«Написанная кровью сердца…» Повесть К.Воробьева «Это мы, господи!»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родился 24 сентября 1919 в с. Нижний Реутец Курской области. Окончил сельскую школу-семилетку, курсы киномехаников. В 1935 стал литературным консультантом.
Advertisements

Ю.Бондарев. О радистке Верочке. Из повести «Батальоны просят огня» Ольга Михайловна Кылосова Учитель русского языка и литературы НОУ «Школа «Альфа и Омега»
Константин Воробьев «Убиты под Москвой». ...Нам свои боевые Не носить ордена. Вам все это, живые, Нам отрада одна: Что недаром боролись Мы за Родину-мать.
Купрюхина З. Я. МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» 10 класс.
Константин Дмитриевич Воробьёв ВОРОБЬЁВ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1919–1975), русский писатель. ВОРОБЬЁВ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1919–1975), русский писатель.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Обзор литературы. «Они прошли по этой жизни просто, в подкованных пудовых сапогах» С. Орлов.
«Судьба человека» образ Андрея Соколова. Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну,
Книги о детях военной поры Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла И синее небо, и запах простого цветка?
Такое не забывается Наш земляк художник Александр Иванович Пахомов – один из тех, кто пережил ужасы минувшей войны в концлагере Цейтхайн, где погибло 93.
« Лейтенантская » проза.. Война – жесточе нету слова… А.Твардовский.
24 сентября 1919 Я уже с трудом переношу сам себя. Я мне противен, а порой жалок. Так и не уничтожил раба в себе. Воробьёв Константин Дмитриевич.
Зав.библиотекой Филиппова Е.В. МБОУ «Школа 17» Полысаевский городской округ 2017.
Константин Дмитриевич Воробьёв. Лейтенант сорок первого года.
Великая Отечественная Война в числах. Людские потери СССР 6,8 млн. военнослужащих убитыми, и 4,4 млн. попавшими в плен и пропавшими без вести. 6,8 млн.
Теме войны в русской литературе посвящена книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая», написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной.
Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен.
...Написанная кровью сердца страница из той общей летописи войны, которою мы всё пишем и пишем и не можем дописать.
«Война, беда, мечта и юность!» Война гуляет по России, А мы такие молодые! А.Твардовский.
Презентацию для детей старшего дошкольного возраста подготовила: ст. воспитатель ГБОУ г. Москвы детский сад 400 Волокитина Наталья Анатольевна.
Транксрипт:

«Написанная кровью сердца…» Повесть К.Воробьева «Это мы, господи!»

Русский советский писатель Константин Дмитриевич Воробьев (1919 – 1975) родился в с.Нижний Реутец Курской области. Здесь он окончил школу. Будучи кремлевским курсантом, осенью 1941 г. Попадает на фронт, защищает Москву, попадает в плен. Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных, неоднократные попытки вырваться на свободу. А когда, наконец, удалось организовать коллективный побег, он и его товарищи продолжали борьбу в литовских лесах. Писал, когда ему было 24 года, о том, что еще совсем недавно пришлось пережить.

Мемориальная плита на доме в Вильнюсе (ул. Вяркю 1), в котором в годах жил писатель.

Под повестью «Это мы, господи!» должны были стоять три даты: , в сорок третьем – написана в партизанском подполье; в сорок шестом – предложена московскому журналу и…потеряна. Единственный экземпляр был обнаружен случайно, в 1986 г. Предложен женой писателя В.В.Воробьевой журналу «Наш современник».

События возвращают нас «в самое крошево войны, в самые кошмарные и бесчеловечные её страницы». По сравнению с другими произведениями, здесь другой лик войны – ПЛЕН.

Лучше быть убит от мечей, чем от рук поганых полонину! « Слово о полку Игореве»

«В эти дни немцы не били пленных. Только убивали! Убивали за поднятый окурок… Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку… Убивали за голодное пошатывание в строю… Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах…»

«Еще не успели закрыться ворота лагеря за изможденным майором Величко, как эсэсовцы с нечеловеческим чиканьем врезались в гущу пленных…Брызгала кровь, шматками лежала срубленная косым ударом лопаты кожа…Лагерь огласился рыком осатаневших убийц…»

В заглавии как бы слышится голос – стон измученных: «Мы готовы к смерти, к тому, чтобы быть принятым Тобой, Господи…Мы прошли все круги ада, но свой крест мы несли до конца, не потеряли в себе Человеческое» В заглавии и мысль о безмерном страдании, о том, что в этом страшном обличье полуживых существ, скелетов, обтянутых кожей, трудно узнать самих себя… «Это мы, господи!..»

Фашисты нарисованы К. Воробьевым как серая масса упырей, убийц. Психологизм, индивидуальные черты в описании палачей отсутствуют, поскольку нет таких черт у разъяренных нелюдей.

Что давало силы бороться измученным, больным, голодным людям? Ненависть к врагам, безусловно, сильна, но она ли основной движитель? Вера в правду, добро, справедливость? На вопрос гестаповца, какой он веры, Сергей Костров, главный герой повести, отвечает: «Самой глубокой!» Это и любовь к жизни!

«Вот Сергея, бывшего в беспамятстве от тифа, легендарные полицейские раздали и нагого затолкали под нары, очнувшись, он находит силы вылезти и потребовать себе листок.» Это самая суть человека, которая особенно ярко проявляется в трудные минуты жизни. Это основа, стержень характера русского человека, который нельзя сломить ничем; у Сергея – это воля к жизни, духовная стойкость, непримиримость к врагу, достоинство!

Жандарм, ты глуп, как тысяча ослов! Меня ты не поймешь, напрасно разум сила. Как это я из всех на свете слов Милей не знаю, чем – Россия! Причел Сергей на стене камеры. На ней были горячие просьбы сообщить родным что…их сын, брат, отец – расстреляны… Были мужественные слова – проклятья убийцам…Были куплеты красноармейских песен…и были саратовские напечатанные частушки…И Сергей поймал себя на мысли, что ни одну книгу, ни один самый замечательный роман он не читал с таким чувством, как этот огромный корявый лист – стену из книги Жизни»

Пейзажные зарисовки у К.Воробьева тоже «написаны кровью сердца»: «Низко плывут над ревом снежные тучи-уроды. Не видно просвета ни днем, ни ночью. Тихо. Темно. Жутко», - такой природу видят пленники.

Такого гуманного, уважительного отношения к пленным, как у К.Воробьева, еще не знала наша «военная» литература.(не секрет, что чудом спасшиеся из фашистского концлагеря попадали в наши). Необычное изображение и солдат, и узников вызывало критику. В.Астафьев писал, что и в особенности досталось К.Воробьеву за «окопную правду», за «натуралистическое» изображение войны.

Людские потери СССР 6,8 млн. военнослужащих убитыми, и 4,4 млн. попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) 26,6 млн. человек.