Методическая разработка раздела «Экономика» по обществознанию (8 класс) Выполнила: Фролова Л.П., учитель истории и обществознания. МОУ Сатисская СОШ Первомайского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы.
Advertisements

Методические рекомендации по разработке раздела образовательной ( воспитательной )программы Выполнила : вед специалист РУО С.С.Русинова 2012 г.
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
Муниципальное образовательное учреждение Мошокская средняя общеобразовательная школа Судогодского района Владимирской области Иванова Анна Юрьевна Учитель.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Методист ИМЦ Коровина Ольга.
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Использование современных технологий на уроках истории и обществознания.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 27 города Таганрога «Формирование и развитие профессиональной компетентности.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Выполнил (а): учитель МОУ СОШ … г. Выкса Ф.И.О. ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ /201 2 учебный год 1.
Методическая разработка раздела «Тепловые явления» 8 класс Выполнил: учитель физики МОУ СОШ 185 Симонова Т. А.
Инновации в учебном процессе как способ формирования компетенции учащихся Автор: Павишко Ольга Германовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Транксрипт:

Методическая разработка раздела «Экономика» по обществознанию (8 класс) Выполнила: Фролова Л.П., учитель истории и обществознания. МОУ Сатисская СОШ Первомайского района Нижегородской области 2010 год

Содержание Пояснительная записка. Пояснительная записка. Цели и задачи раздела «Экономика». Цели и задачи раздела «Экономика». Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Ожидаемые результаты освоения раздела программы. Ожидаемые результаты освоения раздела программы. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы «Экономика» образовательных технологий, методов, форм организации деятельности. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы «Экономика» образовательных технологий, методов, форм организации деятельности. Система знаний и система деятельности. Поурочное планирование по разделу. Система знаний и система деятельности. Поурочное планирование по разделу. Разработка урока. Разработка урока. Список литературы. Список литературы.

Пояснительная записка Значимость и актуальность Во-первых, полученные экономические знания способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе. Во-вторых, экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора. В-третьих, экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества. В-четвёртых, в процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт.

Новизна представленного учебного материала Разработаны два урока по теме «Занятость. Безработица»: урок – консультация, урок – мастерская. Разработаны два урока по теме «Занятость. Безработица»: урок – консультация, урок – мастерская. Использование на уроках местного материала. Использование на уроках местного материала.

Цели и задачи Цели: Цели: Развитие личности, способной принимать правильные решения в качестве производителя, потребителя и гражданина; Развитие личности, способной принимать правильные решения в качестве производителя, потребителя и гражданина; Воспитание гражданской ответственности; Воспитание гражданской ответственности; Овладение экономическими знаниями Овладение экономическими знаниями Задачи: Задачи: Формирование у учащихся экономического мировоззрения; Формирование у учащихся экономического мировоззрения; Выработка адекватных представлений о сути экономических явлений, процессов и их взаимосвязи в условиях рынка; Выработка адекватных представлений о сути экономических явлений, процессов и их взаимосвязи в условиях рынка; Овладение первоначальными профессиональными навыками Овладение первоначальными профессиональными навыками

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Возросшая активность теоретического мышления проявляется в стремлении восьмиклассников к самостоятельному обсуждению самых различных проблем. Возросшая активность теоретического мышления проявляется в стремлении восьмиклассников к самостоятельному обсуждению самых различных проблем. Резко возрастает способность анализировать и обобщать добытые в процессе учёбы данные, усиливается интерес к причинному объяснению изучаемых явлений, обоснованию доказательств, выводов. Резко возрастает способность анализировать и обобщать добытые в процессе учёбы данные, усиливается интерес к причинному объяснению изучаемых явлений, обоснованию доказательств, выводов.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы Формирование у обучающихся: Общеучебных умений и навыков; Общеучебных умений и навыков; Универсальных способов деятельности; Универсальных способов деятельности; Ключевых компетенций. Ключевых компетенций.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу «Экономика» образовательных технологий, методов, форм организации деятельности. Использование в работе активных форм обучения способствует: Развитию мотивации к учению; Формированию позитивной Я – концепции; Качественной подготовке учащихся к итоговой государственной аттестации (ЕГЭ).

Поурочное планирование раздела «Экономика». Система знаний и система деятельности. Всего 12 часов. Всего 12 часов. Виды деятельности: преобразующая, самоорганизующая, общеучебная, познавательная Виды деятельности: преобразующая, самоорганизующая, общеучебная, познавательная Виды контроля: понятийный диктант, тесты, практикум, сравнительные таблицы, проблемные задания, решение экономических задач. Виды контроля: понятийный диктант, тесты, практикум, сравнительные таблицы, проблемные задания, решение экономических задач.

Урок 4. Спрос и предложение Практическое занятие. Практическое занятие. Отработка системы знаний: термины и понятия, законы S и D, межпредметные связи: экономика, математика. Отработка системы знаний: термины и понятия, законы S и D, межпредметные связи: экономика, математика. Методы обучения: индукция, дедукция, аналогия, поиск информации. Методы обучения: индукция, дедукция, аналогия, поиск информации. Вид контроля: тест, составление графиков S и D. Вид контроля: тест, составление графиков S и D.

Разработка урока. Алгоритм проектирования урока экономики в 8 классе. I. Обоснование актуальности выбора данной темы. Проблемность. Способы решения проблем. II. Тип проектированного урока, тема, место в системе уроков. III. Определение цели урока. IV. Понятия. Умения. Приёмы. V. Материалы. Оборудование. VI. Ход проведения урока. VII. Приложение. Ответы к заданиям. Справочный материал. VIII. Литература.

I. Обоснование актуальности выбора темы Проблемность: Как устроиться на рынке труда, сделать удачный правильный выбор? Проблемность: Как устроиться на рынке труда, сделать удачный правильный выбор? Способы решения проблемы: Способы решения проблемы: –Обсуждение –Анализ –Классификация –Определение взаимосвязи –Синтез

Тема урока: Рынок труда и безработица. Эпиграф урока: «цена человека – его зарплата» (английская поговорка). Место урока: Одиннадцатый урок раздела. Класс: восьмой Класс: восьмой Дата: Дата: Урок-мастерская. Урок-мастерская.

II. Цели урока: 1. Образовательные - обобщить и углубить полученные предметные знания. 2. Развивающие - развивать у учащихся логическое экономическое мышление. 3. Воспитательные - ориентировать учащихся на выбор своей будущей профессии.

III. Понятия и умения. Понятия: Рынок труда Рынок труда Безработица Безработица Уровень безработицы Уровень безработицы Проблемы выбора профессии Проблемы выбора профессии Структура населения Структура населения Последствия безработицы Последствия безработицы Прожиточный минимум Прожиточный минимум Умения: Понимать взаимосвязь экономической теории и практики Понимать взаимосвязь экономической теории и практики Использовать значение рынка труда, безработицы, экономического развития при принятии эффективных решений Использовать значение рынка труда, безработицы, экономического развития при принятии эффективных решений Приводить примеры из источников Приводить примеры из источников Уметь построить график Уметь построить график Анализировать данные социологического опроса Анализировать данные социологического опроса

V. Материалы, оборудование. Таблица 1. Доходы семьи. Опрос 7 учащихся класса. См. приложение Таблица 1. Доходы семьи. Опрос 7 учащихся класса. См. приложение Таблица 2. Доходы семьи. Опрос 4 учащихся класса. См. приложение Таблица 2. Доходы семьи. Опрос 4 учащихся класса. См. приложение Распечатанные тексты на каждого ученика (экономическая лаборатория). Рынок труда и безработица. Практическая часть. См. приложение Распечатанные тексты на каждого ученика (экономическая лаборатория). Рынок труда и безработица. Практическая часть. См. приложение Таблица. Количественный и социальный состав населения р.п. Сатиса. См. приложение. Таблица. Количественный и социальный состав населения р.п. Сатиса. См. приложение. Вопросы для обсуждения (написаны на доске) Вопросы для обсуждения (написаны на доске)

VII. Ход проведения урока ПЛАН: ПЛАН: 1. Т. Рынок труда и безработица: определение, характеристика. 1. Т. Рынок труда и безработица: определение, характеристика. П.Структура населения р. п. Сатиса. Таблица. Анализ и выводы. (10 мин.) П.Структура населения р. п. Сатиса. Таблица. Анализ и выводы. (10 мин.) 2. Т. Уровень жизни и зарплата. 2. Т. Уровень жизни и зарплата. П.Построить график убывания населения р.п. Сатиса. П.Построить график убывания населения р.п. Сатиса. П. На основе данных соц. опроса (см. таблицу 1, 2) сделать выводы о уровне жизни. (10 мин.) П. На основе данных соц. опроса (см. таблицу 1, 2) сделать выводы о уровне жизни. (10 мин.) 3. Т. Рынок труда и выбор профессии. 3. Т. Рынок труда и выбор профессии. П. Какая профессия вас привлекает. Какие характеристики требуются для этой профессии, какие факторы влияют на спрос и предложение на данную профессию? (10 мин.) П. Какая профессия вас привлекает. Какие характеристики требуются для этой профессии, какие факторы влияют на спрос и предложение на данную профессию? (10 мин.) 4. Т. Рынок труда и трудоустройство. 4. Т. Рынок труда и трудоустройство. П. Сколько ваших друзей, знакомых работают, занято поиском работы. (10 мин.) П. Сколько ваших друзей, знакомых работают, занято поиском работы. (10 мин.)

Структура населения р.п. Сатиса Всё население женщины -женщины -мужчины -мужчины Молодёжь - до 18 лет - до 18 лет - от 18 до 30 лет - от 18 до 30 лет Пенсионеры Занятое (работающее ) население Таблица 3

Рынок труда и безработица. (Практическая часть). Фамилия имя ____________________Дата _____ Составить график убывания населения р.п. Сатиса. Отметить причины такого процесса. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какая профессия меня привлекает? Назвать характеристики этой профессии, факторы, влияющие на D и S на данную профессию. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ _______________ Есть ли у вас знакомые, которые являются неработающими? Назвать причины. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________

ГОДЫ ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТЬ МОЛОДЁЖИ ОТ 18 ДО 30 ЛЕТ График убывания населения р.п.Сатис Приложение 4

Уровень жизни связан с уровнем зарплаты на рынке труда. Уровень жизни связан с уровнем зарплаты на рынке труда. Ваше отношение к эпиграфу «Цена человека – его зарплата» Ваше отношение к эпиграфу «Цена человека – его зарплата» Ответы учащихся: Ответы учащихся: Да, для человека главное – хорошая зарплата, чтобы достойно жить. Да, для человека главное – хорошая зарплата, чтобы достойно жить. Нет, для меня главное – не уровень зарплаты, а возможность проявить себя, быть порядочным. Нет, для меня главное – не уровень зарплаты, а возможность проявить себя, быть порядочным.

Опрос учащихся 8 класса МОУ Сатисской СОШ по уровню доходов (на одного члена семьи) в феврале 2010 г. Данные II группы учащихся Кол-во опрашиваемых. Семья из 3 человек. Семья из 4 человек. Семья из 7 человек. 8 учащихся руб руб руб руб руб руб руб руб. Средний доход на одного человека – 4222 руб.

Рынок труда и трудоустройство. Факторы влияющие на S и D на данную профессию. Ответы учащихся: размер зарплаты размер зарплаты уровень образования уровень образования квалификация квалификация степень риска степень риска творческий характер и др. творческий характер и др.

Выводы и пожелания. В наше время необходимо обращать огромное внимание на образование, не жалея на это сил и денег. Поэтому стоит подумать, что предпочесть: бесцельно убивать время или углублённое изучение экономики, права, политологии, культуры, языка. В наше время необходимо обращать огромное внимание на образование, не жалея на это сил и денег. Поэтому стоит подумать, что предпочесть: бесцельно убивать время или углублённое изучение экономики, права, политологии, культуры, языка. Проблема состоит в том, что на рынке труда кто – то находит место без проблем, кто – то месяцами мается без работы, кто – то получает за свой труд доходы, позволяющие жить в роскоши, а кому-то едва хватает заработков, чтобы прокормить семью. Проблема состоит в том, что на рынке труда кто – то находит место без проблем, кто – то месяцами мается без работы, кто – то получает за свой труд доходы, позволяющие жить в роскоши, а кому-то едва хватает заработков, чтобы прокормить семью.

Использованная литература. 1. Гордеева В.В., Викулова Г.И. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Вып. 5 / авт.-сост. В.В. Гордеева, Г.И. Викулова. – Волгоград: Учитель, Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса. Ч.I. – 3-е изд. М.: «ТИД «Русское слово – РС», Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8 – 9 и 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, Кочетков Н.С. Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко / авт.-сост. Н.С. Кочетков. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, и т.д.