1 Кравцов А. О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург УРОК В ЛОГИКЕ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА «Технологические аспекты реализации системно- деятельностного подхода в условиях введения ФГОС ООО» Районный семинар
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
4 Жак Делор «Образование: скрытое сокровище» доклад международной комиссии по образованию для 21 века Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)
5 результаты деятельности, а деятельность – это решение задач/проблем Уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией деятельности. «научение жить здесь и сейчас Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАННОМ ЭТАПЕ
СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
7 ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Умение ставить проблему и находить подходы к ее решению; Понимание учащимся целесообразности того, что он делает; Дает возможность приобретать навыки прогнозирования и понимание того, что результаты сегодняшней деятельности скажутся только завтра; Наличие у учащихся опыта согласования своих целей с целями общества Эмоционально-ценностное отношение к образованию
8 Понятие системно- деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Цель- снять противоречия внутри отечественной психологической науки между: системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
9 Системно- деятельностный базируется на зоне ближайшего развития ребенка развитие деятельность обучение Л.С. Выготский В.В.Давыдов
10 В УД указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику» «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно» «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»
11 Таксономия Б.Блума система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.) Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня Таксономия это иерархически взаимосвязанная система (от греч. - расположение, строй, порядок, и - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение
12 Главная задача СДП: Организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД. Как сформировать УУД «самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»?
ОПЫТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов знаний; опыта осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений в форме личностных ориентаций
15 Меня учат Я учусь!
16 Основные компоненты – учебно-познавательные мотивы осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект» выбор средств и методов планирование решения «как и в какой последовательности я должен решить задачу» решение задач и рефлексивно -оценочные действия «все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели» действие целеполагания «что я должен сделать...»
17 ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Мотивирование к учебной деятельности; 2. Актуализация и фиксирование индивидуального обучения в пробном учебном действии 3. Выявление места и причины затруднения; 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение; 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
18 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СДП 1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений 2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики. 3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук
19 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СДП 4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. 6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. 7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение
20 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает
21 Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем?
22 Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм Как?
23 Самоконтроль- определение правильности выполненного действия Правильно?
Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия Хорошо? Можно лучше?
25 Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции, самостоятельной выработки жизненных ценностей) со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать Позиционирование учителя
26 ТИПЫ УРОКОВ По типу учебного действия 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи. 3. Урок моделирования и преобразования модели. 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа. 5. Урок контроля и оценки. По целеполаганию 1. уроки «открытия» нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической направленности; 4. уроки развивающего контроля.
27 Традиционное обучение Обучение в логике СДП 1) базируется на принципе доступности; 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 2) учащийся действует как субъект собственной УД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
28 Критерии результативности урока в логике СДП 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
29 Критерии результативности урока 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы). 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчетва, психологического комфорта.