Коррекционно-развивающие упражнения (памятка для учителей ) Работу выполнила учитель географии ГС(К)ОУ школа 131 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
Advertisements

Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Взаимосвязь трудностей возникающих у ребенка при обучении с уровнем развития универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Низкий.
Тема урока Особенности высшей нервной деятельности человека.
Подготовил Голобородько Евгений.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ.
Коррекция познавательных функций учащихся с ОВЗ на уроках математики в играх и упражнениях.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЕПАМЯТЬВНИМАНИЕ.
Особенности ВНД Особенности ВНД Речь, сознание Память, мышление.
Классный час с психологом «Познай и измени себя» для учащихся 10 – 11 классов «ПАМЯТЬ, КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС» Педагог-психолог МКОУ «СОШ 19 им.Л.А.Попугаевой»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ПАМЯТЬ Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов Картина мира у человека складывается.
Психические процессы развитие психических процессов является основной целью коррекционно-развивающей работы с учащимися.
Современный урок в коррекционной школе КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Шишканова Снежана Егоровна.
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Кружок «Умники и умницы» «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле...» Аристотель.
Память. Внимание Подготовила:Ергазина Аида. Память Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность психической.
Нарушение познавательных психических процессов Выполнила магистрантка 1 курса МП МЕН Тлеужанова А. Ж Преподаватель : Телепнева Н. Н. 900igr.net.
Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ.
Транксрипт:

Коррекционно-развивающие упражнения (памятка для учителей ) Работу выполнила учитель географии ГС(К)ОУ школа 131 Красносельского района Санкт-Петербурга Лобашова Л.М 2010 г.

Содержание Память Внимание Восприятие Мышление

Память Память – это сложный психофизиологический процесс, в результате которого у ученика происходит запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Для учителя эта информация об ученике важна как еще одно основание для выбора комфортных приемов освоения нового материала (в форме, удобной для запоминания именно этому ученику). Одновременно учитель должен развивать те виды памяти, которыми ученик владеет на низком уровне.

Виды памяти. По опоре на анализаторы По преобладанию форм психической деятельности По преобладанию форм психической деятельности По способу запоминания По продолжительности хранения информации По характеру, цели деятельности Свойства памяти

Память. по опоре на анализаторы Зрительная Слуховая Обонятельная Осязательная Запись в планировании: Развитие ________________памяти.

Упражнения Развитие зрительной памяти: Решить кроссворд, сканворд, филворд. Изобразить на бумаге в рисунке, схеме свойства, качества, условия процесса, явления, предложить товарищу в качестве загадки. Придумать и нарисовать рекламу, листовку социального содержания. Придумать и нарисовать рисунок к предложенной теме. Тема урока на квадратах разного цвета (после показа закрывается). Вопросы: на каком квадрате была буква А,И ТД. Подобное, но используются геометрические фигуры. «Дополните буквы» - запись темы только верхней половиной букв. «Счет чего-нибудь» « Вспомни силуэт»

Упражнения Развитие слуховой памяти: Зачитать 5 групп слов по 5 слов в каждой. Из них 4 слова объединены общим понятием, одно – лишнее. Ученикам предлагается на слух исключить «лишние» слова, и повторить правильные.

Память По преобладанию форм психической активности Двигательная Эмоциональная Образная Словесно-логическая Запись в планировании: Развитие ___________ памяти.

Двигательная память: Загадать понятие и показать его пантомимой. (Нельзя показывать на объект, нельзя показывать по буквам). Пример: Щтиль, бриз, океан, река, родник и т.д. Изобразить церемонию приветствия мусульманина, благодарность русскому правителю и обращение к нему с просьбой, согласие и несогласие с помощью головы, если вы в Болгарии. Запомни движение.

Упражнения Развитие образной памяти. «Что изменилось» «Расставь как было» «Назови по порядку» «Запомни картинку и найди похожую»

Упражнения Развитие словесно-логической памяти. «Слушаем и повторяем» « Я назову, а вы покажите картинку» « Запомни слово, название и повтори» « Узнай и повтори»

Память по способу запоминания Механическая (Запоминание учебного материала в той форме, в которой он воспринимается.) Смысловая (логическая) (Направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала) Коррекционные цели: Развитие смыслового запоминания. В основе упражнений –установление связей.

Упражнения Развитие смысловой памяти Ответ по опорным конспектам. Пары слов. Подобрать слова - действие к каждому предъявленному слову: (Можно три слова - действия). 1. Гром – 2. Дождь – 3. Ветер – 4. Температура – Различные памятки, инструкции.

« Город – река» Страна – столица» Тестовая форма заданий. Определение усвоенного понятия по смыслу. « Смысловые пропорции» Мадагаскар – остров – Колумб - _________ Отгадывание загаданное слово в игре « Да - нет» Предсказание погоды по приметам, связанным с живыми организмами. «от погоды к предсказателям »

Слово – картинка: Читаем слова или словосочетание, которые надо запомнить. Чтобы запомнить, нарисовать в тетради какой - нибудь знак, картинку. Потом по знакам вспомнить. 1. Ветер муссон 2. Шторм. 3. Луг и т.д.

Память по продолжительности хранения информации Кратковременная (оперативная) – характеризуется относительно коротким временем хранения информации, которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации. Долговременная - характеризуется гораздо большим объемом информации бесконечное время. Долговременная Коррекционные цели: Активизация кратковременной памяти. Развитие долговременной памяти.

Упражнения Все приемы рационального запоминания. Группировка объектов Мнемотехника (замена абстрактных объектов на понятия, имеющие визуальное, аудиовизуальное или другое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией: ассоциации, пары слов, цепочка и т.д.) Использование способов запоминания, основанных на активизацию приоритетных для разных учеников каналов доступа информации. Для « кинестетиков – карточки с терминами с одной стороны, а определение с другой.Брать по карточке, читать вслух термин, не переворачивая - определение. Правильно – отложить в одну сторону, нет – в другую. Затем повторить с карточками, которые названы неправильно. Для учащихся, с ведущим визуальный каналом – лист, разделенный пополам. На одной стороне термины, на другой – определения. Читать информацию, затем закрыть левую сторону и восстановить термин.

Память по характеру, цели деятельности Непроизвольная (без специальных волевых усилий со стороны ученика, когда «включен» его собственный интерес «хочу запомню»). Произвольная – такое, которое является результатом волевых усилий человека « надо запомнить» Произвольная Коррекционые цели: Развитие произвольного запоминания Упражнения с применением приемов рационального запоминания.

Упражнения Развитие произвольной памяти «Географическая дуэль»

Память Свойства памяти Объем (количество информации). Быстрота (скорость). Точность. Организованность. Коррекционные задачи: Развитие свойств памяти. Упражнения: за счет обучения рациональному запоминанию. За счет активизации ведущего анализатора.

Упражнения Объем памяти: Цепочки слов. Числовые цепочки.

Внимание Внимание – избирательная направленность сознания личности на какой – либо объект и сосредоточенность на нем психической деятельности. Внимание – процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. (Психологический словарь.)

Свойства внимания Переключение и распределение внимания Устойчивость внимания (длительность удержания) Устойчивость внимания (длительность удержания) Концентрация внимания Объем внимания

Внимание Переключение и распределение внимания Коррекционные цели: Развитие умения переключать и распределять внимание. Упражнения. Найди отличия. Найди слова и по порядку расставь в правильном порядке. Сосчитать буквы, числа, составить слова, шифровки, «больше - меньше». Соотнеси буквы и цифры в двух таблицах, восстановить утверждение (без помощи рук). В одной таблице цифры – в другой буквы. Восстанови смысл чисел, « оцифровавших» процесс, объект или явление. 6 – число материков – длина экватора 8848 – высочайшая вершина мира Прочитай тему урока, записанную с помощью цифр. Расставь карточки по порядку и прочитай тему урока (на карточке цифра и буква)

Устойчивость внимания: Коррекционные цели: Развитие устойчивости внимания. Упражнения. Переплетенные линии (на конце буквы), собери слово. Лабиринты « Корректор» (читаю отрывок с ошибками). Пазлы.

Концентрация внимания: Коррекционные цели: Развитие умения концентрировать внимание. Упражнения « Да – нет» Цифровой диктант – « на слух» ответить на вопросы письменно (да -1, нет - 0). Ответ записать цифрами. Смысловая ошибка в тематическом тексте. Корректура (найти слова в цепочке массы букв). Заполнить текст пропущенными словами или цифрами. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов. Какие буквы лишние. «Динамический диктант» - « Атмосфера - это не водная оболочка, а ________ Ветер это движение воздуха из мест_________давления, в места _____________ давления.

Восприятие Восприятие – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Виды восприятия Восприятие пространства Восприятие времени Произвольное восприятие Целостность восприятия Дифференцированность восприятия Осмысленность восприятия Обобщенность восприятия

Восприятие пространства Коррекционные задачи: Развитие восприятия пространства. Упражнения. Восприятие форм, глубин, сторон, объемности, удаленности. «Близко – далеко» « самый внимательный» Показать картинку, что на ней изображено на переднем плане, не втором плане и т.д. Сравнивание по высоте (гор), глубине (Мировой океан), плоскостных изображений (карты разного масштаба).

Восприятие времени Коррекционные цели: Развитие восприятия времени. Упражнения. Восприятие времени суток, времен года. Течение времени – вчера, сегодня, завтра, секунд, минут, часов. Какое время в одном городе, если в другом _____» « Что с начала, что потом»

Произвольное восприятие Коррекционные задачи: Развитие техники восприятия. Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить его» «Озвучить» конспект одноклассника Конкурс «шпаргалок» А) шпаргалка оформлена на листе А-4 Б) В ней нет текста, информация представлена отдельными словами, знаками, схематическими рисунками, стрелками, в) кол-во слов и др. единиц информации оговаривается.

Целостность восприятия (объект показывается как единое целое, даже при неполном наборе достроить целостный образ ) Коррекционные цели: Развитие целостности восприятия. Упражнения. По неполному образу изображению (или по перечню знаков) узнать образ. Определить силуэт. Собери определение из отдельных слов. Найди объект, среди других. (Гора, хребет, горная система).

Дифференцированность восприятия (способность в целостном предмете видеть детали) Коррекционные цели: Развитие Дифференцированность восприятия. Упражнения. Все упражнения связанные с анализом деталей картин, карт, предмета.

Осмысленность восприятия (восприятие предмета осмысленно, с точки зрения сформированности умений или опыта и позволяет включать новые знания ) Коррекционные задачи: Развитие осмысленности восприятия. Любое речевое озвучивание анализатора. Узнавание (зрительное, слуховое)

Обобщенность восприятия (отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку) Коррекционные цели: Развитие обобщенности восприятия. Все, что связано с речевыми формулировками слов, понятий. « Назвать одним словом» Разобрать по группам.

Мышление Мышление – переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений. Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира.

Мышление По содержанию мышления: Наглядно - образное Словесно – логическое По характеру решаемых задач. Теоретическое мышление Практическое мышление По степени новизны и оригинальности Репродуктивное Продуктивное Операции мышления Анализ + синтез Сравнение Обобщение Конкретизация Классификация Абстрагирование

Наглядно-образное мышления (совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперировании образами составляющих ее предметов) Коррекционные задачи: Развитие наглядно-образного мышления. Упражнения Иллюстрирование наглядностью. Просмотр видеофрагментов по изучаемой теме без специальных заданий. Просмотр видеофрагментов с предъявлением задания до просмотра. Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания « Что такое» «Найди место в учебнике, где описывается объект, процесс, явление, представленные визуально: на картине, на экране

Словесно – логическое мышление (характеризуется использованием понятий, логических конструкций) Коррекционные задачи: Развитие словесно логического мышления. Упражнения Составь или напиши цифровой или буквенный диктант по изучаемой теме «Почини цепочку» - задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями. Решить развивающий канон – «прочитать решение устно. Россия - Москва Египет - ? Франция - Париж Выполнение тестовых заданий по теме. « И в шутку и всерьез» (тесты со смешными ответами) « Поставь стрелку» Атмосферное давление: Раскрыть смысл усвоенных понятий: 1 Муссон- это ______ Азимут – это _______ и т.д.

Теоретическое мышление (человек, в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств) Коррекционные задачи: Развитие теоретического мышления. Упражнения «Переставленные слова» Ребусы Составить текст с географическими ошибками Упростить предложение без потери смысла «Закончить ряд цифр» Температура воздуха в мае с каждым днем увеличивается. Продолжить наблюдение +3,+6, +9………+15

Практическое мышление (мышление, в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности ) Коррекционные задачи: Развитие практического мышления. Упражнения Практические работы

Репродуктивное мышление (воспроизводящее, «шаблонное») (мышление, имеющие дело с задачами, решение которых кем- то, когда-то уже было найдено) Коррекционные задачи: Развитие воспроизводящего мышления Упражнения Вся работа по образцу, алгоритмам, памяток. План описания страны, материка и т.д.

Продуктивное (творческое) мышление (мышление, которое порождает какой-либо новый ранее не известный продукт) Коррекционные задания: Развитие творческого мышления. Упражнения Придумай рассказ Окончи рассказ Перефразируй Составьте пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись. Придумать название к короткому рассказу по изучаемой теме. Составить словосочетание (предложение) со словом, например «ветер»

Аналитическое мышление (разделение предмета, явлений, проблем на составные части, выделение и изучение существенных частей. Определение взаимосвязей между выделенными значимыми компонентами) Коррекционные цели: Развитие аналитических способностей. Упражнения Анализ художественного или стихотворного текста с позиции географа. Ветер с моря дул Разгонял беду И сказал ты мне Больше не приду В какое время суток он это сказал? « Австралия – страна наоборот. Она располагается пол нами. Там,очевидно, ходят вверх ногами…… Анализ пословиц, метафор, крылатых выражений.

Сравнение (установление сходства и различия) Коррекционные цели: Развитие умений сравнивать. Упражнения Упражнения на сравнения Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходство Что общего между тундрой и пустыней? Сравнить два близких понятия по смыслу, найти различия. Назовите как можно больше отличий бризов от муссонов. Сравнить циклон и антициклон. Назовите различия между паводком и половодьем. Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее, найти отличия. Изображение торосов, айсбергов, карты разного масштаба или разных проекций.

Обобщение (умение объединять что-то по общим существенным признакам) Коррекционные цели: Развитие умений обобщать. Упражнения Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином) Пример 6 Какие понятия объединяют эти названия? Анды, Кордильеры, Уральские, Гималаи ….. Горы Амазонская, Ла-Платская, прикаспийская …. Низменности Придумать загадку отгадкой которой должно стать обобщение (работа в парах) Зимой скрывается, весной появляется, летом веселиться, зиой спать ложиться (Река) Назовите «четвертый – лишний». «пятый – лишний» Зебры, жирафы, слоны, львы (Лев – он хищник)

Классификация (разделение множества на группы по какому-либо признаку ) Коррекционные цели: Развитие умений классифицировать. Упражнения Раздели слова на группы, понятия, характеристики и др. задания, заданные в виде списка, без указания групп. Провести классификацию, но понятия, организмы, процессы представлены на карточках, которые можно перекладывать в процессе работы. Принцип классификации известен. Классификация по карточкам, но принцип классификации не известен