Технология "Портфолио" учителя и ученика как педагогическая инновация в общеобразовательном учреждении Учитель МОУ «Жилинская СОШ» Доронина Л.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология «Портфолио». "Портфолио достижений ученика". Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» - «…у каждого.
Advertisements

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках реализации ФГОС НОО Подготовила: Л.Ю.Володина, учитель начальных классов.
ПОРТФОЛИО РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ. Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер- токарь, прекрасный мастер-врач, так должен.
Потфолио как одна из форм оценивания ключевых компетентностей ученика Новое понимание результата образования подразумевает использование технологий, позволяющих.
ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. О СНОВНОЙ СМЫСЛ ПОРТФОЛИО – ПОКАЗАТЬ ВСЁ, НА ЧТО УЧЕНИК СПОСОБЕН. В НЁМ ОТРАЖАЕТСЯ ПУТЬ К УСПЕХУ. Портфолио помогает.
Оценка учебных достижений учащихся (портфолио) В переводе с англ. portfolio – портфель, папка; образцы выполненных работ.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббард.
Портфолио нечто большее, чем просто папка работ учащихся; это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений школьника, которые демонстрируют.
ПОРТФОЛИО КАК НОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ (материалы для дня открытых дверей ГОУ СОШ 617 имени генерала Д.Ф.Алексеева)
Портфолио Учителя. «Портфолио» Термин пришел в педагогику, так же как и запрос на образовательную парадигму, из политики и бизнеса Термин пришел в педагогику,
Юбьт Трпап Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Владимира Учитель.
Портфолио учащегося на 3 ступенях обучения. Понятие «Портфолио» Различные авторы характеризуют портфолио учащегося как: коллекцию работ учащегося, всесторонне.
Составитель : Ужанова Т. Л., преподаватель ГАОУ СПО « Тюменский педагогический колледж 1» Технология портфолио.
«Портфолио как средство мотивации личностного развития учащихся» 2012 год.
Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
ТЕХНОЛОГИЯ «Портфель достижений» Для чего ученику портфель достижений? "У каждого ученика будет индивидуальный "портфель" образовательных достижений -
Ученика начальной школы МКОУ «Бобровская СОШ» Подготовила: Учитель начальных классов Бегашева Ирина Юрьевна.
Э ЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА Подготовила: Хабибрахманова Ирина Юрьевна.
ПОРТФОЛИО это набор работ учителя, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину; это спланированная заранее индивидуальная.
Транксрипт:

Технология "Портфолио" учителя и ученика как педагогическая инновация в общеобразовательном учреждении Учитель МОУ «Жилинская СОШ» Доронина Л.С.

Цель использования технологии Создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио Создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио

Основные компетентности, которые должны быть сформированы Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета. Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета. Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность. Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность. Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности). Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).

Условия реализации первостепенные условия для реализации инновационных технологий, адекватных задаче формирования ключевых компетентностей,выступает следующий принцип – ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Это обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно- ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфолио. первостепенные условия для реализации инновационных технологий, адекватных задаче формирования ключевых компетентностей,выступает следующий принцип – ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Это обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно- ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфолио.

Термин портфолио (портфель – адаптация термина в русском языке) Термин «портфолио» пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как министерский портфель или портфель инвестиций. Термин «портфолио» пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как министерский портфель или портфель инвестиций. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде. Существуют различные подходы к определению понятия портфолио. Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.

Портфолио – это: Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения. Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения. Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях. Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. -Ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. -Ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. -Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. -Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Классический портфолио состоит из четырех разделов Портрет, Коллектор, Рабочие материалы Достижения.

Раздел Портрет предназначен для представления информации об авторе портфолио: предназначен для представления информации об авторе портфолио: Фамилия, имя,отчество Фамилия, имя,отчество Дата рождения Дата рождения Место работы Место работы Дата назначения в данную школу Дата назначения в данную школу Образование Образование Год окончания Год окончания Номер диплома Номер диплома Стаж Стаж Учебная нагрузка Учебная нагрузка Квалификационная категория Квалификационная категория Сведения о прохождении курсов повышения квалификации Сведения о прохождении курсов повышения квалификации Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья – обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья – обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ.

Коллектор содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе. содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе.

Рабочие материалы Раздел должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором. Раздел должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором. Например, раздел Рабочие материалы Портфеля семинаров, конференций, лабораторий Например, раздел Рабочие материалы Портфеля семинаров, конференций, лабораторий открывает план стажировки. открывает план стажировки. План стажировки по теме Интерактивные формы обучения в школе. План стажировки по теме Интерактивные формы обучения в школе. Руководитель: заместитель директора по УВР _______________ Руководитель: заместитель директора по УВР _______________ Место проведения: _____________ Место проведения: _____________ Расписание занятий: … Расписание занятий: … Занятие 2. Занятие 2. Тема: Интерактивные формы обучения на современном уроке. Тема: Интерактивные формы обучения на современном уроке. План. План. Страница 1 Страница 1 Содержание: Содержание: Страница 2 Страница 2 Личностно ориентированное обучение Личностно ориентированное обучение Дерево целей Дерево целей Главное: Дерево целей плодоносит, когда живет в мире, в контексте. Главное: Дерево целей плодоносит, когда живет в мире, в контексте. Страница 3 Страница 3 Личностно ориентированный подход Личностно ориентированный подход Основные понятия, принципы, методы, индивидуальность, личность, самоактуализированная личность Основные понятия, принципы, методы, индивидуальность, личность, самоактуализированная личность Самовыражение Субъект - Субъектность Я – концепция Выбор Педагогическая поддержка Самовыражение Субъект - Субъектность Я – концепция Выбор Педагогическая поддержка Страница 4 Страница 4 Интерактивные формы обучения на современном уроке Интерактивные формы обучения на современном уроке Цель: Создание условий для проявления познавательной активности учеников. Цель: Создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения: Разнообразные формы и методы организации УД Заинтересованность каждого участника образовательного процесса Стимулирование Дидактический материал Диагностика Поощрение Общение Средства достижения: Разнообразные формы и методы организации УД Заинтересованность каждого участника образовательного процесса Стимулирование Дидактический материал Диагностика Поощрение Общение Страница 5 Страница 5 Анализ деятельности учителя на уроке Анализ деятельности учителя на уроке Наличие у учителя учебного плана проведения урока. Использование проблемных творческих заданий. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала Сообщение в начале урока формы организации УД. Положительный эмоциональный настрой на урок. Содержательная рефлексия. Стимулирование к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий. Содержательная оценка. Аргументированная отметка. Рациональное выполнение д/з. Наличие у учителя учебного плана проведения урока. Использование проблемных творческих заданий. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала Сообщение в начале урока формы организации УД. Положительный эмоциональный настрой на урок. Содержательная рефлексия. Стимулирование к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий. Содержательная оценка. Аргументированная отметка. Рациональное выполнение д/з. Страница 6 Страница 6 Этапы урока Этапы урока Этапы Содержание Этапы Содержание - Результатом работы является создание портфолио всеми участниками стажировки. - Результатом работы является создание портфолио всеми участниками стажировки. -Таким образом, учителя не только получают информацию по теме, но и учатся грамотно оформлять, структурировать полученный материал, углублять самостоятельно полученные знания, заполняя раздел Коллектор. -Таким образом, учителя не только получают информацию по теме, но и учатся грамотно оформлять, структурировать полученный материал, углублять самостоятельно полученные знания, заполняя раздел Коллектор.

Рабочие материалы Например, раздел Рабочие материалы Портфеля изучения темы Например, раздел Рабочие материалы Портфеля изучения темы включает изготовленные учащимися или учителями таблицы, схемы по теме, тестовые задания, карточки-задания формы «Да» - «Нет»; написанные учениками планы и конспекты некоторых разделов темы, проекты и исследовательские работы по теме, фотографии, рисунки, дневники наблюдений и т.д. включает изготовленные учащимися или учителями таблицы, схемы по теме, тестовые задания, карточки-задания формы «Да» - «Нет»; написанные учениками планы и конспекты некоторых разделов темы, проекты и исследовательские работы по теме, фотографии, рисунки, дневники наблюдений и т.д.

Достижения В раздел помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование того, почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения и какие именно. Вступительная статья или введение к портфолио несет основную смысловую нагрузку, именно в ней высказывается ожидание ученика в отношении своих дальнейших действий и собственных перспектив, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать определенные результаты, дает оценку своего продвижения и потенциала.

Достижения Примером материалов в разделе «достижения» Примером материалов в разделе «достижения» Портфеля изучения темы у учащихся и у учителя могут быть Портфеля изучения темы у учащихся и у учителя могут быть. Результаты контрольных, тестовых работ учащихся, занесённые в таблицу Ф.И.уч.-ся Контрольные работы тестырезультаты «5»«4»«3»«2» Ивано ва Анна

Достижения. Индивидуальные карты изучения темы, собранные по годам, которые дадут объективную картину уровня усвоения темы которые дадут объективную картину уровня усвоения темы обучающимися для успешной подготовки к ГИА или ЕГЭ при необходимости. обучающимися для успешной подготовки к ГИА или ЕГЭ при необходимости. Ф.И.учащегося _________________________________ Раздел Цитология Тема Класс 6 Параметры Р е з у л ь т а т ы высокийсреднийнизкийпримечание Знание названия органоидов клетки + Знание функций органоидов+ Отличие растительной, животной, бактериальной клеток + Понимание клеточного уровня организации живой природы +

разные типы портфолио. Портфель достижений учащихся Портфель достижений учащихся Одним их самых универсальных для школьников является Портфель достижений. Данный тип портфолио ведется в течение всех лет обучения в школе. В нем отражается уровень продвижения ученика в период обучения. Одним их самых универсальных для школьников является Портфель достижений. Данный тип портфолио ведется в течение всех лет обучения в школе. В нем отражается уровень продвижения ученика в период обучения. Работа с портфолио ведется с учетом возрастных особенностей. Работа с портфолио ведется с учетом возрастных особенностей. Портфель достижений представляется следующими разделами: Портфель достижений представляется следующими разделами: Обращение к автору; Обращение к автору; Визитная карточка: Визитная карточка: –кое-что обо мне; –я и другие; –какой Я? Я и мои друзья; Я и мои друзья; Каким я хочу быть? Каким я хочу быть? Мои трудности; Мои трудности; Я – ученик: Я – ученик: –графическое изображение моего развития как учащегося; –хочу знать; –хочу уметь; –мои любимые предметы; –как я читаю; –книги, которые я прочитал(а) и полюбил(а) Я это заслужил(а) (мои достижения: поощрения, награды). … Я это заслужил(а) (мои достижения: поощрения, награды). …

разные типы портфолио Второй тип портфолио, который ведут учащиеся, это упрощенный вариант, в который заносятся индивидуальные образовательные достижения: Второй тип портфолио, который ведут учащиеся, это упрощенный вариант, в который заносятся индивидуальные образовательные достижения: результаты марафонов, олимпиад; результаты марафонов, олимпиад; результаты конкурсов, исследовательских работ; результаты конкурсов, исследовательских работ; спортивные достижения; спортивные достижения; мир увлечений. мир увлечений. В приложении прикладываются грамоты, дипломы, сертификаты. В приложении прикладываются грамоты, дипломы, сертификаты. На начальном этапе обучения такой тип портфолио можно создавать, но на следующей ступени обучения он не продуктивен, так как он дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, его учебного стиля, разнообразия его творческой активности, интересов. На начальном этапе обучения такой тип портфолио можно создавать, но на следующей ступени обучения он не продуктивен, так как он дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, его учебного стиля, разнообразия его творческой активности, интересов.

разные типы портфолио. «Портфель изучения темы» «Портфель изучения темы» Эффективной формой является и совместная работа учителя и ученика. Данный тип портфолио состоит из двух видов: портфолио учителя и портфолио ученика. Эффективной формой является и совместная работа учителя и ученика. Данный тип портфолио состоит из двух видов: портфолио учителя и портфолио ученика. В портфель учителя входят программа, разработки уроков (раздел Рабочие материалы), дополнительный материал к урокам, работы учащихся (раздел Коллектор). В разделе Достижения представляется диагностика, проводимая по данной теме. В портфель учителя входят программа, разработки уроков (раздел Рабочие материалы), дополнительный материал к урокам, работы учащихся (раздел Коллектор). В разделе Достижения представляется диагностика, проводимая по данной теме. Параллельно с портфолио учителя учащиеся создают свой портфолио по этой же теме. Далее портфолио заполняется в течение изучения темы. В него входит: Параллельно с портфолио учителя учащиеся создают свой портфолио по этой же теме. Далее портфолио заполняется в течение изучения темы. В него входит: Содержание; Содержание; Раздел Коллектор (памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации); Раздел Коллектор (памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации); Раздел Рабочие материалы (включают все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором). Раздел Рабочие материалы (включают все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором). Раздел Достижения (помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи: карта самодиагностики; проверочные, тестовые, контрольные работы). Раздел Достижения (помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи: карта самодиагностики; проверочные, тестовые, контрольные работы).

разные типы портфолио. Портфель семинаров, конференций, лабораторий Портфель семинаров, конференций, лабораторий Одной из форм повышения профессионального мастерства учителя являются портфолио семинаров, конференций, лабораторий. Данный портфолио создается во время проведения мероприятия. В раздел Рабочие материалы включаются все записи, которые делает автор во время работы семинара, конференции. Материалы датируются (день 1, день 2 …). В разделе Коллектор находится раздаточный материал семинара. Одной из форм повышения профессионального мастерства учителя являются портфолио семинаров, конференций, лабораторий. Данный портфолио создается во время проведения мероприятия. В раздел Рабочие материалы включаются все записи, которые делает автор во время работы семинара, конференции. Материалы датируются (день 1, день 2 …). В разделе Коллектор находится раздаточный материал семинара. Преимуществом данного типа портфолио является то, что участник в итоге имеет структурированный материал, который может использовать в дальнейшей работе. Примером служит портфолио стажировки на тему Интерактивные формы обучения для заместителей директоров и учителей города. Преимуществом данного типа портфолио является то, что участник в итоге имеет структурированный материал, который может использовать в дальнейшей работе. Примером служит портфолио стажировки на тему Интерактивные формы обучения для заместителей директоров и учителей города.

разные типы портфолио Портфель учителя - экспериментатора Данный тип портфолио открывает тема эксперимента, прописываются цели. Далее учитель – экспериментатор заполняет таблицу. Фамилия, имя, отчество учителя Должность Этапы ГодВыполненная работа Представление работы(отметить свое участие, указать куда представляли)Результаты Примечание (курсы, выступления) В итоге получается общий портфель учителей – экспериментаторов, который показывает систему работы школы в экспериментальной площадке. Данный тип портфолио можно изменить в зависимости от направления, в котором работает учебное заведение Практика нашей работы показывает, что портфолио учителя и ученика помогает в организации самостоятельной работы, учит рефлексировать свою деятельность и дает хорошую стартовую площадку учащимся для успешного продолжения обучения.

Достоинства при работе с портфолио в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы; в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы; портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля; портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля; создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск; создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск; процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее. процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.