МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. Детский дом сотрудничает с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель проекта: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества.
Advertisements

1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Новой России- достойное поколение гражданско- патриотическое воспитание МОУ «Воздвиженская СОШ» ДООЛ «Солнышко»
Программа « Волшебные острова» 1.воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
Тема семинара: Тема семинара: «Гражданско- патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы.» «Гражданско- патриотическое.
Проект по воспитательной работе Подготовила Подготовила Гугнина Юлия Сианиславовна учитель начальных классов МБОУ СОШ 64, г. Новосибирск «Я - гражданин»
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
Содержание воспитательной работы в коррекционной школе Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н., доцента.
Новое – это хорошо забытое старое Муниципальное общеобразовательное учреждение Новотроицкая средняя общеобразовательная школа Константиновский район Амурская.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
* Цель: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленных на формирование активной жизненной.
Учимся жить в современном мире. Воспитательная программа для 10 – 11 классов.
«Моё здоровье – моя крепость» СОСТАВИТЕЛЬ: Учитель начальных классов, высшей категории, почётный работник общего образования Российской Федерации. Муниципального.
Программа воспитания классного руководителя Инкиной Н.С. 11Б класс.
ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ «ШАГ ЗА ШАГОМ» УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ СОШ 15 г.НОВОАЛТАЙСКА ДЕГТЯРЬ Н.И.
Переверзева Наталья Игоревна, воспитатель ГКОУ СО «Нижнетагильский детский дом 6»
Транксрипт:

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. Детский дом сотрудничает с музеем, библиотеками, картинной галереей, школой искусств, общественными организациями. Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. Детский дом сотрудничает с музеем, библиотеками, картинной галереей, школой искусств, общественными организациями. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с государственными и юбилейными датами; положения о региональных, федеральных конкурсах. При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с государственными и юбилейными датами; положения о региональных, федеральных конкурсах.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно- духовными и количественными параметрами. Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно- духовными и количественными параметрами.

НРАВСТВЕННО-ДУХОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ Умение работать и действовать индивидуально и в коллективе. Умение работать и действовать индивидуально и в коллективе. Знание своих прав и обязанностей и умение их использовать. Знание своих прав и обязанностей и умение их использовать. Умение принимать и защищать свои решения. Умение принимать и защищать свои решения. Готовность к участию в общественных делах. Готовность к участию в общественных делах. Готовность к образованию. Готовность к образованию. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: - патриотизм и любовь к Родине - патриотизм и любовь к Родине - права и свободы человека и гражданина - права и свободы человека и гражданина - символика Российской Федерации - символика Российской Федерации - национальное самосознание - национальное самосознание - уважение чести и достоинства других граждан. - уважение чести и достоинства других граждан.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1. Включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации. 2. Качество отношений: - отношение детей к реалиям жизни учреждения - отношение к педагогу, объединению, совместным делам 3. Отсутствие детей с девиантным поведением 4. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике 5. Проведение мероприятий.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: - создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию - создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания - вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. - вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: - развитие творческих способностей

В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ: В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ: - осознание ответственности за судьбу страны - осознание ответственности за судьбу страны - формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений - формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений

В СОЦИАЛЬНОЙ: - способность к самореализации в пространстве российского государства - способность к самореализации в пространстве российского государства - формирование активной жизненной позиции - формирование активной жизненной позиции - знание и соблюдение норм правового государства - знание и соблюдение норм правового государства

В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ: - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров - способность руководствоваться ими в практической деятельности. - способность руководствоваться ими в практической деятельности.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ При подведении итогов проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных детей почетными грамотами и призами. При подведении итогов проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных детей почетными грамотами и призами. При подведении итогов можно организовать выставку с художественно-прикладными и техническими работами. При подведении итогов можно организовать выставку с художественно-прикладными и техническими работами. Формирование лидерской группы из активных участников программы. Формирование лидерской группы из активных участников программы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА: Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность, т.к. помогает осознавать подвиги народа на эмоциональном уровне, что способствует совершенствованию морально-нравственных ориентиров. Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность, т.к. помогает осознавать подвиги народа на эмоциональном уровне, что способствует совершенствованию морально-нравственных ориентиров. При подготовке КТД проводить расширенную предварительную работу, чтобы помочь правильно понять, воспринять и осмыслить исторические события, пробуждая интерес к историческому наследию своей Родины. При подготовке КТД проводить расширенную предварительную работу, чтобы помочь правильно понять, воспринять и осмыслить исторические события, пробуждая интерес к историческому наследию своей Родины. Практика показывает, что самым результативным является «воспитание на личном примере», поэтому так важны встречи с поэтами, писателями, участниками В.О.войны и боевых действий и др.людьми. Практика показывает, что самым результативным является «воспитание на личном примере», поэтому так важны встречи с поэтами, писателями, участниками В.О.войны и боевых действий и др.людьми. Использовать в своей работе те методики и технологии, которые позволяют детям проигрывать различные социальные роли, моделировать образы собственного поведения в различных ситуациях. Использовать в своей работе те методики и технологии, которые позволяют детям проигрывать различные социальные роли, моделировать образы собственного поведения в различных ситуациях. Приобщать детей к миру литературы, т.к.это способствует личностному участию, душевному сопереживанию, стимулирует его размышления, оценку окружающей действительности. Приобщать детей к миру литературы, т.к.это способствует личностному участию, душевному сопереживанию, стимулирует его размышления, оценку окружающей действительности. Учитывать индивидуальные способности и интересы детей. Учитывать индивидуальные способности и интересы детей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛОВНОГО, ГРАЖДАНСКОГО, ТРУДОВОГО КОДЕКСОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В концепции модернизации российского образования сформированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Одним из основных направлений воспитательной работы в нашем детском доме является воспитание у детей уважения к закону, гражданской ответственности. Воспитательной целью в этом направлении стало формирование правовых знаний у детей, правил поведения в обществе, осознание своих прав и прав других людей, т.е. осознанная правильная социальная адаптация. Начинать знакомство с кодексами следует с работы над основными понятиями: право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, совесть, достоинство, личность, правовые нормы.

Виды деятельности воспитателя в данном направлении: - Изучение с детьми правовых норм государства - Изучение с детьми правовых норм государства - Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения - Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения - Сотрудничество с правовыми организациями ( полиция, прокуратура, суд) в целях правового просвещения - Сотрудничество с правовыми организациями ( полиция, прокуратура, суд) в целях правового просвещения - Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости. - Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости. В своей работе педагог может использовать следующие формы работы: - Тематические часы общения - Тематические часы общения - Встречи с представителями ПДН, участковым, инспектором ГИБДД - Встречи с представителями ПДН, участковым, инспектором ГИБДД - Конкурсы, викторины по правовой тематике - Конкурсы, викторины по правовой тематике - Интерактивные игры - Интерактивные игры - Дебаты, дискуссии на тему: «Я имею право», « Мораль и закон» и т.д. - Дебаты, дискуссии на тему: «Я имею право», « Мораль и закон» и т.д.

Важнейшее значение в реализации задач по правовому воспитанию имеют часы общения. Однако практика показывает, что традиционные формы их проведения, направленные на репродуктивное усвоение правовой информации не приносят не приносят должного результата. Эффективнее использовать те педагогические методики и технологии, позволяющие детям проигрывать различные социальные роли, моделировать образы собственного поведения в юридически значимых ситуациях и просто в жизненных. В процессе такой деятельности формируется устойчивое правовое сознание, которое помогает детям в обыденных ситуациях, так и закладывает фундамент и формирование активной гражданской позиции. Такие часы общения можно проводить с детьми с 5 по 11 класс.

Это может быть деловая игра « Выборы в лесную Думу» ( гражданский кодекс), правовая игра « Сказка ложь, да в ней намек» ( уголовная ответственность), круглый стол « От беззаботности до преступления один шаг» и др. Немаловажное значение в ознакомлении детей с кодексами играют практические занятия (правильное написание заявлений, объяснительных, исков, изучение статей закона), чтобы ребенок, оказавшись в трудной ситуации мог бы воспользоваться полученными знаниями и правильно поступить в сложившейся ситуации. Содержание работы в этом направлении – это проживание вместе с детьми ценностных отношений в процессе познания, игры, общения, труда, спортивных занятий, развлечений.

«АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ В ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность(физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения( просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивает человеку смену впечатлений.

Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъем. Самообразование ( чтение, лекции, диспуты, семинары) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает более высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях ( библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции и др.) Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умения содержательно и интересно проводить свой досуг.

Ведущей задачей педагогов является организация досуговой деятельности, которая планируется как одна из составных частей воспитательного процесса и подчиняется следующим целям: - обогащение представлений детей об окружающей действительности, формирование потребностей в образовании - развитие эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей - укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности. Систематическая организация досуговой деятельности обогащает жизнь воспитанников, способствует более полному и гармоничному развитию. Организуя досуговую деятельность подростков, педагоги получают реальную возможность целенаправленно организовывать их свободное время, что обеспечивает эффективную социализацию.

О характере подростка мы составляем представление по его деятельности, и в то же время, деятельность формирует его характер. Таким образом, рассматривая досуг подростков как деятельность, мы получаем больше возможностей для его изучения, формирования и коррекции поведения в случае его отрицательной направленности. Досуговая деятельность детей нашей квартиры направлена на приобщение к общественным ценностям в области культуры, искусства и спорта, на развитие практических умений и навыков. Большая роль в этом направлении отводится дополнительному образованию, которое осуществляется по разным направлениям. Дети нашей квартиры – Сергей, Женя, Влад, второй год посещают кружок «Столярное дело» ( рук. Романович Д. Ю.). За данное время приобрели определенные умения и навыки работы лобзиком, на деревообрабатывающих станках. Научились делать сувениры, поделки для оформления цветника ( зайцы из двп), «Древо жизни – моя родословная» - Влад Г. и др.

Наши мальчики систематически посещают спортивную секцию ( рук. Лашин А. И.), где учатся играть в футбол, теннис. Занятия в секции направлены на укрепление физического здоровья, развитие индивидуальных способностей. Сергей, Женя принимали участие в соревнованиях, зимней спартакиаде в с. Тальменка, награждены грамотами и вымпелами. Все дети нашей квартиры занимаются в изостудии «Лучик» ( рук. Миллер Н. А.). Принимали участие в районных и краевых смотрах и конкурсах, награждены почетными грамотами и дипломами. Также хочется отметить проведение праздников, общих мероприятий. Дети принимают активное участие в их подготовке и проведении, проявляют инициативу. Периодически дети нашей квартиры посещают музей, картинную галерею, районную библиотеку.

Дети-школьники принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, школьных олимпиадах по предметам, вечерах отдыха, конкурсах. Активными участниками являются – Сергей П., Влад Г., имеют грамоты. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее для него положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших. Поэтому очень важно заполнить свободное время подростка. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельности должна проходить не под принуждением подростка, а только с согласия и заинтересованности взрослеющего ребенка.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО 2 СЕМЬЕ Задачи: 1. Формировать потребность в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье. 2. Познакомить с основными правилами сохранения и укрепления здоровья. 3. Воспитывать негативное отношение к курению, алкоголю, наркотикам. Работа по формированию навыков здорового образа жизни проводится систематически посредством часов общения, индивидуальных бесед¸ анкетирования, практических занятий и т.д.

Стараемся следить за здоровьем детей, требуем выполнения режима дня, утренней гимнастики, правил личной гигиены, совместно с медиками пролечиваем детей при необходимости. Все дети нашей квартиры посещают занятия общей физической подготовки в школе, ходят в тренажерный зал, во время прогулок – организация подвижных игр, соревнований, эстафет, принимаем участие в Днях здоровья. Соблюдаем правила санитарии и гигиены, в летний период времени была проведена беседа с врачом – дерматовенерологом на тему: «Гигиена необходима всем и каждому». Проводится работа по закаливанию: ходьба босиком, купание, солнечные ванны ( в летний период времени), беседа с врачом – педиатром на тему «О закаливании».

В нашей семье были проведены следующие беседы: - « В здоровом теле – здоровый дух». - «По дороге к доброму здоровью» - «Расти красивым и сильным» - «Советы Айболита» (на основе практических советов – как сберечь здоровье) советов – как сберечь здоровье) - Привычки и здоровье» - «Щедрый жар» (о целебных силах русской бани) Анкетирование: - «Здоров ли ты?» - «Спорт и здоровье» - «Как делать выбор?» - Здоровье и будущая профессия»

Также ведется работа по искоренению вредных привычек, а именно профилактические беседы: «Курить – здоровью вредить», «Скажем наркотикам «Нет»», «Пивной алкоголизм среди подростков»; просмотр худ. фильмов « Дорога в ад », « На игле ». Хочется сказать, что это направление оказывается самым трудным в нашей работе, но работу будем продолжать. Вместе с детьми оформили уголок здоровья, в котором показали чем мы занимаемся, составляющие здоровья, динамику физического развития т.д.

«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ» ЗАДАЧИ: 1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье. ответственность за свое здоровье. 2. Познакомить с основными правилами сохранения и укрепления 2. Познакомить с основными правилами сохранения и укрепления здоровья. здоровья. 3. Воспитывать негативное отношение к курению, алкоголю, 3. Воспитывать негативное отношение к курению, алкоголю, наркотикам. наркотикам. 1. «По дороге к доброму здоровью» Устный журнал. 2. «Береги здоровье смолоду» Беседа. 3. «Быть здоровым – жить в радости» Практические советы. 4. «Советы Айболита» Игра- путешествие. 5. «Целебные силы природы» Беседа-практикум. 6. «Как питаешься так и улыбаешься» Познавательная игра. 7. «Расти красивым и сильным» Интеллектуальная игра. 8. «В гостях у доктора Градусника» Урок здоровья. 9. «Молочные реки» Эрудит – кафе. 10. «Щедрый жар» (целебные силы русской бани) Устный журнал.

11. «О пользе зарядки» Беседа. 12. «Здоровье и моя будущая профессия» Круглый стол. 13. «Школа безопасности» Игровая программа. 14. «Алкоголь – коварный враг» Беседа. 15. «На краю пропасти» Викторина. 16. «Мы против курения» Пресс-конференция. 17. «О Спиде всерьез» Устный журнал. 18. «На игле» Просмотр худ. фильма. 19. «Мы за здоровый образ жизни» Диспут. 20. «Азбука здоровья» (о гигиене зубов) Беседа – практикум. 21. «Кулинарный экспресс» Конкурсная программа. 22. «Спорт любить – сильным и здоровым быть» Игровая программа. 23. «Сохранить осанку – сберечь здоровье» Беседа – практикум. 24. «Наше здоровье – в наших руках» Итоговое занятие. (оформление уголка здоровья). (оформление уголка здоровья).

«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» Использование сегодня метода сказкотерапии в психологической и педагогической практике не вызывает удивления. Известно, что даже простое чтение сказки помогает пережить различные жизненные трудности и преодолеть их вместе с героем. Доктором психологических наук И.В.Вачковым был убедительно раскрыт огромный психокоррекционный и развивающий потенциал сказки в работе с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Прежде всего в сказке ценен ее воспитательный аспект: все они учат добру. И положительные герои, и помогающие им животные, и предметы – все стремятся созидать добро. Наши воспитанники часто приходят к нам из мира насилия, агрессии, оскорблений и равнодушия, и им не всегда просто заново поверить в добрые отношения, в то, что добро может победить.

Сказка способствует установлению таких связей как «Я и другие», «Я и вещи», «Я и мое здоровье», создает представления о понятиях пространства и времени. Важно конечно и то, что сказка знакомит с родным языком (у наших детей в заключениях о развитии нередки указания на недостаточное развитие речи, ОНР, ЗПР). И, конечно же, именно сказка – одна из тех сфер творчества, где ребенок, наделенный фантазией и воображением, без напряжения может создавать свои миры, своих героев, испытывая чувство гордости оттого, что он что-то творит. Для детей, оставшихся без попечения родителей, тема семьи (отношения в семье, образ семьи) в эмоциональном плане, в аспекте поиска жизненных смыслов является одной из самых значимых. Для работы с этой проблемой специалистам необходимо учитывать все подводные камни и неожиданные опасные места при выборе пути.

Работа со сказкой может использоваться на разных этапах пребывания ребенка в детском доме. Она поможет ему в период адаптации, при поступлении, позволяя разрешать вопросы привыкания ребенка к режиму и порядку жизни в детском доме, окажет помощь в решении учебных проблем. Сказкотерапия предлагает детям выигрышные для них роли, условия, ситуации, в которых у них возникает желание изменить свое поведение и отношение к миру. Для педагогов это не только эффективный инструмент психокоррекционной работы с детьми, но и возможность в необычных, сказочных ситуациях раскрывать новые грани своей педагогической деятельности, новые формы сотрудничества с детьми. Тематика занятий многообразна. Темы определяются в результате выявления у детей проблемных ситуаций. Это и проблема страхов, и проблема привития гигиенических навыков, формирование здорового образа жизни, и проблема позитивного восприятия природы. Запреты, внешний вид, агрессивные чувства, выявление своих способностей также могут быть темами занятий.

В повседневной работе воспитатели облекают те или иные этические понятия в сказочные «оболочки», чтобы лучше донести их до сознания детей. Чаще всего в работе используются художественные сказки (авторские и фольклорные) имеющие и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический эффекты. «Сказка дает общий язык для взрослого, работающего с ребенком, она более информативна, способствует пробуждению детских и творческих сил в самом «терапевте» и несет свободу». (Д.Соколов) Особенно это важно для наших воспитанников, которые часто защищаются от ставших привычными «воспитывающих» сентенций, «не слышат» правильных советов и не следуют «разумным» рекомендациям. На занятиях сказкотерапии они имеют возможность принять собственное, «личное» решение, воспринять замаскированный совет, пережить и прожить в метаморфической форме «трудные» чувства и мысли. Был разработан тематический план занятий на основе данного метода, составлены конспекты развивающих занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО СКАЗКОТЕРАПИИ ЦЕЛЬ: Коррекция поведения на примере героев произведений устного народного творчества, сюжета русских народных сказок. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить с русскими сказками, их жанрами, моральными и нравственными нормами, заложенными в сказочный сюжет. нравственными нормами, заложенными в сказочный сюжет. 2. Научить детей извлекать из сказок поучительные моменты и делать из них выводы. 3. Развивать творческие способности детей. 4. Воспитывать нетерпимость к порокам людей.

Тема занятия Форма проведения 1. «Караван сказок»Беседа – разгадайка 2. «Сказочное казино»Интеллектуальная игра 3. «Путешествие в Изумрудный город»Викторина 4. «По дорогам сказок»Литературное путешествие 5. «В мире спорта и сказок»Спортивный праздник 6. «Путешествие по сказкам»Конкурсная программа 7. «Сказочные эстафеты»Спортивное развлечение 8. «Мудрость старой сказки»Словесная игра 9. «Подружись со сказкой»Посиделки 10. «Новой сказкой удивили»Театрализованное представление 11. «Сказочные встречи»Сюжетно – ролевая игра 12. «Музей сказок»Игровая программа 13. «Сказка – ложь, да в ней намек»Итоговое занятие

ПЛАН ЗАНЯТИЙ Сентябрь «В сказочном царстве» Октябрь «Страна Здравоярия» Ноябрь «Колючка» Декабрь «Новогодняя сказка» Январь «Серебристый туман» Февраль «Дед, внучка и боюськи» Март «Талисман» Апрель «Яблоня» Май «Музыкальная сказка»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СКАЗКЕ Г.Х.АНДЕРСЕНА «ТАЛИСМАН» ЦЕЛЬ: Обеспечить усвоение структуры проведения занятий по сказкотерапии, основанных на принципе « обучение через проживание». ЗАДАЧИ: 1. Оказать помощь в выработке у детей собственного отношения к понятию «семья» 2. Содействовать в определении приоритетов внутрисемейных отношений, семейных ценностей. отношений, семейных ценностей. МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: Свеча, бусины, нитки, картон, бумага, ткань, бисер и т. д.

ХОД ЗАНЯТИЯ: ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. РИТУАЛ ВХОДА В СКАЗКУ. По кругу пускается свеча, и каждый из участников отвечает на вопрос: «Чем для тебя является семья?» По кругу пускается свеча, и каждый из участников отвечает на вопрос: «Чем для тебя является семья?» 2. РАСШИРЕНИЕ Чтение сказки с последующим обсуждением по содержанию. Чтение сказки с последующим обсуждением по содержанию. 3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ Упражнение «Скульптура семьи с оживлением». Упражнение «Скульптура семьи с оживлением». Участники делятся на три группы, каждой из которых дается задание самостоятельно придумать модель (скульптуру) семьи и оживить ее в дальнейшем ролевом розыгрыше. Участники делятся на три группы, каждой из которых дается задание самостоятельно придумать модель (скульптуру) семьи и оживить ее в дальнейшем ролевом розыгрыше.

4. ИНТЕГРАЦИЯ. Практическое упражнение «Создай свой талисман». Из заранее приготовленного материала каждый из участников создает талисман, являющийся для него символом понятия «семья». Участники высказывают свои предположения относительно выполненных работ и впечатления. При этом возможен авторский комментарий (при желании). 5. РЕЗЮМИРОВАНИЕ. Ведущий подводит итоги, выделяет то, что считает особенно значимым, и делает выводы о возможностях практического использования. 6. «ВЫХОД ИЗ СКАЗКИ». Все талисманы сложены в одно место. Участники стоят в кругу и протягивают руки к центру: «Мы берем все важное и нужное, что было сегодня с нами, все чувства и мысли, опыт, поддержку и новое понимание». Дети делают движения от центра к сердцу и прижимают руки к груди.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕД, ВНУЧКА И БОЮСЬКИ» ЗАДАЧИ: 1. Выявить реальные страхи детей, произвести соответствующую терапевтическую работу и изменить эмоциональное отношение к ним. 2. Снять негативное воздействие страхов на ребенка. 3. Осуществить десенсибилизацию эмоциональной напряженности (десенсибилизация – снятие повышенного напряжения по отношению к определенному объекту). Игровые приемы: 1. Игра «Магазин» ( дети покупают «боюськи» за игрушки – леденец, шарик, карандаш). 2. Использование поделочных материалов( безопасная свеча, карандаши, гуашь, овощи, карамель, леденцы).

ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. РИТУАЛ «ВХОДА» В СКАЗКУ. Коллективное упражнение с безопасной свечой. Свечка, свечка, огонек из печки, Свечка, свечка, огонек из печки, Обойди всех человечков. Обойди всех человечков. Что-то видим…ох! и ах!, Что-то видим…ох! и ах!, Мы расскажем вам про страх! Мы расскажем вам про страх! А теперь свеча пойдет по кругу, и тот, к кому она попадет, пусть расскажет, чего он боится. 2. РАСШИРЕНИЕ. Чтение авторской психокоррекционной сказки «Дед, внучка и боюськи» ( Д. Соколов), вопросы для обсуждения.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Практическая часть по изготовлению «боюсек» (дети используют рисунок карандашом, гуашью, пластилин, природный материал для изготовления фигурок: веточки, хвою, овощи). Игра «Магазин». Появляется сказочный продавец, обменивающий сделанные «боюськи» на леденцы, карамель и т. д.) 4. РЕЗЮМИРОВАНИЕ. Выбрасывание мешка с «боюськами» за крыльцо. Обсуждение « Что ты сейчас чувствуешь, когда выбросил свой страх?» 5. РИТУАЛ ВЫХОДА. Произносят все дети : « Мы отбросим «ох!» и «ах!», нам не страшен теперь страх!»

Были проведены следующие мероприятия: - «Алтай в творчестве Н.П. Зудилина» (творческая встреча); - Конкурс стихов о природе; - Конкурс стихов о войне; - Дискуссия «Что значит быть настоящим другом»; - Литературное путешествие «По дорогам сказок»; - Деловая игра «Права ребенка – забота государства»; - Открытие лагерной смены «Лето, ах лето!»; - Праздник «День Святого Валентина».