Приоритеты государственной политики и основные направления модернизации образования в России Программа подготовки ведущих консультантов по вопросам развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
Advertisements

LOGO 2012 ЗАЧЕМ НУЖЕН ФГОС?. LOGO Результаты PISA Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной.
ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Приоритеты образовательной политики в Московской области Запалацкая Вероника Станиславовна, зав. отделом стратегии развития образования и информационных.
Материалы к обсуждению. Подготовлены экспертно- аналитической группой Национального исследовательского университета ВШЭ.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
Цели и задачи государственной программы Цель программы: Усиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса и в повышение.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Подготовили учителя ВСШ 4 Н.В. Баженова О.В. Казакова Е.В. Краснова.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
ПНПО Приоритетные национальные проекты «Образование» Норм. док.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки.
Особенности организации мониторинга реализации в 2013 году «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Обсуждение проекта © Патрина Е.А., 2009 г.
Проектирование организационных механизмов реализации ФГОС ООО Координатор: Селюков Роман Викторович.
Модернизация Российского образования до 2010 года Концепция модернизации Российского образования до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от
Транксрипт:

Приоритеты государственной политики и основные направления модернизации образования в России Программа подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы образования

Нормативно- правовые основания НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751) КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р)

Ключевая проблема Государственная образовательная политика направлена на разработку и внедрение современной модели образования как средства обеспечения инновационного развития страны? по материалам экспертной группы «Новая школа» (ВШЭ)

Система образования: достижения Доступность образования

Система образования: достижения Качество образования (PIRLS)

Система образования: достижения Качество образования средний уровень подготовки российских школьников по естественнонаучным и математическим предметам устойчиво превышает средние международные показатели. Российские школьники отстают от лидирующей в мире группы стран Юго- Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Корея, Сингапур). Пример: на математической олимпиаде 2011 года российская сборная заняла 4 место среди 101 страны, по химии - 3-е, по информатике - 2-е, по физике - 10 место

Система образования: достижения Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия Российские школы не уступают странам с высоким уровнем ВВП и по показателям теоретической подготовки учителей. В 2008 году результаты российских студентов педвузов превышали средние международные показатели (кроме студентов Тайваня, Сингапура, Швейцарии, Норвегии, США) Рост доли ОУ, условия обучения в которых соответствуют современным требованиям (с 14% в 2006 г. до 66% в 2010 г). Вводится НСОТ, НПФ, развивается практика участия общественности в управлении ОУ Возрастает активность семей в образовании детей

Система образования: проблемы и вызовы Недостаточная доступность услуг дошкольного образования Охват детей в возрасте 1-6 лет ДОУ составил около 60%; 76% детей в возрасте 5-7 лет (в ведущих европейских странах- 100% детей этого возраста) Пик потребности в местах в дошкольных образовательных учреждениях придется на 2015 г. не получают широкое распространение механизмы субсидирования услуг дошкольного образования в негосударственных образовательных организациях не развивается сектор услуг психолого-педагогической поддержки семей с детьми

Система образования: проблемы и вызовы Ухудшение качества педагогического корпуса доля учителей пенсионного возраста за гг. выросла с 11 % до 18 % двойной негативный отбор кадров: в педвузы идут не «по призванию», а лучшие выпускники не идут работать по специальности. пример: в 2011 году в некоторые педагогические вузы поступили выпускники, набравшие по ЕГЭ 32 балла обновление контингента учителей происходит темпами не более 2-4% в год

Система образования: проблемы и вызовы Ключевые факторы: недостаточное пенсионное обеспечение, низкая зарплата педагогов (в 10% субъектов РФ зарплата учителей достигает или превышает среднюю заработную плату по экономике региона). В 2011 г. проект модернизации региональных систем школьного образования В среднесрочной перспективе повышение зарплаты без решения проблемы пенсионного обеспечения может привести к замедлению качественного обновления учительского корпуса

Система образования: проблемы и вызовы Дифференциация на уровне регионов и образовательных учреждений По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз По уровню зарплаты учителей: от 46 тыс. руб. (Ненецкий АО) до 7,4 тыс. руб. (Курганская область). Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) и в среднем по России составляет 27% Риск неравенства в доступе к конституционно гарантированному качественному образованию для детей из разных регионов России

Система образования: проблемы и вызовы Сегмент школ стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования (от 4-5% до 25%) Негативная селекция – уход в другие школы наиболее перспективных учеников из благополучных семей и приход проблемных и неуспешных Образование перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию. Разрушение образа общедоступной качественной школы

Система образования: проблемы и вызовы Образовательные сети не соответствуют особенностям расселения численность населения крупных городов растет, а малых и средних – сокращается; увеличивается доля сел с числом жителей менее 500 человек села несомасштабны современной российской основной школе: недостаточно детей соответствующих возрастов для наполнения школ, трудно сформировать коллектив педагогов- предметников, оснастить школу учебным и лабораторным оборудованием, содержать здание школы нельзя организовать нормальное функционирование учреждений социально-культурной сферы местные бюджеты не выдерживают финансовой нагрузки

Система образования: проблемы и вызовы Стагнация внешкольного образования обеспечивается государственное финансирование УДО (49,1% от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет) тенденция «платности» дополнительного образования. (в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования посещали всего 24% школьников) сократилось число библиотек для детей (с 4522 учреждений в 1995 году до 3926 – в 2008 г.); с 2005 по 2010 гг. число детских оздоровительных лагерей в стране уменьшилось на 5 тысяч. перестали существовать детские и молодежные общественные организации (если они и действуют, то очень локально) не реализуются ФЦП «Дети России», «Молодежь России».

Система образования: проблемы и вызовы Незавершенность институциональных реформ институциональные реформы ограничения системы риски имитации деятельности

Система образования: проблемы и вызовы незавершенными остаются такие изменения, как: создание механизмов общественно-государственного управления; обеспечение прозрачности деятельности ОУ для учащихся, их родителей и общественности; снижение бюрократической нагрузки на школу и переход к электронному документообороту; открытыми остаются вопросы: о разделении услуг по реализации образовательной программы дошкольного образования и по уходу и присмотру за ребенком; о бюджетном финансировании внеурочной деятельности и бесплатных услугах дополнительного образования; о повышенном нормативе финансирования лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением предметов; о гарантиях обеспечения в ОУтребований ФГОС к условиям обучения

Система образования: проблемы и вызовы Качество и содержание образования Незавершенные трансформации: ЕГЭ как главный и единственный критерий для оценки работы учителей, школ, муниципалитетов и регионов ФГОС как попытка перейти от стандартизации содержания к стандартизации результата и объективная неподготовленность к такой трансформации разработчиков и педагогов Инклюзия как попытка подменить систему специального образования тотальным совместным обучением (приводит не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование)

Система образования: глобальные вызовы Кризис традиционной модели детства Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию Разрушение комплекса всеобщих культурных образцов Становление нового технологического уклада

Система образования: сценарии развития сценарии реставрационный инновационный модернизационный стабилизационный

Система образования: реставрационный сценарий В рамках данного сценария: будет ликвидирован ЕГЭ; будет существенно ограничена вариативность учебников и образовательных программ; в ФГОС будет детально прописан перечень обязательных предметов и содержание учебного материала; на старшей ступени школы произойдет отказ от профильного обучения и индивидуальных учебных планов в пользу унифицированного для всех содержания образования; будет восстановлена закрытая ведомственная система управления и оценки качества - планы развития, образовательные программы и результаты школ станут непрозрачными для родителей и общества; будет остановлен процесс институциональных преобразований (новая система оплаты труда, НПФ, ФЗ-83)

Система образования: реставрационный сценарий Возможные последствия: социальная напряженность усилится, возможны конфликты по вопросам доступности качественных образовательных услуг; увеличится доля педагогических кадров пенсионного возраста, чья квалификация не соответствует требованиям новых стандартов образования, и по отношению к которым система выполняет функции «социального обеспечения»; школа будет непривлекательна для учащихся (особенно старших классов), снизится их мотивация к обучению, появится все больше желающих уйти из государственной системы образования

Система образования: стабилизационный сценарий В рамках данного сценария: конкретизируются и нормативно закрепляются социальные обязательства государства в сфере услуг по образованию и социализации для всех обучающихся, уровень зарплаты педагогов ОУ к 2017 г. доводится до 115% средней по экономике, педагогических работников дошкольного и дополнительного образования - до 80% от средней зарплаты по экономике; вводятся стандарты профессиональной деятельности для педагогов и руководителей; реализуются национальные проекты и программы, направленные на решение в субъектах РФ проблемы доступности качественного образования. разрабатываются и реализуются механизмы, обеспечивающие возможность гарантированного и бесплатного изучения русского языка на дошкольной и школьной ступенях для детей мигрантов, а также их образовательной и культурной интеграции

Система образования: стабилизационный сценарий Возможные последствия: завершение институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления (ЕГЭ, ГИА, новая система оплаты труда, ФЗ-83); успешная реализация стабилизационного сценария снимет остроту текущих проблем, однако не обеспечит достаточно быстрое изменение качественных результатов образования, преодоление отставания российской системы образования от ведущих стран мира; сохранится риск снижения качества человеческого капитала страны и ее конкурентоспособности, поскольку стабилизационный сценарий не предлагает специально организованных действий для ответа на вызовы, встающие перед системами образования развитых стран

Система образования: модернизационный сценарий В рамках данного сценария: будет создана национальная система оценки качества образования, которая включает: систему мониторинга учебных и внеучебных достижений (электронное портфолио) и результатов социализации учащихся; инструменты оценивания на уровне школы (мониторинги, самооценка и партнёрский аудит) и класса (оценка индивидуального прогресса учеников); между сельскими и городскими школами будут организованы масштабные обмены, как учебными программами, так и школьниками в летние месяцы, будет проведена оптимизация существующей системы проверок образовательных учреждений; введение стандартов профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей

Система образования: модернизационный сценарий переход от сметного к программно-целевому бюджетному планированию и финансированию; диверсификация организаций, предлагающих образовательные услуги; автономия образовательных организаций, добившихся высокого качества образовательных результатов обучающихся; пересмотр санитарных норм и правил с целью повышения гибкости требований и ограничения регламентации развития новых образовательных технологий; передача профессиональному сообществу ряда функций в области контроля и надзора, оценки качества образования; законодательное закрепление реальных полномочий управляющих советов образовательных учреждений (в т.ч. участие в назначении руководителя); развитие дистанционного образования и образовательных сервисов для учащихся

Система образования: модернизационный сценарий Возможные последствия: снижение доли выпускников основной школы, не достигших базового уровня функциональной грамотности; сокращение отставания наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; рост количества и масштабов молодежных социально- позитивных инициатив; снижение проявлений асоциального поведения молодежи Ограничением модернизационного сценария является то, что он преимущественно опирается на систему формального («школьного») образования, увеличивая ее «нагрузку» и не использует потенциал неформального («внешкольного») образования

Система образования: инновационный сценарий выход за рамки системы в сферу неформального (открытого) образования и социализации, опора на на потенциал, накопленный в медиасфере, индустрии детских товаров: развитие сектора неформального образования и социализации за счет механизмов государственно-частного партнерства, (налоговые льготы, гранты) формирование децентрализованной системы регулирования сектора неформального образования и социализации (отказ от инструментов лицензирования и аккредитации) развитие инфраструктуры социализации и досуга детей и подростков (клубы, детские и спортивные площадки) по месту жительства; федеральная программа поддержки медийно-социальных (в том числе сетевых) проектов, решающих задачи формирования социальных установок подрастающего поколения (Интернет, ТВ)

Система образования: инновационный сценарий нормативно закрепляются механизмы реализации ИОТ в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования. оформляется новый тип учреждения - интегрированное социальное учреждение, оказывающее многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения и здравоохранения Ограничением инновационного сценария является неразвитость инфраструктуры и архаичность современного внешкольного образования и услуг по социализации

Система образования: выбор сценария сценарий предполагает завершение институциональных изменений или возвращение к модели классического образования? можно ли ограничиться данным сценарием? какова вероятность реализации сценария (с учетом нормативно- правовых основ реализации образовательной политики)?

Институциональные меры Уровни/ периоды Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень Риски и их минимизация

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!