Дефиниции культуры. Культура как центральное понятие культурологии Её отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура и культурное многообразие мира Этноцентризм и культурный релятивизм Сущность функционализма, его основные положения и значение в МКК.
Advertisements

Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Понятие Деловой Коммуникации. Понятие деловой коммуникации Деловая коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий объективные.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Подготовила студентка группы э 121 б Прохорова Анастасия.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. План темы 1. Сущность и особенности общественного сознания. 2. Структура общественного сознания. 3. Общественная психология и идеология.
Тема 4. Проксемика. Символическая природа имиджа. С точки зрения семиотики (науки о знаках) символ представляет собой одну из разновидностей знака. Знаком.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Подготовила студентка 2 курса 1 группы фармацевтического факультета Долженко Анастасия Сергеевна.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
Языковая картина России. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящем на нем. Язык - это душа нации, в нем.
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Культура – от лат. сultura – возделывание, обработка и уход за землей с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Транксрипт:

Дефиниции культуры

Культура как центральное понятие культурологии Её отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, другими словами – полисемантичность (от лат. Poly – много, греч. Semanticos – обозначающий). В современной теории культуры насчитывается огромное количество определений, акцентирующих различные качественные характеристики и нюансы человеческой жизнедеятельности. Её отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, другими словами – полисемантичность (от лат. Poly – много, греч. Semanticos – обозначающий). В современной теории культуры насчитывается огромное количество определений, акцентирующих различные качественные характеристики и нюансы человеческой жизнедеятельности.

Слово «культура» берет свое начало от латинских слов colore и cultura. Культура – слово древне латинского происхождения в переводе имеет несколько значений: Культура – слово древне латинского происхождения в переводе имеет несколько значений: возделывание, обработка, уход, разведение, улучшение… возделывание, обработка, уход, разведение, улучшение… земледелие, сельское хозяйство… земледелие, сельское хозяйство… воспитание, образование, развитие… воспитание, образование, развитие… почитание, культ… почитание, культ…

В Древнем Риме слово «культура» еще не употреблялось самостоятельно, В Древнем Риме слово «культура» еще не употреблялось самостоятельно, его использовали в связках с другими: его использовали в связках с другими: – возделывание земли; agricultura – возделывание земли; cultura literaturum – совершенствование письменности; cultura literaturum – совершенствование письменности; cultura juris – выработка правил или законов поведения. cultura juris – выработка правил или законов поведения.

«…Культура духа есть философия» «…Культура духа есть философия» «…как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеять, так сказать – только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай». (Цицерон М.Т, «Тускуланские беседы»)

культурные антропологи А. Кребер и К. Клакхон

6 классов определений культуры: 1. Описательные определения 1. Описательные определения 2. Исторические определения 2. Исторические определения 3. Нормативные определения 3. Нормативные определения 4. Психологические определения 4. Психологические определения 5. Структурные определения 5. Структурные определения 6. Генетические определения 6. Генетические определения

культура изучается целым рядом наук: семиотикой, социологией, историей, антропологией, аксиологией, лингвистикой, этнологией и др. семиотикой, социологией, историей, антропологией, аксиологией, лингвистикой, этнологией и др.

В повседневной жизни «культура» употребляется, в трех значениях: Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества. Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе. Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе. В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности. В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности.

Кребер и Клакхон считали, что «культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Сюда необходимо включить также и те достижения, которые проявляются в созданных культурным обществом материальных благах. Ядром любой культуры являются идеи... и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действия в будущем» (Kroeber A., Kluckhon С.; 161). «культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Сюда необходимо включить также и те достижения, которые проявляются в созданных культурным обществом материальных благах. Ядром любой культуры являются идеи... и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действия в будущем» (Kroeber A., Kluckhon С.; 161).

Благодаря существованию культуры возможно разделить всю внешнюю окружающую человека среду на естественную, т.е. природную, и на искусственную, т.е. собственно культурную. возможно разделить всю внешнюю окружающую человека среду на естественную, т.е. природную, и на искусственную, т.е. собственно культурную.

Природная и культурная среда: Первая существовала до человека, постоянно и неуклонно видоизменяется под воздействием (положительным или отрицательным) человека. Первая существовала до человека, постоянно и неуклонно видоизменяется под воздействием (положительным или отрицательным) человека. Вторая постоянно творится человеком. создана им в ходе его целенаправленной деятельности. Вторая постоянно творится человеком. создана им в ходе его целенаправленной деятельности.

Культура – это комплексный феномен, предполагающий наличие материальной, духовной и интеракциональной (совместная деятельность людей) составляющих. Культура – это комплексный феномен, предполагающий наличие материальной, духовной и интеракциональной (совместная деятельность людей) составляющих.

Ни одна из существующих классификаций или типологии культур не в состоянии исчерпывающе и внутренне непротиворечиво описать культуру в целом. Поэтому большинство существующих классификаций находятся друг к другу в отношении комплементарности, т.е. дополнительности. Ни одна из существующих классификаций или типологии культур не в состоянии исчерпывающе и внутренне непротиворечиво описать культуру в целом. Поэтому большинство существующих классификаций находятся друг к другу в отношении комплементарности, т.е. дополнительности.

Каждая культура существует в качестве поливариантного явления диахронно ( от лат. Dia- через, сквозь, hronos – время), «по вертикали» (т.е. динамически в историческом ракурсе, фокусируя внимание на происходящих изменениях). диахронно ( от лат. Dia- через, сквозь, hronos – время), «по вертикали» (т.е. динамически в историческом ракурсе, фокусируя внимание на происходящих изменениях). синхронно ( от лат. Sin – вместе, hronos – время), «по горизонтали» (т.е. описывая состояние системы или ее отдельных подсистем в определенный период времени). синхронно ( от лат. Sin – вместе, hronos – время), «по горизонтали» (т.е. описывая состояние системы или ее отдельных подсистем в определенный период времени).

Изнутри всякая культура членится на определенные субкультуры, представляющие собой определенные части культуры, выделяемые по некоторому основанию (этническая / классовая / возрастная и другая принадлежность, особенности системы убеждений, ценностных ориентаций и т. д. ) и отличающиеся от «материнской» культуры во всех трех – материальной, духовной, интеракциональной – частях культуры. Изнутри всякая культура членится на определенные субкультуры, представляющие собой определенные части культуры, выделяемые по некоторому основанию (этническая / классовая / возрастная и другая принадлежность, особенности системы убеждений, ценностных ориентаций и т. д. ) и отличающиеся от «материнской» культуры во всех трех – материальной, духовной, интеракциональной – частях культуры.

определения культуры в когнитивной антропологии и когнитивной лингвистике : Culture is the deposit of knowledge, experience, beliefs, values, attitudes, meanings, hierarchies, religion, notions of time, roles, spatial acquired by a group of people in the course of generations through individual and group striving (Barna, 1997, 12-13). Culture is the deposit of knowledge, experience, beliefs, values, attitudes, meanings, hierarchies, religion, notions of time, roles, spatial acquired by a group of people in the course of generations through individual and group striving (Barna, 1997, 12-13). Culture is what a member of the social group knows – whether or not he is conscious of the knowledge – that is also known by the other members of the social group (Fawcett, 1984, 153). Culture is what a member of the social group knows – whether or not he is conscious of the knowledge – that is also known by the other members of the social group (Fawcett, 1984, 153). Culture consists of whatever one has to know or believe in order to operate in the manner acceptable to its members (Goodenough, 1971, 36). Culture consists of whatever one has to know or believe in order to operate in the manner acceptable to its members (Goodenough, 1971, 36).

определение культуры, которое принадлежит лингвисту: «Культура – это совокупность концептов и отношений между ними, выражающихся в различных рядах, которые составляют структуру культуры, образуя синхронные и эволюционные семиотические системы, в рамках которых концепты представляют собой сгустки культурной среды в сознании человека» (Степанов, 1997, 38 – 40). «Культура – это совокупность концептов и отношений между ними, выражающихся в различных рядах, которые составляют структуру культуры, образуя синхронные и эволюционные семиотические системы, в рамках которых концепты представляют собой сгустки культурной среды в сознании человека» (Степанов, 1997, 38 – 40).

подходы в понимании и определении культуры в настоящее время Описательный, в котором перечисляются отдельные элементы культуры – обычаи, виды деятельности, ценности, идеалы и т.д. Описательный, в котором перечисляются отдельные элементы культуры – обычаи, виды деятельности, ценности, идеалы и т.д. Ценностный, в котором культура трактуется как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Ценностный, в котором культура трактуется как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Деятельностный, в котором культура понимается как свойственный человеку способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности. Деятельностный, в котором культура понимается как свойственный человеку способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности.

Функционистский, в котором характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе: информационную, адаптивную, коммуникативную, регулятивную, нормативную, оценочную, интегративную, социализации и др. Функционистский, в котором характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе: информационную, адаптивную, коммуникативную, регулятивную, нормативную, оценочную, интегративную, социализации и др. Герменевтический, в котором относятся к культуре как ко множеству текстов. Для них культура – совокупность текстов, точнее – механизм, создающий совокупность текстов (Ю.М.Лотман). Герменевтический, в котором относятся к культуре как ко множеству текстов. Для них культура – совокупность текстов, точнее – механизм, создающий совокупность текстов (Ю.М.Лотман).

Нормативный, в русле которого культура – это совокупность норм и правил, регламентирующих жизнь людей, программа образа жизни (В.Н.Сагатовский) Нормативный, в русле которого культура – это совокупность норм и правил, регламентирующих жизнь людей, программа образа жизни (В.Н.Сагатовский) Духовный. Приверженцы этого подхода определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества. Духовный. Приверженцы этого подхода определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества.

Диалогический, в котором культура – «диалог культур» (В.Библер) – форма общения ее субъектов (В.Библер, С.С.Аверинцев, Б.А.Успенский). Диалогический, в котором культура – «диалог культур» (В.Библер) – форма общения ее субъектов (В.Библер, С.С.Аверинцев, Б.А.Успенский). Информационный. В нем культура представлена как система создания, хранения, использования и передачи информации. Информационный. В нем культура представлена как система создания, хранения, использования и передачи информации.

Символический подход акцентирует внимание на употребление символов в культуре. Культура – это «символическая вселенная» (Ю.М.Лотман). Символический подход акцентирует внимание на употребление символов в культуре. Культура – это «символическая вселенная» (Ю.М.Лотман). Типологические (М.Мамардашвили, С.С.Аверинцев). Встречаясь с представителями другого народа, люди склонны воспринимать их поведение с позиций культуры, т.е. как бы «мерить их на свой аршин». То, что у одного народа считается проявлением ума и бережливости, у другого – хитрости и жадности. Типологические (М.Мамардашвили, С.С.Аверинцев). Встречаясь с представителями другого народа, люди склонны воспринимать их поведение с позиций культуры, т.е. как бы «мерить их на свой аршин». То, что у одного народа считается проявлением ума и бережливости, у другого – хитрости и жадности.

Есть и другие взгляды на проблему культуры. Современный исследователь Эрик Вольф подвергает сомнению само понятие культуры, утверждая, что каждая культура не есть самостоятельная монада и что все культуры взаимосвязаны и постоянно перетекают одна в другую, при этом некоторые из них сильно видоизменяются, а некоторые прекращают свое существование. Современный исследователь Эрик Вольф подвергает сомнению само понятие культуры, утверждая, что каждая культура не есть самостоятельная монада и что все культуры взаимосвязаны и постоянно перетекают одна в другую, при этом некоторые из них сильно видоизменяются, а некоторые прекращают свое существование.

Культурная картина мира В различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, представление о мире, получившее название «картины мира». Культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. В различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, представление о мире, получившее название «картины мира». Культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов.

Культура и коммуникация

Эдвард Сепир

Термин коммуникация многозначен: он употребляется, например, в сочетании «средства массовой коммуникации» (имеются в виду пресса, радио, телевидение), в технике его используют для обозначения линий связи и т.п., в социолингвистике коммуникация – это синоним общения. Термин коммуникация многозначен: он употребляется, например, в сочетании «средства массовой коммуникации» (имеются в виду пресса, радио, телевидение), в технике его используют для обозначения линий связи и т.п., в социолингвистике коммуникация – это синоним общения.

Коммуникация может быть речевой и неречевой (или, в иной терминологии, вербальной и невербальной – от лат. Verbum – слово, выражение). Коммуникация может быть речевой и неречевой (или, в иной терминологии, вербальной и невербальной – от лат. Verbum – слово, выражение).

Речевая коммуникация происходит в рамках коммуникативной ситуации. Речевая коммуникация происходит в рамках коммуникативной ситуации.

Коммуникативная ситуация состоит из следующих компонентов: говорящий (адресант) говорящий (адресант) слушающий (адресат) слушающий (адресат) отношения между говорящим и слушающим отношения между говорящим и слушающим тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская) цель цель средство общения (язык или его подсистема – диалект, стиль, а также параязыковые средства – жесты, мимика) средство общения (язык или его подсистема – диалект, стиль, а также параязыковые средства – жесты, мимика) способ общения (устный / письменный / контактный / дистантный) способ общения (устный / письменный / контактный / дистантный) место общения. место общения.

три основных класса методов, направленных на облегчение первичных коммуникативных процессов в обществе. языковые преобразования (language transfers); языковые преобразования (language transfers); символизм, возникающий в рамках определенных специальных ситуаций; символизм, возникающий в рамках определенных специальных ситуаций; создание физических условий, благоприятных для осуществления коммуникативного акта. создание физических условий, благоприятных для осуществления коммуникативного акта.

А. Бастиан (1826 – 1905), сторонник эволюционизма, писал, что каждый народ рождает свои, специфические идеи. До тех пор, пока народ живет обособленно, его идеи остаются неизменными. Как только происходит внедрение новой культуры, идеи обогащаются, а культура развивается. А. Бастиан (1826 – 1905), сторонник эволюционизма, писал, что каждый народ рождает свои, специфические идеи. До тех пор, пока народ живет обособленно, его идеи остаются неизменными. Как только происходит внедрение новой культуры, идеи обогащаются, а культура развивается.

«взаимодействие культур» Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур». Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур».

культурная память культура каждого общества может существовать только благодаря преемственности поколений. Однако культурная память не может передаваться генетически. Все знания, умения, навыки, формы поведения, традиции и обычаи живут только в системе культуры. Поэтому сохранение культуры связано с необходимостью сохранения и передачи культурной информации каждому поколению. Ее передача осуществляется посредством передачи знаков от одного поколения другому, а также от одной культуры к другой. Взаимодействие культур играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа. культура каждого общества может существовать только благодаря преемственности поколений. Однако культурная память не может передаваться генетически. Все знания, умения, навыки, формы поведения, традиции и обычаи живут только в системе культуры. Поэтому сохранение культуры связано с необходимостью сохранения и передачи культурной информации каждому поколению. Ее передача осуществляется посредством передачи знаков от одного поколения другому, а также от одной культуры к другой. Взаимодействие культур играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа.

Бурное развитие межкультурной коммуникации В современных условиях бурное развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. В современных условиях бурное развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. Происшедшие в последние годы социальные, политические и экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. Происшедшие в последние годы социальные, политические и экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению.

Во взаимосвязи культуры и коммуникации происходит их взаимное влияние друг на друга. Во взаимосвязи культуры и коммуникации происходит их взаимное влияние друг на друга.

Культура и поведение Культура и поведение

Человеческое поведение Человеческое поведение это продукт миллионов лет эволюции, оно заложено как генетически, так и обусловлено нашей принадлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жизненным опытом, уровнем образования и многими другими факторами. Человеческое поведение это продукт миллионов лет эволюции, оно заложено как генетически, так и обусловлено нашей принадлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жизненным опытом, уровнем образования и многими другими факторами. Несмотря на эти различия люди во всех культурах вступают между собой в самые разные отношения, в контексте которых они встречаются, обмениваются мнениями, совершают какие-то поступки и т.д. Несмотря на эти различия люди во всех культурах вступают между собой в самые разные отношения, в контексте которых они встречаются, обмениваются мнениями, совершают какие-то поступки и т.д.

две противоположные системы ценностей западное стремление к автономии и азиатская система взаимной зависимости. западное стремление к автономии и азиатская система взаимной зависимости. В то время как в западной культуре предпринимательства поведение участников определяется требованиями экономической рациональности, в Азии, наоборот, определяющее значение имеют отношения взаимной зависимости. В то время как в западной культуре предпринимательства поведение участников определяется требованиями экономической рациональности, в Азии, наоборот, определяющее значение имеют отношения взаимной зависимости.

выводы Данный пример показывает, что универсального «нормального поведения» не существует. Правила культуры, к которой мы принадлежим, так же относительны и не имеют универсальной значимости. Данный пример показывает, что универсального «нормального поведения» не существует. Правила культуры, к которой мы принадлежим, так же относительны и не имеют универсальной значимости. Чтобы понять поведение представителя другой культуры, нужно выяснить, какое поведение традиционно для этой культуры. Чтобы понять поведение представителя другой культуры, нужно выяснить, какое поведение традиционно для этой культуры. В случае несовместимости правил поведения другого человека и твоих собственных, надо начать выработку общих правил поведения. В случае несовместимости правил поведения другого человека и твоих собственных, надо начать выработку общих правил поведения.

Причины неудач установить контакт (Истории известно огромное число фактов, когда попытки различных культур установить взаимные контакты и отношения заканчивались безуспешно.) Чаще всего неудачи объяснялись личными причинами, недостатками другой стороны или просто языковым непониманием. Чаще всего неудачи объяснялись личными причинами, недостатками другой стороны или просто языковым непониманием. Культурные различия в качестве причины неудачной коммуникации приводились крайне редко. Это объясняется тем, что причины такого рода чаще всего остаются скрытыми от взаимодействующих сторон. Культурные различия в качестве причины неудачной коммуникации приводились крайне редко. Это объясняется тем, что причины такого рода чаще всего остаются скрытыми от взаимодействующих сторон.

Поведение людей в процессе коммуникации определяется целым рядом факторов разной степени значимости и влияния. Поведение людей в процессе коммуникации определяется целым рядом факторов разной степени значимости и влияния.

Во-первых это связано с особенностью механизма инкультурации, в соответствии с которым освоение человеком своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном, так и бессознательном уровне. это связано с особенностью механизма инкультурации, в соответствии с которым освоение человеком своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном, так и бессознательном уровне.

Во-вторых не менее важным фактором, определяющим коммуникативное поведение людей, является ситуация, которую Холл определил как «культурные очки». не менее важным фактором, определяющим коммуникативное поведение людей, является ситуация, которую Холл определил как «культурные очки». Она состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру всех вещей. Нормальный человек обычно не осознает, что образцы его поведения и способы восприятия окрашены его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм. Она состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру всех вещей. Нормальный человек обычно не осознает, что образцы его поведения и способы восприятия окрашены его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм.

В-третьих Поведение людей в процессе коммуникации определяется также окружающей обстановкой и обстоятельствами коммуникации. Поведение людей в процессе коммуникации определяется также окружающей обстановкой и обстоятельствами коммуникации. Наши действия не одинаковы в разной обстановке. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис) навязывает определенную линию поведения. Наши действия не одинаковы в разной обстановке. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис) навязывает определенную линию поведения. Сознательно или бессознательно мы придерживаемся соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре. Сознательно или бессознательно мы придерживаемся соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре.

В-четвертых коммуникативное поведение определяется количеством времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. коммуникативное поведение определяется количеством времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как правило, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то более важное и необходимое. При нехватке времени люди, как правило, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то более важное и необходимое.

В американской культуре фактор времени имеет особое значение. Э. Холл: «Для американцев распределение времени показатель того, как люди относятся друг к другу, как важны для них дела, и показатель их положения в обществе». Э. Холл: «Для американцев распределение времени показатель того, как люди относятся друг к другу, как важны для них дела, и показатель их положения в обществе».

Симпатия, «золотое правило» Симпатия подразумевает, что человек мысленно ставит себя на место другого. Но при симпатии используются свои собственные способы интерпретации поведения других людей. Симпатия подразумевает, что человек мысленно ставит себя на место другого. Но при симпатии используются свои собственные способы интерпретации поведения других людей. «золотое правило нравственности» при общении с носителями других культур : «поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». «золотое правило нравственности» при общении с носителями других культур : «поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Беннет ) (Беннет )

Эмпатия, «платиновое правило» Эмпатия основана на умении поставить себя на место другого, взглянуть на все его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. Эмпатия основана на умении поставить себя на место другого, взглянуть на все его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. «платиновое правило»: «платиновое правило»: «поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой». «поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой». (Беннет ) (Беннет )

Основные характеристики эмпатии внимательно слушать, что тебе говорят; внимательно слушать, что тебе говорят; стремиться понять, как чувствуют себя другие люди; стремиться понять, как чувствуют себя другие люди; иметь искреннюю заинтересованность в том, что должны сказать другие; иметь искреннюю заинтересованность в том, что должны сказать другие; проявлять сочувствие к нуждам других людей; проявлять сочувствие к нуждам других людей; обладать способностью понимать точку зрения другого. обладать способностью понимать точку зрения другого.

метод подстройки Он заключается в том, что нужно попробовать максимально близко подстроиться к партнеру через подражание его внешнему поведению: принять подобную его позу, перенять свойственный ему в данный момент темп речи и т.п. Он заключается в том, что нужно попробовать максимально близко подстроиться к партнеру через подражание его внешнему поведению: принять подобную его позу, перенять свойственный ему в данный момент темп речи и т.п. Если удается это сделать, то открываются его переживания и возникает чувство понимания партнера. Если удается это сделать, то открываются его переживания и возникает чувство понимания партнера.

По построению норм поведения исследователи Г.Триандис и Г. Хофстед разделяют культуры: На открытые (Гонконг, Таиланд) и закрытые (Япония, Греция); На открытые (Гонконг, Таиланд) и закрытые (Япония, Греция); Индивидуалистические (США, Англия, Франция) и коллективистские (Россия, Япония, Арабские эмираты); Индивидуалистические (США, Англия, Франция) и коллективистские (Россия, Япония, Арабские эмираты); Маскулинные (Австралия, Германия, Ирландия, Япония) и феминные (Дания, США, Канада, Россия) Маскулинные (Австралия, Германия, Ирландия, Япония) и феминные (Дания, США, Канада, Россия)

Проявление менталитета Основываясь на данных сравнительных исследований, можно заключить, что менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражаясь в стереотипах поведения, которые регламентируются принятыми культурными нормами, правилами и ценностями. Основываясь на данных сравнительных исследований, можно заключить, что менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражаясь в стереотипах поведения, которые регламентируются принятыми культурными нормами, правилами и ценностями.

Славянская ментальность Классической иллюстрацией особенностей славянской ментальности можно считать формулу поэта-философа Ф.Тютчева, стоящего на позициях отечественных почвенников: Классической иллюстрацией особенностей славянской ментальности можно считать формулу поэта-философа Ф.Тютчева, стоящего на позициях отечественных почвенников: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Тютчев акцентирует так называемую загадочность русской души, ее непознаваемость рациональным способом. Тютчев акцентирует так называемую загадочность русской души, ее непознаваемость рациональным способом. Н. Бердяев, осмысливая особенности славянской ментальности, писал о том, что русская душа «ушиблена пространством», поэтому ей чуждо стремление к строгости, четкости, упорядоченности, организованности. Н. Бердяев, осмысливая особенности славянской ментальности, писал о том, что русская душа «ушиблена пространством», поэтому ей чуждо стремление к строгости, четкости, упорядоченности, организованности. Объяснения этой «загадочности» достаточно ординарны: география, демография, психология. Объяснения этой «загадочности» достаточно ординарны: география, демография, психология.