Заместители директора по УВР МОУ СОШ 8 города Химки: Обысова Анжела Дмитриевна Хватова Ирина Борисовна 16 декабря 2010 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад директора МОУ «Яблоницкая СОШ» Т.А.Козловой
Advertisements

Место и роль мониторинга в системе управления качеством образования Васильченко Лилия Владимировна, Кандидат педагогических наук, Директор НМЦ ДН Р.т.
Создание системы оценки качества образования в ПУ -57 Рулиене Любовь Нимажаповна к. п. н., доцент, нач. ОДТО БГУ 22 июня 2012 г.
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
«Учитель как субъект управления качеством образовательного процесса» Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, кандидат биологических наук,
Внутришкольная система оценки индивидуальных достижений обучающихся Описание опыта работы коллектива МБОУ СОШ 6 г. Амурска 1.
Роль методического объединения классных руководителей в современной школе Из выступления Савеловой на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ.
МОУ Лицей 109 г. Екатеринбурга Программа «Мониторинг качества образования»
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Система оценки качества образования в МБОУ СОШ 31 имени Героев Свири «Образование – величайшее благо мира, если оно наивысшего качества. В противном случае.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Ситуация социализации как дидактическая единица обучения и воспитания Кочнева М. М. руководитель проблемной группы МОУ « СОШ 12»
Школьные мифы Чем больше ученик знает, чем лучше он учится в школе, тем успешнее и правильнее он будет поступать в жизни. Правильные поступки (успех)
Транксрипт:

Заместители директора по УВР МОУ СОШ 8 города Химки: Обысова Анжела Дмитриевна Хватова Ирина Борисовна 16 декабря 2010 года

В сложившихся социально-политических и экономических условиях развитие образования в России становится ключевым элементом глобальной конкуренции. Государство и общество остро нуждаются в современной качественной образовательной системе. Одной из активно обсуждаемых проблем сегодня является проблема экспертизы и оценки качества школьного образования, получения полной, адекватной, надежной информации о результатах педагогической деятельности.

К сожалению, общепринятое понимание качества образования сводится лишь к качеству знаний учащихся. В подтверждение неэффективности деятельности образовательных учреждений приводятся количественные показатели качества знаний, умений и навыков, результаты итоговой аттестации выпускников, и наиболее веским аргументом в некачественной деятельности школ являются результаты ЕГЭ.

Не случайно, опасное доминирование технологии ЕГЭ как системы оценки знаний школьников все чаще называют точкой «критического напряжения» в системе образования. Хотя анализ статей в различных журналах по поводу проведения ЕГЭ обнаруживает и другое видение на измерители оценки качества, а именно: качество образования не тождественно качеству обученности учащихся.

Одной из активно обсуждаемых проблем сегодня является проблема экспертизы и оценки качества школьного образования, получения полной, адекватной, надежной информации о результатах педагогической деятельности. Возрастающая актуальность решения данной проблемы требует разработки оценочно – критериальных комплексов и проведения системного мониторинга на базе широкого спектра измерительных и оценочных методик и процедур.

Оценка качества образования подразумевает, во-первых, оценку качества образовательных достижений обучающихся и, во-вторых, оценку качества образовательного процесса Если необходимо понять насколько эффективна работа того или иного образовательного учреждения, нужно, с одной стороны, посмотреть уровень знаний в этой школе, а с другой – посмотреть какой контингент учащихся приходит в школу, условия, в которых она работает, где располагается, ее кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение и пр.

Поэтому в данном случае есть рациональное зерно в понимании качества образования как интегральной характеристики системы образования. В проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначено, что одним из основных направлений модернизации образования является внедрение в образовательных учреждениях системы управления качеством образования и разработка комплексов его измерения и оценки.

Если же говорить о субъектах управления качеством, это, конечно, прежде всего, руководители образованием всех уровней и учителя, роль которых в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса невозможно переоценить. При этом, целесообразно в управленческом аспекте различать понятия – «учебно-воспитательный процесс» и «учебно-воспитательная работа».

Процессами обучения и воспитания, т.е. переводом ученика из состояния необученности и недостаточной воспитанности в другое, более высокое, управляет, как правило, учитель. Руководители школы управляют работой, т.е. созданием условий для оптимального течения образовательного процесса Именно поэтому работа с педагогическими кадрами или управление человеческими ресурсами и является важнейшей функцией руководителей школы как субъектов управления качеством образования.

Внедрение системы управления качеством в школе – достаточно продолжительный, сложный и трудоемкий процесс.

Система профессиональной компетенции учителя Формы индивидуальной методической работы учителя в методической системе школы Система профессиональной компетенции завуча

По сути компетентностей подход переводит профессиональную деятельность с уровня интуитивного на уровень рефлексивный. Это означает, что эффективное управление образовательным процессом зависит не от исключительных способностей наибольшего числа талантливых личностей, а от уровня подготовки каждого специалиста как управленца на своем рабочем месте.

главный принцип управления: Целью управленческой деятельности на каждом уровне управления является создание условий теми, кто управляет, для успешной деятельности тех, кем управляют.

Объекты управления качеством в школе Структура и направление мониторинга

педагогический анализ как управленческая компетенция вызывает много затруднений у учителей-предметников, которые обычно ассоциируют это понятие с отчетностью. В подавляющем большинстве случаев эти отчеты пишутся не для себя, а «для других» - администрации, методистов. И на этом этапе рвется вертикаль управления качеством результата личностно ориентированного образовательного процесса, которая начинается с ребенка, с ученика, с качества результатов его деятельности.

Если учитель только «собирает информацию» пот итогам обучения для завуча, то и управление начинается только с завуча, причем, последний будет управлять качеством обучения класса (группы, объединения учащихся), а не каждого ученика В таком случае школа работает в парадигме управления войсками в военное время: когда в успех военной операции людские потери закладываются еще на этапе планирования

Но школа не полигон для испытаний новых идей, технологий и оборудования. И если сменили главную педагогическую идею («учить не всех, но каждого!»), то стратегия и тактика управления не могут оставаться прежними. Чтобы учить всех, вертикаль управления можно строить «сверху», а чтобы учить каждого – только снизу. От ученика. Но в этом случае и качество результатов в управленческой вертикали на ступени «учитель – ученик» не может выражаться в процентах успешности обучения всего класса.

Качество образовательного процесса в школе Качество условий, ресурсов Качество результатов Качество управления

Реализация педагогом одной из наиболее трудоемких управленческих компетенций – умения осуществлять педагогический анализ – очень редко осознается им самим и завучем как важнейшая составляющая успешной деятельности учителя. Учитель-управленец «начинается» тогда, когда, говоря научным языком – начинает осуществлять педагогический анализ учебных возможностей ученика

Обеспечение качества образования в школе осуществляется по различным направлениям и на различных уровнях. Самым первым таким уровнем в образовательном процессе является уровень урока, от качества которого складывается качество преподавания и качество усвоения учебного предмета, качество обученности и качество развития обучающихся

Алгоритм открытых уроков Критерии оценки качества урока Форма для оценки качества уроков

Урок – такое время и место, где и когда управленческая составляющая компетентности учителя может быть выявлена и измерена как им самим, так и завучем. Недаром в каждой школе важнейшим звеном внутришкольного контроля является контроль качества уроков. В 2008 году мы начали применять технологию ВШК уроков, которая характеризуется системностью, открытостью, транслируемостью и позволяет реализовать и развивать управленческие компетенции учителя при соблюдении ряда условий:

Каждый из критериев оценки качества урока должен стать предметом пристального и подробного разговора на ШМО Все учителя должны понимать, что означает каждый критерий из выделенных для оценки урока, как выявляется уровень реализации каждого критерия Бланк для записи результатов мониторинга качества уроков должен находиться у каждого учителя на его рабочем столе, в «Управленческой папке учителя» Первые записи в бланке мониторинга качества уроков делают сами учителя, произведя самооценку любых 3-4 своих уроков.

В течение двух лет администрация нашей школы ведет работу, которая позволяет педагогам освоить управленческие навыки на таком уровне, который инициирует и поддерживает дальнейшее саморазвитие учителя как управленца. Одновременно происходят изменения во внутришкольном контроле и в стиле руководства, иначе управленческая компетентность учителя или угаснет, не сформировавшись, или приведет к конфликтным ситуациям.

Управленческая папка учителя Содержание Образцы

Для систематизации и оптимизации данной работы с целью управления качеством образовательного процесса, каждый учитель нашей школы ведет «Управленческую папку», которая так же как и остальные формы, методики и технологии носит рекомендательный характер. Однако, практика показала, что наличие и – главное – активное использование материала этих папок помогает учителю ощутить себя управленцем на своем рабочем месте, а завучу – оптимизировать процесс анализа качества учебного процесса.

Конечно, завуч при посещении уроков ведет свои записи, но, если каждый посещенный урок становится объектом анализа по одной и той же форме, то в конце полугодия или учебного года остается просто пройти и собрать из каждой папки (всегда лежащей на столе учителя) соответствующие страницы. Их анализ позволяет выделить не только «плюсы» и «минусы», но и динамику качества уроков у одного учителя

Более того, рассортировав эти страницы по классам, можно определить наличие единых требований разных учителей при работе в одном классе, и проводить собеседования с учителями более целенаправленно. Можно рассортировать эти страницы по предметам и оценить, какое из требований к уроку «западает» у учителей данного методического объединения. А если после каждого посещения урока сразу вносит данные в компьютер, то завуч имеет возможность в любой момент сделать «срез» качества уроков по всей школе по любому из выделенных для анализа параметров.

С управленческой папкой учителя приходят на собеседования по результатам обучения в полугодии. По данным из папки составляются аттестационные характеристики и представления на награждения. На «малых» педсоветах накопленный материал по динамике развития учеников средствами предмета позволяет учителю объективно и грамотно представить и отстаивать свою позицию, а также конструктивные предложения по работе с конкретными детьми. Этот документ позволяет экономить самый главный и невосполнимый ресурс – время.

Управленческую составляющую общей компетентности учителя в настоящее время можно назвать системообразующей, важнейшей, определяющей результативность и оптимальность деятельности учителя. Каждый учитель может овладеть управленческими технологиями и знаниями на достаточном и оптимальном уровнях.

Учитель, владеющий управленческой компетенцией на высоком уровне, может обеспечить положительную динамику в обученности и общем развитии каждого ученика. Освоение учителем технологий управления в системе «учитель-ученик» должно проходить обязательно параллельно с изменениями в общей системе управления школой. Качество педагогического общения можно повысить, если все члены коллектива будут обучаться технологиям управления общения.