Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы Автор: Вахрушева С.А., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Advertisements

Презентация Веременко Н.П. к выступлению на методическом совете учителей Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
«Создание элективных курсов как средство реализации профильного обучения» Шапошникова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы Кирсановской.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Русский язык-это интересно. Ляшева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, 1 кв. категория. 1.Факультативный курс подготовки к ЕГЭ «Говорим.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Использование ресурсов знаниево- умениевой парадигмы ГОС среднего (полного) общего образования в процессе реализации модульно- компетентностного подхода.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке и методов обучения для повышения эффективности.
Технология педагогического общения. Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны: - Неумение наладить контакт. - Управлять.
Использование коммуникативной методики для обучения иноязычной речи на уроках иностранного языка Палицына Наталья Анатольевна учитель английского языка.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
ФГОС-федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных.
Транксрипт:

Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы Автор: Вахрушева С.А., учитель русского языка и литературы

В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Пересматривается программа модернизации образования, обозначаются её новые проблемы и перспективы, среди которых – формирование и развитие у современных школьников социальных (ключевых) компетенций, связанных со способностью человека эффективно действовать за пределами учебных программ и учебных ситуаций. В связи с этим актуализировалась и проблема формирования и развития коммуникативной компетенции. Что же такое коммуникативная компетенция и в каких умениях она проявляется? Коммуникативная компетенция - это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.

Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, речь носителей языка засорена неоправданными заимствованными профессионализмами, жаргонизмами, поэтому современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий и методик. Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи.

Учителя должны формировать личность, в совершенстве владеющую устной и письменной речью. Развитие речи – главная задача уроков русского языка в ОУ, поэтому требуется постоянная систематическая работа в этом направлении. Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причём творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Прежде всего, выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи. Формирование устойчивых навыков устной и письменной речи ведётся: на уроке; после уроков (всеми многообразными формами внеклассной работы); в ходе индивидуальной, самостоятельной работы учащихся.

В программу по русскому языку в настоящее время введены понятия «коммуникативная компетенция», «языковая компетенция», «лингвистическая компетенция», «культуроведческая компетенция». Для того чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть вышеперечисленными компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи детей надо начинать с первых дней пребывания в школе. Это позволит обеспечить преемственность в обучении русскому языку при переходе из начальной школы в среднюю, из средней в старшую.

Таким образом, выделяются цели и задачи, которые нужно решать в первую очередь, чтобы добиться высокого уровня развития коммуникативной компетентности: создать условия для развития познавательной активности учащихся через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения; содействовать развитию устной и письменной речи школьников посредством активных форм обучения; способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала каждого ученика. совершенствование коммуникативных компетенций, включающих овладения богатством самого языка, владения всеми нормами литературного языка, включая нормы правописные (орфографические и пунктуационные).

Коммуникативные компетенции Название коммуникативной компетенции Содержание работы Вид деятельности Продукт языковая/лингвистическая/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы); Знакомство с новым словарным словом Подобрать синоним, однокоренные слова; составить словосочетание, предложение со словом Запись в тетради, устный ответ дискурсная (связанность, логичность, организация); Работа с пословицами (найти вторую часть пословицы); в тесте ЕГЭ найти неверное утверждение Карточки-задания, тест прагматическая (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом); Работа с текстом Выявление темы, проблемы, позиции автора, ответы на вопросы по смыслу текста Устный ответ, сочинение- рассуждение

разговорная (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм); Работа со словарем Правильное применение (употребление) слова в речи, составление предложений, мини- текстов Запись в тетради, выступление на уроке социально- лингвистическая (умение выбирать языковые формы, "знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере") Творческие работы Написать письмо, заявление, поучение Творческая работа, устная защита на уроке стратегическая (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения); Изложение с элементами сочинения составить план текста, высказать основные мысли по плану; дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников; составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного Запись в тетради

речемыслительная (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования). Текст категории «С» ЕГЭвыделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме; Сочинение