илья Ильич Обломов. Изучение особенностей авторского стиля и композиции.
ГРУППА «ПЧЁЛКИ». Мамин день - праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям,
Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта. Ну-ка, дети, соберитесь И друг другу улыбнитесь! Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
Мама, какая ты красивая!. Мама нас ласкает, Солнце согревает. Солнце, как и мама, Лишь одно бывает.
Какие типы речи вы знаете? описание, повествование, рассуждение Что такое описание? описание - это тип речи, основа которого перечень признаков предмета,
« После бала » Л.Н.Толстой Прототипом главного героя рассказа « После бала » был брат Л. Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич.
Транксрипт:

Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции

Цель: интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ Тип урока: урок-исследование

Композиция (от лат. сompositio – составление, соединение, связь) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения. Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходил из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи. ( словарь литературоведческих терминов)

Исходный текст (1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос –картошкой, на голове- пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. (3)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем- то горячо возмущается. (4)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то шапку задом наперед нахлобучит. (5)»Беспутный» - так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (6)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей. - (7)Сашка, ты бы умылся, что ли! (8)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! – кричали женщины и сердито качали головой. (9) Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (10)Родители, ругая своих детей за нерадивую учебу, непременно поминали школьного кочегара: - (11)Вот не будешь учиться – станешь таким, как этот Сашка Бозин! (12) Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13) Когда были первые морозцы, шел по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (14)несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись: - (15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая.

(16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич. (19) Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В маленькой каморке была печь, пружинная кровать, накрытая пикейным покрывалом, у окна деревянный стол. (21) А над столом большая картина. (22)На ней изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. (23 )Среди неба – пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. (24) Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовет к себе или, наоборот, прощается. (25) И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела – освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены.(26) Откуда у Бозина эта картина – купил он ее, нашел где-то или, может быть, сам нарисовал –никто не знал. (27) Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28) А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. (29) Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший вместе с ними директор опустил голову. (По С. Качалкову)

Какие чувства вызывают смысловые части прочитанного текста?

Смысловые части текста Впечатление от прочитанного 1-6 пр.Негативное отношение к герою создают Портрет: «Низенький, толстенький, нос –картошкой, на голове- пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку». Внешний вид: «Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то шапку задом наперед нахлобучит.» Манера говорить: «У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается» Образ жизни, поведение: «жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей. Оценка, которую ему давали окружающие: «Беспутный» 5-11 пр.1)Согласие с оценками, которые давали местные жители Сашке 2)Настораживает содержание 9 пред-я. «…любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму».

12-15 пр.Негативное отношение к герою сменяется жалостью к нему; возникает недоумение и неприязненное отношение к жителям деревни, возмущение их поведением: «Все, кому он жаловался, только смеялись: - Сашка, у тебя голова не может болеть, она же у тебя пустая» пр.Негодование: человеку за сорок, а сельчане настолько пренебрежительно к нему относились, что даже не знали отчества… ( а ведь по «батюшке его величали Григорьевич!») пр.Сочувствие, жалость, боль, раскаяние и отчаяние: ничего нельзя исправить: не стало человека с чистой и бескорыстной душой.

1. На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (29) Женщины не выдержали и в голос заплакали.

Какие смысловые части исходного текста противопоставлены?

Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове- пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то шапку задом наперед нахлобучит. На ней изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. Среди неба – пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовет к себе или, наоборот, прощается. И вся картина… освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. …Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. …после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей. «Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! – кричали женщины и сердито качали головой.» «Жаловался»«смеялись» «Ветхий домик», «избушка», «Маленькая каморка». «Большая картина»

Что противопоставил автор в этом рассказе?

Два мира – жестокий мир людей, окружавших Сашку Бозина, и его собственный, простой и чистый, который с таким лиризмом передает С. Качалков. Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. На ней изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. Среди неба – пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовет к себе или, наоборот, прощается. И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела – освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены

Вывод 1. Противопоставление помогает Увидеть индивидуальные особенности характера Сашки Бозина- его незлобивость, всепрощение, внутреннюю чистоту; Проникнуть во внутренний мир героя: светлый ангелочек на картине становится своеобразным ключом, раскрывающим истинную сущность; Бозина, непритязательную красоту и доброту его души; Понять бездушное отношение односельчан к Сашке Бозину; Переоценить свое отношение к герою, жителям деревни, к окружающим людям.

Какое из значений слова «беспутный» имели в виду те, кто так называл Бозина?

Словарь синонимов русского языка Беспутный См. безнравственный Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова Беспутный (разг)Легкомысленный, неосновательный, беспорядочный. Беспутный малый. Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой Беспутный (разг)1)Ведущий беспорядочный, предосудительный образ жизни. 2)Лишенный разумной цели, разумного основания; бестолковый, бессмысленный, безрассудный. Любовь к ближнему Провозглашенная христианством этическая ценность, которая соответствовала основной этической ценности древности -справедливости, являясь вместе с тем более широкой по содержанию. Любовь к ближнему означает, что одна личность заступается за другую, так же как за саму себя, не рассуждая о правах, заслугах или достоинствах этой личности. Любовь к ближнему не есть явление, сопутствующее состраданию; она есть чувство и стремление, рассматривающее другую личность как некую ценность. (Философский словарь)

Смысловой ряд: ангел – сын; отец – Бозин. Вывод 2. «Бозин», «божий» в переводе со старославянского означает «божий». Сын, человек, в любом случае он заслуживает любви и внимания, как все мы, люди.

Часто мы оцениваем людей по внешнему облику, считая, что… Каждый человек, независимо от его внешнего облика, это … Уникальность каждого человека в том, что… Если уклад жизни какого –то человека отличается от нашего, то мы даже можем позволить себе …, а это… Мы не всегда способны понять внутренний мир другого человека, и это становится … Каждый человек – это большой мир, тайну которого вряд ли … Бездушное, пренебрежительное отношение к человеку часто оборачивается против тех, кто… Многими из нас, к сожалению, утрачены такие бесценные качества, как любовь к ближнему, желание помочь и …