Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Advertisements

Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка в 3 классе Подготовила: Белобородова Светлана Новомировна, учитель начальных классов.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Вызов Осмысление Рефлексия. Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
1 Критическое мышление. 2 Что дает применение технологии? вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Технологии развития критического мышления. Бортовые журналы Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым.
Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Критическое мышление – это.
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
Транксрипт:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями. Чтение и письмо – это и инструменты, и продукты нашего мышления.

Особенности РКМЧП Программа разработана педагогами из США С 1997 г. внедряется в России и еще 11 странах мира Отличие от традиционных представлений об обучении – свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин

Критические мыслители: Решают проблемы Открыты для других идей Слушают собеседника Рассматривают проблему с разных точек зрения Устанавливают множественные связи между явлениями Рассматривают несколько возможностей решения проблемы Оценивают свои чувства Строят прогнозы Задают «хорошие вопросы»

Стадии урока в РКМЧП 1. Вызов 2. Осмысление содержания 3.Рефлексия

Стадия вызова Дает учащемуся возможность проанализировать то, что он уже знает по этой теме Активизирует школьников, дает возможность высказать свою точку зрения без боязни ошибиться Учитель и ученики учитывают любую точку зрения

Стадия осмысления содержания Учащиеся осуществляют контакт с новой информацией Сопоставляют информацию с уже имеющимися знаниями и опытом Обращают внимание на неясности, ставят новые вопросы Отслеживают именно те аспекты в новом материале, которые им интересны Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного Уже на этой стадии обязательна рефлексия

Стадия рефлексии Рефлексия – особый вид мышления… Это фокусирование нашего внимания, тщательное взвешивание, оценка и отбор. Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

Особенности работы с разными видами текстов (художественными и информационными): 1. Кластер (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Это прием систематизации материала. Может быть начат на стадии вызова и продолжен на стадии рефлексии:

2. Инсерт (маркировка текста значками по мере его чтения). Используется на стадии осмысления содержания. Несколько вариантов пометок: -Два значка «+» и «v» -Три значка «+», «v» и «?» -Четыре значка «+», «-», «v» и «?» «+» - новое «-» - думал иначе или не согласен «v» - уже знал «?» - не понял, надо обсудить

3. Бортовой журнал – общее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Ниже дан бортовой журнал в простейшей форме: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

4. Эффективная лекция Информация (ответы на вопросы учителя, ключевые слова, корзина идей и т.д.) на стадии вызова заносится в бортовой журнал: На стадии осмысления ( по ходу лекции) один ученик из пары работает со списком в 1 ой графе, ставит «+» или «-» в зависимости от правильности предположений, второй записывает только новую информацию На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста Итоговая рефлексия в классе, которая ведет к созданию собственного текста (исследование, эссе…) Предположения Новая информация

Приемы работы с художественными текстами. Чтение с остановками. Текст не должен быть знаком учащимся. Текст заранее делится на части, помечается «первая остановка», «вторая остановка»…не важен их объем, важно смысловое единство внутри отрывка. Остановок не более 5.

Вопросы и задания формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Блуму): простые вопросы уточняющие вопросы (Если я правильно понял, …, То есть ты говоришь, что…) объясняющие вопросы (Почему..?) творческие вопросы (Что изменилось бы, если…, Как вы думаете…) оценочные вопросы (направлены на выяснение критериев оценки событий, фактов, Что такое хорошо, а что такое плохо?) практические вопросы (Где в обычной жизни можно наблюдать диффузию? Как вы поступили бы на месте героя?)

Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками: 1.Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа, прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление содержания. Чтение текста отрывками с обсуждением и прогнозом развития сюжета. 3.Рефлексия. Осмысление прочитанного.Сочинение, дискуссия, синквейн.

Визуальные методы организации материала. Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…». ( Применятся на стадии вызова, на стадии рефлексии к таблице возвращаются). Например, понятие «технология» Выглядит, как…Звучит, как… Часы Конвейер Ступеньки лестницы «Это ново!» «Это интересно!»

Дневники (можно заполнять и дома): Двухчастные ( в левой части - моменты из текста, вызвавшие наибольшее впечатление, воспоминания, ассоциации, в правой – комментарий, почему выбрана эта цитата) Трехчастные (добавляется еще одна колонка «вопросы к учителю» либо «комментарии по прошествии некоторого времени») цитата Почему эта цитата привлекла мое внимание

Таблица вопросов (стадии вызова и рефлексии) «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» (стадия осмысления) Кто?Что?Когда?Где?Почему?

Сводная таблица (помогает освоить большой объем информации за короткое время; плюс - линии сравнения и характеристики объектов исследования ученики ищут самостоятельно) Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4

Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» (стадия вызова, осмысления, рефлексии). Например, тема «Петровские преобразования» (5 кл.) знаю Хочу узнать узнал -Создал армию -Строил корабли -Стриг бороды -Много строил -Заставлял пить кофе -Заставлял носить иноземное платье

Стратегия «Зигзаг» (применяется при изучении большого объема материала». Форма работы групповая. Стадия вызова. Используются любые приемы. Стадия осмысления содержания. Класс делится на группы, которым выдаются тексты различного содержания. Каждый работает со своим текстом, выделяет главное, составляя опорный конспект либо использует одну из графических форм (например, кластер). Стадия рефлексии. Далее эксперты по одной теме сходятся в группы. Составляют схему рассказа по теме. Решают, кто будет проводить презентацию. Вернувшись в свою группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой. Выступают все эксперты – складывается общее представление о теме. Презентацию сведений по отдельной теме проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Итог – творческое задание по изученной теме.

Синквейн (от франц. «пять») 1 я строка – тема (одним словом) 2 я строка – 2 прилагательных 3 я строка – 3 глагола 4 я строка – фраза из 4 х слов, показывающая отношение к теме 5 я строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы Учитель Справедливый, строгий Учит, воспитывает, ведет Это профессия на всю жизнь Доброта

Верные и неверные утверждения Тема «Имя существительное» Верно ли, что: 1. Имя сущ. обозначает признак предмета? 2. Имена сущ. делятся по родам? 3. Плакса – это сущ. женского рода? 4.Нач. форма любого имени сущ. – это форма ед. числа? 5. Существительное в предложении является только подлежащим?

Хокку (хайку) Лирическое стихотворение, отличающее предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хокку – чувство – ощущение, запечатленное в словесной картинке-образе. Оно изображает жизнь природы и человека на фоне круговорота времен года.

Правила построения хокку: 1. Три строчки и 17 слогов (5+7+5) 2. Должно быть сезонное слово (кого), указывающее на то, в какое время происходит действие. Возможно как прямое указание («зимний вечер»), так и косвенное («сосулька» - весна, «сбор винограда» - конец лета). 3. Стихотворение не должно быть многословным. Оно не называет, а показывает. Рифмы нет! 4. первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей – подводится итог, часто неожиданный. Можно сопоставить объект и фон, разные состояния одного объекта, качества/отношения… Вот взошло солнце. Вновь воздух сух и горяч. Кругом лишь пески…