Общие вопросы клинической психологии младенческого и раннего возраста Предмет КПРВ Клиническая психология младенческого и раннего возраста изучает проблемы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей младшего школьного возраста.
Advertisements

Психологическая характеристика умственно отсталых детей.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Психологические особенности детей с синдромом Дауна Педагог-психолог ЦПМПК Ленкова А.С.
Основы дифференциальной диагностики форм первичной и вторичной речевой патологии МОУ центр «Развитие»
Психолого- педагогическое сопровождение учащихся ККО МОУ СОШ 17 г.Белая Калитва.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто Сократ Оздоровительная работа в начальной школе. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с.
Депрессия - это психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЕПАМЯТЬВНИМАНИЕ.
Неврозоподобное заикание. развивается постепенно, вне связи с явной психотравмирующей ситуацией, на фоне последствий органического поражения ц. н. с.
Краевой психоневрологический диспансер. « Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» Участковая медицинская сестра ГКУЗ «КПНД» Баширова Ольга.
ПОСТУПЛЕНИЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ВАЖНЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
Адаптация первоклассника к школе - -приспособление организма и психики ребенка к изменению привычного образа жизни, сопровождающееся специфическими их.
Цель данной работы: исследование особенностей эмоционального состояния младших школьников. Объект исследования : состояние эмоциональной сферы младшего.
Транксрипт:

Общие вопросы клинической психологии младенческого и раннего возраста Предмет КПРВ Клиническая психология младенческого и раннего возраста изучает проблемы психического развития и психологического благополучия детей первых лет жизни (от 0 до 5 лет) Задачи (практические): - выявление проблем психического развития и психологического благополучия детей; определение их природы, динамики и своеобразия - обследование социального контекста развития ребенка - планирование и оказание психологической помощи детям и членам их семей, другим социальным группам в которые включен ребенок

Общие вопросы клинической психологии младенческого и раннего возраста Задачи (научные): - изучение общих закономерностей психического развития детей с фенотипическими и психогенными расстройствами; - выявление общих механизмов патогенеза и саногенеза; - выявление особенностей психического развития при специфических нарушениях; - изучение особенностей семейной системы при воспитании ребенка с различными видами инвалидности и проблем развития; - разработка методов обследования ребенка и семьи - разработка и оценка эффективности методик психологической помощи семьям

Психофенотип Психические ресурсы Ноотип - биологическая основа психики, которая определяется экспрессией генов, подвержена влияниям факторов внутренней и внешней среды; - приобретенные ресурсы психики, результат личного опыта взаимодействия со средой;

Фенотипические нарушения развития Психогенные расстройства развития Нарушения и проблемы развития Первично- аномальный психофенотип Поврежденный психофенотип Генетические нарушения, фенокопии экзогенного генеза Приобретенные болезни НС и их последствия невротические и психотические психогенные расстройства

1. Общие параметры психофенотипа Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 1.1 Скорость психических процессов Среднее время ориентировки и решения задачи – очень низкая 2 – ниже чем у большинства сверстников 3 - как у большинства сверстников 4 - выше чем у большинства сверстников 5 - значительно выше чем у большинства сверстников

Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 1.2 Эффективность долговременной памяти Легкость запоминания и воспроизведения информации – ничего не запоминает 2 – иногда запоминает информацию во время аффекта или после многих повторений, через несколько дней или 1-2 недели – забывает 3 - чаще запоминает информацию во время аффекта или после нескольких повторений, забывает через несколько недель- месяцев 4 - сразу запоминает небольшой объем информации во время аффекта или при хорошей концентрации внимания (может вспомнить через несколько месяцев) 5 - запоминает большой объем информации при хорошей концентрации внимания сразу (помнит очень долго)

Название параметра Характер информации Рейтинг 1.3 Ориентировка текущая, поступившая ранее, ожидаемая, комбинированная – чаще выглядит отрешенным, не имеющим связи с реальностью, не обращает внимание на элементы окружения 2 – мимолетно обращает внимание на элементы окружения, может фокусировать внимание только на чем-то одном, слабо ориентирован в непосредственной ситуации, не имеет ожиданий 3 - ориентирован в некоторых аспектах непосредственной ситуации, формируются ожидания в связи с предыдущим опытом 4 – широко и устойчиво ориентирован в непосредственной ситуации, формируются ожидания в связи с предыдущим опытом 5 - ориентировка включает прошлый опыт, текущие события, планы

Обработка информации Объекты Паттерны, фигуры Ощущения, примитивы Сложные представления об обстановке и событиях Мономодальная обработка Интермодальная обработка

2. Параметры приема и обработки информации Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 2.1 Реактивность - зрительная - слух овая - тактильная - кинестетическая (ребенка перемещают) Реагирование и переносимость стимулов – не реагирует на стимулы 2 – иногда реагирует на стимулы 3 - всегда и везде реагирует на стимулы разного качества и интенсивности, легко переносит их, чаще - получает удовольствие от них 4 - обычно реагирует на стимулы разного качества и интенсивности, иногда некоторые стимулы вызывают дискомфорт 5 – реагирует на стимулы разного качества и интенсивности, чаще всего стимулы вызывают дискомфорт

Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 2. Уровень мономодальной обработки - зрительной - слух о-музыкальной - слух о-вербальной - тактильной Узнавание и специфическое реагирование на стимулы разной сложности, воспроизведение стимула – нет избирательной реакции на стимулы 2 – избирательная реакция на примитив или атрибут 3 - избирательная реакция на паттерн

Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 2.3 Уровень интермодальной обработки Узнавание и специфическое реагирование на комплексные стимулы 1 – нет признаков межмодульного взаимодействия 2 – ориентировочные реакции 3 – узнавание объектов по одному из признаков 4 – различение категорий объектов 5 – различение субкатегорий объектов 6 – ориентировка в пространстве 7 – различение событий 8 - представления об отношениях 9 – представления о ситуациях 10 – представления о сценариях

3. Параметры сенсомоторики Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 3.1 Сенсо-моторная координация - контроль позы - контроль движений рук - контроль оральной моторики - контроль артикуляции – вокализации - устойчивость сохранения равновесия - настойка движений рук к параметрам объекта - настойка оральных движений к параметрам объекта - координация артикуляции – вокализации с тактильно- проприорецептивными и слух овыми ощущениями – нет контроля 2 – редкие проявления контроля 3 – постоянный контроль низкого качества 4 – постоянный контроль высокого качества

4. Параметры психических состояний Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 4.1 Эмоциональность Выраженность вегетативных и двигательных компонентов аффекта – эмоции не выражены 2 – эмоции различимы, но выражены очень слабо 3 – преобладают эмоции умеренной выраженности 4 – преобладают чрезмерно бурные выражения эмоций

Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 4.2 Эмоциональный профиль: - неудовольствие - радость - интерес - удивление - страх - гнев Выраженность экспрессивных компонентов аффекта, частота возникновения – эмоция не наблюдается 2 – эмоция редка, выражена очень слабо 3 – эмоция наблюдается часто, обычно выражена умерено 4 – эмоция наблюдается очень часто, обычно выражена интенсивно

Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 4.3 Активность Уровень двигательной активности и бодрствования – активность резко снижена 2 – активность несколько ниже чем у большинства сверстников 3 – умеренная активность (как у большинства сверстников) 4 – чрезмерная активность (м.б. короткий и прерывистый сон)

5. Параметры управления Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 5.1 Торможение Торможение движений и действий, эмоций, отвлечения на случайные стимулы – торможения не наблюдается, ребенок постоянно проявляет двигательную расторможенность, импульсивность, аффективные взрывы, отвлекаемость – «полевое поведение», не может ждать, контролировать тазовые органы, не реагирует на запрет 2 - торможение выражено слабо, ребенок часто (особенно в новой ситуации) проявляет двигательную расторможенность…+; иногда ребенок управляем, уравновешен, внимателен 3 – торможение выражено умеренно - ребенок в исключительных случаях проявляет двигательную расторможенность: ребенок обычно управляем, уравновешен, внимателен, в новых ситуациях преобладает дистантное исследование 4 – торможение выражено чрезмерно – ребенок очень часто застывает, прекращает деятельность, не отвечает, выглядит апатичным, бесцельным, в новых ситуациях очень осторожен

Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 5.2 Устойчивость деятельности Упорство в достижении цели при фрустрации, возвращение к деятельности после отвлечения – деятельность трудно организуется, всегда распадается при фрустрации или отвлечении 2 - деятельность, часто распадается при фрустрации или отвлечении 3 - чаще проявляет упорство в достижении цели, несмотря на отвлечение 4 – практически всегда проявляет упорство в достижении цели, несмотря на отвлечение

Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 5.3 Сложность организации деятельности Сложность программы деятельности – деятельность одноактная «движение-эффект» без использования промежуточных средств 2 - деятельность двухактная с использованием промежуточных средств, с одной промежуточной целью 3 – деятельность многоактная с несколькими, промежуточными целями (цепочка) 4 – разветвленная программа деятельности (многоактная с несколькими промежуточными целями)

Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 5.4 Объем параллельного контроля – может контролировать только одну функцию 2 - может контролировать одновременно две функции 3 – может контролировать одновременно больше 2-х функций

Название параметра Характеристика поведения Рейтинг 5.5 Подражание - зрительно-моторное - слух о-речевое воспроизводит то, что продемонстрировано

РАССТРОЙСТВА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ Расстройства активности - гиперактивность - гиперактивность - повышенная бдительность Расстройства базовых аффектов (удовольствие, неудовольствие, интерес, удивление, испуг) - отсутствие, запоздалое развитие - аффективная гипореактивность, повышенные пороги для отдельных видов стимулов (например – болевых) - аффективная гиперактивность - биполярность базовых аффектов - атипичная экспрессия аффектов Феноменология психических расстройств в младенческом, раннем и мл. дошкольном возрасте

Расстройства аффективной регуляции функционирования - отсутствие интереса - отсутствие или слабая выраженность удовольствия при достижении конечной цели - отсутствие или слабая выраженность неудовольствия при неудаче - немедленное прекращение деятельности при неудаче - отсутствие аффективного прогнозирования

Расстройства спектра социальных аффектов - отсутствие или запоздалое появление эмоций - сужение спектра эмоций Расстройства отношений - страхи - отношения злости, ненависти - зависимость - апатия Расстройства настроения - депрессия - повышенное настроение - тревога

Расстройства регуляции аффектов - замедленное развитие способов аффективной регуляции (механизмов защиты) аффективная расторможенность - регресс способов аффективной регуляции - привычная блокада аффективного отреагирования - фиксация дезадаптивных механизмов защиты (аутоагрессивного, деструктивного или гетероагрессивного поведения, избегания, самостимуляции …)

Расстройства реактивности и поверхностной ориентировки - гипореактивность (высокие пороги, узкое функциональное поле зрения, феномен доминирующей модальности) - гиперактивность (непереносимость стимулов) - трудности локализации стимула - проблемы сенсомоторной координации Расстройства исследовательского поведения - недостаточность ОРИД (низкая частота, бедность репертуара ориентировочно-исследовательских действий) - дефицит наблюдения или слушания

Расстройства восприятия и долговременной памяти - дефицит запоминания информации - дефицит автоматизации движений и действий -а-(гипо-. диз-) гнозия (дефицит обработки информации) - гипермнезия - гипомнезия

Расстройства оперативной памяти - недостаточный объем - недостаточная устойчивость - дефицит избирательности - «застревание» Расстройства внимания - дефицит переключаемости (застревание) - дефицит устойчивости - дефицит избирательности - повышенная отвлекаемость - суженный объем Расстройства воображения - отсутствие - дефицит - бесконтрольность (ассоциативная расторможенность)

Расстройства целеобразования и программирования - дефицит целеобразования - дефицит имитации - дефицит спектра и сложности целей - дефицит организации функционирования (сложности программ) Динамические расстройства функционирования - неустойчивость функционирования - инертное расстройство функционирования === в различных видах функционирования (деятельности): - коммуникации - навыках самообслуживания - в игре - ориентировочно-исследовательской деятельности

Расстройства регуляции движений и действий - двигательная расторможенность - апраксии - диспраксии - дефицит объема моторного контроля - двигательные персеверации - тики - заикание. - мутизм

Расстройства развития Я-системы - отсутствие или дефицит развития: -- схемы тела -- именной идентичности -- половой идентичности -- личных воспоминаний -- аффективных связей с другими -- отношения собственности -- самоконтроля -- самообслуживания -- социально-культурных навыков поведения - ложная идентичность - неприятие своего пола - привычная самоагрессия - привычное деструктивное и гетероагрессивное поведение - установка на доминирование - установка на покорность - привычная (выученная) беспомощность - привычная (выученная) необщительность

РАССТРОЙСТВА ОБЩЕНИЯ, РЕЧИ И ЯЗЫКА - расстройства диалога - прагматическое расстройство - дефицит понимания речи - дефицит экспрессивной речи - смешанное расстройство

СОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА - плохой аппетит - слабая прибавка в весе - чрезмерный аппетит – сильная прибавка в весе - повышенная заболеваемость - рвота - запоры - энурез и энкопрез - другие

Похищение Насилие физическое Насилие сексуальное Вербальная жестокость Усыновление Рождение сиблинга Госпитализация Утрата родителя Утрата значимого другого Болезнь Переселение Стихийное бедствие Теракт Пренебрежение, заброшенность Соматическая болезнь родителя Психическая болезнь родителя Бедность – лишения Поступление в ясли Выход родителя на работу, другая разлука Внезапная потеря дома Внезапная травма Травматизация значимого другого Перечень наиболее частых стрессоров

Обследование Интервью Анкетирование Обследование поведения (АВС- обследование) Фиксация достижений (дневники) Спонтанные записи и сочинения родителей Наблюдение за поведением и запись (регистрации поведения специалистами) Опросники для родителей Тестирование (психометрия) Функциональные пробы

Динамика расстройства время Уровень функционирования регресс дефицит норма Волнообразная дефицитарная динамика

Динамика расстройства время Уровень функционирования патогенные факторы саногенные факторы

Результаты обследования Таксономический диагноз – сравнение с категорией расстройств Идеографический диагноз – анализ конкретного случая в социальном контексте

Схема психиатрического обследования 1. Внешний вид ребенка 2. Реакция на ситуацию (первая реакция, адаптация-исследование, взаимодействие) 3. Саморегуляция - активность - реактивность на стимулы - необычное поведение - устойчивость внимания - толерантность к фрустрации - агрессивность 4. Моторика - состояние и развитие большой моторики - состояние и развитие тонкой моторики 5. Речь и язык - вокализация и речевая продукция (качество, темп, ритм, интонация, артикуляция, объем) - понимание языка (выполнение команд)

Схема психиатрического обследования (продолжение) - экспрессивный язык (уровень сложности- вокализации, жаргон, отдельные слова, короткие фразы, развернутые фразы, использование суффиксов, согласования слов, эхолалия; - интенции (что ребенок хочет сообщить) 6. Восприятие и мышление - странные идеи - персеверации - свободные ассоциации - упорная реверзия местоимений - задержка развития речи на стадии жаргона и эхолалии - страх объектов и разлуки - ночные кошмары - диссоциативные состояния ( внезапные эпизоды отрешенности, застывания взора, нарушения взаимодействия) - галлюцинации (зрительные, тактильные)

Схема психиатрического обследования (продолжение) 7. Аффективная сфера - эмоциональность - качество эмоциональной экспрессии - спектр эмоций - доминирующее настроение 8. Игра - тема - символическая (включено воображение) - эмоциональное вовлечение - взаимодействие с другими 9. Отношения - к родителям (отдаление-приближение, комфорт, реакция на уход и возвращение) - к специалисту (первичная настороженность, адаптация)