Состояние учебно – воспитательного процесса в ходе введения ФГОС второго поколения при внедрении системно – деятельностного подхода Выступление на педагогический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Advertisements

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Системно-деятельностный подход Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Современный урок глазами учителей и учеников. Цели 1.Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы 2.Проанализировать результаты.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 3 29 марта 2013 г. ПЕДСОВЕТ.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Основа Стандарта нового поколения Системно-деятельностный подход на уроках музыки Овсянникова Н.П.
Транксрипт:

Состояние учебно – воспитательного процесса в ходе введения ФГОС второго поколения при внедрении системно – деятельностного подхода Выступление на педагогический совет Подготовили: Яушева Р.Н., Лисачева Е.А., Брыткова Е.И., Горьковец А.Г., Атабекян И.В., Литвинова О.М., Воронкова Г.Н., Лущ В.И.

Кадровые условия реализации основного образования программы на этапе внедрения ФГОС

Все педагоги начальных классов школы соответствуют требованиям, предъявляемым в ФГОС к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования Могут: Управлять процессом личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного развития обучающихся (учащихся) и процессом собственного профессионального развития Проектировать рабочие учебные программы по предметам, внеурочной деятельности, проектировать работу классного руководителя Способность эффективно использовать материально – технические, информационно- методические, ИКТ и иные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования В учреждении создана система непрерывного, профессионального развития педагогических работников.

Финансовые и материально - технические условия Школа обеспечена наличием в начальной школе: 4 оборудованных кабинета начальных классов, 2 спальни, оборудованных спортивных, актового и столовых залов, кабинета хореографии, библиотекой, логопедического кабинета, кабинетов социального педагога, педагога-психолога. При реализации ООП НОО предусматриваются специально организованные места, постоянно доступные младшим школьникам и предназначенные для: общения (пока только классная и игровая комнаты, актовый зал, пришкольный участок. Отсутствуют небольшие помещения для группового общения); подвижных занятий (спортивный зал, спортивная площадка, кабинет хореографии) индивидуальной работы (кабинеты социального педагога, педагога – психолога, учителя - логопеда).

Финансовые и материально - технические условия Для организации всех видов деятельности младших школьников в рамках ООП НОО класс (группа) имеет частичный доступ по расписанию в следующие помещения: кабинеты иностранного языка; компьютерный кабинет, имеющий выход в Интернет (создан собственный сайт). библиотеку и читальный зал; спортивный зал; кабинет хореографии; кабинет музыки актовый зал.

Материально-технические условия соответствуют возрастным особенностям и возможностям обучающихся, позволяют обеспечить реализацию образовательных и иных потребностей и возможностей обучающихся

Учебно - методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы Школа обеспечена учебниками, учебно- методической литературой и материалами по всем учебным предметам. Библиотека школы имеет фонд дополнительной литературы: художественную, научно-популярную; справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию ООП НОО. Учебно-методическое обеспечение основано на использовании в учебном процессе УМК «Начальная школа XXI века.

Психолого-педагогическое обеспечение Психологическое и педагогическое сопровождение учащихся 1-4 классов проводится совместно с педагогами, которые работают в психолого-педагогической службе. На протяжении четырех лет обучения в начальной школе проводится психолого- педагогическая диагностика, предметом которой являются различные компоненты психологического развития младшего школьника.

Правовое обеспечение Основной перечень нормативной базы, обеспечивающий реализацию ФГОС на уровне образовательного учреждения 1. Положение о введении ФГОС 2. Положение о внеурочной деятельности 3. Приказ – «Об организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС 4. Приказ об утверждении «Дорожной карты» 5. «Дорожная карта» 6. План методического сопровождения ФГОС 7. Положение о рабочей группе 8. Приказ о введении новой должностной инструкции учителя начальных классов. 9. Приказ о введении новой должностной инструкции заместителя директора по УВР на начальной ступени образовательного учреждения (при наличии должности) 10. Должностные инструкции учителя начальных классов и заместителя директора по УВР. 11. Приказ о распределении обязанностей между администрацией школы (в т.ч. по ФГОС) 12. Протоколы родительских собраний. 13. Модель реализации внеурочной деятельности 14 Приказ об организации внеурочной деятельности 15. Основная образовательная программа начального общего образования 16. Рабочие программы по предметам и кружкам. 17. Программа психолого - педагогического сопровождения ФГОС 18. Договор ОУ с родителями (законными представителями) обучающихся 19. Индивидуальная карта пребывания ребёнка в ОУ (посещение кружков ОУ и учреждений дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности) 20. Журналы учёта занятости обучающихся внеурочной деятельностью (классный руководитель) 21. Положение о ГПД 22. Режим работы ГПД с учётом реализации внеурочной деятельности (1 класс)

Факторы риска Несовершенство нормативно-правовой базы ОУ Разработка и корректировка локальных нормативно- правовых актов ОУ: должностные инструкции педагогических и руководящих работников ОУ, положение о системе оценивания и проведения аттестации учащихся, положение о распределении стимулирующего фонда оплаты труда, дополнительное соглашение к трудовому договору

Факторы риска Финансово-экономические трудности Нормативно-подушевое финансирование, дополнительное финансирование на организацию внеурочной деятельности Методика расчета оплаты внеурочной деятельности Учет различных видов деятельности педагогов, новые подходы к оценке результатов деятельности педагогов и условиям оплаты труда, разработка объективных критериев оценки результатов труда педагогов для распределения стимулирующего фонда оплаты труда

Факторы риска Материально- техническое обеспечение ОУ Комплексное использование ресурсов ОУ, информационное обеспечение и использование учебно- методических комплексов начальной школы, использование современных электронных носителей информации

Факторы риска Недостаточный уровень профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников Экспертно- аналитические и методологические семинары для участников эксперимента, повышение квалификации разных категорий работников ОУ

Факторы риска Негативное реагирование родителей на нововведения Система ознакомительных занятий и родительских собраний, информационная и психолого-педагогическая поддержка эксперимента, участие родительской общественности в разработке основной образовательной программе ОУ

Факторы риска Негативное отношение ряда учителей к нововведениям Психолого- педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с педагогами, выявление профессиональных затруднений педагогов.

Влияние внедрения системно – деятельностного подхода на организацию урока Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Влияние внедрения системно – деятельностного подхода на организацию урок а Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода 1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий. 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.