Право учителя на выбор Правовые нормы и выбор учебного материала, методик, методов оценки знаний.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Advertisements

«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Современные способы активизации обучения. Роли современного преподавателя Академический консультант Академический консультант Тьютор Тьютор Куратор образовательной.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Цыренова М.Г.. Основные понятия Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя при взаимодействии (пассивные,
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Математика Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж сферы.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Технологии развития универсальных учебных действий.
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности.
Транксрипт:

Право учителя на выбор Правовые нормы и выбор учебного материала, методик, методов оценки знаний

Профессиональные права учителя Профессиональные права учителя (преподавателя) и проявление им в своей педагогической деятельности квалификации, мастерства, индивидуальности, творческих способностей, опыта.

Закон «Об Образовании» П.4 ст. 55: «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний учащихся, воспитанников»

Право свободного выбора и использования учебников 1. Изначально: право учителя самостоятельно выбирать и использовать учебники в учебном процессе. Предполалось, что каждый педагог как профессионал сможет сам определить качество учебника по своей дисциплине и подобрать тот, который более всего подходит для работы ему, классу и т.д.

Выбор учебников 2. Изменения в ФЗ от – уточнение 1, требующее от педагога выбирать учебники, соответствующие реализуемой в школе образовательной программе; уточнение 2 – устанавливалось право выбора учебника еще и школами, имеющими государственную аккредитацию (под.п. 23, п.2,ст.32).

Выбор учебников 3. Уточнение Закона «Об образованияи» в редакции 2007: «Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе и имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образованияя, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенных образовательным учреждением (П.4 ст.35)

Выбор учебников 4. Гриф «Рекомендовано» - рекомендованные учебники - успешно прошедшие федеральную экспертизу, входят в систему учебников, которые обеспечивают преемственность изучения учебного материала (предмета) на соответствующей ступени общего образования (предметная линия)

Выбор учебников 5. Гриф «Допущено» - допущенные учебники - успешно прошли экспертизу, но не входят в завершенную линию. Руководитель должен утвердить список учебников, отобранных для работы в своей школе.

Выбор учебников 6. Свобода выбора учителем учебников существенно ограничена : а)рамками Перечня федеральных учебников; б) рамками списка учебников, устанавливаемых школой.

Выбор учебников 7. Администрация школы вправе потребовать от учителя замены учебника на другой а)только в том случае, если педагог работает по учебнику не из списка учебников, утвержденных руководителем школы; б) очень редко (теоретически), когда, учебник из списка учителю не подходит и при этом страдает качество учебных результатов его учеников

Право свободного выбора и использования учебных пособий и материалов Термин «учебное пособие » -учебное издание, выпущенное в дополнение к учебнику; Письмо Минобразованияя РФ от /12: «учебное пособие охватывает не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы, может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. Когда в учебный план вводится новая дисциплина или предмет, или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник как правило создается на базе апробированного пособия.

Выбор учебного пособия Выбор учебного пособия или материала определяется выбором учебника. Учебный материал: педагогически правильная, целесообразная система знаний, которая предлагается для усвоения. Дидактический материал: разновидность наглядных учебных пособий, которые раздаются ученикам для самостоятельной работы на уроке или дома, сборники задач и упражнений, пособий.

Выбор учебного пособия Право выбора учебного пособия ограничено только тем, что его нет возможности приобрести по разным причинам. Компьютерные материалы, информационные ресурсы – свобода их выбора ограничена компьютерной грамотностью педагога или отсутствием или недостатком во многих школах соответствующих средств обучения.

Право свободного выбора и использования методик обучения и воспитания 1. Свобода выбора и использования методик обучения и воспитания, приемов обучения, законодательно предоставленные педагогическим работникам определяет и повышенные требования персонально к каждому учителю за результаты применения выбранных ими методов. 2. Проблема: отсутствие единых, утвержденных «сверху» методик обучения и воспитания и проверка методической деятельности учителя.

Право свободного выбора и использования методик обучения и воспитания Но, законодательство в сфере образованияя требует, чтобы деятельность учителя (в том числе и по выбранной методике), не приводила к нарушениям законодательства в области образованияя, в том числе прав и свобод граждан на получение образованияя: - не должны быть ориентированы только на сильных (слабых) учеников; -не должны содержать элементов, связанных с психическим или физическим насилием.

Право свободного выбора и использования методик обучения и воспитания Контроль за учебно-методической деятельностью учителя осуществляет: Рособрнадзор РФ – федеральные общеобразовательные учреждения; Органы управления образованияем; Местные (областные, муниципальные) органы контроля и надзора ы сфере образованияя

Право свободного выбора и использования методик обучения и воспитания Итоги проверки: если в результате проверки будет выявлено, что выбранная учителем методика обучения приводит к нарушению законодательства в области образованияя, в том числе к нарушению прав и свобод учащихся, то проверяющие вправе выдать администрации школы предписание об устранении выявленных нарушений. Однако следует учесть, что проверяющие не вправе делать официальные замечания учителю по существу применяемой им методики, если не нарушается законодательство.

Право свободного выбора и использования методик обучения и воспитания У администрация школы прав больше по проверке учебно-методической деятельности учителя, чем у внешних проверяющих: 1. Регулярные проверки результативности применяемой учителем методики обучения, если у администрации есть сведения о том, что применяемая учителем методика неэффективно сказывается на результатах обучения. Такие полномочия руководящих школьных работников вытекают из установленной законом ответственности образовательного учреждения за качество образованияя выпускников. 2. Методики обучения и воспитания, применяемые учителем, могут стать предметом контроля администрации, если при анализе текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, а также результатов ЕГЭ будет определен недостаточный уровень качества образованияя, т.е. результаты обучения не будут соответствовать требованиям федеральных государственных стандартов.

Право свободного выбора и использования методик обучения и воспитания 3. Если выяснятся, что именно применяемая методика стала причиной (одной из причин) низкой результативности обучения, руководитель школы может потребовать, чтобы педагог отказался от нее или изменил ее. 4. При этом навязывать учителю методику руководитель не может, - только порекомендовать. Учитель обязан изменить методику, которая не дает требуемого результата, но не обязан следовать рекомендациям руководства по выбору той или иной методики.

Право свободного выбора методов оценки знаний 1. Метод оценки знаний: - совокупность видов, форм контроля; - слежение за изменениями результатов обучения; - совокупность приемов оценивания знаний по результатам уже проведенного контроля, т.е. установление уровня и объема знаний учащихся по контролируемому вопросу, что дает возможность учителю поставить оценку, соответствующую выявленным знаниям.

Право свободного выбора методов оценки знаний 2. Методы оценки знаний: с помощью подсчета ошибок учеников; слежение за динамикой освоения знаний; учет знаний учебного материала за пределами учебника; выведение средней отметки по результатам данных текущего контроля и т.д.

Право свободного выбора методов оценки знаний 3. На практике при неопределенности термина «метод оценки знаний» выбор видов, форм контроля, слежения за изменениями результатов обучения отнесены к компетенции учителя. Но при этом установление системы оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения - прерогатива учредителя школы.

Право свободного выбора методов оценки знаний 4. Наличие в ФЗ «Об образованияи» нормы о свободе выбора педагогическим работником методов оценки успеваемости означает, что никто их проверяющих деятельность учителя не вправе от него требовать применять или не применять тот или иной метод и свободно использовать его в профессиональной деятельности. 5. Несмотря на то, что право выбора методов оценки знаний закон отдает педагогическому работнику, у администрации школы есть право вмешиваться в эту деятельность педагога в случаях, когда применяемые учителем методы оценки знаний отрицательно сказываются на качестве результатов его работы.

Модернизация образованияя 1. Поиск и реализация новых дидактических функций образовательных технологий. 2. Создание оптимальных условий обучения. 3. Образовательный менеджмент- новые формы организации обучения. 4. Новые образовательные стратегии обучения. 5. Проблемы реализации активных методов обучения.

Классификация методик обучения (в зависимости от роли обучающегося Пассивные методики: 1. Обучающийся выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом - источником знаний (репродуктивные методики). 2.Методы: лекция-монолог, опрос, чтение литературы, демонстрация Обучающиеся не общаются между собой.

Активные методики 1. Обучающийся - «субъект» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с преподавателем. 2.Методики: творческие, поисковые задания с использование информационных технологий; вопросы от преподавателя к обучающимся и наоборот, развивающие творческое мышление. М.Н.Скаткин. Методы обучения:объяснительно- иллюстративный,репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский - увеличение степени активности и самостоятельности

Интерактивные методики( как подвид активных методик) 1. Преподаватель и обучающиеся являются «субъектами» обучения. 2. Взаимодействие всех обучающихся: это сообучение (коллективное обучение в сотрудничестве). 3. Преподаватель – организатор процесса обучения, лидер группы, ее консультант, тьютор. 4. Моделируются реальные жизненные ситуации, предлагаются проблемы для совместного решения, используются деловые, ролевые, имитационные игры. 5. «Итерация» - взаимодействие, способность взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога, вызывая ответную реакцию. Интерактивные методики способствуют формированию навыков, умений, компетенций, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, терпимости.

Базовая трехфазная модель обучения : (Т.Светенко).ведущий - обучающийся - группа 1. Первая фаза - вызов. А) Вызов расслабленного внимания ученика позволяет помочь обучающимся самим определить цели обучения, осуществлять активный поиск информации, размышлять о том, что они узнали. Задания на этой фазе ведущий должен формулировать так, чтобы каждый ощущал, что обращаются лично к нему и мог рассматривать это задание как возможность проверить себя (соотнести с собственными интересами, целями, опытом). Б) У обучающегося происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, формируется познавательный интерес.

Базовая трехфазная модель обучения 2. Вторая фаза –погружение. А) Погружение в комплексный опыт по реализации смысла обучения: обучающийся вступает в контакт с новой информацией, происходит ее наращивание, систематизация. Б) Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится соотносить уже известную и новую информацию, вырабатывать умозаключения. В) Учитель помогает учащимся отслеживать процесс самосознания, самооценивания, самореализации.

Базовая трехфазная модель обучения 3. Третья фаза - рефлексия. А) Активное рефлексивное оценивание: обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Б) Происходит усвоение нового знания; анализ обучающимися эффективности собственных мыслительных операций; учатся вырабатывать собственное мнение, подбирать аргументы; четко выражать свои мысли. В) Рефлексивное оценивание - а) индивидуальный процесс (Что я сделал? Что я пережил? Почему таким образом? Можно ли было по-другому?) ; б) групповая, коллективная работа для того, чтобы каждый получил обратную связь и это стимулировало бы его собственную рефлексию.

Базовая трехфазная модель обучения 1. Дает возможность субъектам учебного процесса ставить четкие образовательные цели и оценивать эффективность работы по конкретным критериям. 2. Модель – система технологических приемов, объединяющих способы учебной работы по видам учебной деятельности. 3. Не только определенная логика построения процесса обучения, но и последовательность способов, приемов.

Сложности и правила использования интерактивных методов 1. Изменение жизни класса, студенческой группы. 2. Большое количество времени. 3.Постепеннность, осторожность и обдуманность. 4. Настрой учащихся. 5.Целеполагание: создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания. 6. Личностные трудности преподавателя

Сложности и правила использования интерактивных методов Планирование работы учителя по применению интерактивных методов : использовать методы, адекватные возрасту учащихся; дать учащимся опережающее домашнее задание; отбирать для занятия такое интерактивное упражнение, которое давало бы обучающемуся ключ к освоению темы; давать время подумать над заданием, чтобы они его восприняли серьезно; учитывать темп работы каждого учащегося и его способности; на одном занятии использовать один (два) интерактивный метод; проводить неторопливое обсуждение по итогам выполнения интерактивного упражнения, в том числе анализируя ранее изученный материал;

Сложности и правила использования интерактивных методов Учителю необходимо: 1. Глубоко изучить материал, в том числе дополнительный. 2. Тщательно планировать и разрабатывать содержание и ход занятия: определить хронометраж, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, выработать критерии оценки эффективности занятия. 3. Мотивировать учащихся к изучению конкретной темы путем отбора наиболее интересных для учащихся примеров, проблем, критериев оценки их работы. 4. Предусмотреть различные приемы для привлечения и активизации внимания обучающихся, вовлечения их в работу, грамотно распределять роли в группах, продумать систему индивидуальных заданий.

Типы знаний 1. Поверхностные знания: факты, основные понятия, категории, версии, концепции, теоретические обобщения - это должен знать каждый.

Типы знаний 2. Технические знания: ориентированы на умения и профессиональные требования; Помогают увидеть внутренние взаимосвязи в рамках определенной дисциплины, понять разные концепции, программы. Опасность: увлечение только такими знаниями может привести к трудностям понимания их связи со смежными дисциплинами и вопросами.

Типы знаний 3. Динамические знания: В их усвоении мы сами играем решающую роль. Поверхностные и технические знания нужны нам для углубления своего понимания проблемы и изучения нового. Динамические знания - составляющая часть нашей квалификации и профессиональной личности, необходимы для непрерывного обучения.

Технологии оценивания обучения Грамотно организованное оценивание способно: побудить педагога и учащихся задуматься над повышением качества своей работы; определить уровень подготовки и способностей учащихся; показать учащимся и педагогам степень достижения результатов занятий; предоставить возможность учащимся продемонстрировать свои знания, умения, навыки, ценности; определить, кто из учащихся должен получить поощрение; формировать у учащихся мотивацию к получению знаний, учебе; определить, есть ли необходимость в переучивании или дополнительных занятиях

Примеры методов оценивания 1. Тестовые задания: отвечающий должен выбрать правильный ответ. Достоинство. Недостатки Проблема оценивания открытых тестов. Корректности закрытых тестов. 2.Экспресс-опрос: краткие устные или письменные ответы на знание основных понятий, задания типа «продолжи предложение», заполни таблицу, нарисуй.. Достоинство. Недостатки. 3. Расширенный опрос: устно или письменно полно ответить на вопрос с пояснением. Достоинство. Недостатки. 4. Игровые методы: решение кроссворда по теме с установлением шкалы оценивания. Достоинство. Недостатки.

Примеры методов оценивания 5. Контрольное упражнение (в том числе интерактивное): выступление в суде, подготовка аргументов, выполнение заданий в группе, составление документов, написание доклада.. Достоинство. Недостатки. 6.Наблюдение: педагог выбирает показатели, которые он будет отслеживать в течение занятия, а также учащихся, работу которых нужно оценить Достоинство. Недостатки. 7.Самооценка: сами учащиеся оценивают себя, своих товарищей, занятие в целом. Можно много узнать педагогу о себе и учениках. Достоинство. Недостатки. 8. Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов): Позволяет непринужденно обсудить всеми участниками образовательного процесса эффективность занятия и не предполагает выставления отметок.

Проблемы оценивания 1. Самая сложная в обучении. 2. Наиболее частое нарушение прав ребенка в школе - необъективность оценки: –отсутствие четко определенных и заранее известных критериев оценивания; –неопределенность системы оценивания при использовании активных методов и организации работы учащихся в группах; –субъективность оценки; –использование оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины.

Проблемы оценивания В объективном оценивании заинтересованы : ученики (оценка касается напрямую их учебного труда и достижений); Преподаватели (оценивание – главная функциональная задача и показывает результативность работы не только школьников, но и педагогов; администрация (руководители учебного заведения заинтересованы в статистических данных о количестве хороших и плохих отметок в системе работы учебного учреждения); родители; органы управления образованияем.

Терминология оценивания Оценка должна не только определять уровень текущих достижений, но и способствовать личностному росту учащихся и профессиональному развитию педагогов, совершенствованию системы управления образованияем, открытости образовательного процесса, созданию правового пространства школьно жизни, росту общественной активности и гражданской ответственности учащихся и педагогов. Оценка - систематический процесс, определяющий достоинства и ценность достигнутого. Принципы оценивания: а) исходить из поставленных целей и показать степень успешности их выполнения; б) стремиться к получению максимально объективной оценки.

Терминология оценивания Отметка – формализованная количественная (балльная) или качественная (уровневая) характеристика оценки. Оценке подлежит как процесс, так и результаты. Мониторинг. Два вида оценки: промежуточная оценка - подведение итогов сделанного на определенном этапе; итоговая оценка - по завершении процесса.

Варианты оценок традиционная 5-балльная; рейтинговая (учащиеся набирают баллы за ответы, ведение тетрадей, посещение занятий, активность.., которые суммируются и дают определенное место среди учащихся; награды (сувениры,…); словесные оценки - вспомогательное средство оценивания («молодец», «интересное замечание»; зачетная система (текущее оценивание не проводится, а окончание темы или раздела сопровождается общим опросом – синдром студента); портфолио - пакет документов (грамот, наград, похвальных писем, отчетов об участии, свидетельств,, дипломов…), показывающих личные достижения учащегося и его активность; нетрадиционная шкала оценивания (10 и 100-балльная шкала система, позволяющая более дифференцированно подходить к выставлению оценки

Из анализа представленных презентаций 1. Практически отсутствует упоминание об оценивании. 2.Технологии: - проблемного обучения, - развития критического мышления - информационно-коммуникационная, - игровые, - развивающего обучения, - группового обучения, - музейная технология, - здоровьесберегающая, - личностно-ориентированная, - проектной деятельности, - диалог искусств, - интеграции учебных процессов, - коррекционно-развивающие, - дебаты - интеграции, - самооценивания

Из анализа представленных презентаций методы обучения - работа в группах, - самостоятельный поиск информации, - объяснительно-иллюстративный, - поисковый, - эвристический, - исследовательский - наглядно-демонстративный, диалоговый, - игровой, - работа с картой, - погружения, - эмоциональной драматургии, - словесно-наглядный,

Из анализа представленных презентаций Смешение понятий «метод» - «технология» Примеры. 1. «Методы: проблемного изложения материала, частично- поисковый,объяснительно-иллюстративный». 2. «Методы обучения: репродуктивно-словесный, частично-поисковый, диалогический, проблемный».

Активизация обучения как педагогическая проблема Разная степень активности (уровень)детей : 1.Репродуктивно-подражательный - воспроизводящий. 2.Поисково-исполнительский - интерпретирующий. 3.Творческий. Виды обучения: 1.Пассивное. 2.Активное. Способы активизации: проблемность, взаимообучение, исследование, самообучение, механизм самоконтроля 3.Интерактивное. А) Логика обучения: не о теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Б) Демократизация общества: договорные отношения между равноправными партнерами. Отношения подчиненности заменяются отношениями партнерства. В) Развитие личности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах деятельности.

Принципы интерактивного обучения 1. Диалогическое взаимодействие. 2. Работа в малых группах на основе кооперации и взаимодействия. 3. Активно-ролевая (игровая) организация обучения. 4. Тренинговая организация обучения. Педагог - помощник в работе, один из источников информации.

Формы организации обучения и методы обучения. Форма – «Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме». (Ситников А.П) Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Технология обучения - совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированных результатов. Техника – способы ведения дискуссий, обучающих игр, тренингов и т.д. Методика – «Совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо» (Комплексный словарь русского языка», М.:2001. Рефлексия - обращение назад, отражение. «Мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношения к другим и других к себе, своих задач, назначения». (Большой психологический словарь. СПб, 2004).

Классификация форм и методов интерактивного обучения 1.Дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, дебаты, диспуты, разбор ситуаций из практики, дилеммы (моральный выбор). 2.Игровые: дидактические и творческие игры (деловые, ролевые, ситуационные, операционные, психодрама и социодрама и др.). 3.Тренинговые: коммуникативные тренинги Могут включать в себя игровые и дискуссионные методы обучения.

Примеры форм и методов интерактивного обучения Эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговой штурм», «круглый стол», деловая игра, лекция-дискуссия, проектирование, презентация проекта, конкурс практических работ с обсуждением, коллективные решения творческих задач, кейс-метод, метод моделирования, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративным материалом, интервью, семинары, вебинары, методы с использованием компьютерной техники, тренинг

Типологий учебных ситуаций Среди технологий, методов, приемов развития УУД особое место - учебные ситуации. Предметный и надпредметный характер. Ситуация -проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с ее помощью вырабатывается умение по поиску оптимального решения. Ситуация -иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (умение визуализировать информацию для нахождения простого способа решения). Ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить как адекватное решение. Ситуация-тренинг - прототип стандартной или другой ситуации (как по описанию ситуации, та и по ее решению).

Принципы педагогики сотрудничества Демократичность (свобода выбора, равноправие, личностный характер отношений). Открытость (отказ от традиционного ролевого взаимодействия, свобода критики). Альтернативность (множественность содержаний, способов действий). Диалогичность (полилогичность). Рефлексивность (осознание целей, содержания, способов деятельности и характера взаимодействия.

Формирование у ученика познавательных мотивов и интереса к учебе 1. Потребность в самообучении, саморазвитии. 2. Умение самоопределяться в учебной деятельности с осознанием личной ответственности за ее результаты. 3. Потребность в коллективной работе, нацеленной на получение единого результата.

Качества преподавателя, работающего в интерактивном режиме Коммуникативность (коммуникабельность), умение найти подход к каждому ученику, быть естественным, толерантным. Умение организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, вести диалог, анализировать и корректировать ход обсуждения в классе (группе, паре). Быть фасилитатором, использовать поддерживающие приемы обучения. Сохраняя свой научный авторитет, помогать обучающимся не попадать под его зависимость, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении. Умение создавать специальные ситуации, побуждающие обучающихся к интеграции усилий для решения поставленной задачи.