Районный семинар-практикум воспитателей ДОУ Тюльганского района Тема: Управление познавательной деятельностью дошкольников в рамках внедрения ФГОС ДО Образовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад 34 Красногвардейского района города Санкт-Петербург Образовательная область.
Advertisements

«Задачи, направления и содержание работы с детьми по образовательной области «познание» в соответствии с ФГОС» Воспитатель: Лесникова И.Ю.
МБДОУ «Детский сад 45» КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС ДО» Составитель: Ольхова.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
Педагогический совет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» (закон РФ «Об образовании»,
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
"Что должны знать родители о ФГОС". С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
Модель образовательной программы дошкольного образования в старшей группе» разрабатываем целевой раздел ОП ДО.
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
Цель: знакомство с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
ОТ ФГТ К ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Левицкая М.В. заведующая МБДОУ д/с 4 Дроздова Е.А. воспитатель МБДОУ д/с 4 г. Заполярный.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад комбинированного вида 127 «Тополёк» Морозова Наталия Ильинична.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
« ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Транксрипт:

Районный семинар-практикум воспитателей ДОУ Тюльганского района Тема: Управление познавательной деятельностью дошкольников в рамках внедрения ФГОС ДО Образовательная область «Познавательное развитие» в свете ФГОС ДО Подготовила: Тараскина Ю.А г.

Документы, лежащие в основе разработки стандарта: Конституция Российской Федерации Закон об образовании в Российской Федерации Конвенция ООН

В рамках ФГОС Дошкольное образование - это первая ступень к уровню общего образования Ребенку можно дать образование в семье Сохранение уникальности самооценки дошкольного детства Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его особенностями Наблюдаем развитие познавательного процесса ребенка (помогаем ему) Отмена мониторинга Сопровождение в педагогическом процессе (задача педагога)

Цели стандарта Повышение социального статуса дошкольного образования; Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения ; Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

Целевые ориентиры стандарта Любознательность Уверенность в своих силах Положительное отношение к себе и другим Инициативность и самостоятельность Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Способность ребенка к фантазии, творчеству, воображению Способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений

Что дает введение стандарта педагогу Возможность проявить творчество Педагог должен быть мастером Личностное развитие и самосовершенствование Рост самооценки Удовлетворение результатами Интерес к работе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ социально- коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно- эстетическое развитие физическое развитие

Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Воображение Мышление Память Восприятие Пирамида Познания

Задачи образовательной деятельности детей разного возраста в области познавательного развития Поддержать детское любопытство Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию Младший возраст Развивать целенаправленное восприятие Поощрять самостоятельное обследование окружающих предметов Средний возраст Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира Старший возраст

Способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в разных возрастных группах Младший возраст Деятельность под руководством взрослого Пример поведения Средний возраст Сотрудничество со взрослыми в практических делах Активное стремление к познавательному, интеллектуальному общению Старший возраст Самостоятельная и разнообразная деятельность по интересам Поддерживать проявление индивидуальности в ребенке Поддерживать в детях ощущение взросления

Особенности постановки задач по познавательному развитию в разных возрастных группах (развитие сенсорной культуры - цвет) Младший возраст Мир красоты: ознакомление с эталонами цвета Цель: выделение цветов в предметах окружающего цвета с помощью взрослого Средний возраст Мир вокруг нас: как получить цвет. Цель: ознакомление детей с разными видами смешивания красок. Опыты по самостоятельному смешиванию красок Старший возраст Мир игры: Выявление детьми качеств разных цветов Цель: определение зависимости получаемого цвета от исходных

Содержание образовательной области «Познание» Развитие сенсорной культуры Формирование первичных представлений о себе и других людях Ребенок открывает мир природы Формирование с пяти лет первичных представлений о малой родине, отечестве, многообразии стран и народов мира Первые шаги в математике, исследуем и экспериментируем

Развитие сенсорной культуры Знание о цвете Сравнение предметов, материалы и их свойства Работа с геометрическим и фигурами

Формирование первичных представлений о себе, других людях ЛЮДИ (взрослые и дети ) Освоение представлений ребенка о себе и о своей семье

Формирование первичных представлений о малой Родине Родной поселок, село Родная страна Планета Земля

Ребенок открывает мир природы Многообразие животного мира Эксперименты по выявлению свойств неживой природы Представления о небесных телах и светилах Сравнение объектов и явлений природы Поведение культуры человека в природе Удовлетворение потребностей человека в природе Применение правил взаимоотношений с растениями и животными

Методы ознакомления дошкольников с природой Наглядные Практические Словесные Наблю- дения Рассматри- вание картин, демонстрация фильмов Кратковременные Длительные Определение состояния предмета по отдельным признакам Восстановление картины целого по отдельным признакам Игра Труд в природе Дидактические игры: предметные, настольно- печатные, словесные игровые упражнения и игры- занятия Подвижные игры Творческие игры (в т.ч. строительные) Индивидуаль ные поручения Коллектив- ный труд Рассказ Беседа Чтение Элемен- тарные опыты

Первые шаги в математике Уметь характеризовать объект Простейшие арифметические задачи Цифры Умение устанавливать связи и зависимости Последовательность действий в алгоритме

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира Традиционные направления РЭМП в ДОУ Формировать представление о числе Формировать представление о числе Формировать геометрические представления Формировать геометрические представления Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях) Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях) Развивать сенсорные возможности Развивать сенсорные возможности Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин) Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления Количество и счет Величина ФормаЧисло и цифра Ориентировка во времени Ориентировка в пространстве Развивающие задачи РЭМП

Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма» Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий Формы работы по развитию элементарных математических представлений Обучение в повседневных бытовых ситуациях (МлДВ) Демонстрационные опыты (МлДВ) Сенсорные праздники на основе народного календаря (МлДВ) Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы) Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы) Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы) Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми) Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики (МлДВ)

Достижения выпускника

РЕБЕНОК Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями Организует и осуществляет познавательно- исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами Проявляет интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи Владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных - сходство Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране

Формы, способы, методы и средства реализации Продумывание содержания и организации совместного образа жизни детей Определяются единые для всех детей правила сосуществования детского общества Соблюдаются гуманистически е принципы педагогического сопровождения развития детей Осуществляется развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях Сочетается совместная с ребенком деятельность и самостоятельная деятельность детей Ежедневное планирование образовательных ситуаций Создание развивающей предметно- пространственной среды; Сотрудничест- во с родителями

Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: 1. Содержательно-насыщенной 2. Трансформируемой 3. Полифункциональной 4. Вариативной 5. Доступной 6. Безопасной

Направления взаимодействия педагога с родителями Педагогический мониторинг семьи Педагогическая поддержка Педагогическое образование родителей Совместная деятельность педагогов и родителей Одним из важных принципов работы педагога является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения

Педагогический мониторинг семьи Изучение особенностей семейного воспитания каждого ребенка Изучить удовлетворение родителей совместной деятельностью с детским садом Изучить проблемы конкретных родителей в воспитании детей

Педагогическая поддержка Установить тесное взаимодействи е с родителями Способствовать сплочению родительского коллектива группы Сблизить родителей с детьми

Педагогическое образование родителей Удовлетворение образовательных запросов родителей: Семинары Консультации Тренинги и т.д Совместная деятельность педагогов и родителей

Задача педагога – сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива

Планирование деятельности ФГОС - предполагает внесение корректив в планирование образователь ной деятельности с детьми В календарных и перспективных планах каждого ДОУ должны реализоваться принцип интеграции образовательных областей и комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса Современные подходы к организации совместной деятельности педагога с детьми и связанный с этим перенос «Центра тяжести» с ЗАНЯТИЯ на другие формы организации образовательной деятельности

Взаимодействие с областями При организации любого вида детской деятельности могут решаться задачи из разных образовательных областей

Традиционные формы работы Интерактивные формы работы Беседы Досуги Игровые беседы с элементами движения Занятия Развлечения Викторины Клубы Конструирование Театрализованная деятельность Дидактические игры Спортивные игры Народные игры Экскурсии Походы Выставки И т.д Пресс-коференция Устные журналы «Школа исследователей» «Клуб любознательных» Рисунки-сочинения Интегративная деятельность Проектная деятельность Исследовательская деятельность Режиссёрская игра Создание коллекций Изостудия Коллективное дело «Сказочная лаборатория» И т.д

Пресс-конференции

Устные журналы

«Школа исследователей»

Рисунки-сочинения

Интегративная деятельность

Проектная деятельность. Проект «Время»

Режиссерские игры

Решение проблемных ситуаций

Создание коллекций

ИЗОстудия

Коллективное дело

Индивидуальный маршрут

Экскурсии

Пройти вместе – это начало. Остаться вместе – это развитие. Работать вместе – это успех.