FokinaLida.75@mail.ru Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы Светлана Валентиновна Потапчук, главный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Advertisements

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ» п. Навля 2014.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
ХОЛОДНИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО» Нормативно-правовая база получения образования.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Деятельность психолого-медико-педагогических комиссии на территории Красноярского края Руководитель центральной психолого-медико- педагогической комиссии.
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1014 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»
Чернова Надежда Владимировна заместитель директора по УР МАОУ «СОШ 2» г. Колпашево.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учитель-логопед ТПМПК Кислинг Л.Р.
Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК. Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Особенности организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Транксрипт:

Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы Светлана Валентиновна Потапчук, главный специалист отдела общего и специального (коррекционного) образования Министерства образования и науки Челябинской области 1

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования 2

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Челябинской области 3

Нормативно-правовые основания, регламентирующие обновление условий социализации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях Указ Президента РФ от «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы»; ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ; ФЗ 181 «"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ; Послание Президента РФ от года; года; Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г р «План действий по модернизации общего образования на годы»;

Нормативно-правовые основания, регламентирующие обновление условий социализации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях Программа развития образования; приказ МОиН РФ от 20 сентября 2013 г « Положение о ПМПК»; приказ МОиН РФ от « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»; письмо МОиН РФ от года АП – 1073/02 «О разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и работников»; приказ Минтруда России от «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с ПМПК»;

Приказы Минобрнауки России об особенностях организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья об установлении порядка выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптивным основным общеобразовательным программам 6

Приказы Минобрнауки России об установлении образца свидетельства об обучении, выдаваемого лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам размещены на сайте: regulation.gov.ru 7

Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ реализация комплекса мер, направленных на обеспечение доступности образования инвалидов, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (Указ Президента РФ от ); позитивные результаты учебных и внеучебных достижений; расширение (изменение) спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом; создание комфортных условий для участников образовательного процесса (распоряжение Правительства РФ от «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда»); владение каждым учителем технологиями обучения детей с ОВЗ (Послание Президента от ).

Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ реализация комплекса мер, направленных на обеспечение доступности образования инвалидов, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (Указ Президента РФ от ); позитивные результаты учебных и внеучебных достижений; расширение (изменение) спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом; создание комфортных условий для участников образовательного процесса (распоряжение Правительства РФ от «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда»); владение каждым учителем технологиями обучения детей с ОВЗ (Послание Президента от ).

Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования - 99,5% (ФЦП и ОЦП развития образования); снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 % (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы»); рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста - с 30 до 70 процентов «План действий по модернизации общего образования на годы» (распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р).

Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ на региональном уровне: кол-во подготовленных и опубликованных учебных, информационных, справочных, методических пособий по формированию доступной среды; кол-во приобретенного оборудования для обучения детей- инвалидов, созданных на базе образовательных учреждений, лекотек; количество педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов, подготовленных к работе в новых условиях интегрированного обучения; количество проведенных мероприятий по привлечению детей- инвалидов и детей с ОВЗ к занятиям спортом; количество установленного специального оборудования и приспособлений, обеспечивающих свободный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объектам;

Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ на региональном уровне кол-во общеобразовательных учреждений, в которых функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы; кол-во образовательных учреждений, в которых осуществляется интегрированное обучение детей с ОВЗ; доля детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, охваченных коррекционным образованием; доля детей-инвалидов, получателей компенсации за семейную форму обучения.

Основные индикативы эффективности деятельности в сфере образования детей с ОВЗ на региональном уровне кол-во общеобразовательных учреждений, в которых функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы; кол-во образовательных учреждений, в которых осуществляется интегрированное обучение детей с ОВЗ; доля детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, охваченных коррекционным образованием; доля детей-инвалидов, получателей компенсации за семейную форму обучения.

Основные понятия инклюзивной образовательной практики - ст. 2 ФЗ 273 «Об образовании в РФ» 27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; 23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Основные требования к организации инклюзивной образовательной практики - ст. 11, 42, 48, 79 ФЗ 273 «Об образовании в РФ» Специальные условия - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Формы обучения: образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Основные требования к организации инклюзивной образовательной практики - ст. 11, 42, 48, 79 ФЗ 273 «Об образовании в РФ» Специальные условия - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Формы обучения: образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Основные требования к организации инклюзивной образовательной практики - приказ МОиН РФ от , от специальные условия определяются типологией нарушений детей; требования к кадровому обеспечению специальной образовательной деятельности.

Министерством образования и науки Челябинской области разработана и утверждена концепция научно- методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области на период гг. 18

Министерством образования и науки Челябинской области разработаны и утверждены новые нормативы финансирования адаптированных образовательных программ образовательных организаций 19

Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 29 августа 2013 года 515-ЗО в соответствии со статьей 7 «Меры социальной поддержки обучающихся» пунктом 7 «дети-инвалиды имеют право по завершении ими обучения по основным общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, использовать компьютерное, телекоммуникационное и специализированное оборудование, программное обеспечение, предоставленное им для дистанционного образования» 20

Для решения проблем развития и обучения детей с ОВЗ внутри образовательной среды общеобразовательных организаций наиболее значимыми стали: 21

- создание концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ Челябинской области на период годы; - разработка комплекса мер по реализации научно- методического сопровождения обучения детей с ОВЗ Челябинской области на период годы и включает рекомендации по созданию необходимых условий для получения общего образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами; 22

- создание Центра научно-методического сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями и Центра дистанционного обучения детей-инвалидов на базе ГБОУ ДПО ЧИППКРО; 23

- проведение конкурсного отбора областных государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи для создания на их базе ресурсных центров по проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в порядке, установленном Губернатором Челябинской области. За счет средств областного бюджета получили денежное вознаграждение в размере 493,75 тыс. рублей каждое из четырех образовательных учреждений - победителей конкурсного отбора 24

- открытие и деятельность федеральной стажировочной площадки по направлению «Социализация детей с кохлеарными имплантами в условиях образовательного учреждения» на базе муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения I-II видов школа- интернат 10 г. Челябинска; 25

- реорганизация государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр диагностики и консультирования, которая позволила обеспечить условия воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сложные сочетанные дефекты развития, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи, детей с расстройством аутистического спектра; 26

- разработка областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на учебный год», который обеспечивает разработку адаптированных основных общеобразовательных программам и учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области; 27

Приказом Министерства образования и науки «О деятельности психолого-медико- педагогических комиссий на территории Челябинской области» руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных районов и городских округов рекомендовано создание не менее одной территориальной психолого- медико-педагогической комиссий на территории соответствующего муниципального района или городского округа Челябинской области 28

Названным приказом создана центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ЦПМПК) на базе государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр диагностики и консультирования» ранее выполняющего функции областной ПМПК 29

Разработаны проекты: - постановления Губернатора Челябинской области «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений областной государственной или муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»; 30

Разработаны проекты: - постановления Губернатора Челябинской области «Об утверждении размера компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому»; 31

В рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р реализуются мероприятия по оснащению обычных образовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата. 32

В Челябинской области плановые индикативные показатели по данному направлению: в 2013 году - 5%, в 2014 году-12,8% и к 2015 году - 20% общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. 33

Развитие совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 34

В 2012/2012 учебного года в Челябинской области функционировало 50 СКОУ, в которых обучалось 7220 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии По состоянию на начало 2013/2014 учебном году тыс. детей 35

На современном этапе С(К)ОУ могут выполнить функции учебно- методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям 36

Благодарю за внимание! 37