Типология уроков Структурные единицы урока Подготовила: Позднякова Л.Г. учитель МБОУ СОШ 144.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Advertisements

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Тема педсовета: «Урок! Каким он должен быть в аспекте ФГОС НОО?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Занятие 2 Тема «Современный урок в контексте системно- деятельностного подхода»
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Конференция Системно- деятельностный подход в обучении. Урок как основная форма реализации требований ФГОС. Зам. дир. МБОУ «СОШ 11» г. Пскова Иголкина.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиции формирования универсальных учебных действий МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Современный урок в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 8 Брежнева З.И.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Транксрипт:

Типология уроков Структурные единицы урока Подготовила: Позднякова Л.Г. учитель МБОУ СОШ 144

В.А. Сухомлинский « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

По мнению А.Г. Асмолова «Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!».

Типологии уроков посвящено много научных работ. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком.

Основания классификации: по основным способам организации учебной деятельности учащихся; по цели организации занятий, содержания и способов проведения урока; по основным этапам учебного процесса; по дидактическим задачам, которые решаются на уроке; по методам обучения.

На основании классификации по дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков: урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений.

Типология по основным этапам учебного процесса: вводные; первичного ознакомления материалом; образования понятий, установления законов и правил; применения полученных правил на практике; повторения и обобщения; контрольные; смешанные или комбинированные.

Типология по основному способу проведения: беседа; лекция; экскурсия; самостоятельная работа учащихся; лабораторные и практические работы; кино уроки; семинар; зачет; деловая игра; сочетание различных форм занятий, и др.

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода (формирование учебного действия): урок «открытия» нового знания; урок постановки учебной задачи; урок решения учебной задачи; урок моделирования и преобразования модели; урок решения частных задач с применением открытого способа; урок отработки умений и рефлексии; урок контроля и оценки.

Три постулата заложены в основании новой технологии урока Урок есть поиск истины,открытие истины и осмысление истины в совместной деятельности учащихся и учителя; Урок есть часть жизни учащегося, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и средства.

Методические принципы современного урока: Субъективизация; Метапредметность; Деятельностный подход; Коммуникативность; Рефлексивность.

Структура урока: Практически невозможно дать единую схему для всех уроков по всем учебным предметам, изучающимся в школе. Методическая подструктура урока в отличие от дидактической величина переменная.

Анализ показывает, что уроки, состоящие из разного числа структурных единиц, имеют различное функциональное назначение. На этой основе был сформулирован главный тезис, выражающий основную идею другого подхода к классификации: уроки как формы организации обучения могут рассматриваться в виде серии, идущей от структурно простых уроков к сложным. Более сложные уроки включают в качестве структурных единиц более простые. В связи с этим необходимо ответить на фундаментальный вопрос классификации: что такое структурно простой урок?

Структурно простой урок это урок, посвященный выполнению одной дидактической задачи. Противоположный ему будет другой тип урока составной, т. е. имеющий ряд дидактических задач.

Структурные единицы урока: Целеполагание (самоопределение) к учебной деятельности; Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения; «Окрытие» нового знания; Моделирование открытого знания с проговариванием во внешней речи; Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; Включение в собственную систему знаний; Рефлексия.

Ресурсы современного урока: человеческие(включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители) методические (формы, технологии, содержание, приёмы, методы,техники,методики обучения) технологические ресурсы(технологии обучения)

Критерии результативности современного урока: 1. Цели урока диагностичны, сформулированы в деятельностном залоге (предметные, УУД). 2. Наблюдаются рефлексивные действия учащихся (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). 3. Повышена степень активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель и учащиеся владеют техникой диалога, умеют ставить и адресовать вопросы. 5. Сочетаются репродуктивная и проблемная формы обучения. 6. Имеют место четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Оценивается реальное продвижение каждого ученика, поощряются и поддерживаются минимальные успехи разного аспекта. 8. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 9. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 10. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ НАПИСАНИИ ЦЕЛЕЙ- РЕЗУЛЬТАТОВ: ИЗБЕГАЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЯСНЫХ ТЕРМИНОВ (таких как «знать», «понимать», «иметь представление», «учить», «быть знакомым», «быть информированным», «быть в курсе», «принимать во внимание»). ЭТИ ТЕРМИНЫ ДОПУСКАЮТ РАЗНЫЕ ТОЛКОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ Например: А) Знать признаки живого организма Б) Называть признаки живого организма

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ НАПИСАНИИ ЦЕЛЕЙ-РЕЗУЛЬТАТОВ: КАЖДЫЙ ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДОЛЖЕН НАЧИНАТЬСЯ С ГЛАГОЛА ДЕЙСТВИЯ (неопределенная форма), ЗА КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ ФРАЗА, ОПИСЫВАЮЩАЯ КОНТЕКСТ. Например: - Приводить примеры физических и химических явлений. - Давать определение понятию «анализирующее скрещивание». - Излагать правила гигиены питания.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ НАПИСАНИИ ЦЕЛЕЙ-РЕЗУЛЬТАТОВ: ИСПОЛЬЗОВУЙТЕ ТОЛЬКО ОДИН ГЛАГОЛ ДЛЯ КАЖДОГО РЕЗУЛЬТАТА. Например: А)- Распознавать видоизмененные подземные побеги и называть их признаки. Б)- Распознавать видоизмененные подземные побеги. - Называть признаки видоизмененных подземных побегов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ НАПИСАНИИ ЦЕЛЕЙ-РЕЗУЛЬТАТОВ : ОПИСЫВАЙТЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОСТО. ИЗБЕГАЙТЕ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ДЛЯ КАЖДОГО РЕЗУЛЬТАТА ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНИМ ГЛАГОЛОМ. ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗУЙТЕ БОЛЕЕ ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Например: А) Описывать опорные системы живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных животных. Б)- Описывать опорные системы живых организмов. - Излагать особенности строения внутреннего скелета живых организмов. - Определять функции внутреннего скелета у позвоночных животных.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ НАПИСАНИИ планируемых результатов: ОБЕСПЕЧЬТЕ ДИАГНОСТИРУЕМОСТЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (должны реально опознаваться с помощью какого-либо инструмента). Например: Результат:. Фиксировать результаты наблюдений или опыта в предложенной форме (словесное описание, таблица, условные обозначения).

«Вы не должны огорчаться, если урок «не сыграет сразу. Вы сегодня бросили кристаллик. Потом вы бросили второй, третий, десятый… И когда-нибудь они все-раз! И скристаллизуются». В.С. Библер, философ, культуролог

Спасибо за внимание!