К ОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ – ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Advertisements

«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Педагогический совет «Социальное воспитание подрастающего поколения»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
ТЕМА : Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся.
Цыганова О.С., методист кафедры педагогики, психологии и управления образованием.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Масалова В. С., ст. преподаватель.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Транксрипт:

К ОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ – ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 1

П РОЛОГ Незнайка: «Что такое «компетенция?» Всезнайка: «Компетенция – это когда все знаешь!». Незнайка: «Все, это что?» Всезнайка: «Чем больше вопросов, тем меньше компетенций!» Незнайка: «А как же без вопросов? Откуда возьмутся ответы?» 2

Ч ТО ГОВОРИТ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ? Компетенция – от латинского competo – «добиваться». Некоторые энциклопедические словари не различают понятия «компетенция» и «компетентность» (Советский энциклопедический словарь). Толковый словарь под редакцией Д.И. Ушакова толкует два понятия: компетентность и компетенция: Компетентность –авторитетность; компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (компетентность состоит из компетенций). 3

П ОЯВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Понятие «компетентность» появилось в гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе. Зарождается специальное направление – компетентностный подход к общему и профессиональному образованию. Изучаются возможности компетентностного подхода к педагогической деятельности. Выявляется различие между понятиями «компетентность» и «компетенция». Делаются попытки оценить педагогическую деятельность на основе компетенций. 4

М НОЖЕСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЙ Компетенции педагога – это: способность действовать с учетом ограничений и предписаний, знания, умения, навыки, способы и приемы, эффективное применение знаний и умений, ценностные ориентации, мотивы, отношения, знания и опыт в той или иной области, осведомленность в круге вопросов, уровень профессионализма, креативность, качества, обеспечивающие решение задач. (Н.В.Кузьмина, Л.М.Митина, В.Н.Введенский, Т.Г.Браже, ЕИ.Рогов и др.) 5

К ОМПЕТЕНЦИИ – ЭТО ЗУН? Знания, умения и навыки – парадигма учебного процесса. Компетенции – парадигма практической деятельности. Знания, умения и навыки – последовательность изучения программного материала. Компетенции – уровень овладения продуктивной деятельностью. Знания, умения и навыки – объекты тестирования учебных достижений. Компетенции – объекты тестирования квалификации индивида. 6

К ОМПЕТЕНЦИИ И / ИЛИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ? Компетентность – интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий. Компетенции – конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели. Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность. 7

М ОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ 8 Компетентность Компетенция Контекст Уровень Стандарты Знания (теория и практика) Продукт и результат Компетентность – в контексте деятельности. ЗУНы – вне контекста.

Ч ТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНЦИИ ? Компетенции – это усвоенные стратегии успеха, обеспечивающие преодоление препятствий на пути к цели деятельности. Компетенции – это не знания, а усвоенные стратегии приобретения знаний. Компетенции – это не навыки/умения, а усвоенные стратегии овладения деятельностью. Компетенции – это не мотивы, а усвоенные стратегии саморегуляции индивида в деятельности. Компетенции – это наглядно наблюдаемые области успеха, обеспеченные опытом решения профессиональных задач. 9

К АКИЕ БЫВАЮТ КОМПЕТЕНЦИИ ? Ключевые компетенции учителя универсальны, и обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом. Предметные компетенции учителя специфичны и обеспечивают успешное преподавание конкретной учебной дисциплины. Специальные компетенции учителя узко направлены и обеспечивают решение сопутствующих педагогических задач. Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм учителя. 10

К ЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. Ключевые компетенции – выходят за пределы одного предмета и обеспечивают успех обучающей деятельности в целом. Ключевые компетенции включают: успешное применение общих дидактических методов ( демонстрация, объяснение, тренировка, исследование, оценивание). успешное владение информационными технологиями ( компьютер, мультимедийные средства, интернет ), успешную коммуникативную деятельность ( контакт, информация, отношения). 11

С ОДЕРЖАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ : Применение дидактических методов требует следующих компетенций: формирующей, исследовательской, тестовой. Информационные технологии требуют следующих компетенций: поисковой, систематизирующей, проектной. Профессиональная коммуникация требует следующих компетенций: интерактивной, эмпатийной и лидирующей. 12

С БЕРЕЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ Здоровьесберегающие технологии – способы управления поддерживающей учебно-воспитательной средой, исключающей стрессоры, предупреждающей снижение мотивации учения, сохраняющей психосоматическое здоровье учащихся. Здоровьесберегающие технологии включают: обеспечение психологического комфорта учащихся, чередование стресса и релаксации, поддержка учащихся в учебных затруднениях, учет индивидуальных нужд в обучении, удовлетворение потребностей в социализации, признании и самореализации как личности, предупреждение фрустрации и снижения самооценки. 13

И СТОЧНИКИ СТРЕССА В ОБУЧЕНИИ 14 Контроль домашнего задания Индивидуаль ный ответ у доски Неподготовле нный ответ на оценку Выполнение тестового задания Экзамен с важными последствия ми Переживание унижения перед другими Задания повышенной сложности Негативная информация для родителей Осознание несоответствия требованиям Монотонная организация процесса Незаконченн ое учебное Действие Частая сменяемость заданий Помощь в выполнении домашнего задания Ответ в форме беседы с учителем Применение эвристической беседы Обучение форматам тестирования Самооценка уровня достижений учащимися Конфиденциал ьность результатов учения Адекватный уровень обучения Работа в союзе с семьей Ознакомление учащихся с требованиями стандарта Чередование стресса и релаксации Достаточный запас времени для задания Обозначение приоритетов в заданиях

В ЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ Для учителя и учащихся Поиск информации (текстов, изображений, источников). Систематизация информации (база данных, редактирование, электронные таблицы). Проект (веб-страницы, конференции, презентации). Для учителя Организация мультимедийной среды e-learning Для учащихся Интеграция в мультимедийном сообществе. 15

И НТЕРАКТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Для учителя Стратегии взаимодействия с учащимися. Стратегии возможностей автономного учения. Стратегии в «зоне ближайшего развития учащихся» Для учащихся Стратегии автономного обретения знаний. Стратегии автономного самоконтроля знаний. Стратегии учебного взаимодействия (с учителем, учащимися, проектной командой). 16

П РЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Предметные компетенции необходимы для преподавания конкретного предмета. Предметные компетенции обеспечивают реализацию метода обучения с помощью эффективных технологий. Предметные компетенции позволяют учителю создавать собственные методические материалы. Предметные компетенции включают выполнение роли с профессионально-педагогическими функциями (обучение, воспитание, управление). 17

С ОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Преподавание иностранного языка требует следующих компетенций: коммуникативной, технологической, контролирующей. Применение учебно-методический материалов требует следующих компетенций: пользователя, разработчика, рецензента. Педагогическое общение требует следующих компетенций: ассистирующей (facilitating), межличностной, гуманистической. 18

К ОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ 19 Лингвистиче ская компетенция Дискурсивн ая компетенция Прагматиче ская компетенция Стратегичес кая компетенция Социокульту рная компетенция Оформлени е речи Построение текстов Достижение цели Обход препятствий Учет культуры Лексика и грамматика Диалог и монолог Намерение = = результат Стратегии речи Нормы и традиции Лексико- грамматические навыки Коммуникат ивная деятельность Передача и восприятие смысла Гибкость речевых форм Предупрежд ение культурного шока Работа с лексико- грамматическим материалом Типология коммуникативных заданий Обучение пониманию и соответствию смысла Формирован ие стратегий коммуникации Социокультур ные, кросс культурные и межкультурные стратегии Ученик Учитель

С ПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Специальные компетенции важны для решения педагогических задач в особых условиях. Специальные компетенции обеспечивают успешную работу в профильных классах. Специальные компетенции позволяют добиться успеха в работу с «трудными учащимися». Специальные компетенции необходимы для создания собственных дидактических и контрольно-измерительных материалов. Специальные компетенции проявляются во внеурочной работе с учащимися (проекты, творчество, искусство). 20

С ОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Работа в профильных классах требует следующих компетенций: программной, профильной, межпредметной. Работа с «трудными учащимися» требует следующих компетенций: социальной, диагностической, развивающей. Создание собственных дидактических материалов требует следующих компетенций: авторской, редакторской, пилотирующей. Внеурочная работа требует следующих компетенций: креативной, организационной, стимулирующей. 21

Г РАДИРОВАНИЕ ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ Градирование по компетенциям создает профиль учителя-профессионала. Градирование по компетенциям выявляет «сильные» и «слабые» компоненты компетентности учителя. Градирование по компетенциям указывает направления профессионального роста. Градирование по компетенциям может осуществляться в форме самооценки учителя. Градирование по компетенциям выявляет области наглядно демонстрируемой успешной деятельности (обучение, отношения, материалы). 22

К ОМПЕТЕНЦИИ В СОСТАВЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ 23 Ключевые компетенции Формирующая Исследовательская Тестовая (Метод) Поисковая Систематизирующая Проектная (Технология) Интерактивная Эмпатийная Лидирующая (Общение) Предметные компетенции Коммуникативная Технологическая Контролирующая (Обучение) Пользователя Разработчика Рецензента (Материалы) Ассистирующая Межличностная Гуманистическая (Роль) Специальные компетенции Программная Профильная Межпредметная (Профильн. класс) Социальная Диагностическая Развивающая (Трудн. учащиеся) Креативная Организационная Стимулирующая (Вне урока.)

В ЫЯВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРВЬЮ Опыт осуществления конкретной деятельности в прошлом. Выводы из уроков осуществления конкретной деятельности в прошлом. Оценка итогов осуществления конкретной деятельности в настоящем. Ожидание от осуществления конкретной деятельности в новом контексте. Соответствие контексту (рефлексия глазами других, лидерство, успешность, коллективизм, конфликтность, ошибки, мотивация, опыт, творчество, решения, рост). 24

25 П РОФИЛЬ КЛЮЧЕВЫХ, ПРЕДМЕТНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ Ключевые компетенции Предметные компетенции Специальные компетенции

К ОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ – ЕДИНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИАЛОГЕ Ключевые компетенции Формирующая – формирование и обретение знаний. Исследовательская – критическое мышление. Тестовая – обеспечение качества и самоконтроль. Поисковая – поиск необходимой информации. Систематизирующая – структурирование знаний. Проектная – создание новых знаний. Интерактивная – деловое взаимодействие. Эмпатийная – эмоциональный контакт. Лидирующая – конкурс инициатив. 26

К ОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ – ЕДИНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИАЛОГЕ Предметные компетенции Коммуникативная – иноязычное общение. Технологическая – реализация технологий. Контролирующая – соответствие стандарту. Пользователя – мультимедийная среда. Разработчика – создание и апробация материала. Рецензента – обоснованное мнение о материале. Ассистирующая – «контракт» о сотрудничестве. Межличностная – педагогическое взаимодействие. Гуманистическая – самореализация личности. 27

К ОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ – ЕДИНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИАЛОГЕ Специальные компетенции Программная – овладение программой об/учения. Профильная – овладение содержанием об/учения. Межпредметная – интеграция знаний предметов. Социальная – осознание социальных особенностей. Диагностическая – осознание индивидуальности. Развивающая – поиск личностных резервов. Креативная – выявление склонностей и талантов. Организационная – групповая динамика. Стимулирующая – вовлечение в деятельность. 28

К ОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ – НЕРАЗРЫВНОЕ ЕДИНСТВО Компетентность учителя приобретает смысл в диалоге с учащимися. Компетентность учителя проявляется в диалоге с учащимися. Компетентность учителя зависит от диалога с учащимися. Компетентность учителя формируется в диалоге с учащимися. Компетентность учителя оценивается по диалогу с учащимися. 29

К ОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 30 Ключевые компетенции Учебная Рефлексивная Тестовая (Овладение знаниями) Поисковая Систематизирующая Проектная (Применение технологий) Межличностная Гуманистическая Лидирующая (Участие в отношениях) Предметные компетенции Коммуникативная Культурная Самооценивающая (Овладение предметом) Развивающая Мотивирующая Стратегическая (Самостоятельное учение) Корпоративная Интерактивная Регулирующая (Проектная деятельность) Специальные компетенции Самоопределяющая Диагностирующая Регулирующая (Поиск «Я») Креативная Продуктивная Рекреативная (Специальные интересы) Гражданская Правовая Профильная (Социальная полезность)

К ОМПЕТЕНТНЫЙ УЧИТЕЛЬ – КОМПЕТЕНТНЫЕ УЧАЩИЕСЯ 31

Э ПИЛОГ Незнайка: «А ты можешь обойтись без вопросов?» Всезнайка: «Всезнайке не нужны вопросы! Всезнайка знает ответы!». Незнайка: «Если я не задам тебе много вопросов, откуда ты будешь знать, что все знаешь?» Всезнайка: «Потому, что я компетентный!» Незнайка: «А вот и нет! Компетентность - это Я + Ты!» Всезнайка впервые по-настоящему задумался… 32

Л ИТЕРАТУРА Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – – 10. – С Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность ПиМНО. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, – 528 с. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М., – С Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – – 10. – С Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», – 396 с. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М.: «Когито-Центр», – 142 с. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, – 168 с. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. – – 2. – С Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //Народное образование. – – 2. – С Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство,