Экономика общественного сектора Тема 2. «Причины существования и функции общественного сектора». Занятие 2. Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Advertisements

Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
ТЕМА 5. Макромодель рынка благ 5.1. Совокупный спрос и его структура 5.2. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели. Линия IS Мультипликативные.
Совокупный спрос Совокупное предложение Т.2. Равновесие на товарном рынке.
Кривая частичного равновесия на рынке товара Х Точка касания кривой EDx = 0 с горизон­тальной осью характеризует равновесную цену X, которая сложи­лась.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства 1. Понятие финансов и финансовой.
ДИСКРЕЦИОННАЯ И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА Иванова Диана Группа ДНФ б ИНО МЭСИ Москва 2014.
Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие Ким В.А.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Высшая школа экономики и менеджмента Кафедра общей экономической теории.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Тема 6. Несовершенства рынка и роль государства. Основные вопросы Что понимается под экономической эффективностью? При каких условиях состояние экономики.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Транксрипт:

Экономика общественного сектора Тема 2. «Причины существования и функции общественного сектора». Занятие 2. Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры экономики социальной сферы экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова,

2 Молчанов И.Н План лекции 1. Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы. 2.Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. 3. Два похода к формированию бюджетной политики.

3 Молчанов И.Н Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы Вопрос подробно рассмотрен в тексте лекций Г.А.Ахинова (стр ) – см. сайт кафедры. При определенных условиях всеобщее равновесие соответствует «неподвижной точке». Изучение нормативных свойств всеобщего равновесия, сложившегося на конкурентном рынке («качества» этого равновесия), занимает центральное место в нормативной экономике общественного сектора и строится, в частности, на двух основных теоремах экономики благосостояния, рассматриваемых в рамках курса микроэкономики.

4 Молчанов И.Н Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы В современной рыночной экономике важнейшую роль играет частный сектор, в котором производится большая часть ВВП стран с развитой экономикой. Считается, что частный сектор, где господствует конкуренция, более эффективен, чем государственный сектор экономики. В каком смысле конкурентная рыночная система является эффективной? Ответ на этот вопрос дают две фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, выступающие также важнейшими теоретическими предпосылками экономики общественного сектора.

5 Молчанов И.Н Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы Благосостояние - это состояние благополучия или процветания, связанное с богатством, достатком. Экономическая теория благосостояния (welfare economics) - направление современной экономической теории, которое исследует содержание индивидуального и общественного благосостояния, определяющие его факторы, влияние институциональных особенностей экономической системы на благосостояние общества. Одной из важнейших проблем экономической теории благосостояния является вопрос о том, какие институты обеспечивают лучшее сочетание индивидуальных интересов и общественного блага. Рассматривается, главным образом, воздействие на общественное благосостояние таких институтов, как свободный рынок, рынок в сочетании с государственным регулированием, централизованное планирование. С возникновением этой теории связаны прежде всего имена итальянского экономиста Вильфредо Парето ( , Лозанская экономическая школа) и английского экономиста Артура Пигу ( , Кембриджская экономическая школа).

6 Молчанов И.Н Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы Прежде чем сформулировать фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, мы должны вспомнить, что такое общее конкурентное равновесие и условия, при которых экономика является эффективной. После этого понятия конкуренции и эффективности используются для формулировки фундаментальных теорем благосостояния. Общее конкурентное равновесие существует тогда, когда субъекты рынка являются цена получателями, а цены изменяются таким образом, что исчезают избыточные спрос и предложение, при этом рынки уравновешиваются. Таким образом, поведение субъектов рынка в этом случае является конкурентным, т.е. потребители и производители цены принимают как данные. Цены, в свою очередь, изменяются в результате несовпадения спроса и предложения, вследствие этого исчезают избыточный спрос и избыточное предложение, на всех рынках устанавливается равновесие (markets clear). В условиях общего конкурентного равновесия потребители максимизируют свою полезность, а производители максимизируют получаемую прибыль.

7 Молчанов И.Н Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы Общие условия максимизации полезности и максимизации прибыли, сформулированные в микроэкономической теории, выглядят следующим образом: Условие максимизации полезности: потребители максимизируют свою полезность, когда предельные нормы замещения одного блага другим являются у них одинаковыми и равны соотношению цен этих благ. В теории потребительского поведения предельная норма замещения представляет собой количество товара Y, которое необходимо потребителю, чтобы компенсировать отказ от определенного количества товара X; при этом потребитель имеет такой же уровень благосостояния, как и до замещения.

8 Молчанов И.Н Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы Условие максимизации прибыли (оптимального объема производства): производители максимизируют прибыль, когда предельные издержки производимых благ равны ценам этих благ. Экономика является эффективной, если производится максимально возможный объем требуемых обществом благ при имеющихся ограниченных ресурсах. В современной экономической теории используется стандартное понятие эффективности экономики, называемое Парето- эффективностью или Парето-оптимальностью (эффективность по Парето или оптимальность по Парето).

9 Молчанов И.Н Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы В экономике исключительно важны два критерия в рамках как производственного, так и потребительского подхода: критерий технической эффективности (использование производительных ресурсов, не допускающее неэффективного их использования) и критерий оптимальности по Парето (техническая эффективность плюс эффективность обмена, при отсутствии неэффективного использования полезности участников обмена). И в том, и в другом случае имеются в виду суждения о величинах, в основе которых лежит индивидуалистская модель поведения, а оценка действия зависит лишь от влияния этого действия на предпочтения индивидов, и вывод о наличии или отсутствии общественной эффективности делается исключительно на этой основе.

10 Молчанов И.Н Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы Рынок соответствует множеству децентрализованных решений, при которых информированность индивидов весьма ограниченна. Так, например, им могут быть известны только: 1) вектор цен; 2) их собственные предпочтения; 3) технические ограничения (их функция полезности и исходная обеспеченность ресурсами - для потребителей, их производственная функция и, если требуется, права собственности на ресурсы, - для предприятий). В этих условиях невозможно однозначно утверждать, что будут соблюдены следующие пять условий, а именно: 1) все эти децентрализованные решения будут совместимы между собой (т.е. будет существовать «всеобщее равновесие», при котором сумма индивидуальных предложений будет равна сумме индивидуальных спросов на каждый из товаров); 2) будет существовать лишь одно решение, учитывающее это условие совместимости (т.е. всеобщее равновесие будет единственно возможным); 3) это равновесие будет устойчивым (т.е. экономика будет иметь тенденцию возвращаться в равновесное состояние, как только она отклонится от него); 4) это равновесие избежит неэффективного использования факторов производства и индивидуальной полезности (т.е. при этом равновесии будет соблюдена норма эффективности по Парето); 5) это равновесие будет «справедливым» (оно будет отвечать определенным нормам общественной справедливости).

11 Молчанов И.Н Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы Согласно первой основной теореме экономики благосостояния, или теореме «невидимой руки» (название перекликается с известным высказыванием А. Смита), всякое конкурентное равновесие эффективно по Парето. Это значит, что: предприятие, желающее максимизировать свою прибыль, должно в первую очередь минимизировать издержки. потребители максимизируют свою полезность. предприятие, которое не определяет ценовой политики и которое максимизирует свою прибыль, выбирает такой объем производства, чтобы предельные издержки на благо были равны цене этого блага. индивид, максимизирующий свою полезность, будет предлагать свой труд до тех пор, пока предельная норма замещения между нерабочим временем и потребительским благом не станут равными.

12 Молчанов И.Н Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы Если все указанные выше пять условий соблюдены, то рыночное равновесие эффективно по Парето. Таким образом, сигналы рынка содержат в себе всю информацию, необходимую для того, чтобы индивиды, действующие разумно и децентрализовано (нескоординировано), в конечном счете приходили к оптимальной ситуации. Вторая основная теорема экономики благосостояния гласит, что любому экономическому решению, эффективному по Парето, соответствует одно конкурентное равновесие. Эта вторая теорема обратнаяя первой (поэтому данные две теоремы иногда объединяют под общим названием «теорема о взаимно-однозначном соответствии между оптимумом по Парето и равновесием рынка»). Она означает, что любой оптимум по Парето, заданный централизовано, может быть и децентрализован.

13 Молчанов И.Н Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы Иначе говоря, можно достичь ситуации когда: планы производства и потребления у участников рынка совместимы (существует равновесие); эти индивидуальные планы соответствуют первоначально заданной оптимальной аллокации ресурсов. Эта вторая теорема обратнаяя теореме «невидимой руки» и лежит в основе теории децентрализованного планирования. Смысл ее в том, что авторитарная аллокация ресурсов не неизбежна, поскольку для достижения конкурентного равновесия при децентрализованном принятии решений можно ограничиться посылкой правильных сигналов индивидам. Иначе говоря, аллокация ресурсов не обязательна, поскольку достаточно, чтобы главный плановик посылал децентрализованным участникам рынка минимум информации (в виде цен и выделения дотаций денежными ресурсами) для того, чтобы они в конечном итоге смогли прийти к оптимальному решению и достичь конкурентного равновесия. Вторая теорема экономики благосостояния используется для оправдания «рыночного социализма», т.е. экономики, где из всех прав частной собственности на факторы производства есть лишь право собственности на труд.

14 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Оптимальность по Парето означает, что имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант перераспределения, улучшающий, по крайней мере, положение одного индивида и не ухудшающий положения других. Для определения Парето-эффективности используется также понятие Парето-улучшения. Парето-улучшение имеет место тогда, когда изменение экономической ситуации приводит к улучшению положения хотя бы одного индивидуума без ухудшения положения какого-то другого индивидуума. Другими словами, это такие изменения, при которых никто не проигрывает, но хотя бы кто-то выигрывает.

15 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Парето-эффективность, или Парето-эффективное состояние экономики, - это такое состояние, при котором все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, новые Парето-улучшения невозможны. То есть невозможно улучшить чье-то благосостояние, не ухудшая благосостояния других. При каких условиях невозможны Парето-улучшения? Другими словами, при каких условиях имеет место Парето- эффективность? Различают три условия, которые называются также «условия Парето».

16 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Во-первых, Парето-улучшение невозможно в том случае, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей. Это имеет место при эффективности по Парето. Данное условие называют условием эффективности обмена. Условие эффективности обмена состоит в том, что Парето- улучшение невозможно, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей.

17 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Во-вторых, Парето-улучшение невозможно тогда, когда существует эффективное использование ресурсов, т.е. эффективное производство. Эффективность по Парето предполагает, что эффективное производство в экономике (максимальные объемы производства благ при имеющихся ресурсах) существует тогда, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ. Данное условие называют условием эффективности производства. Условие эффективности производства состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ.

18 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. В теории фирмы (теории поведения производителя) предельная норма технического замещения двух производственных ресурсов, в частности замещения труда капиталом, представляет собой количество труда, необходимого для замещения уменьшающегося объема капитала; при этом сохраняется тот же объем производства, что и до замещения. Величина предельной нормы технического замещения труда капиталом равна отношению предельного продукта капитала к предельному продукту труда.

19 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. В-третьих, Парето-улучшение невозможно тогда, когда существует эффективное распределение (размещение) ресурсов. Эффективность по Парето предполагает, что эффективное распределение (размещение) ресурсов в экономике существует тогда, когда предельные нормы трансформации в производстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей. Данное условие называют условием эффективности (распределения) размещения ресурсов. Условие эффективности (распределения) размещения ресурсов состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы трансформации в производстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей.

20 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Предельная норма трансформации блага А в благо В при перемещении ресурсов в производстве этих благ представляет собой объем сокращения производства блага А при производстве дополнительного объема блага В. Она равна отношению предельных издержек производства товара В к предельным издержкам производства товара А.

21 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Ни условие эффективности обмена, ни условие эффективности производства не обеспечивают наилучшую комбинацию производимых благ в экономике. Например, если благо X - это ткань, а благо Y- это овощи и все ресурсы используются для производства овощей, то большинство потребителей предпочтут, чтобы часть ресурсов направлялась для производства тканей. Условие эффективности (распределения) размещения ресурсов сводит воедино потребление и производство в экономике, оно предполагает, что в экономике производится то, что хотят потребители. Данное условие часто называют условием высшего порядка.

22 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Рассмотренные выше условия являются условиями эффективности по Парето. Концепция Парето-эффективности не является абсолютной, у нее есть свои недостатки. В частности, спорными являются лежащие в ее основе следующие общие предпосылки, представляющие собой субъективные нравственные суждения. 1. Индивидуумы определяют ценности, нет общества вне и за пределами индивидуумов, которые заинтересованы только в своем собственном благосостоянии. 2. Индивидуумы лучше всего могут оценить свое собственное благосостояние, только они знают, что для них хорошо и что плохо. 3. Общественное благосостояние увеличивается, если оно улучшилось хотя бы у одного человека и ни у кого не ухудшилось.

23 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. В принципе экономическая теория пытается избегать оценочных нравственных суждений. Вместе с тем современная экономическая теория благосостояния опирается на оценочные суждения, лежащие в основе концепции эффективности по Парето. А оценочные суждения, как правило, дискуссионны. Например, в отношении первой предпосылки Парето- эффективности многие не согласятся и будут утверждать, что отдельно существуют самостоятельные ценности таких общественных групп, как семья или класс, что важными являются такие блага, как культурное наследство, природа, национальное самосознание и т.д. Мы можем ценить природу не только потому, что мы получаем удовольствие от общения с ней, пользуемся ее дарами, но и потому, что нас беспокоит то, как будут жить будущие поколения людей.

24 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. В отношении второй предпосылки Парето-эффективности также можно возразить. Во-первых, не только дети, но и многие взрослые не знают, что для них является лучшим выбором в тех или иных обстоятельствах. Например, в случае болезни немногие могут поставить себе диагноз лучше, чем врач. Во-вторых, даже если мы знаем, что для нас лучше, у нас часто не хватает силы воли, чтобы выбрать оптимальный вариант. Ярким примером такого поведения индивидуума является поведение заядлого курильщика. Слабость третьей предпосылки Парето-эффективности состоит в том, что она ничего не может сказать о правильном, т.е. нужном, распределении (размещении) ресурсов. Если один из упомянутых выше индивидуумов А и В потребляет все произведенные блага, а они оба эгоистичны, то другой умирает от голода. Общий результат будет Парето-эффективным, но с точки зрения человеческой справедливости ненормальным.

25 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Таким образом, критерий эффективности по Парето ничего не говорит о справедливости распределения. В действительности ситуации в основном таковы, что одна группа людей предлагает одно решение, улучшающее их благосостояние, другая группа - другое решение, улучшающее их благосостояние. Дискуссия о налогах или о величине государственных расходов не может быть решена с использованием только критерия оптимальности по Парето. Трудно не согласиться с ограничениями предпосылок в концепции Парето-оптимальности. В целом большинство экономистов понимают ее ограниченность, но принимают эффективность по Парето как необходимую точку отсчета в экономическом анализе.

26 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Принцип компенсации и «правило Калдора-Хикса» Согласно принципу компенсации, который был предложен Н. Калдором и Дж.Р. Хиксом, переход экономики от одного состояния к другому представляет собой улучшение положения общества лишь в том случае, если те его члены, чье благосостояние повысилось, смогут обеспечить компенсацию потерь, которые понесены другими индивидами, а сами при этом сохранят уровень благосостояния, равный исходному. Позднее был сформулирован уточненный вариант принципа компенсации, устраняющий формальную уязвимость критерия Калдора-Хикса, которая состоит в следующем. Согласно этому критерию, улучшения могли бы достигаться за счет чистых трансфертов (например, за счет бесконечно повторяющейся передачи фиксированной денежной суммы от одних лиц другим и обратно, если этот процесс не требовал бы затрат). Между тем, по замыслу, принцип компенсации предполагает наращивание совокупного экономического потенциала общества.

27 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Согласно критерию Парето можно сравнивать эффективность только тех мероприятий, которые инвариантны с позиции распределения и имеют различия только в отношении аллокации ресурсов. В то же время критерий Калдора-Хикса дает возможность ранжировать по степени экономической эффективности и такие мероприятия, которые приводят одновременно и к перераспределению ресурсов и доходов. Так, в соответствии с критерием Парето ситуация эффективна, если всем, чье положение в результате ухудшается, можно возместить весь понесенный ущерб. Если же этого не происходит, то все варианты должны быть признаны неприемлемыми, и нет смысла сравнивать их между собой.

28 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. С позиции критерия Калдора-Хикса можно и нужно, отложив на первом этапе в сторону проблему распределения, ранжировать различные варианты, оценивая, какие совокупные результаты может дать каждый из них. При этом результаты должны оцениваться с точки зрения их потенциальной способности обеспечить компенсацию. Вариант А может быть признан более эффективным, чем вариант В лишь в том случае, если совокупные результаты, соответствующие А, достаточны, чтобы при некоторой (не обязательно осуществленной на практике) ситуации добиться Парето-улучшения, по сравнению с В.

29 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Поэтому важно отметить, что именно принцип компенсации позволяет разграничить вопросы экономической эффективности и распределения. В его основе по-прежнему лежит идея Парето-оптимизации. Наращивание экономического потенциала всего общества может быть признано имеющим самостоятельную ценность, поскольку оно реально расширяет возможности потенциального Парето- улучшения.

30 Молчанов И.Н Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса. Из всех возможных мероприятий, которые отвечают критерию Калдора-Хикса, общество выберет те, которые согласуются с принятыми в данном обществе представлениями о справедливости. Эти представления, с одной стороны, должны выступать в качестве ограничений при определении экономической эффективности в проводимой политике аллокации ресурсов, с другой - должны быть критериями, по которым проводится политика перераспределения доходов. В этой связи и существует проблема выбора между эффективностью и справедливостью. И если в обществе будут преобладать такие представления о справедливости, согласно которым для всех его членов должно обеспечиваться равенство в потреблении, то такое общество будет вынуждено пренебрегать большей частью вариантов развития экономики, которые будут эффективными не только по Калдору-Хиксу, но и по Парето.

31 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. Бюджет - это фонд, через который государство собирает налоговые и другие доходы для выполнения государственных функций. Тем самым бюджет является механизмом перераспределения ресурсов в стране, определяя во многом отраслевые и межотраслевые пропорции, уровень доходов населения, размеры региональной асимметрии и т.д. Чем больше бюджет, тем большая часть созданных в экономике доходов перераспределяется государством в соответствии с выбранными приоритетами. Наоборот, чем меньше доля бюджета в ВВП, тем большая часть общественных благ производится не только государством, но и рынком, некоммерческим сектором.

32 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. Вопрос об оптимальной роли государственных расходов в экономике не имеет однозначного ответа. Каждая страна отвечает на него по- своему, в соответствии с собственной моделью развития. Как в экономической теории, так и на практике существуют различные модели, обосновывающие роль государства и масштабы государственного сектора в экономике. Сторонники либерального подхода выступают за снижение роли государственного регулирования и государственных расходов, в то время как «государственники», или неокейнсианцы, последователи экономики общественного сектора, считают необходимым выполнение государством многих социальных функций и, соответственно, обеспечение высокой доли бюджетной системы по отношению к ВВП. Дискуссии об оптимальных размерах государственного бюджета ведутся во всех странах, обостряясь в периоды предвыборных кампаний.

33 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. Искусство управления государственными финансами как раз и состоит в том, чтобы обеспечить разумный компромисс: бюджет должен быть таким, чтобы обеспечивать низкую налоговую нагрузку на экономику, и в то же время достаточным для реализации не только минимальных, средних, но и наиболее сложных функций государства в рыночной экономике. Можно предположить, что в стабильно развивающейся рыночной системе компромисс обеспечивается, когда доля бюджетной системы во всей экономической деятельности в стране (по отношению к производимому ВВП) остается постоянной, т.е. размер бюджета растет приблизительно теми же либо более высокими темпами, что и вся экономика в целом. Поиском данного компромисса (либо оптимума) и занимается теория эффективного государства - экономика общественного сектора.

34 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. При анализе бюджетного равновесия важно иметь в виду, что существуют два разных основных подхода к проведению бюджетно-налоговой политики. Первый подход реализует кейнсианские идеи об экономическом равновесии и связан с регулирующей функцией государственного финансирования. Он предусматривает подчинение дискреционной финансовой политики решению задач стабилизации экономики и социальной защиты населения. В кейнсианской модели экономического равновесия финансовая политика рассматривается в качестве эффективного инструмента достижения устойчивого экономического роста страны.

35 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. Через механизм воздействия мультипликаторов (таких, как налоги, государственные трансфертные платежи и государственные закупки) на совокупный спрос правительство стремится достичь равновесного национального дохода, осуществить контроль за инфляцией и добиться максимально высокой занятости. Государство, сознательно используя инструменты финансовой политики, может только опосредованно, через рыночный механизм, как механизм «черного ящика», достичь желаемых целей. Однако цели и задачи, поставленные на входе «черного ящика», преобразуются им так, что на выходе получаются результаты, далекие от намеченных и не всегда соответствующие поставленным целям и задачам. Чем эффективнее функционирует рыночная экономика, тем слабее вмешательство государства в экономику, тем меньшее количество целей и инструментов использует экономическая политика вообще и финансовая политика в частности.

36 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. При подходе к финансовой политике с позиции кейнсианской модели макроэкономического равновесия бюджетное равновесие играет подчиненную роль и его достижение не является обязательным. Иными словами, допускается широкая практика дефицитного финансирования. При взаимодействии доходной и расходной частей бюджета приоритет отдается государственным, общественным расходам и делается ставка для их покрытия на максимизацию доходов и прежде всего на повышение налогов до критической, предельной точки. При таком подходе к финансовой политике налог трактуется в узком смысле как одна из форм внеэкономического принудительного изъятия средств в пользу государства без взаимного удовлетворения с целью перераспределения национального дохода. И в этом отношении налог не отличается от таких форм внеэкономического принуждения, как штрафы, конфискации, государственные повинности и т.д.

37 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. Рост общественных расходов, вызываемый не только требованиями устойчивого экономического роста, выхода из экономического кризиса, но и необходимостью выполнения социальных программ, вызывает повышение налоговых ставок. Но если повышение налоговых ставок переходит пороговый уровень, то создается ситуация «налоговой ловушки», при которой прирост налогового бремени не сопровождается приростом налоговых поступлений. Если правительство занимает деньги у населения для компенсации уменьшения налогов, то оно благодаря государственному долгу уменьшает предложение свободных денежных средств. Это ведет к увеличению процента банковского кредита, а высокая ставка процента делает вложения в местную валюту более привлекательным для иностранных бизнесменов, поскольку их вложения в ценные бумаги приносят большие прибыли. Происходит удорожание местной валюты по отношению к другим валютам, и следствием этого является рост торгового дефицита (для местных покупателей отечественные товары становятся более дорогими, чем импортные). Для покрытия бюджетного дефицита правительство прибегает к дополнительным займам, а это ведет к увеличению двойного дефицита (торгового и бюджетного) и к новому витку инфляции.

38 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. Возможности дефицитного финансирования за счет эмиссии правительством денег ограничены во многих экономически развитых странах независимостью центрального банка и пониманием общественностью того, что такая стратегия покрытия расходной части бюджета имеет эффект допинга, она создает временное облегчение экономического положения, но при этом загоняет болезнь вглубь и провоцирует дальнейший рост инфляции. Имеются политические причины, ограничивающие возможности дефицитного финансирования. Подход к общественному финансированию с позиции сбалансированности бюджета - второй важнейший концептуальный подход к дискреционной финансовой политике. Он реализует идеи теории экономики предложений и предусматривает прежде всего достижение сбалансированности бюджета в течение года или в течение экономического цикла.

39 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. Циклическая сбалансированность бюджета означает, что дефицит, возникающий в период спада, должен быть устранен путем сдерживающей финансовой политики в период подъема. При таком подходе расходная часть бюджета устанавливается в зависимости от его доходной части. На смену узкой трактовке налогов приходит их широкая трактовка. Налог рассматривается с позиции договорной теории государства и выступает как своеобразная цена, как особая форма платы за общественные блага, предоставляемые государством налогоплательщикам. При таком подходе государство выступает как активный самостоятельный участник в экономическом кругообороте наравне с частными фирмами.

40 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. Аналогия бюджетного равновесия с рыночным, а налогов с рыночной ценой обосновывается с позиции широкого участия граждан через своих представителей в парламенте в принятии законов в области финансовой и налоговой политики. Несмотря на то что механизм общественного выбора имеет много общих черт с рыночным механизмом и его принято называть «политическим рынком», аналогия не есть тождество и бюджетное равновесие по своей природе остается псевдорыночным. В бюджетно-финансовой и налоговой сферах пока не существует равенства суверенности государства и гражданина, отношения между ними строятся на обязательно-добровольной основе, принудительный порядок взимания налогов полностью не исключает возможности произвола со стороны государства по отношению к гражданам.

41 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. Недостаток бюджетно-налоговой политики состоит в том, что она действует в режиме запаздывания и избирательно, ориентируясь на конкретные социальные слои и отдельных людей. Нередко ставка на сбалансированность бюджетной системы становится самоцелью, полностью игнорируется инструментальная функция финансовой политики и связь бюджетного равновесия с макроэкономическим равновесием. Поэтому искусство дискреционной финансовой политики заключается в умении найти компромисс между внешними и внутренними аспектами бюджетного равновесия, умении сочетать стимулирующую и сдерживающую направленность финансовой политики, ее дискреционные и недискреционные начала.

42 Молчанов И.Н Два похода к формированию бюджетной политики. Применение кейнсианского подхода при реализации бюджетной политики в сочетании с прямым налогообложением, которое не ограничивает возможности экономического роста, наиболее эффективно на горизонтальном участке кривой совокупного предложения. В свою очередь, применение монетаристского подхода к бюджетному финансированию в сочетании с косвенным налогообложением, которое ограничивает потребление ресурсов, наиболее эффективно на промежуточном и вертикальном участках кривой совокупного предложения.

43 Молчанов И.Н Тема 2. Занятие 2. Спасибо за внимание!