Татарстан - важнейшая тыловая база страны во время ВОВ С первого дня войны жизнь Республики была подчинена единой цели - защите Отечества и разгрому врага.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С первого дня войны жизнь Республики была подчинена единой цели - защите Отечества и разгрому врага. Сотни тысяч семей провожали на фронт своих сыновей,
Advertisements

Жуков Владислав Кемеровский профессионально-технический колледж 2 курс Педагог-куратор: Чегошева Г.Ш.
Всё для фронта, всё для победы! Вклад отечественной физики в великую победу.
Самолеты Красной Армии в годы Великой Отечественной войны гг. Составил: Исин А. Е. КГКП «ЭСТК». Павлодарская область.
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА. БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-3 Боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых.
Боевая техника гг. 2 «в» школа 14 Победа над фашистской Германией и ее союзниками была одержана совместными усилиями государств антифашистской.
Приближается 70-ая годовщина Великой Отечественной войны и мне стало интересно, какая же боевая техника помогла нашему народу одержать победу над фашисткой.
Тема: ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС). Вое́нно-возду́шные си́лы ВС Российской Федерации (ВВС ВС РФ) Вое́нно-возду́шные си́лы ВС Российской Федерации (ВВС.
Выполнил: студент 2155 группы Трифонов И. В. Научный руководитель: Кущ Т. А.
АВИАЦИЯ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. Авиация Красной армии штурмовик ИЛ - 2 Штурмовик ИЛ – 2 играл в небе такую же важную роль, как танк Т- 34 на земле.
«…после её обстрела, фашисты воевать уже не могли..!» из высказывания ветерана Великой Отечественной войны Филина К.А.
Одесса с первых дней войны оказалась прифронтовым городом. Ожесточенные бои на дальних подступах к Одессе развернулись в начале августа 1941 г.
Авиация Проект Оружие Победы Автор: Копылова Ирина, ученица 8-а класса Новоюрьевской СОШ.
Физика в блокадном Ленинграде Самодуров Игорь и Онегин Андрей 10 2 МОУ «Лицей 3»
на нашу землю пришла самая жестокая и самая жестокая и кровопролитная война в кровопролитная война в истории человечества на нашу землю пришла самая жестокая.
Самые известные автомобили Второй мировой войны..
Выполнил: Студент гр.Э Симашков Н.С.. Ни для кого не секрет, что где–то лед и не выдерживал, машины проваливались под лед. И тут весомое слово сказали.
Есть у войны печальный день начальный, А в этот день вы радостью пьяны. Расул Гамзатов. Ко Дню Победы…
Посвящается 65-ию победы в Великой Отечественной войне. Работа Худякова Дмитрия ученика 7 класса МОУ Большеполянской сош Алексеевского района, Республики.
Советские истребители – ЛаГГ- 3, Ил-2 и Миг-3. Советские истребители – ЛаГГ- 3, Ил-2 и Миг-3. Островский Станислав 5 А ГОУ СОШ 574.
Транксрипт:

Татарстан - важнейшая тыловая база страны во время ВОВ С первого дня войны жизнь Республики была подчинена единой цели - защите Отечества и разгрому врага. Сотни тысяч семей провожали на фронт своих сыновей, мужей, братьев, отцов, дочерей. Татарстан стал одной из важнейших тыловых баз страны. Казанский авиационный завод, завод синтетического каучука, фабрика кинопленки, меховой комбинат, швейные фабрики – эти предприятия были известны всей стране. Советское правительство поставило задачу в кратчайшие сроки всю работу промышленности подчинить потребностям фронта. « У нас не может быть «мирных» предприятий, _ писала газета Правда 13 июля 1941 года., - каждый завод, фабрика должны работать для военных нужд.

Военная Казань. В Казань к осени 1941 года было эвакуировано 70 предприятий. Необходимо было разместить не только цеха, но и людей. Их было около 80 тысяч человек. Всех надо было обеспечить жильем и продовольствием. Несмотря на трудности, люди работали и давали необходимую фронту продукцию.

Блокадный хлеб По решению правительства с 20 августа 1941 года в городах республики было введено нормированное снабжение хлебом, кондитерскими изделиями и другими продуктами. По нормам снабжения все население делилось на четыре группы: рабочие и приравненные к ним, служащие и приравненные к ним, иждивенцы, дети до 12 лет. Правом преимущественного снабжения по карточкам пользовались работники ведущих отраслей народного хозяйства, связанных с материальным обеспечением фронта. В зависимости от категории были установлены такие нормы снабжения: Хлеб 1 категории 2 категории рабочие служащие иждивенцы дети Сахар (в месяц) Рабочие Служащие Иждивенцы Дети Многих горожан выручала система общепита, развернувшееся индивидуальное и коллективное огородничество, продукция которого служила важным источником питания. С первого ноября нормы были введены на остальные продукты питания: картофель, рыбу, жиры, крупы, овощи, макароны. Конечно в глубоком тылу было не так голодно, как в городах прифронтовой полосы или в Ленинграде. Но все же и в Казани люди очень страдали от голода и, еще больше, от холода. Зимы 1941 и 1942 года были очень суровыми. Не хватало не только продуктов, но и света и топлива.

Казанский меховой комбинат Заводы пишущих машин, искусственной кожи, автогаражного оборудования и другие, производившие до войны мирную продукцию, перешли на изготовление мин, снарядов, осветительных бомб и т.д. Казанский меховой комбинат за короткий срок освоил пошив шапок – ушанок, рукавиц, жилетов, унтов, комбинезонов и шлемофонов для летчиков, теплого обмундирования. Предприятия местно промышленности шили шинели, гимнастерки, брюки, перчатки, теплое белье, маскировочные халаты. Швейная фабрика 4 получила задание на изготовление парашютов и подвесных систем для осветительных ракет..

Казанская фабрика кинопленки одна из первых предприятий Республики получила срочный заказ на изготовление новых видов пленки для нужд авиации. Ранее такая пленка выпускалась в городах Шостке и Переяславль – Залесском, оказавшихся в тылу противника. Казанская фабрика стала единственным предприятием, выпускающем такую продукцию. Уже в августе 1941 г. коллектив фабрики изготовил первую партию авиационной пленки для фотографирования с больших высот военных объектов противника. С этого времени в течение всей войны фабрика снабжала армию высококачественной пленкой, фотобумагой, медицинские учреждения – рентгеновской пленкой. Причем каждый квартальный план равнялся годовому. Завод светочувствительных фотоматериалов был заложен в 1931 году в Казани. Название «ТАСМА» было присвоено заводу в 1979 году и происходит от сокращения ТАтарские Светочувствительные МАтериалы. В 1992 году производственное объединение преобразовано в акционерное общество открытого типа «Холдинговая компания Тасма». Фотолюбителям хорошо известны черно-белые фотопленки производства этой компании, в том числе фотопленка в металлических кассетах с DX кодом Tasma 100 SUPER. 1 июля 1931 года - Пуск фабрики кинопленки год - Впервые в стране освоена технология невоспламеняющейся кинопленки год - Освоена проектная мощность год - Перевод производства на выпуск особо ответственных кинопленок год - Освоено производство высокочувствительных всепогодных авиа пленок для фронтовой разведки год - Коллективу на вечное хранение вручено Красное Знамя ЦК отраслевого профсоюза и Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров Советского Союза.

Школьники Татарии От взрослых не отставали и школьники. Они тоже не только учились, но и вносили свой посильный вклад в борьбу с фашизмом. Из воспоминаний В начале зимы 1941/42 года нам, первоклассникам, объявили: фронту нужны бутылки. Все отчетливо сознавали, что значит в военном деле обычная бутылка. Каждый мальчишка готов был с такой бутылкой в атаку на вражеский танк, чтобы собственной рукой поджечь ненавистного фашиста. Бутылки с горючей смесью – то же самое, что гранаты, применяемые против танков, для поджога вражеской техники, складов, мостов. Вскоре в проходе на первом этаже школы громоздились корзины, ящики, корыта с пустыми бутылками. Грузовичок- полуторка увез на завод полкузова наших бутылок, а мы радовались, что хоть немного помогли фронту.

- Бутылкомет… 1891 год…. 9 декабря 1941 года наши войска, освобождая Тихвин, попали в сложную обстановку. Один за другим вспыхивали факелами наши танки. Ценой больших потерь бой был выигран. На месте боя была найдена противотанковая пушка и боекомплект к ней. Пробоины в броне наших танков были необычные. Броня прожигалась снарядами, словно автогенной резкой. Сталин внимательно рассматривал фотоснимки из-под Тихвина. Затем снял телефонную трубку и попросил соединить его с Казанью, с президентом Академии наук Комаровым. Но Комаров был болен, и к телефону пригласили его заместителя, академика Отто Юльевича Шмидта. - Чем занята наука? – довольно сухо спросил Верховный. Шмидт бодро стал докладывать, что вся наука с полной отдачей сил работает на нужды фронта, и в первую очередь над средствами борьбы с танками. Успешно проведены опыты с ружейным бутылкометом. -Бутылкомет? – переспросил Сталин. – Это еще что такое? - На нашу заслуженную винтовку Мосина образца годов надевается специальная стальная насадка с двумя каналами. Один из них служит продолжением ствола винтовки, второй расширяется и в него закладывается сосуд с горючей смесью. Дальность полета сосуда 75 – 100 метров. - Бутылкомет… 1891 год…. Сталин помолчал. Потом медленно заговорил: А вот немцы работают по образцу 1941 года! Пока вы там возитесь с бутылочками, они выпускают бронепрожигающие снаряды. Броню нашу прошивают, как шило валенок. Передайте Комарову: вам доставят эти снаряды и пушку. Разберитесь, в чем там секрет…

ампулометы и бутылкометы огнеметные мортиры Оригинальным зажигательным оружием РККА стал так называемый 'ампуломет', применявшийся для борьбы с живой силой, поражения или ослепления танков, бронемашин и автомобилей противника, выжигания живой силы из укрытий и укрепленных строений. Ампуломет состоял из ствола с патронником, затвора-задвижки, стреляющего приспособления, прицельных приспособлений и лафета с вилкой. Ствол - труба, свернутая из листового 2-мм железа. Прицельные приспособления включали мушку и откидную стойку прицела. Ствол цапфами крепился в вилке лафета - треноги, деревянной колоды или рамы на лыжах. Снарядом служила жестяная ампула АЖ-2 или стеклянный шар с 1 л смеси "KC", выстреливаемый холостым охотничьим патроном 12-го калибра. Масса ампуломета составляла 10 кг, лафета - от 5 до 18 кг, прицельная дальность стрельбы м, максимальная м основным и до 400 м с дополнительным зарядом, расчет - 3 человека, скорострельность выстр/мин, боекомплект - 10 ампул и 12 вышибных патронов. Заряжание производили два человека - первый номер расчета вставлял с казны вышибной патрон, второй вкладывал в ствол с дульной части саму ампулу. Ампулометы были очень простыми и дешевыми "огнеметными мортирами", ими вооружались специальные ампулометные взводы - Боевой устав пехоты 1942 г. упоминает ампуломет в качестве штатного огневого средства пехоты. В бою ампуломет часто служил ядром группы истребителей танков. Применение его в обороне в целом оправдывало себя, попытки же применения в наступлении приводили к большим потерям расчетов из-за малой дальности стрельбы. Правда, они не без успеха использовались штурмовыми группами в городских боях - в частности, в Сталинграде. В конце 1942 г. ампулометы были сняты с вооружения.

Пушку и снаряды привезли в Казань. Все три института Академии наук выехали на полигон, где стояли трофейные немецкие танки. Выпустили первый снаряд. Когда осмотрели пробоину, все были в шоке! Никто не мог предположить принцип действия этого снаряда. Долго и мучительно ломали специалисты головы над загадкой хитроумного изобретения немцев. И решение пришло! С помощью микросекундной рентгеносъемки ученые высветили процесс взрыва снаряда. Оказалось, что во время взрыва вдоль оси снаряда возникала высокоскоростная струя металла, которая и прожигает броню… В создании современного оружия активно участвовал коллектив завода ТОЧМАШ. ОТБ-40, специальное бюро, в котором за период 1943 года были разработаны и внедрены в производство новые марки пироксилиновых порохов к реактивным снарядам, отработали пироксилиновый порох для минометных снарядов, новых образцов стрелкового оружия, беспламенные заряды и пороха.

Заряды «Катюш» Одной из наиболее важных задач, было производство зарядов к снарядам для секретной установки «Катюша». Заряды для реактивной артиллерии готовились из нитроглицериновых порохов. Но в связи с эвакуацией Тамбовского завода производство так необходимых фронту зарядов прекратилось. Других действующих заводов, выпускающих нитроглицериновые пороха, в стране не было. Пироксилиновый порох, изготавливаемый по существующей на Казанском пороховом заводе технологии, по своим свойствам оказался непригодным для зарядов «Катюш». Наш пироксилиновый порох горел незакономерно, затухал при низких температурах, давал выскоки опасных давлений. Поиски необходимой технологии шли очень трудным путём, но к декабрю 1941 года они всё же увенчались успехом. В июне 1942 года изготовление порохов под системы «Катюш» М-8 и М-13 составило около 30% от общего объёма производства пороха на казанском заводе. В годы специалистам завода удалось разработать новые унифицированные составы пироксилинового пороха прогрессивной формы для катюшных зарядов Владимир Владимирович Шнегас ( ) Высокоэрудированный специалист, воспитанник знаменитой Михайловской артиллерийской академии, В.В.Шнегас внес большой вклда в развитие пороходелия в нашей стране. Был директором завода в Казани (1918), Тамбове (1933), Рошале ( ).

«Рус- фанер» С августа 1941 года в Казани разворачивается производство самолетов ПО – 2, которые стали незаменимы на фронте. Этот самолет использовали в качестве разведчика, связного на нем вывозили раненых с передовой. Но машина не была приспособлена к ведению военных действий. В октябре 1941 года приступили переоборудованию учебного самолета ПО – 2 в легкомоторный бомбардировщик. Изменились летные и технические характеристики самолета. Это давало возможность поднимать в воздух триста и более килограммов бомб, установить пулемет с боевым запасом в 315 патронов. В письме с фронта на имя директора завода летчики 314 авиационной дивизии писали: « мы летаем на них в любое время суток, в любую погоду, выполняем любую задачу. Никакой другой самолет не может выполнить таких многообразных задач, как ПО-2 ВС, сделанный вашими руками. На нем мы ведем ночную разведку, бомбим, штурмуем врага, перевозим раненых, летаем к партизанам, и всегда ваши машины работают безотказно.» Выпускаемый в Казани « Небесный тихоход» стал легендарной машиной. Появление его на передовой поначалу вызвало у немцев скептические реплики. Они называли его «Рус- фанер». Но когда бомбардировщики не стали давать покоя переднему краю, немецкое командование заговорило иначе и стало давать пять тысяч марок тем, кто сбивал эти самолеты. За годы войны 22-й завод выпустил более 10 тысяч этих знаменитых бомбардировщиков.

У-2/По-2 Тип многоцелевой биплан Разработчик Поликарпов Поликарпов Первый полёт Январь 1928 года 1928 года Начало эксплуатации 1929 год 1929 год Основные эксплуатанты ВВС СССР, Аэрофлот Осоавиахим, ДОСААФВВССССРАэрофлот ОсоавиахимДОСААФ Годы производства Единиц произведено 40,000+ Экипаж 2 чел. Максимальная скорость 150 км/ч Практический потолок 3820 м. Дальность полета 430 км Мощность 100 л.с Запас топлива 90 кг. Длина самолета 8,17 м. Размах крыла 11,4 м.

По-2 санитарный На месте задней кабины учебного По-2 и первого отсека задней части фюзеляжа оборудована закрытая кабина для медработника и больного на носилках или же двух сидячих больных, или двух пассажиров. Передняя часть фюзеляжа удлинена на 304 мм для обеспечения эксплуатационных центровок самолета при полной загрузке санитарной кабины. Кабина летчика закрыта сдвижным фонарем. Для обеспечения дальности полета установлен задний бензобак. Масса пустого самолета 810 кг, полетная 1250 кг, нагрузка 440 кг (в том числе бензина 145 кг, и масла 15 кг). Применялся на местных аэролиниях ГВФ и как транспортный самолет.

По-2 учебный Масса пустого самолета 750 кг, нагрузка 273 кг, полетная масса при полетах "по кругу" 1023 кг. Центровка пустого 31,6% САХ, груженого 32,7% САХ. По-2 тренировочный отличался от предыдущего откидным колпаком на задней кабине и приборами для слепого полета.

По-2Л пассажирский На местных линиях ГВФ применялся как для перевозки грузов и почты, так и в качестве санитарного. В самолетах выпуска 1948 г на месте второй кабины По-2, в начале задней части фюзеляжа оборудована закрытая кабина для двух пассажиров или же медработника и больного на стандартных носилках. Вынос верхнего крыла уменьшен с 800 до 600 мм для обеспечения центровки. Кабина летчика со сдвижным фонарем. В самолетах, переоборудованных из учебного По-2, пассажирская кабина длиннее на 0,4 м. Масса пустого самолета 810 кг (1948 г) и 780 кг (у переоборудованных), полетная масса 1250 кг, нагрузка 440 кг и соответственно 470 кг, в том числе топливо 145 кг. Центровка 29-41% САХ. Характерной особенностью внешнего вида По-2С и По-2Л была далеко идущая назад кабина и от этого своеобразный (не слишком красивый) горбатый вид фюзеляжа.

По-2А сельскохозяйственный Применялся для рассеивании минеральных удобрений с целью подкормки сельскохозяйственных культур, для борьбы с вредными насекомыми и других целей. На самолете устанавливался аэроопыливатель или же аэроопрыскиватель. Кроме того, самолет применялся как транспортный на местных линиях. В самолетах выпуска 1946 г и в переоборудованных из учебных По-2 на месте задней кабины устанавливался бак для химикатов, а в начале задней части фюзеляжа была оборудована третья кабина для авиатехника при перелетах с баз к местам химических работ. Был уменьшен вынос верхнего крыла с 800 до 600 мм для обеспечения допустимых эксплуатационных центровок при полной загрузке химикатами или при размещении техника в третьей кабине. Все три кабины были оборудованы легкосъемными фонарями закрытого типа для улучшения условий работы летчика и для перевозки пассажиров осенью и зимой. В самолетах У-2 выпуска до 1941 г эти кабины были теснее (короче), поскольку вынос верхнего крыла был 800 мм. Масса пустого самолета 740 кг, полетная 1150 кг, нагрузка 410 кг, в том числе химикаты 235 кг, масло 15 кг. бензин 34 кг. Бак и спецаппаратура 46 кг. В грузовом варианте полетная масса 1250 кг, центровка до 41%.

По-2ЛС (связной лимузин М.М. Кулика) В апреле 1945 г инженер ГВФ Михаил Маркелович Кулик переделал По-2 в довольно необычный вариант со многими элементами новизны. Нижнее крыло было укорочено в размахе на 1 м и элероны с него были сняты, а на верхнем крыле элероны были увеличены по размаху. По всему нижнему крылу, кроме подфюзеляжной части, были сделаны щелевые закрылки, опускавшиеся на 45°. По всей передней кромке обоих крыльев были установлены неподвижные предкрылки (из дуралюмина 0,8 мм). Стабилизатор был сделан с изменяемым в полете углом установки и связан с закрылками. Кабина в фюзеляже трехместная, закрытая плексигласовым фонарем обтекаемой формы. Вход в кабину через дверь в левом борту, где на месте вырезанного верхнего лонжерона фюзеляжа вставлена рама жесткости. Без изменения было оставлено шасси, но в общем переделка самолета была достаточно радикальной и смелой. Масса пустого самолета около 800 кг, полетная 1150 кг. Эффект от механизации крыльев был весьма значителен, посадочная скорость была получена рекордно малая всего 45 км/ч, угол планирования при опущенных закрылках был 12°, поведение самолета совершенно нормальное. Был произведен опыт применения самолета По-2 для поисков мин в море. Самолет был оборудован большим кольцом-антенной под фюзеляжем и соответствующей аппаратурой.

У-2 на гусеничном шасси Н.А. Чечубалина Это оригинальное устройство было осуществлено и испытано в 1937 г взамен колес шасси с целью радикального улучшения проходимости самолета на мокром, вязком, покрытом водой и грязью грунте, на тающем снежном покрове и т.п., где взлет на колесах труден или невозможен. Гусеничный ход был сделан в виде цепочки роликов- валиков, изготовленных из текстолитовых прутков диаметром 50 мм и длиной 0,3 м, заключенных между боковыми направляющими стенками коробки, по форме напоминавшей корпус ранних танков. В последующие два-три года Н.А. Чечубалин, работавший в БРИЗе Главсевморпути, построил близкие гусеничные взлетно-посадочные устройства для самолетов Р-5 и Ли-2. Они были более крупными, сложными и имели иногда самый настоящий тракторный или же танковый гусеничный ход с цепью из пластин. Испытания показали, что проходимость у гусениц была исключительная, они работали во всяких условиях, не засорялись, не отказывали. Общим недостатком их была сравнительная конструктивная сложность, трудоемкость и несколько большие масса и сопротивление по сравнению с колесами. Это помешало их внедрению.

По-2 на гусеничном шасси С.А. Мостового Шасси было построено в 1947 г по образцу устройств Н.А. Чечубалина, тоже работавшего в системе Полярной авиации. Это гусеничное шасси было столь же удачно, отлично прошло испытания, но так же не нашло применения по уже указанным причинам.

Самолёты советских ВВС времён Второй мировой войны Истребители И-5 И-15 И-15 бис (И-152) И-153 И-16 Пе-3 МиГ- 1 МиГ-3 Як-1 Як-3 Як-7 Як-9 ЛаГГ-3 Ла-5 Ла-7И-5И-15И-15 бисИ-153И-16Пе-3МиГ- 1МиГ-3Як-1Як-3Як-7Як-9ЛаГГ-3Ла-5Ла-7 Бомбардировщики У-2У-2 К-12 (ВС-2) Су-2 Су-4 Су-6 Як-2 Як-4 СБ (АНТ-40) Ар-2 Пе-2 Ту-2 ДБ-3 (Ил-4) ДБ-А Ер-2 ТБ-3 Пе-8К-12Су-2Су-4Су-6Як-2Як-4СБАр-2Пе-2Ту-2ДБ-3ДБ-АЕр-2 ТБ-3Пе-8 Штурмовики Ил-2Ил-2 Ил-10 Су-8Ил-10Су-8 Учебные и тренировочные По-2 (У-2) УТ-1 УТ-2 УТИ-4 УТИ-26У-2УТ-1УТ-2УТИ-4УТИ-26 Самолёт-разведчикР-5Р-5 Р-Z Р-10 (ХАИ-5)Р-ZР-10 Гидросамолёты МБР-2МБР-2 М-9 КОР-1 (Бе-2) МДР-3 МДР-5 МДР-6 (ЧЕ- 2) ОСГА-101 КОР-2 (Бе-4) Ш-2 (АШ-2) Ш-7 У-2М (По-2М)М-9КОР-1МДР-3МДР-5МДР-6ОСГА-101КОР-2Ш-2Ш-7У-2М Транспортные и планёры Ли-2Ли-2 Ш-7 Ще-2 А-7 Г-11 Як-6 КЦ-20Ш-7Ще-2А-7Г-11Як-6КЦ-20 Прототипы И-28И-28 (Як-5) И-30 (Як-3) И-180 И-185 И-190 И-200 И-250 ИТП ИС-1 ДИС БИ-1 АНТ-46 (ДИ-8) АНТ- 58 МиГ-5 Су-1 Су-3 Су-5 ТИС ДВБ-102И-30И-180И-185И-190И-200 И-250ИТПИС-1ДИСБИ-1АНТ-46АНТ- 58МиГ-5Су-1Су-3Су-5ТИСДВБ-102