Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг. Системно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
Advertisements

Теоретико- методологические основы системно- деятельностного подхода Годичная команда педагогов МБОУ «Великодворская СОШ» Ответственные: Сковородина Н.Е.
Новые подходы к анализу урока с позиций формирования универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Патриотическое воспитание учащихся на содержании курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)
«ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС.
Г Учитель начальных классов Кушеварова Наталья Викторовна «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной.
Статья по теме: Системно-деятельностный подход в обучении математике
Педагогическая мастерская технология обучения ЦельЦель Научны е идеи Системы действий учителя и учащихся РезультатыРезультаты Технологичес кие этапы Критерии.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
LOGO Системно – деятельностный подход в рамках ФГОС МБОУ Спасская гимназия.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Семинар по теме: «Формирование УУД в основной школе». Методист МКОУ «МИМЦ» Панюкова О.Н
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Транксрипт:

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг. Системно – деятельностный подход и пути его реализации

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

На уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами, которые называются моделями.

Знание дается не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует это знание. Естественно, система оценивания такого знания ориентирована прежде всего не на конечный результат, а на то, как ребенок сам каким-то способом достигает этого знания

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения

Педагогические технологии, реализующие Системно-Деятельностный Подход Информационная технология Проблемно-диалогическая технология Технология критического мышления Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах Игровые технологии Проблемно-развивающая технология Рейтинговая технология Технология модульного обучения Технология коллективного способа обучения (авторская) Здоровье-сберегающая технология Личностно-ориентированная технология

Учебный предмет «Изобразительное искусство» дает богатые возможности для интеграции с другими школьными предметами, и не только в качестве иллюстративного метода на уроке литературы или музыки. Можно использовать межпредметные связи : изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе) с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), с математикой (геометрия, пропорции), с физикой (механика, оптика), с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды), с информатикой (компьютерная графика).

Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность(рисование, лепка, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно- творческие способности и интересы учащихся. Этому же способствуют и исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочной изобразительной деятельности.

А темы, соответствующие современным требованиям жизни (книжный и промышленный дизайн, дизайн костюма и среды, зрелищные и экранные искусства, мультипликация, компьютерная графика), имеют практико ориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.

На своих уроках я использую технологию мастерских Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования»,Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. удивляет своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства способствуют развитию индивидуальности ученика, дает толчок творческому процессу создания творческих работ. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!».

Обычно мастерскую учитель проводят в конце или начале большой или очень трудной темы. Цель – пробудить интерес детей, их мыслительную активность. И по продолжительности – это не академический урок. Мастерская может длиться от 45 мин в зависимости от возраста детей и целей занятия.

Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству. Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности. Мастерская считается состоявшейся тогда, когда участники в процессе деятельности забывают про учителя.

Идея творческой мастерской – создать условия для развития в индивидуальной и в групповой работе. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идей и их развития в индивидуальной и в групповой работе. Применение в работе именно этой педагогической технологии дает возможность учащимся самим добывать и обрабатывать предметные знания и умения, научиться осознавать свои различные психические состояния и управлять ими.

Этапы урока: Этап первый - индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения На этом этапе предлагаю детям записать ассоциации (вопросы, нарисовать рисунок) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Второй этап - само конструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, рисунка, проекта. Прошу рассказать все, что дети знают о познавательном объекте, его признаках. Третий этап - социоконструкция - работа учащихся в парах Организую работу в парах: « Подумайте вместе над заданием". Работают в парах заданию.

Этап четвертый - социализация - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ). Организую работу в группах Пятый этап - афиширование – предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними. Организуют обсуждение полученных в групповой работе результатов. Даю необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. Представляются результаты работы групп. Задаются вопросы друг другу по поводу выполненных заданий Этап шестой - разрыв - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Задаю вопросы, осознают возникшие познавательные противоречия, пытаясь ответить, работают с источниками информации, закрепляют и применяют полученные знания, делают выводы.

По типам бывают: мастерские творческого письма (или просто письма), построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и другие (названы те, что важны для педагога).

Особенности организации работы в мастерских Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель–ученик. Законы проведения мастерской. Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества. Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее. Воспитательная составляющая занятия связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения). Свобода выбора в рамках заявленных правил поведения, ассоциаций, собеседников, тем. Неочевидность результатов, их непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.

Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений. Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика. Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента к целому… Тенденция к интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Почти всегда подключаются философские, этические, культурологические, психологические проблемы и знания из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

Понимание педагогом через себя всего того, что происходит в работе педагогической мастерской, – одно из важнейших условий формирования базовой культуры личности. Диалогическими центрами являются с одной стороны теоретическое восприятие материала и с другой практическое. Исходя из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

В мастерских у учащихся развивается креативное мышление, воображение, мотивация, интерес к предмету. Дети сами, открыв какие-то истины, лучше их запоминают и лучше могут их использовать в разных ситуациях. У учащихся развивается умение и желание сотрудничать при выполнении коллективной творческой деятельности, идет становление позитивной Концепции, формируется ответственность.