Задание В 3 Словосочетание. Задание: Из предложения (-ий) (выпишите словосочетание со связью… (примыкание, согласование, управление). Укажите тип связи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание В3 Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании согласование управление примыкание 1.От главного к зависимому – вопросы Какой? Чей? 2.Зависимое.
Advertisements

Словосочетание Задание В3 подготовка к ЕГЭ. Задание: Из предложения(-ий) (выпишите словосочетание со связью... (примыкание, согласование, управление).
Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Подготовила Л.А.Опольская, учитель МОУ СОШ 5 города-курорта Анапы В 3.
Типы связи в словосочетании Урок русского языка в 11 классе.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Не являются подчинительными.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. В 2.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ Гынгазова Елена Владимировна, МОУ СОШ 23 г. Томск.
Синонимичные словосочетания Алгоритм выполнения..
Словосочетание. Типы подчинительной связи: примыкание, согласование, управление.
Словосочетание- это сочетание главного и зависимого слова ГЛАВНОЕ СЛОВО-ТО,ОТ КОТОРОГО ЗАДАЕТСЯ ?
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
Виды связи в словосочетаниях. Согласование подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках. Главное.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Тема занятия 23: «Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании».
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
СловосочетаниеСловосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически Словосочетание состоит из главного.
Транксрипт:

Задание В3 Словосочетание

Задание: Из предложения (-ий) (выпишите словосочетание со связью… (примыкание, согласование, управление). Укажите тип связи в словосочетании (словосочетание и предложение, в котором оно употреблено, указаны). Аналитический отчёт ФИПИ: «…Затруднения возникают в тех случаях, когда зависимым компонентом словосочетания является относительное местоимение в предложно- падежной форме, в другом местоименное наречие… Особенно затрудняются экзаменуемые при различении самостоятельных и служебных частей речи....» Аналитический отчёт ФИПИ: «…Затруднения возникают в тех случаях, когда зависимым компонентом словосочетания является относительное местоимение в предложно- падежной форме, в другом местоименное наречие… Особенно затрудняются экзаменуемые при различении самостоятельных и служебных частей речи....»

Вспомним способы подчинительной связи в словосочетаниях. Согласование это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн. ч., р.п., как и главные слова). Согласование это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн. ч., р.п., как и главные слова). Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое прилагательным; причастием; местоимением; порядковым числительным: Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое прилагательным; причастием; местоимением; порядковым числительным:

Управление это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово: Управление это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово: При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю. При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое существительным; местоимением: При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое существительным; местоимением:

Правило-подсказка Если в словосочетании между словами есть предлог, то связь в нём управление. Если в словосочетании между словами есть предлог, то связь в нём управление.

П р и м ы к а н и е это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу: П р и м ы к а н и е это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу: Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, деепричастием, но зависимое слово только наречие; деепричастие или инфинитив: Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, деепричастием, но зависимое слово только наречие; деепричастие или инфинитив:

Алгоритм определения подчинительной связи в словосочетании Обратите внимание! Обратите внимание! Грамматическая основа это предложение, а не словосочетание! Грамматическая основа это предложение, а не словосочетание! Таким образом, чтобы правильно выполнить это задание, нужно: Таким образом, чтобы правильно выполнить это задание, нужно: 1) найти главное и зависимое слова; 1) найти главное и зависимое слова; 2) установить, какими частями речи они являются; 2) установить, какими частями речи они являются; если зависимые слова наречие, инфинитив или деепричастие, то это словосочетание со связью примыкание. если зависимые слова наречие, инфинитив или деепричастие, то это словосочетание со связью примыкание. 3) Если оба слова изменятся в любом падеже или числе, то это согласование. 3) Если оба слова изменятся в любом падеже или числе, то это согласование. 4) Если в словосочетании нет указанных частей речи и слова в нём не изменяются при склонении, то это управление; тем более, если между словами в словосочетании есть любой предлог. 4) Если в словосочетании нет указанных частей речи и слова в нём не изменяются при склонении, то это управление; тем более, если между словами в словосочетании есть любой предлог.

Найти главное и зависимое слово Определить, чем они выражены Зависимое слово Наречие Инфинитив Деепричастие? да нет примыкание Есть в словосочетании предлог? да нет управление Согласуются ли в роде, числе и падеже? да нет согласование

Определите тип связи в словосочетании ВСЕЙ ИСТОРИИ. 1) Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой?(всей); это вопрос согласования. Проверим наше утверждение: 1) Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой?(всей); это вопрос согласования. Проверим наше утверждение: 2) Зависимое слово местоимение. 2) Зависимое слово местоимение. 3) Оба слова склоняются: всеми историями. 3) Оба слова склоняются: всеми историями. Следовательно, наш вывод правилен: тип связи согласование. Следовательно, наш вывод правилен: тип связи согласование.

Определите тип связи в словосочетании ПРИШЕДШЕЕ ИЗ ГАЛАКТИК. 1) Есть предлог это управление. Проверим: 1) Есть предлог это управление. Проверим: 2) Зависимое слово существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик. 2) Зависимое слово существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик. Тип связи управление. Тип связи управление.

Определите тип связи в словосочетании НАПОЛНЯЯСЬ ОДНОВРЕМЕННО. Зависимое слово наречие, следовательно, это примыкание. Зависимое слово наречие, следовательно, это примыкание.

Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (10)И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса взлетели… (10)И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса взлетели… Рассуждаем: зависимое слово это только наречие, деепричастие, инфинитив. Рассуждаем: зависимое слово это только наречие, деепричастие, инфинитив. В этом предложении есть только одно наречие справа. Главное слово стоящего. Следовательно, это словосочетание стоящего справа. В этом предложении есть только одно наречие справа. Главное слово стоящего. Следовательно, это словосочетание стоящего справа.

Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. Рассуждаем: при этом виде связи зависимые слова отвечают на вопросы какой?- ая?-ое?-ие?, чей?-я?-и?, который?-ая?. В данном предложении слово небольшое отвечает на этот вопрос. Главное слово при нем полукружие. Следовательно, это словосочетание небольшое полукружие. Просклоняем его: небольшОГО полукружИЯ, небольшОМУ полукружИЮ. Рассуждаем: при этом виде связи зависимые слова отвечают на вопросы какой?- ая?-ое?-ие?, чей?-я?-и?, который?-ая?. В данном предложении слово небольшое отвечает на этот вопрос. Главное слово при нем полукружие. Следовательно, это словосочетание небольшое полукружие. Просклоняем его: небольшОГО полукружИЯ, небольшОМУ полукружИЮ.

Сколько словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в 19 предложении? (19)Жить после жизни вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (19)Жить после жизни вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! Рассуждаем: Рассуждаем: 1-е словосочетание жить после жизни; есть предлог, следовательно, это управление (живу после жизни, живем после жизни). 1-е словосочетание жить после жизни; есть предлог, следовательно, это управление (живу после жизни, живем после жизни). 2-е словосочетание с предлогом вложено в нас; (вложит в нас, вложенный в нас). 2-е словосочетание с предлогом вложено в нас; (вложит в нас, вложенный в нас). 3-е вложено от сотворения. 3-е вложено от сотворения. Словосочетание неистребимо вложено со связью примыкание: неистребимо наречие. Словосочетание неистребимо вложено со связью примыкание: неистребимо наречие. Следовательно, в 19 предложении три словосочетания со связью управление. Следовательно, в 19 предложении три словосочетания со связью управление.

Определите способ связи (в) черных костюмах (в) черных костюмах приглушили свет приглушили свет молодёжь наша молодёжь наша привыкла к громогласию привыкла к громогласию стали плотно стали плотно этот час этот час ими владела ими владела ведущего в группе ведущего в группе единый порыв единый порыв общая забота общая забота запели по кивку запели по кивку повергнут в раздумье повергнут в раздумье озарениях разума озарениях разума увлекало каждого увлекало каждого тот час тот час мои мысли мои мысли такой силой такой силой к этим певцам к этим певцам сущность музыки сущность музыки подумалось вдруг подумалось вдруг

Определите способ связи вновь приходит вновь приходит просветление души просветление души увековечить себя увековечить себя наша планета наша планета важно осознавать важно осознавать продление себя продление себя сказано в музыке сказано в музыке достигли свободы достигли свободы желанный мир желанный мир какое-то устройство какое-то устройство некий двигатель некий двигатель всего лучшего всего лучшего

А теперь давайте вернемся к отчету ФИПИ, в котором сказано, что «затруднения возникают в тех случаях, когда зависимым компонентом словосочетания является относительное местоимение в предложно- падежной форме, либо местоименное наречие». А теперь давайте вернемся к отчету ФИПИ, в котором сказано, что «затруднения возникают в тех случаях, когда зависимым компонентом словосочетания является относительное местоимение в предложно- падежной форме, либо местоименное наречие».

F Прочтите внимательно! Разряды местоимений Разряды местоимений 1. Вопросительные (С их помощью задается вопрос)что? кто? чей? какой? который? сколько? каков? 1. Вопросительные (С их помощью задается вопрос)что? кто? чей? какой? который? сколько? каков? Кто пришёл? Который час? Каков результат матча? и т.д. Кто пришёл? Который час? Каков результат матча? и т.д. 2. Относительные (Служат для связи простых предложений в составе сложных)те же, что и вопросительные: что, кто, чей, какой, который, сколько, каков 2. Относительные (Служат для связи простых предложений в составе сложных)те же, что и вопросительные: что, кто, чей, какой, который, сколько, каков Свобода, о которой мечтали узники, пришла. Он поступил опрометчиво, о чём впоследствии сильно жалел. Тот единственный, о ком она думала, погиб в первые дни войны. Свобода, о которой мечтали узники, пришла. Он поступил опрометчиво, о чём впоследствии сильно жалел. Тот единственный, о ком она думала, погиб в первые дни войны. (Все относительные местоимения в этих предложениях в предложно-падежной форме, т.е стоят в предложном падеже.) (Все относительные местоимения в этих предложениях в предложно-падежной форме, т.е стоят в предложном падеже.)

Относительные местоимения, как и местоименные наречия (см ниже) члены предложения, т.к. в придаточной части сложного предложения являются не союзами, а союзными словами. Относительные местоимения, как и местоименные наречия (см ниже) члены предложения, т.к. в придаточной части сложного предложения являются не союзами, а союзными словами. В этом легко убедиться на примере этого предложения: Свобода, о которой мечтали узники, пришла. Оно сложное: грамматические основы свобода пришла и мечтали узники. А теперь рассмотрим придаточную часть о которой мечтали узники. Какое слово «прячется» за союзным словом о которой? О чём мечтали узники? Конечно, о свободе! В этом легко убедиться на примере этого предложения: Свобода, о которой мечтали узники, пришла. Оно сложное: грамматические основы свобода пришла и мечтали узники. А теперь рассмотрим придаточную часть о которой мечтали узники. Какое слово «прячется» за союзным словом о которой? О чём мечтали узники? Конечно, о свободе! Поэтому если вам в подобном предложении нужно найти словосочетание со связью управление, то вот оно: о которой мечтали или мечтали о которой. Поэтому если вам в подобном предложении нужно найти словосочетание со связью управление, то вот оно: о которой мечтали или мечтали о которой.

Местоименные наречия в заданиях ЕГЭ встречаются нечасто, и обычно это вопросительно-относительные наречия: откуда, как, когда, где, зачем, отчего, почему или отрицательные нигде, никак, никогда, ниоткуда. Местоименные наречия в заданиях ЕГЭ встречаются нечасто, и обычно это вопросительно-относительные наречия: откуда, как, когда, где, зачем, отчего, почему или отрицательные нигде, никак, никогда, ниоткуда. Я знала, когда он приедет (когда союзное слово в роли обстоятельства времени. Найдите в этом предложении словосочетание со связью примыкание. Вы уже помните, что примыкают только наречие, деепричастие и инфинитив. В предложении только одно наречие когда, вопрос к нему можно задать от глагола приедет. Следовательно, это словосочетание когда приедет.). Сравните: Было поздно, когда мы пришли домой (когда союз). Я знала, когда он приедет (когда союзное слово в роли обстоятельства времени. Найдите в этом предложении словосочетание со связью примыкание. Вы уже помните, что примыкают только наречие, деепричастие и инфинитив. В предложении только одно наречие когда, вопрос к нему можно задать от глагола приедет. Следовательно, это словосочетание когда приедет.). Сравните: Было поздно, когда мы пришли домой (когда союз).

Как различить союз и союзное слово? На союзное слово падает логическое ударение, и это одно из основных отличий. Как различить союз и союзное слово? На союзное слово падает логическое ударение, и это одно из основных отличий. F Правило-подсказка F Правило-подсказка Если зависимым словом в словосочетании является относительное местоимение в предложно-падежной форме, то всегда вид связи в таком словосочетании управление, а если местоименное наречие примыкание. Если зависимым словом в словосочетании является относительное местоимение в предложно-падежной форме, то всегда вид связи в таком словосочетании управление, а если местоименное наречие примыкание.

Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (1)Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (1)Странники не понимали, откуда появился этот всадник. откуда появился

Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (1)Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (1)Странники не понимали, откуда появился этот всадник. этот всадник

Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение). (2)Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (2)Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. управление

Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (2)Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (2)Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. издалека казался

Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (3)Куда, в какие края спешил русский богатырь? (3)Куда, в какие края спешил русский богатырь? куда спешил

Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЯ (3 предложение). (3)Куда, в какие края спешил русский богатырь? (3)Куда, в какие края спешил русский богатырь? согласование

Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (4)О каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (4)О каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (о) каких бедах

Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение). (4)О каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (4)О каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? управление

Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (4)О каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (4)О каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? стремительно помчался

Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. (5)О чем думал он сейчас? (5)О чем думал он сейчас? о чем думал

Укажите тип связи в словосочетании ДУМАЛ СЕЙЧАС (5 предложение). (5)О чем думал он сейчас? (5)О чем думал он сейчас? примыкание

Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (6)Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики родители и молодая жена-красавица всё осталось где-то в прошлом. (6)Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики родители и молодая жена-красавица всё осталось где-то в прошлом. осталось где-то

Укажите тип связи в словосочетании ОСТАЛОСЬ В ПРОШЛОМ (6 предложение). (6)Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики родители и молодая жена-красавица всё осталось где-то в прошлом. (6)Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики родители и молодая жена-красавица всё осталось где-то в прошлом. управление

Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (7)Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали. (7)Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали. добру молодцу

Укажите тип связи в словосочетании О КАКОЙ НЕ СЛЫШАЛИ (7 предложение). (7)Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали. (7)Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали. управление

Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (7)Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали. (7)Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали. раньше не слышали

Из предложения 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (8)Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу. (8)Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу. эти мысли

Укажите тип связи в словосочетании ВЗГЛЯДОМ ПРОВОДИЛИ (8 предложение). (8)Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу. (8)Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу. управление

Укажите тип связи в словосочетании ПОМОЛИЛИСЬ ЗА УДАЧУ (8 предложение). (8)Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу. (8)Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу. управление

Из предложения 9 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (9)А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось. (9)А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось. куда пришли

Из предложения 9 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (9)А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось. (9)А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось. открытые ворота

Укажите тип связи в словосочетании УВИДЕЛИ ВОРОТА (9 предложение). (9)А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось. (9)А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось. управление